РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ для 7 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
подробная рабочая программа для коррекционников, соответствует основным требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_b_2015-2016.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАМИШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Замишевская СОШ» _______________ Г.М.Банадыкова «1» сентября 2015 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ
для 7 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
Составил: учитель географии
МБОУ «Замишевская СОШ»
К.Н Коренева
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол №1 от «28» августа 2015 года Руководитель МО_______А.А. Россенков. | «Согласовано» Зам. директора по УР ______________ Д.В. Маковенко «29» августа 2015 года |
2015-2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 7 класса разработана на основе примерной программы по географии для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией Т.М.Лифановой, сборник программ под редакцией В.В. Воронковой М., « Владос» 2011 г.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме).
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Обучение географии в 7 классе предусматривает 2 урока в неделю.
Класс | Программа 8 вида | Общеобразовательная программа | Рабочая программа учителя |
7 класс | География России(66 ч), | География. Природа России (68ч) | География России (68ч) |
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделяется экологическим проблемам. На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
II. Природные зоны России
Критерии оценки знаний для коррекционных школ не разработаны.
Учебно-методический комплект по географии 7 класса:
Учебник: 7 класс, География России Т.М.Лифановой, Просвещение 2012 год
Атлас: География 7 класс, Дрофа 2013 год
Контурная карта: География 7 класс, Дрофа 2013 года
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 7 класс
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
1-я четверть (18 ч)
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)(12ч)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые.
Месторождения полезных ископаемых.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (56 ч)
Размещение природных зон на территории России
Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (6 ч)
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
2-я четверть (14 ч)
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
3-я четверть (20 ч)
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар,
Охрана природы зоны степей.
4-я четверть (14 ч)
Зона полупустынь и пустынь (6 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Основные занятия населения.
Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Субтропики (2 ч)
Положение на карте.
Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик.
Высотная поясность в горах (6 ч)
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Рельеф. Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.).
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия.. Города.
Обобщающий урок по географии России.
Межпредметные связи
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»).
Города нашей Родины («Природоведение», 5 класс).
Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»)
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»).
Использование леса («Столярное, переплетное дело»).
Добыча, свойства, использование металлов («Слесарное дело»).
Различение цветов и оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»)
Практические работы.
Практических работ – 26.
Практическая работа №1: Нанесение на контурную карту границ России и пограничных государств.
Практическая работа №2: Нанесение на контурную карту Брянской области.
Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту равнинных форм рельефа России.
Практическая работа №4: Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых.
Практическая работа №5: Нанесение на контурную карту крупных рек России.
Практическая работа №6: Определение природной зоны разных территорий.
Практическая работа №7: Определение размещения на карте морей и островов бассейна Северного ледовитого океана.
Практическая работа №8: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны арктических пустынь.
Практическая работа №9: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны тундр.
Практическая работа №10: Обозначение на контурной карте городов, расположенных в зоне тундры.
Практическая работа №11: Определение на физической карте крупных форм рельефа лесной зоны России.
Практическая работа №12: Определение на физической карте крупных рек лесной зоны России.
Практическая работа №13: Запись и зарисовка названий животных лесной зоны.
Практическая работа №14: Определение на карте местоположения городов Центральной России..
Практическая работа №15: Определение на карте местоположения городов Северо-Западной России.
Практическая работа №16: Определение на карте местонахождения рек зоны степей.
Практическая работа №17: Запись и зарисовка названий растений и животных зоны степей.
Практическая работа №18: Определение на карте местоположения городов лесостепной зоны.
Практическая работа №19: Определение на карте местоположения городов степной зоны.
Практическая работа №20: Запись и зарисовка названий растений и животных зон пустынь и полупустынь.
Практическая работа №21: Определение на карте местоположения городов пустынной и полупустынной зон.
Практическая работа №22: Запись и зарисовка названий растений и животных субтропиков
Практическая работа №23: Нанесение на контурную карту гор России.
Практическая работа №24: Вычерчивание схемы смены природных зон в горах.
Практическая работа №25: Определение на карте местоположения городов Урала.
