Учебный план специального (коррекционного) образования 8 вида
учебно-методический материал на тему
Материал представлен за два последних года. Предназначен для индивидуальных занятий с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_plan_korrekts_2013-2014_2014-2015na_pechat.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассматривая вопросы формирования мотивации учебной деятельности обучающихся нуждающихся в коррекционном воздействии, необходимо помнить, что наиболее эффективным является обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и творческой активности.
Учебные программы специальных (коррекционных классов) VIII вида направлены на разностороннее развитие обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность; принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию, имеющихся у отдельных учеников специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение носит воспитывающий характер. Школа готовит своих обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность, в условия современного производства.
Цели программы:
- обучение и воспитание обучающихся, коррекция отклонений в психофизическом развитии обучающихся;
- формирование общей культуры обучающихся;
- адаптация обучающихся, к жизни в обществе;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся;
- вооружение каждого ребенка оптимальным арсеналом профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для адекватного профессионального самоопределения и успешного трудоустройства.
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план индивидуального обучения детей с умственной отсталостью по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида составлен в соответствии с нормативными документами: письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Образовательное учреждение руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и Уставом учреждения.
Основной целью обучения и воспитания является коррекция недостатков развития детей средствами образования.
В процессе овладения учебными предметами корригируются недостатки общего, речевого, физического, личностного развития. Особое внимание обращается на коррекцию специфических нарушений.
При отборе программного материала, составлении индивидуального учебного плана учитывается формирование навыков общения, мотивации к познавательной деятельности, базовых практических умений для дальнейшей индивидуальной трудовой деятельности, позволяющих адаптироваться к жизни в обществе.
Учебный план индивидуального обучения детей с умственной отсталостью по специальной (коррекционной) программе VIII вида предусматривает 9-летний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися общего образования и трудовой подготовки, необходимых для их социализации и реабилитации.
В I-IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V-IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится коррекционные курсы, имеющее профессиональную направленность.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Реализация учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками школы необходимый минимум знаний, умений и навыков, обеспечиваемых возможностью адаптации в современных реалиях.
Обучающие изучают основные общеобразовательные предметы, с учебной недельной нагрузкой в I- IV классах – до 8 часов, в V- VIII классах – до 10 часов.
Учебный план включает образовательные области и соответствующие им предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности.
Образовательная область «Язык и речь» представлена учебными предметами: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, русский язык. Задача данной образовательной области заключается в развитии у детей навыка чтения и письма, в формировании умения правильно и последовательно излагать мысли в устной и письменной форме, в содействии социальной адаптации, общему развитию и воспитанию нравственности.
Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом математика, позволяющим дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Образовательная область «Природа» представлена учебными предметами: природоведение, биология, география, которые помогают обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, беречь и стремиться охранять, а так же дают элементарные сведения о населении, хозяйстве родного края, России и мира.
Образовательная область «Обществознание» представлена учебными предметами: история Отечества, обществознание - граждановедение способствующими формированию личностных качеств гражданина путем повышения правовой и этической грамотности обучающихся.
Образовательная область «Искусство» представлена учебными предметами: музыка, изобразительное искусство, которые призваны развить у учащихся эстетические чувства, умение воспринимать и понимать красивое, воспитывать художественный вкус, навыки рисования, музыкальной культуры.
Образовательная область «Физическая культура» представлена учебным предметом физическая культура, которая способствует решению основных задач физического воспитания: укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающихся; привитие гигиенических навыков.
Предметы, которые не предусмотрены учебным планом, или на них отведено минимальное количество времени, но являющиеся важными для развития конкретного обучающегося (музыка, изобразительное искусство, физическая культура), частично интегрируются с близкими по содержанию предметами образовательной программы. Они способствуют расширению кругозора ученика, его активного и пассивного словаря, улучшают его эмоциональное состояние, а так же развивают мелкую моторику, зрительную и слуховую память, внимание, ведут к лучшему усвоению основных предметов.
Образовательная область «Трудовая подготовка» представлена предметом трудовое обучение. Образовательное учреждение может реализовывать типовые программы трудового обучения, вносить коррективы, внедрять новые учебные программы, разработанные с учетом психофизического здоровья обучающихся, материально-производственной методической базы, новых социально-экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах. Обучение разным по уровню сложности видам труда организуется с учетом интересов детей и в соответствии с их психофизическими особенностями.
