РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ для 7 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Коренева Кристина Николаевна

подробная рабочая программа для коррекционников, соответствует основным требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_b_2015-2016.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАМИШЕВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Замишевская СОШ»

_______________    Г.М.Банадыкова

«1» сентября 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

для  7 класса

специального (коррекционного) образования VIII вида

Составил: учитель географии

МБОУ «Замишевская СОШ»

К.Н Коренева

Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного  цикла

Протокол №1 от

«28» августа 2015 года

Руководитель МО_______А.А. Россенков.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

______________   Д.В. Маковенко

«29» августа 2015 года

2015-2016 уч.год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по географии для 7 класса разработана на основе примерной программы по географии для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  Т.М.Лифановой, сборник программ под редакцией В.В. Воронковой М., « Владос» 2011 г.
      Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме).
      Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках  «Природоведение».
      Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

      Обучение географии в 7 классе  предусматривает  2 урока в неделю.

Класс

Программа 8 вида

Общеобразовательная программа

Рабочая программа учителя

7 класс

География России(66 ч),

География. Природа России (68ч)

География России (68ч)

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.        
      Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделяется экологическим проблемам.      На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
      I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
      II. Природные зоны России   

Критерии оценки знаний для коррекционных школ не разработаны.

 Учебно-методический комплект по географии 7 класса:

Учебник: 7 класс, География России Т.М.Лифановой, Просвещение 2012 год

Атлас: География 7 класс, Дрофа 2013 год

Контурная карта: География 7 класс, Дрофа 2013 года

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 7 класс

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

1-я четверть (18 ч)

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)(12ч)

Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.

Административное деление России.
Разнообразие рельефа.            

Полезные ископаемые.

Месторождения полезных ископаемых.
Климат России.

Водные ресурсы России, их использование.

Население России. Народы России.

Промышленность- основа хозяйства,  ее отрасли.

Сельское хозяйство, его отрасли.

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

Природные зоны России (56 ч)

Размещение природных зон на территории России

Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь (6 ч)

Положение на карте.

Климат.      

Растительный и животный мир.      

Население и его основные занятия.
Северный морской путь.

2-я четверть (14 ч)

Зона тундры (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.

 Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (18 ч)

Положение на карте. Рельеф и  полезные ископаемые.

Климат.      

Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.

3-я четверть (20 ч)

Значение леса.

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.

 Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
 Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

 Обобщающий урок по лесной зоне.

Зона степей (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.      

Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар,
Охрана природы зоны степей.

4-я четверть (14 ч)

Зона полупустынь и пустынь (6 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.      

Растительный мир.
Животный мир.     

 Хозяйство. Основные занятия населения.
 Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики (2 ч)

Положение на карте.      

Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Сочи,  Туапсе, Анапа, Геленджик.

Высотная поясность в горах (6 ч)

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Рельеф. Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и  экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.).
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия.. Города.

Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные связи

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»).
Города нашей Родины («Природоведение», 5 класс).

Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»)
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»).
Использование леса («Столярное, переплетное  дело»).
Добыча, свойства,  использование металлов  («Слесарное дело»).
Различение цветов  и оттенков («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»)

Практические работы.

Практических работ – 26.

Практическая работа №1: Нанесение на контурную карту границ России и пограничных государств.     

Практическая работа №2: Нанесение на контурную карту Брянской области.

Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту равнинных  форм рельефа России.

Практическая работа №4: Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых.

Практическая работа №5: Нанесение на контурную карту крупных рек России.

Практическая работа №6: Определение природной зоны разных территорий.

Практическая работа №7:  Определение размещения на карте  морей и островов бассейна Северного ледовитого океана.

Практическая работа №8: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны арктических пустынь.

Практическая работа №9: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны тундр.

Практическая работа №10: Обозначение на контурной карте городов, расположенных в зоне тундры.

Практическая работа №11: Определение  на физической карте крупных форм рельефа лесной зоны России.

Практическая работа №12: Определение  на физической карте крупных рек лесной зоны России.

Практическая работа №13: Запись и зарисовка названий животных лесной зоны.

Практическая работа №14: Определение на карте  местоположения городов Центральной России..

Практическая работа №15: Определение на карте местоположения городов Северо-Западной России.

Практическая работа №16: Определение на карте местонахождения рек зоны степей.

Практическая работа №17: Запись и зарисовка названий растений и животных зоны степей.

Практическая работа №18: Определение на карте местоположения городов лесостепной зоны.

Практическая работа №19: Определение на карте местоположения городов степной зоны.

Практическая работа №20: Запись и зарисовка названий растений и животных зон пустынь и полупустынь.

Практическая работа №21: Определение на карте местоположения городов пустынной и полупустынной зон.

Практическая работа №22: Запись и зарисовка названий растений и животных субтропиков

Практическая работа №23: Нанесение на контурную карту  гор России.

Практическая работа №24: Вычерчивание схемы смены природных зон в горах.

Практическая работа №25: Определение на карте местоположения городов Урала.

