Отчет по теме самообразования "Развитие личностных качеств умственно отсталых школьников через активные формы работы" 2014-15 уч.год
статья

Отчет по теме СО 2014-14 уч год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное  учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья    «Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Отчет по теме самообразования

«Развитие личностных качеств  умственно отсталых школьников через активные формы работы»

                                                             Подготовила:

Мангасарова Н.М.,                                                             воспитатель высшей категории                                                            БС(К)ШИ VIII вида

                                                           

2015 уч.год

Тема самообразования: «Развитие личностных качеств  умственно отсталых школьников через активные формы работы».

Цели:

1.Совершенствовать педагогическое мастерство по развитию личностных качеств  у учащихся с умственной отсталостью.

2.Пополнить методическую копилку материалами, включающими различные формы и методы работы с учащимися по теме самообразования.

Этапы  деятельности.

I. Составление списка литературы по самообразованию.

II. Изучение состояния избранной проблемы в практике работы школы.

III. Проектирование собственной деятельности по самообразованию.

IV. Результативность, рефлексия самооценки.

Я начала свою работу со знакомства со статьями по теме самообразования в  журналах периодической печати, обзора в Интернете материалов по теме самообразования, изучения специальной литературы из личной библиотеки, с целью пополнения знаний по теме самообразования, применять их в работе:

 - В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых   школьников».

 - Б.П. Пузанов «Основы дефектологии».

 - Д.И. Исаев «Умственная отсталость».

 - И.Ю. Левченко «Патопсихология теория и практика».

 - В.В. Марилов «Общая психопатология»

 - А.Ю. Асанов «Основы генетики и  наследственные нарушения развития  детей».

 - Л.Д. Виноградова «Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка».

 - Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной  (коррекционной) школе-интернате, детском доме».

 - С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника».

 - И.П. Подласный «Курс лекций по коррекционной педагогике».

 - Л.С. Выготский «Дефектология».

 - И.А. Зайцева «Коррекционная педагогика»

 - А.Ф.Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении».

 - Б.П. Пузанов «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития»

 - В.Ф. Мочихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате.

 - А.Д. Гонеев «Основы коррекционной педагогики»

 - О. Шпек «Люди с умственной отсталостью».

 - С.С. Ляпидевский «Клиника олигофрении».

 - В.П. Кащенко «Коррекционная педагогика»

 - В.В. Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе».

Изучила опыт по теме самообразования через Интернет (сайты коррекционных школ 8 вида), посещала внеклассные мероприятия коллег с целью обмена опытом, изучила материалы работы с моим классом психологов школы Конради Е.А., Ивановой Ю.С. Провела диагностику уч-ся по личностному развитию, вела диагностику уровня воспитанности в течение отчетного периода, отслеживала мониторинг. Вела работу по подбору, систематизации и оформлению накопленного материала по теме самообразования в  электронном  варианте. Итогом  стала разработка в составе творческой группы тематики воспитательских часов для 1-9кл. по личностному развитию, основам социализации и экономического просвещения, по которой работают воспитатели школы уже несколько лет. По этому тематическому планированию в данном направлении  работала и я, формы занятий разнообразные: беседы, познавательные занятия, КРЗ, сказкотерапия, анкетирование, тестирование.

Работа по личностному развитию умственно отсталых школьников имеет ряд особенностей:

- в младшей возрастной группе необходимо формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде, самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие...)

- в средней возрастной группе развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я — сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.

Развитие общей психологической компетентности у ребенка. Это работа по развитию личностной позиции ребенка с ОВЗ: сочувствия к другим, умения оказывать поддержку другому, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также по нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что «морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально».

- в старшей возрастной группе актуальным становится построение временной перспективы будущего воспитанника как составной части общей стратегии поведения. Речь идет о формировании мотивов ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рационального прогноза, т.е. о мотивах, не сконцентрированных на самооценке и защите своего «Я».

Особенности личности умственно отсталых школьников.

Под развитой человеческой личностью обычно подразумевают человека, который обладает определенным мировоззрением, осознает свое место в обществе, свои жизненные цели, умеет самостоятельно действовать для достижения этих целей. Личностью человек становится по мере того, как он начинает отдавать себе отчет в том, что и для чего он делает, и может руководить своими действиями. Личность формируется под влиянием тех общественных отношений, в условиях которых происходит ее развитие, т. е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, нельзя отрицать влияния врожденных биологических особенностей организма на свойства личности. Состояние и свойства нервной системы входят в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности. Однако решающим являются общественные условия ее воспитания.

Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, согласно мнению ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка.

При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.

Однако воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, поскольку, как уже говорилось, их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников. Направленность личности умственно отсталых детей включает систему мотивов, потребностей и интересов. В этой связи следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Конкретно это выражается в преобладании элементарных органических потребностей (еда, сон и т. д.). Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы умственно отсталых детей. Направленность личности — основное психологическое свойство, определяющее целевые установки, содержание деятельности и поведения человека. Направленность включает совокупность взаимодействующих мотивов, потребностей и интересов — это система побуждений, проявляющихся в избирательности отношений и активности личности. Для умственно отсталых характерны низкий уровень осознанности мотивов, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, объясняющаяся сильной зависимостью мотива от ситуации, затрудненность процесса опосредования мотивов, связанная с неумением поставить и осознать цель, нарушение смыслообразования мотивов, при котором мотив остается лишь знаемым и не побуждает к действию. Мотивы умственно отсталых бедны по содержанию. Особенно затруднено формирование широких социальных мотивов, так как здесь требуется высокий уровень обобщения.

С целью изучения особенностей направленности личности воспитанников и дальнейшей коррекции  учебных, а также социально значимых нравственных мотивов, на занятиях включала анкеты,  небольшие литературные произведения (рассказ, сказки), с последующим обсуждением, ответами на вопросы.

1.Как бы в этом случае поступил ты? Что бы ты ответил? Почему?

2.Кто поступил правильно?

3.Оцени поступок.

4.В чем ошибка?

Диагностика уровня школьной мотивации  в форме анкетирования  было проведено в начале 6  класса, при переходе в среднюю ступень обучения. Исследование мотивации дает возможность выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.                  (см. прил.1 )

Результаты диагностика уровня школьной мотивации учащихся 6класса                       (присутствовало 11 человек)


В 8 классе провела
 изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.                 (см. прил.2)

Результаты исследования преобладающих мотивов получения образования у учащихся 8 класса.

(присутствовало 11 человек)

Суждения

Результаты (количество учащихся)

1-3 -мотивы долга

1  (Бацай М.)

4-6 -мотивы самосовершенствования

2  (Егель П., Колычев В.)

7-9 -мотивы благополучия

3  (Вайс Э., Высоцкий К., Куликов Э.)

10-11 -мотивы престижности

1  (Салов А.)

12-14 -мотивы избегания

2  (Никитченко С., Леонов В.)

15-16 -мотивация содержанием

1  (Гостев В.)

17-18 -мотивы познания

1  (Каказеева М.)

Такая методика позволила определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными, что помогло скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения старшеклассников.

Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние нужды человека в чем-либо. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов поведения. Это побудительные силы мыслительной деятельности и поступков личности.

У нормального ребенка при правильном воспитании взаимосвязанно развиваются все виды потребностей, в том числе и потребности познавательного характера. У умственно отсталых детей недоразвита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Вместе с тем у них остаются сохранными адекватные органические потребности. Однако с годами побудительная сила последних увеличивается. В результате снижения контролирующей функции мозга может наблюдаться гипертрофированность влечений: увеличение аппетита, неумеренность жажды, могут преждевременно развиваться сексуальные потребности. Духовные же потребности развиваются у них замедленно. Такая дисгармоничность в развитии потребностей предопределяет и неполноценное развитие определенных личностных качеств.

Чтобы проанализировать интересы воспитанников (8кл.) я провела анкетирование «Интересы и досуг» (см. прил.3) в форме вопросов – ответов.

 В системе направленности личности определенное место занимают мировоззрение и идеалы. 

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество, человеческое мышление.

Мировоззрение, определяя направленность личности, сказывается во всем ее облике: поведении, привычках, наклонностях.