Специфической особенностью учебного плана индивидуального обучения детей с умственной отсталостью по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида является введение образовательной области «Коррекционная подготовка».
К обязательным коррекционным предметам относятся: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка (СБО в 5-9 классах) и занятия по ритмике (1-4 классы). Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений об окружающей действительности, способствующих их социальной адаптации и повышению уровня общего развития. Обязательной составляющей каждого занятия является практическая часть. Практические занятия проводятся в форме ролевых игр, экскурсий.
Целью реализации учебного предмета развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности является исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Коррекционный курс «Социально - бытовая ориентировка» вводится с 5 по 9 класс с целью повышения социальных, практических компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшения условий социализации, социальной адаптации.
Индивидуальные коррекционные занятия по изобразительному искусству, направленные на развитие психомоторики и сенсорных процессов, проводятся в соответствии с расписанием. На занятия отводится 15-25 минут учебного времени на одного ученика. Индивидуальные занятия не входят в максимально допустимую нагрузку (Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) обязательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).
Педагог, работающий с детьми, разрабатывает индивидуальную образовательную программу на каждого ученика. Программа состоит из характеристики, отражающей психолого-педагогические, медико-социальные особенности ребенка; учебного плана, расписания занятий, тематического планирования. При отборе программного материала учитывается формирование коммуникативных навыков, мотивации к познавательной деятельности, уровень базовых практических знаний и навыков для дальнейшей трудовой деятельности.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области
«Гимназия имени Горького А.М.»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для организации индивидуальных занятий на дому
по специальным (коррекционным) программам VIII вида
на 2013-2014 учебный год
Образовательная область | Образовательные компоненты (учебные предметы) | 5-дневная рабочая неделя | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Язык и речь | Чтение и развитие речи | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Письмо и развитие речи | 1 | |||||||||
Русский язык | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Математика | Математика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Природа | Природоведение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Биология | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
География | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Обществознание | История Отечества | 1 | 1 | 1 | ||||||
Обществознание -граждановедение | 1 | 1 | ||||||||
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Физическая культура | Физическая культура | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Коррекционная подготовка | Развитее устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Социально-бытовое ориентирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
ОБЖ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
ИТОГО | 8 | 8 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 11 |
Муниципальное казённое образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области
«Гимназия имени Горького А.М.»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для организации индивидуальных занятий на дому
по специальным (коррекционным) программам VIII вида
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область | Образовательные компоненты (учебные предметы) | 5-дневная рабочая неделя | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Язык и речь | Чтение и развитие речи | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Письмо и развитие речи | 1 | |||||||||
Русский язык | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Математика | Математика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Природа | Природоведение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Биология | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
География | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Обществознание | История Отечества | 1 | 1 | 1 | ||||||
Обществознание -граждановедение | 1 | 1 | ||||||||
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Физическая культура | Физическая культура | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Коррекционная подготовка | Развитее устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Социально-бытовое ориентирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
ОБЖ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
ИТОГО | 8 | 8 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 11 |
Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы специальных (коррекционных) классов VIII вида
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации требований к результатам освоения образовательной программы начального и основного общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Оценок, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
∙ сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;
- становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
∙ понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва
∙ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Метапредметные результаты:
∙ способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
∙ умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
∙ умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
∙ способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
∙ умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предметные результаты представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
- Знание основополагающих элементы научного знания (как общенаучных, так и относящихся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащих в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
- формирования всех универсальных учебных действий;
- усвоение учащимися системы знаний по русскому языку и математике;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на обоих ступенях общего образования.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучение...
Рабочая программа по курсу "Истории Отечества" 8 класс специального (коррекционного ) образования VIII вида
Рабочая программа составлена к УМК И.М. Бгажноковой....
Рабочие программы для 6 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучениеРабочие программы составлены в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. М., ...
Рабочая программа по математике для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математичес...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
В школе для умственно отсталых детей в старших классах (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном ма...
Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.
В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ для 7 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
подробная рабочая программа для коррекционников, соответствует основным требованиям....