Практическая работа №26: Нанесение на контурную карту озера Байкал.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
• пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
• природные зоны России;
• природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
• типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
• хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
• экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
• правила поведения в природе;
• название географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
• показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
• показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
• устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);
• делать несложные макеты изучаемых природных зон;
• принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Практическая работа | Домашнее задание |
Раздел 1: Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (12 часов) | |||||
1 | Географическое положение России на карте мира. | усвоение новых знаний | с.4-5, вопросы и задания стр. 6 | ||
2 | Европейская и азиатская части России. | комбинированный | Практическая работа №1: Нанесение на контурную карту границ России и пограничных государств. | с.6-9, вопросы и задания стр. 9 | |
3 | Административное деление России. | усвоение новых знаний | Практическая работа №2: Нанесение на контурную карту Брянской области. | с.9-11, вопросы и задания стр. 11 | |
4 | Разнообразие рельефа. | комбинированный | Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту равнинных форм рельефа России. | с.11-13, вопросы и задания стр. 13 | |
5 | Полезные ископаемые. | комбинированный | Практическая работа №4: Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых. | с.14-16, вопросы и задания стр. 16 | |
6 | Месторождения полезных ископаемых. | комбинированный | с.14-16, вопросы и задания стр. 16 | ||
7 | Типы климата. | комбинированный | с.17-19, вопросы и задания стр. 19 | ||
8 | Водные ресурсы России, их использование. | Усвоение новых знаний | Практическая работа №5: Нанесение на контурную карту крупных рек России. | с.19-23, вопросы и задания стр. 23 | |
9 | Население России. Народы России | Усвоение новых знаний | с.23-25, вопросы и задания стр. 25 | ||
10 | Промышленность, ее отрасли. | комбинированный | с.25-27, вопросы и задания стр. 27 | ||
11 | Сельское хозяйство, его отрасли | комбинированный | с.27-29, вопросы и задания стр. 29-30 | ||
12 | Транспорт. Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России. | презентация | с.30-32, вопросы и задания стр. 32 | ||
Природные зоны России (56 ч) | |||||
13 | Размещение природных зон на территории России | комбинированный | с.33-35 , вопросы и задания стр. 35 | ||
14 | Карта природных зон России. | практикум | Практическая работа №6: Определение природной зоны разных территорий. | с.35-36 , вопросы и задания стр. 36 | |
Зона арктических пустынь (6ч) | |||||
15 | Зона арктических пустынь: положение на карте. | практикум | с.37-39 , вопросы и задания стр. 39 | ||
16 | Моря и острова зоны арктических пустынь. | Практическая работа №7: Определение размещения на карте морей и островов бассейна Северного ледовитого океана. | с.37-39 , вопросы и задания стр. 39 | ||
17 | Климат. Особенности природы. | комбинированный | с.40-41 , вопросы и задания стр. 41 | ||
18 | Растительный и животный мир. Охрана природы. | комбинированный | Практическая работа №8: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны арктических пустынь. | с.41-45 , вопросы и задания стр. 44 | |
19 | Население и его основные занятия. | комбинированный | с.45-46 , вопросы и задания стр. 46 | ||
20 | Северный морской путь. | беседа | с.47-48 , вопросы и задания стр. 48 | ||
Зона тундры (8 ч) | |||||
21 | Зона тундры: положение на карте, рельеф, полезные ископаемые. | комбинированный | с.49-51 , вопросы и задания стр. 51 | ||
22 | Климат. Водоемы тундры. | комбинированный | с.51-53 , вопросы и задания стр. 53 | ||
23 | Растительный мир. | комбинированный | с.53-55 , вопросы и задания стр. 55 | ||
24 | Животные тундры. | практикум | Практическая работа №9: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны тундр. | с.56-58 , вопросы и задания стр. 57-58 | |
25 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | комбинированный | с.58-61 , вопросы и задания стр. 60-61 | ||
26 | Города : Мурманск, Архангельск, Нарьян- Мар. | комбинированный | с.61-62 , вопросы и задания стр. 62 | ||
27 | Города : Норильск, Анадырь. | практикум | Практическая работа №10: Обозначение на контурной карте городов, расположенных в зоне тундры. | с.63-64 , вопросы и задания стр. 65 | |
28 | Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. | комбинированный | с.65-66 , вопросы и задания стр. 66 | ||
Лесная зона (18 ч) | |||||
29 | Лесная зона: положение на карте, рельеф, полезные ископаемые. | Усвоение новых знаний | Практическая работа №11: Определение на физической карте крупных форм рельефа лесной зоны России. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье. | с.67-70 , вопросы и задания стр. 69-70 | |
30 | Климат. Особенности природы. | комбинированный | с.70-72 , вопросы и задания стр. 72 | ||
31 | Реки, озера, каналы. | комбинированный | Практическая работа №12: Определение на физической карте крупных рек лесной зоны России. Реки: Волга, Северная Двина, Объ, Енисей, Лена, Амур, озера: Ладожское, Онежское, каналы: Волгол-Балтийский, Москвы | с.72-75 , вопросы и задания стр. 74-75 | |
32 | Хвойные леса (тайга). | комбинированный | с.75-77 , вопросы и задания стр. 77 | ||