Формирование мировоззрения у умственно отсталых учащихся представляет собой сложную, но вполне выполнимую задачу. У умственно отсталых учащихся мировоззрение формируется в процессе изучения преподаваемых им предметов. Оно развивается под влиянием воспитания и коррекционной работы. Из книг, от учителей, родителей они узнают о правилах  морали. Однако они не всегда действуют в соответствии с этим знанием даже в привычной конкретной ситуации. Ввиду этого случается, что они попадают под дурное влияние, совершают неправильные действия и поступки.

В 7 классе была проведена беседа «Кто мне доверяет, кому доверяю я?» в ходе которой было проведено тестирование «Честность» (см. прил.4). В результате у 50% воспитанников низкий показатель по шкале «Честность», что свидетельствует о склонности ко лжи, стремлении приукрашивать себя, свое поведение.

 В 9классе на познавательном занятии «Ценности и жизненный путь человека учащимся было предложено пройти тест «Ценностные ориентации»  для диагностики мотивов деятельности, их ценностных ориентаций.

Тест «Ценностные ориентации» 

Задание. Расставьте слова в порядке значимости для вас, начиная с самого значимого.
Книги, хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения.
Что будет помещено на 1-е, 2-е место, те ориентации и будут преобладать в деятельности учеников. 

По результатам тестирования на первое место все воспитанники поставили слово «деньги», затем одежда, либо спорт…

У этих детей имеет свои особенности и такая структурная единица личности, как система саморегуляции (самоуправления).

Эта система должна обеспечивать возможность осуществлять самоконтроль в процессе выполнения мыслительной и практической деятельности. Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как «я». Эта система — образование самосознания. В зависимости от воспитания и образа жизни определяется качество «я», его возможности в саморегуляции собственных сил и средств. Личность, как саморегулирующаяся система, осуществляет: вызов, задержку процессов (действий, поступков); переключение психической деятельности; усиление или ослабление активности и т. д. Свойственная умственно отсталым слабость регулирующей функции мышления часто обусловливает их некритичность по отношению к своим и чужим поступкам и действиям. Низкий уровень самосознания во многих случаях приводит к тому, что они начинают обдумывать действие не до, а после его выполнения. Это, в свою очередь, приводит к ошибочным действиям и неумению спланировать предстоящую деятельность. Умственно отсталые дети не могут критически оценить свои возможности, склонности, результаты собственного труда.

 В младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки, в среднем — наиболее адекватные, в старшем — преимущественно завышенные.

Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.

Завышенная самооценка в старшем возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Повышенная самооценка может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся.

В зависимости от самооценки находится уровень притязаний.  Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.

Оценка и самооценка в структуре личности умственно отсталого школьника выступает в качестве ведущего компонента в формировании самосознания.

Мною были предложены детям анкеты «Кто я?» (см. прил.4), для изучения самооценки и уровня притязаний учащихся использовала:

а)        метод Де-Греефе: ученику предъявляется три кружка с условием, что один кружок означает его самого, второй — его товарища, третий — учителя. После чего предлагается провести линии разной величины от каждого из этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась самому умному;

Результаты изучения самооценки учащихся 7 класса                                                                              Метод Де-Греефе.

(присутствовало 10 человек)

Завышенный уровень самооценки

Средний уровень самооценки

Низкий уровень самооценки

Никитченко С.

               Вайс Э.

              Леонов В.

              Егель П.

              Высоцкий К.

Каказеева М.

                 Гостев В.

                 Салов А.

Куликов Э.

Колычев В.

б)        метод С. Я. Рубинштейн: ученику предлагается 4 вертикальных линии: одна означает счастье, вторая — успехи в учебе, третья — развитие ума, четвертая — поведение. Ученику объясняется, что высшая точка, отмечаемая на  каждой из линий, обозначает высшую степень развития ума (самый умный), счастья (самый счастливый) и т. д. Чем ниже точка, тем менее счастлив, менее умен и т. д. Ученик должен сам оценить свои качества, отметив оценку точкой  на  соответствующей вертикальной линии.

Результаты изучения самооценки учащихся 9 класса                                                                             Метод С. Я. Рубинштейн .

(присутствовало 11 человек)

Завышенный уровень самооценки

Средний уровень самооценки

Низкий уровень самооценки

Никитченко С.

               Вайс Э.

               Леонов В.

               Егель П.

               Высоцкий К.

               Салов А.

               Гостев В.

Каказеева М.

           Колычев В.

           Бацай М.