Практическая работа №26: Нанесение на контурную карту  озера Байкал.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:
      • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
      • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
      • природные зоны России;
      • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
      • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
      • хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
      • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
      • правила поведения в природе;
      • название географических объектов на территории России, указанных в программе.
      Учащиеся должны
уметь:
      • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
      • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
      • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
      • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);
      • делать несложные макеты изучаемых природных зон;
      • принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Практическая работа

Домашнее задание

Раздел 1: Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (12 часов)

1

Географическое положение России на карте мира.

усвоение новых знаний

с.4-5, вопросы и задания стр. 6

2

Европейская и азиатская части России.

комбинированный

Практическая работа №1: Нанесение на контурную карту границ России и пограничных государств.

с.6-9,  вопросы и задания стр. 9

3

Административное деление России.

усвоение новых знаний

Практическая работа №2: Нанесение на контурную карту Брянской области.

с.9-11, вопросы и задания стр. 11

4

Разнообразие рельефа.

комбинированный

Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту равнинных  форм рельефа России.

с.11-13, вопросы и задания стр. 13

5

Полезные ископаемые.

комбинированный

Практическая работа №4: Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых.

с.14-16, вопросы и задания стр. 16

6

Месторождения полезных ископаемых.

комбинированный

с.14-16, вопросы и задания стр. 16

7

 Типы климата.

комбинированный

с.17-19, вопросы и задания стр. 19

8

Водные ресурсы России, их использование.      

Усвоение новых знаний

Практическая работа №5: Нанесение на контурную карту крупных рек России.

с.19-23, вопросы и задания стр. 23

9

Население России. Народы России 

Усвоение новых знаний

с.23-25, вопросы и задания стр. 25

10

Промышленность, ее отрасли.

комбинированный

с.25-27, вопросы и задания стр. 27

11

Сельское хозяйство, его отрасли

комбинированный

с.27-29, вопросы и задания стр. 29-30

12

Транспорт. Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России.

презентация

с.30-32, вопросы и задания стр. 32

Природные зоны России (56 ч)

13

Размещение природных зон на территории России

комбинированный

с.33-35 , вопросы и задания стр. 35

14

Карта природных зон России.

практикум

Практическая работа №6: Определение природной зоны разных территорий.

с.35-36 , вопросы и задания стр. 36

Зона арктических пустынь (6ч)

15

Зона арктических пустынь: положение на карте.  

практикум

с.37-39 , вопросы и задания стр. 39

16

Моря и острова  зоны арктических пустынь.

Практическая работа №7:  Определение размещения на карте  морей и островов бассейна Северного ледовитого океана.

с.37-39 , вопросы и задания стр. 39

17

Климат. Особенности природы.

комбинированный

с.40-41 , вопросы и задания стр. 41

18

Растительный и животный мир.  Охрана природы.

комбинированный

Практическая работа №8: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны арктических пустынь.

с.41-45 , вопросы и задания стр. 44

19

Население и его основные занятия.

комбинированный

с.45-46 , вопросы и задания стр. 46

20

Северный морской путь.

беседа

с.47-48 , вопросы и задания стр. 48

Зона тундры (8 ч)

21

Зона тундры: положение на карте,  рельеф, полезные ископаемые.

комбинированный

с.49-51 , вопросы и задания стр. 51

22

Климат. Водоемы тундры.

комбинированный

с.51-53 , вопросы и задания стр. 53

23

Растительный мир.

комбинированный

с.53-55 , вопросы и задания стр. 55

24

Животные тундры.

практикум

Практическая работа №9: Запись названий и зарисовка растений и животных зоны тундр.

с.56-58 , вопросы и задания стр. 57-58

25

Хозяйство. Население и его основные занятия.

комбинированный

с.58-61 , вопросы и задания стр. 60-61

26

Города : Мурманск, Архангельск, Нарьян- Мар.

комбинированный

с.61-62 , вопросы и задания стр. 62

27

Города : Норильск, Анадырь.

практикум

Практическая работа №10: Обозначение на контурной карте городов, расположенных в зоне тундры.

с.63-64 , вопросы и задания стр. 65

28

Экологические проблемы Севера. Охрана   природы тундры.

комбинированный

с.65-66 , вопросы и задания стр. 66

Лесная зона (18 ч)

29

Лесная зона: положение на карте,  рельеф, полезные ископаемые.

Усвоение новых знаний

Практическая работа №11: Определение  на физической карте крупных форм рельефа лесной зоны России.

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

с.67-70 , вопросы и задания стр. 69-70

30

Климат. Особенности природы.

комбинированный

с.70-72 , вопросы и задания стр. 72

31

Реки, озера, каналы.

комбинированный

Практическая работа №12: Определение  на физической карте крупных рек лесной зоны России.

 Реки: Волга, Северная Двина, Объ,  Енисей, Лена, Амур, озера: Ладожское, Онежское, каналы: Волгол-Балтийский, Москвы

с.72-75 , вопросы и задания стр. 74-75

32

Хвойные леса (тайга).

комбинированный

с.75-77 , вопросы и задания стр. 77

33

Смешанные леса.