33 | Смешанные леса. | практикум | с.78-81 , вопросы и задания стр. 80-81 | ||
34 | Лиственные леса. | комбинированный | с.78-81 , вопросы и задания стр. 80-81 | ||
35 | Животный мир лесной зоны. | презентация | Практическая работа №13: Запись названий и зарисовка животных лесной зоны. | с.81-85 , вопросы и задания стр. 85 | |
36 | Пушные звери. | комбинированный | с.85-88 , вопросы и задания стр. 87-88 | ||
37 | Значение леса для природы и человека. | комбинированный | с.88-90 , вопросы и задания стр. 89 | ||
38 | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | Усвоение новых знаний | с.90-92 , вопросы и задания стр. 92 | ||
39 | Города Центральной России. | презентация | Практическая работа №14: Определение на карте местоположения городов Центральной России. | с.93-96 , вопросы и задания стр. 96 | |
40 | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. | комбинированный | с.96-98 , вопросы и задания стр. 98 | ||
41 | Города Северо-Западной России. | презентация | Практическая работа №15: Определение на карте местоположения городов Северо-Западной России. | с.98-101 , вопросы и задания стр. 101 | |
42 | Западная Сибирь. | комбинированный | с.101-103 , вопросы и задания стр. 103 | ||
43 | Восточная Сибирь. | комбинированный | с.103-106 , вопросы и задания стр. 105 | ||
44 | Дальний Восток. | комбинированный | с.106-109 , вопросы и задания стр. 109 | ||
45 | Охрана лесов. Правила поведения в лесу. | комбинированный | с.109-112 , вопросы и задания стр. 111 | ||
46 | Обобщающий урок по теме: «Лесная зона России» | Систематизации знаний | с.112 | ||
Степи (8 ч) | |||||
47 | Степи: положение на карте, рельеф, полезные ископаемые. | комбинированный | с.113-115 , вопросы и задания стр. 115 | ||
48 | Климат. Реки. Проблема водоснабжения. | комбинированный | Практическая работа №16: Определение на карте местонахождения рек зоны степей. | с.114-115 , вопросы и задания стр. 115 | |
49 | Растения зоны степей. | комбинированный | с.116-117 , вопросы и задания стр. 117 | ||
50 | Животный мир степей. | комбинированный | Практическая работа №17: Запись и зарисовка названий растений и животных зоны степей. | с.118-119 , вопросы и задания стр. 119 | |
51 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | комбинированный | с.119-121 , вопросы и задания стр. 121 | ||
52 | Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. | комбинированный | Практическая работа №18: Определение на карте местоположения городов лесостепной зоны. | с.121-123 , вопросы и задания стр. 124 | |
53 | Города степной зоны. | комбинированный | Практическая работа №19: Определение на карте местоположения городов степной зоны. | с.124-128 , вопросы и задания стр. 128 | |
54 | Охрана природы степной зоны. | комбинированный | с.129-130 , вопросы и задания стр. 130 | ||
Полупустыни и пустыни (6 ч) | |||||
55 | Полупустыни и пустыни: положение на карте, рельеф, полезные ископаемые. | комбинированный | с.131-132 , вопросы и задания стр. 132 | ||
56 | Климат. Реки. Охрана природы. | комбинированный | с.133-135 , вопросы и задания стр. 135 | ||
57 | Растительный мир и его охрана. | комбинированный | с.135-137 , вопросы и задания стр. 137 | ||
58 | Животный мир. Охрана животных. | комбинированный | Практическая работа №20: Запись и зарисовка названий растений и животных зон пустынь и полупустынь. | с.138-139 , вопросы и задания стр. 139 | |
59 | Хозяйство. Основные занятия населения. | комбинированный | с.140-141 , вопросы и задания стр. 142 | ||
60 | Города зоны полупустынь и пустынь. Астрахань, Элиста | комбинированный | Практическая работа №21: Определение на карте местоположения городов пустынной и полупустынной зон. | с.142-143 , вопросы и задания стр. 143 | |
Субтропики (2 ч) | |||||
61 | Субтропики России. | комбинированный | Практическая работа №22: Запись и зарисовка названий растений и животных субтропиков. | с.144-147 , вопросы и задания стр. 147-8. | |
62 | Хозяйство и население территории субтропиков России. | комбинированный | с.148-150 , вопросы и задания стр. 150 | ||
Высотная поясность в горах (6 ч) | |||||
63 | Горы России: положение на карте, рельеф, полезные ископаемые. | Усвоение новых знаний | Практическая работа №23: Нанесение на контурную карту гор России. | с.151-155 , вопросы и задания стр. 155 | |
64 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | комбинированный | Практическая работа №24: Вычерчивание схемы смены природных зон в горах. | с.156-159 , вопросы и задания стр. 159 | |
65 | Города и экологические проблемы Урала. | комбинированный | Практическая работа №25: Определение на карте местоположения городов Урала. | с.159-162 , вопросы и задания стр. 162 | |
66 | Алтайские горы: население и хозяйство. | комбинированный | с.163-165, вопросы и задания стр. 165 | ||
67 | Восточная Сибирь: население и хозяйство. | комбинированный | Практическая работа №26: Нанесение на контурную карту озера Байкал. | с.166-169 , вопросы и задания стр. 169, повторить стр. 4-169. | |
68 | Обобщающий урок по курсу: «География России». | Систематизации знаний | Вести наблюдения за погодными условиями, делать краткие записи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочие программы для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучение...
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс
Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа по музыке 5 специального (коррекционного) класса VIII вида
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...