Куликов Э.

Особенности уровня притязаний  учеников провела по методике немецкого психолога Хоппе.

Ученику предлагается карточка -10 заданий с номерами от 1 до 10. Суть эксперимента в следующем: ученику предоставляется возможность выбрать любое задание предварительно объяснив, что с возрастанием номера карточки возрастает трудность задачи. Правильность решения задачи учеником значения не имеет. Важна реакция его на свой «успех» и «неуспех» и влияние этих оценок на последующий выбор.

Примерные задания

  1. Придумай три слова на букву ш.
  2. Назови пять видов овощей.
  3. Назови четыре имени на букву с.
  4. Назови пять названий цветов.
  5. Назови шесть видов ягод.
  6. Назови три вида цветов на букву р.
  7. Назови шесть городов.
  8. Назови семь рек.
  9. Назови фамилии шести писателей.
  10. Назови пять растений па букву к.

Результаты исследования уровня притязаний учащихся 9 класса

Метод Хоппе

(присутствовало 11 человек)

Одной из личностных структур является характер. Это сложное образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека, это стиль поведения личности. В характере отражаются воля, интересы, эмоциональный склад человека. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же, как и другие структурные компоненты личности, отличается своеобразием. При этом надо отметить, что недоразвитие характера при умственной отсталости довольно частое, но не обязательное вторичное отклонение.

Характер проявляется и формируется в системе отношений. Человек не только познает окружающий мир, но и определенным образом относится к нему. Личность человека находится в сфере влияния различных отношений: к близким людям, коллективу сверстников, обществу, самому себе, деятельности своей и других людей. В силу органического поражения мозга умственно отсталым недоступен высокий уровень обобщений. Они не способны, например, в процессе деятельности распределить внимание, предусмотреть последовательность действий; им трудно выделить главное и установить основные связи и признаки. Им свойственна склонность к стереотипным действиям.

При проведении беседы «Воля и путь к успеху» в 6 классе, провела тестирование «Волевой ли я человек» (см. прил.5)

В 9 классе «Стремиться к цели или ждать чуда», я предложила детям анкету «Мой характер»              (см. прил.6)  

Системе отношений умственно отсталых школьников тоже присущ ряд особенностей:

а) сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;

б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении,

в) сравнительно элементарная мотивация отношений;

г ) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;

д) нарушение избирательности отношений.

Изучение отношения школьника к самому себе я провела в 8 классе на занятии по сказкотерапии «Расскажи мне обо мне» в форме анкетирования «Как я отношусь к себе» (см. прил. 7), а вот в 9 классе на беседе «Из чего складывается впечатление о человеке» учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты «Мой стиль общения» (см. прил.8)

По межличностным отношениям мною проводились в 7-9кл. социометрическое исследование                            (см. прил. 9), во  взаимоотношениях детей в классе больших изменений не наблюдалось.

Результаты социометрического исследования (по методике №1) учащихся 9 класса

Отверженные (27%) –Вайс Э, Бацай М., Куликов Э.

Лидеры (39%) – Гостев В., Каказеева М., Колычев В., Салов А.

Принятые (26%) – Леонов В., Никитченко С., Высоцкий К.

Изгой (8%) – Ремпель И.

Все годы,  анализируя уровень воспитанности, я следила за динамикой развития личностных качеств учащихся.

Динамика развития личностных качеств за 2010-2014 уч.год

Все материалы для исследований будут предоставлены в методический кабинет, также  в электронном виде я сдам очень хороший материал в Worde из личной метод. копилки, который можно использовать при подготовке к занятиям.

 В заключение хочу сказать, за отчетный период я принимала активное участие в работе педсовета (подготовила три выступления), методического объединения воспитателей, подготовила сообщения на МО воспитателей в рамках дефектологического всеобуча «Особенности овладения учебными и трудовыми навыками у умственно отсталых   детей», «Особенности памяти умственно отсталых школьников», «Исследования в области олигофренопсихолии. Обмен научной информацией и опытом», реферат «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников.

Таким образом, работу по теме самообразования закончила.

 



Приложение 1

 Анкетирование.                                   Диагностика уровня школьной мотивации

Фамилия, имя        

1. Тебе нравится в школе или не очень?

не очень

нравится

не нравится

2.        Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться
дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью.