практикум

с.78-81 , вопросы и задания стр. 80-81

34

Лиственные леса.

комбинированный

с.78-81 , вопросы и задания стр. 80-81

35

Животный мир лесной зоны.

презентация

 Практическая работа №13: Запись названий и зарисовка животных лесной зоны.

с.81-85 , вопросы и задания стр. 85

36

Пушные звери.

комбинированный

с.85-88 , вопросы и задания стр. 87-88

37

Значение леса для природы и человека.

комбинированный

с.88-90 , вопросы и задания стр. 89

38

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Усвоение новых знаний

с.90-92 , вопросы и задания стр. 92

39

Города Центральной России.

презентация

Практическая работа №14: Определение на карте  местоположения городов Центральной России.

с.93-96 , вопросы и задания стр. 96

40

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

комбинированный

с.96-98 , вопросы и задания стр. 98

41

Города Северо-Западной России.

презентация

Практическая работа №15: Определение на карте местоположения городов Северо-Западной России.

с.98-101 , вопросы и задания стр. 101

42

Западная Сибирь.

комбинированный

с.101-103 , вопросы и задания стр. 103

43

Восточная Сибирь.

комбинированный

с.103-106 , вопросы и задания стр. 105

44

Дальний Восток.

комбинированный

с.106-109 , вопросы и задания стр. 109

45

Охрана лесов.  Правила поведения  в лесу.

комбинированный

с.109-112 , вопросы и задания стр. 111

46

Обобщающий урок по теме: «Лесная зона России»

Систематизации знаний

с.112

Степи (8 ч)

47

Степи: положение на карте,  рельеф, полезные ископаемые.

комбинированный

с.113-115 , вопросы и задания стр. 115

48

Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

комбинированный

Практическая работа №16: Определение на карте местонахождения рек зоны степей.

с.114-115 , вопросы и задания стр. 115

49

Растения зоны степей.

комбинированный

с.116-117 , вопросы и задания стр. 117

50

Животный мир степей.

комбинированный

Практическая работа №17: Запись и зарисовка названий растений и животных зоны степей.

с.118-119 , вопросы и задания стр. 119

51

Хозяйство. Население и его основные занятия.

комбинированный

с.119-121 , вопросы и задания стр. 121

52

Города  лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.

комбинированный

Практическая работа №18: Определение на карте местоположения городов лесостепной зоны.

с.121-123 , вопросы и задания стр. 124

53

Города степной зоны.

комбинированный

 Практическая работа №19: Определение на карте местоположения городов степной зоны.

с.124-128 , вопросы и задания стр. 128

54

Охрана природы степной зоны.

комбинированный

с.129-130 , вопросы и задания стр. 130

Полупустыни и пустыни (6 ч)

55

Полупустыни и пустыни: положение на карте,  рельеф, полезные ископаемые.

комбинированный

с.131-132 , вопросы и задания стр. 132

56

Климат. Реки. Охрана природы.

комбинированный

с.133-135 , вопросы и задания стр. 135

57

Растительный мир и его охрана.

комбинированный

с.135-137 , вопросы и задания стр. 137

58

Животный мир. Охрана животных.

комбинированный

Практическая работа №20: Запись и зарисовка названий растений и животных зон пустынь и полупустынь.

с.138-139 , вопросы и задания стр. 139

59

Хозяйство. Основные занятия населения.

комбинированный

с.140-141 , вопросы и задания стр. 142

60

Города зоны полупустынь и пустынь. Астрахань, Элиста

комбинированный

Практическая работа №21: Определение на карте местоположения городов пустынной и полупустынной зон.

с.142-143 , вопросы и задания стр. 143

Субтропики (2 ч)

61

Субтропики России.

комбинированный

Практическая работа №22: Запись и зарисовка названий растений и животных субтропиков.

с.144-147 , вопросы и задания стр. 147-8.

62

Хозяйство и население территории субтропиков России.

комбинированный

с.148-150 , вопросы и задания стр. 150

Высотная поясность в горах (6 ч)

63

Горы России: положение на карте,  рельеф, полезные ископаемые.

Усвоение новых знаний

Практическая работа №23: Нанесение на контурную карту  гор  России.

с.151-155 , вопросы и задания стр. 155

64

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

комбинированный

Практическая работа №24: Вычерчивание схемы смены природных зон в горах.

с.156-159 , вопросы и задания стр. 159

65

Города и экологические проблемы Урала.

комбинированный

Практическая работа №25: Определение на карте местоположения городов Урала.

с.159-162 , вопросы и задания стр. 162

66

Алтайские горы:  население и  хозяйство.

комбинированный

с.163-165, вопросы и задания стр. 165

67

Восточная Сибирь: население и хозяйство.

комбинированный

Практическая работа №26: Нанесение на контурную карту  озера Байкал.

с.166-169 , вопросы и задания стр. 169, повторить стр. 4-169.

68

Обобщающий урок по курсу: «География  России».

Систематизации знаний

Вести  наблюдения за погодными условиями, делать краткие записи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс

Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по музыке 5 специального (коррекционного) класса VIII вида

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...

Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...