3.        Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим
можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

4.        Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится.

5.        Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6.        Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7.        Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9.        У тебя много друзей в твоем классе?

  • мало
  • много
  • нет друзей

10.        Тебе нравится твой класс?

  • нравится
  • не очень
  • не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анализ анкетирования

- 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

  • 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
  • Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
  • 19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
  • 10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
  • Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

Приложение 2

Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.

Фамилия, имя        

Задание. Выбрать из 18 суждений только три самых важных, которые имеют для тебя самое большое значение.

  1. Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.
  3. Я  понимаю   свою   ответственность за учение   перед родителями.
  4. Я хочу закончить школу и учиться дальше.
  5. Я хочу иметь хорошую работу.
  6. Я хочу получать хорошие и отличные отметки.
  7. Я хочу получать одобрение родителей и учителей.
  8. Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.
  9. Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.
  10. Я хочу отвечать на уроках лучше всех.
  11. Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.
  12. Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.
  13. Я не хочу получать плохие отметки.
  14. Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.
  15. Мне нравится учиться.
  16. Мне нравится делать домашние задания.
  17. Мне нравится рассуждать на уроке.
  18. Мне нравится решать трудные задачи.

Суждения

1 - 3 - мотивы долга

4 - 6 - мотивы самосовершенстования

7 - 9 - мотивы благополучия.

10 - 11 - мотивы престижности.

12 - 14- мотивы избегания.

15- 16 - мотивация содержанием.

17-18 - мотивы познания

Приложение 3

Анкета «Интересы и досуг»

1 .Я учусь, потому что:

  • этого требуют мои родители;
  • мне интересно;
  • нужно для поступления ;
  • потому что учиться необходимо;
  • пригодится в жизни;
  • другое.

2.Мне нравится учиться:

  • всегда;
  • иногда;
  • никогда.

3.        Я хожу в школу (выбери 2-3 утверждения):

  • общаться с друзьями;
  • учиться;
  • там интересно;
  • потому что весело;
  • люблю школу;
  • нравятся учителя;
  • близко от дома.

4.Что        мешает хорошо выполнять домашние задания? Выберите одну или
несколько причин:

  • лень;
  • телефон;
  • усталость;
  • неинтересности заданий;
  • оторванность предметов от жизни;
  • запущенность материала;
  • все равно не спросят;
  • несправедливость в оценке знаний;
  • плохие учебники;
  • слабое здоровье;

5. Что ты любишь делать в свободное время?

6.Любишь ли ты читать книги?

7.Смотришь ли ты фильмы?

8.О чем ты любишь смотреть фильмы?

9.Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телевизионных передач?

10. Сколько времени уходит на прослушивание музыки?

11.Сколько времени ты гуляешь?

12. Сколько времени занимаешься с родителями каким-нибудь совместным делом?

13.Есть ли у тебя дома любимый уголок?

14.Ходишь ли ты в какой-нибудь кружок? Что тебе там нравится?

15.Посещаешь ли ты спортивные секции?

16.В какие игры ты больше всего любишь играть?

17.Какое твое самое любимое занятие в школе? Почему

18. Каким видом творчества ты занимаешься?

Приложение №4

Тест «Честность».

Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны вы с ними или нет. Если вам сложно выбрать вариант, то попробуйте оценить то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

  1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.
  3. У меня бывают денежные затруднения.
  4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.
  5. Бывало, я откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  6. В компании я веду себя не так, как дома.
  7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.
  8. Я не всегда говорю правду.
  9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.

10.        Иногда я сержусь.

    11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

  1. Бывает, что я выхожу из себя.
  2. В детстве я сразу и без пререканий делал все, что от меня требовалось.
  3. Иногда я раздражен чем-нибудь.
  1. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.
  2. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  3. Я люблю иногда посплетничать.
  4. Среди тех, кого я знаю, есть такие люди, которые мне очень не нравятся.
  5. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого терпеть не могу.
  6. Мне случалось опаздывать.
  7. Мне свойственно иногда прихвастнуть.
  8. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  9. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.
  10. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
  11. Бывало, что я говорил неправду.
  12. Все мои привычки положительны.
  13. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово.
  14. Иногда могу похвастаться.
  15. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  16. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

Результаты теста:

Необходимо посчитать количество ответов «да» на вопросы: 1,3,5,6,8,9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17,

18, 19,20,21,22,23,24,

25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 и количество ответов «нет» на вопросы: 2, 4, 7, 13, 26,27.

•        0-5 баллов. Очень низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о ярко выраженной
склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях
социального интеллекта.

•6-13 баллов. Низкий показатель по шкале «Честность». Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, свое поведение.

•        14-29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Изредка склонен
приукрашивать себя, свое поведение, но в пределах нормы.

•30-34 балла. Высокий результат по шкале «Честность». Может быть связан не только с высокой личностной честностью, но и следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки.

Приложение 5

Анкета «Кто я?»

1.        Пол

  1. Мужской
  2. Женский

2.        Есть ли у вас увлечения?

     1.Есть

     2.Ничем не увлекаюсь

     3.Много увлечений

3.        Сколько времени вы тратите на свое увлечение?

  1. 1-2 часа в день
  2. 3-4 часа в день

      3. ------------------------

4.        Какое у вас здоровье?

  1. Отличное
  2. Хорошее
  3. Часто болею

4.        

5.        Какие черты характера свойственны вам?

  1. Нервный, раздражительный, капризный
  2. Упрямый, гордый, злой
  3. Отзывчивый, чуткий, добрый

4.Молчаливый, стыдливый, застенчивый

     5.Решительный, отчаянный, самоуверенный

     6.Верный, надежный, преданный

6.        Вы курите?
1.Да

  1. Не курю
  2. Очень редко

4.        

7.        Вы курите, потому что...

  1. Предлагают друзья
  2. Чтобы самоутвердиться в компании
  3. Просто балуетесь

4.        

8.        Что для вас значит быть счастливым?

  1. Обладать определенным талантом
  2. Иметь много денег
  3. Иметь много друзей
  4. Жить в полной гармонии с окружающими людьми

5.        

Приложение 6

Тестирование «Волевой ли я человек?»

Хочешь знать это? Тогда постарайся честно ответить самому себе на следующие вопросы. При этом за каждый ответ «да» поставь себе 2 очка, если затрудняешься ответить или считаешь — «не знаю» — 1 очко, если «нет» — 0.

  1. Способен ли ты, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?.
  2. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?
  3. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
  4. Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?
  5. Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает на них другим?

  1. Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
  2. Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это. делать не обязательно?
  3. Выполняешь ли поручение, которое тебе не совсем приятно?
  4. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого, не сделать?

  10. Способен  ли без напоминаний  принимать  лечение строго по предписанию врача?

      11.Есть ли у тебя дни или часы, в которые любишь заниматься одним и тем же делом?

      12.Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведешь ли начатое до конца?

      13.Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное важное дело?

      14. Всегда ли выполняешь свои обещания?                                                                                           15. Регулярно ли анализируешь свое поведение, поступки  и делаешь из этого для себя определенные выводы?

А теперь подсчитывай свои очки. Их сумма и будет свидетельствовать о том, насколько ты — волевой человек.

- Если набралось от 22 до 30 очков, тебя можно поздравить — с силой воли все в порядке. Человек ты волевой, на" тебя, можно  положиться,  не  подведешь.. Но  не зазнавайся - знай, что иногда твоя, твердая и непримиримая   позиция по. принципиальным вопросам досаждает окружающим. Так что, есть над чем работать.

- Если набралось 13—21 очко, сила волн развита средне. Если чувствуешь, что иначе нельзя, ты действуешь должным образом, если увидишь, что чего-то можно и не делать, то и не станешь за это браться. Ты не берешь многое на себя, но свои обещания выполняешь. Если тебе поручают что-то, ты выполняешь, по своей инициативе лишние обязанности на себя не берешь. Ты довольно дипломатичен, но не всегда тверд и упорен в достижении цели. Да и. четких-то целей пока   не имеешь.

- Если набралось 12 и менее очков, то с силой воли у тебя неблагополучно. К своим обязанностям относишься спустя рукава, делаешь лишь то, что легче и интереснее. У тебя наверняка немало неприятностей и дома, и в школе. Но" это не беда, если они тебя беспокоят. Постарайся посмотреть на. себя как бы со стороны, проанализируй свое поведение, поступки и попытайся, хоть что-то изменить. Ты скоро убедишься, что это вовсе нетрудно, надо лишь заставить самого себя. И не сомневайся, ты станешь более волевым человеком.

 

Приложение 7

Анкета «Мой характер»

1. Сколько у вас друзей?

  1. Один
  2. Два
  3. Много
  4. Нет друзей

5.         

2. Свободное время вы...

  1. Предпочитаете проводить с друзьями
  2. Любите   помечтать,   поразмышлять

3.         

3.        Бывает ли так, что вы чувствуете себя одиноким?

  1. Часто
  2. Очень часто
  3. Редко
  4. Никогда

4.        Как часто вы улыбаетесь?

  1. Часто
  2. Очень часто
  3. Редко
  4. Никогда

5.        Расстраиваетесь ли вы из-за неудач?

1-Да

  1. Редко
  2. Никогда

6.        Легко ли вас разозлить?
1.Да

2. Нет

3.        

7.        Что вы за человек?

  1. Необщительный, замкнутый
  2. Импульсивный, инициативный
  3. Активный, деятельный
  4. Вспыльчивый, горячий
  5. Спокойный, медлительный
  6. Унылый, вялый

8.        Сколько времени вам необходимо для выполнения важного задания?

  1. Один, два часа
  2. Чем больше, тем лучше
  3. Нисколько

4.        

9.        Вы любите большие, шумные компании?

1.Да

2. Нет

 

  1. Как вы предпочитаете работать?
  1. Быстро
  2. Медленно

Приложение 8

Анкета «Как я отношусь к себе»

Задание. Ответь на следующие вопросы, выбрав наиболее подходящие варианты

суждений.

1.Какие твои личные качества тебя радуют?

  • Хорошая память.
  • Сильная воля.
  • Вежливость.
  • Умение быть интересным (ой).
  • Трудолюбие, ответственность, дисциплинированность.
  • Ум, умственные способности.
  • Внешний вид.

2.        Что в твоей жизни тебя радует?

  • Общение с друзьями.
  • Взаимоотношения с учителями.
  • Отношения с членами семьи.
  • Любимое занятие.
  • Успех в учёбе.
  • Умение добиваться поставленных целей.
  • Общение в компании сверстников.

3.        Какие личные качества тебя огорчают, приносят неприятности? От чего хотел(а)
бы избавиться?

  • Плохая память.
  • Слабая воля.
  • Неумение вести себя.
  • Неумение быть интересным в компании.
  • Конфликтность.
  • Лень, неорганизованность.
  • Плохой внешний вид.

4.        Что в твоей жизни тебе не нравится, приносит огорчения и неприятности?

  • Общение с друзьями.
  • Взаимоотношения с учителями.
  • Отношения с членами семьи.
  • Дела, занятия вне школы.
  • Плохие результаты учёбы.
  • Неумение добиваться намеченных целей.
  • Общение в компании сверстников.

Приложение 9

Анкета «Мой стиль общения»

1.        Пол

  1. Мужской
  2. Женский

2.        Есть ли у вас друзья в классе?

  1. Один
  2. Два
  3. Все
  4. Нет друзей

5.        

3.        Какие у вас взаимоотношения
с одноклассниками?

  1. Отличные
  2. Хорошие
  3. Плохие

4.                

4.        Если у вас возникают проблемы в школе, кто помогает вам ре
шать их?

  1. Одноклассники
  2. Родители
  3. Друзья
  4. Классный руководитель

5.        

5.        Если у вас возникают проблемы в школе, чья помощь вам необ
ходима?

  1. Одноклассников
  2. Родителей
  3. Друзей
  4. Классного руководителя

5.          

6.        Какими должны быть вашиодноклассники?

  1. Отзывчивыми, добрыми
  2. Молчаливыми, застенчивыми
  3. Отчаянными, самоуверенными
  4. Верными, надежными, преданными

7.        Какими должны быть учителя?

  1. Строгими
  2. Требовательными
  3. Дружелюбными

4.         

8.        Если бы вы были классным руководителем, какие воспитательные меры приняли бы к ученику, нарушающему дисциплину в школе?

                           

                                          Приложение 10.

                            Социометрические исследования

Цель: Изучить детский коллектив и взаимоотношения в нем, выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить учащихся, которые пользуются уважением сверстников и тех, кого детская среда отвергает.

Методика №1

Ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос.

  1. С кем из ребят класса тебе хотелось бы сидеть за одной партой?
  2. С кем из ребят класса тебе хотелось бы обсудить прочитанную книгу, увиденную передачу';
  3. С кем из ребят класса тебе хотелось бы участвовать в совместной работе после уроков?
  4. Кому из ребят класса тебе хочется позвонить в выходной день?
  5. Кого из ребят класса тебе хотелось бы пригласить к себе домой?
  6. С кем из ребят класса тебе хотелось бы встретиться на каникулах?

Методика №2

Назвать имя и фамилию только одного человека при ответе на каждый вопрос.

  1. У тебя есть только два билета на представление. Кому из ребят класса ты хотел бы его предложить?
  2. У тебя в сумке два бутерброда. С кем из ребят класса ты им поделишься?
  3. У тебя есть вопрос по домашнему заданию. Кому из ребят класса ты хотел бы его задать?
  4. У тебя есть тайна. Кому из ребят класса ты мог бы ее доверить?
  5. Ты получил хорошую отметку. Как ты думаешь, кто из ребят класса будет радоваться твоей удаче также как ты?

Лицо кого из твоих одноклассников тебе приятно каждый день видеть в школе?

Контрольная работа № 4 Принципы

Задание 1

Выберите и отметьте те принципы, которые присущи вам, затем попросите родителей или товарищей проделать ту же работу. Сопоставьте полученные данные: хорошо ли вы знаете себя, справедлива ли ваша самооценка?

Вежливость, тактичность

Исключительно вежлив и корректен. Никогда не позволишь себе бестактность по отношению к

другому.

Вежлив по отношению к окружающим, родным и друзьям.

Достаточно вежлив и корректен с окружающими, но с близкими и друзьями можешь допустить

грубость, бестактность.

Не всегда вежлив. На грубость можешь ответить грубостью, а иногда и оскорбить без причины.

Часто позволяешь себе грубость или бестактность по отношению к другим людям, не способным

дать надлежайший отпор.

Чувство товарищества

Всегда помогаешь товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

Как правило, помогаешь товарищам.

Помогаешь товарищам, когда тебя просят об этом.

Очень редко оказываешь помощь, можешь отказаться, ссылаясь на отсутствие времени.

Никогда не помогаешь товарищам, несмотря на настойчивые просьбы.

Справедливость

Активно борешься с тем, что считаешь несправедливым. Не всегда борешься с несправедливостью. Редко выступаешь против того, что считаешь несправедливым. Не добиваешься справедливости, хотя переживаешь в душе. Совершенно равнодушен к проявлению несправедливости.

Общительность

Всегда охотно общаешься с людьми, любишь работать и отдыхать с другими. Как правило, с удовольствием общаешься с людьми. Стремишься общаться с ограниченным кругом людей. Предпочитаешь индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, не общителен.

Трудолюбие

Охотно выполняешь любую работу. Ищешь работу сам и стараешься сделать ее хорошо.

Как правило, охотно берешься за работу. Случаи противоположного характера бывают редко.

Редко охотно берешься за работу.

Чаще всего стараешься уклониться от любой работы, ленишься.

Постоянно уклоняешься от выполнения любого дела.

Бережливость

Всегда содержишь свои вещи в идеальном порядке, всегда одет опрятно, подтянут. Бережешь

общественное имущество, всегда стараешься привести его в порядок.

Содержишь в надлежащем порядке собственные вещи. Помогаешь приводить в порядок

общественное имущество по обязанности.

Не проявляешь большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда бываешь

неопрятным. Равнодушен к тем, кто портит общественное имущество.

Часто не заботишься о своем внешнем виде, не бережешь общественное имущество, даже

портишь его.

При случае, не задумываясь, наносишь ущерб общественному имуществу. Неряшлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников

В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обученя в условиях одного класса на уроках математик...

Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников

В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса на уроках математи...

Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики

   Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации Ф...

Значение уроков практического труда для формирования у умственно-отсталых школьников социально-значимых умений и творческих качеств личности

Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность признается одним из главных условий их подготовки к самостоятельно жизни. Труд детей с ограниченными возможностями способствует ...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"

Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....