Интегрированное занятие по теме "Посуда" (логопедия и трудовое обучение)
план-конспект урока на тему

 В данном уроке  интегрированы две учебные дисциплины - трудовое обучение по специализации «Кулинария» и логопедическое занятие.  Тематика  заданий подбиралась с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. В нашем уроке представлен интересный и доступный материал, который необходим школьникам с интеллектуальной недостаточностью для знакомства с посудой. Выполняя задания урока,  дети узнают о том, как возникла посуда, для каких целей она служит; познакомятся с правилами безопасности при пользовании посудой. Задания, которые представлены в уроке, способствуют расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_posuda.docx40.16 КБ
Файл posuda.pptx419.62 КБ
Файл posuda_1.pptx391.85 КБ
Файл posuda_2.pptx612.96 КБ
Файл prezentatsiya_4.pptx362.91 КБ
Файл prezentatsiya_5.pptx366.41 КБ
Файл prezentatsiya_6.pptx361.6 КБ
Файл prezentatsiya_7.pptx480.62 КБ
Файл prezentatsiya_8.pptx402.03 КБ
Файл prezentatsiya_10.pptx525.63 КБ
Файл prezentatsiya_11.pptx519.01 КБ
Файл prezentatsiya_12.pptx400.18 КБ
Файл prezentatsiya_13.pptx489.58 КБ
Файл prezentatsiya_14.pptx383.33 КБ
Файл prezentatsiya_15.pptx463.2 КБ
Файл prezentatsiya_16.pptx428.37 КБ

Предварительный просмотр:


Тема занятия «Посуда»

Цель:расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Коррекционно–образовательные цели:

- активизация и расширение словаря  по теме «Посуда».
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного и родительного падежей единственного числа со значением отсутствия; образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;образование имён прилагательных от существительных; составление предложений с предлогами).

Коррекционно — развивающие цели:

- развитие диалогической речи, фонематического восприятия, слогового  анализа и синтеза; речевого слуха; зрительного внимания и памяти; логического мышления; мелкой и общей моторики.
- развитие связной речи, обучение составления  рассказа  - описания.

Коррекционно — воспитательные цели:

- формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде.
- воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: презентация,демонстрационный материал – посуда  и картинки с изображением посуды; раздаточный материал – сюжетные картинки.

Этапы

Содержание урока

Примечание

1. Орг. момент

- Сядет тот, кто назовёт несколько предметов: чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, сковородка.

Например: чашка-чашки, бокал-бокалы

2. Основная часть

1.  Загадки

1)  Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода скрипела!»

2)По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

3)  И оладьи, и омлет,

 И картошку на обед,

 А блины – вот это да!

 Жарит всё ...

4)  Она всем очень нравится,

 На блюдечке красавица,

 С одной рукой милашка,

 Голубенькая ...

5)   В этой кухонной посуде
Суп и кашу варят люди.
Ну, а мама для сынули
Варит щи в большой  …

6)Если б не было её,

Кушать было б тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.

- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

-Какие предметы посуды вы ещё знаете?

-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

-В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

-Как называется эта посуда? (Кухонная)

-Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

-Как называется эта посуда? (Чайная)

-А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

-Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

2. Звук бьющейся посуды.

-Ой, что это? Посмотрите, что это на компьютере (Просмотр эпизода из мультфильма «Федорино горе», где посуда убегает от Федоры)

- Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется? Кто главный герой этой сказки? Кто помнит, о чем эта сказка?

- Снова горе у Федоры, не пошёл ей впрок урок.

Чистоты порядка нет, и опять переполох!

Игра «Разбитые чашки»

– Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Федора.

3.«Игра «Наведем порядок».

Давайте, пока нет Федоры, поможем ей навести порядок и накрыть на стол.

На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.

На столе разложены картинки посуды.

-Посмотрите, какой беспорядок! Разложим посуду правильно:

К чайнику- чайную посуду, к кастрюле – кухонную, а к тарелке – столовую.

- Дима, проверь, правильно ребята разложили посуду?

- Как быстро вы справились с заданием и ничего не перепутали!

4. Игра «Разложи правильно».

-Ребята, надо разложить посуду так, чтобы на нижней полке была посуда, в названии которой 3 слога, а на верхней – 2 слога. Будьте внимательны!

Чайник, ложка, тарелка, стакан, сковорода

5. Упражнение «Разложи продукты на место»

На столе лежат предметы, а вы должны догадаться, куда их сложить?

масло– масленка
салфетки– салфетница

хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница

 Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до уборки.

6. Мимическая гимнастика

Выразить мимикойсвоё

Огорчение – разбили чашку;
Неудовольствие – много грязной посуды;
Радость – мы навели порядок, помыли посуду.

7. Игра «Скажи наоборот»

Ложка чистая –

Тарелка глубокая –

Чашка большая –

Сковорода тяжелая –

Ножик старый –

8. Задание«Узнайпредметынакартинке»

– Ребята, посмотрите, какая странная  картинка.

– Какие предметы спрятались в картине. (Чашка, кастрюля, ложка, ваза и т.д.)

– Посмотрите, какие мы молодцы. Навели порядок у  Федоры, разложили всю посуду и можем немного отдохнуть.

9. Физминутка «Помощники» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы дружно помогали.

10. Игра «Скажи ласково»

-Давайте пожалеем посуду, ведь было ей у бабы худо. Будем называть ее ласково.

Тарелка – тарелочка

Чашка – чашечка

Ложка – ложечка

Вилка – вилочка

Чайник – чайничек

Сковорода – сковородочка

Кружка – кружечка

Стакан – стаканчик

11. Игра «Из чего сделана посуда»

Чашка сделана из фарфора – значит она фарфоровая.

Ваза сделана из глины– значит, она ……


Кастрюлясделана из металла – значит она …

Нож сделан из металла – значит он …..

Ложка сделана из дерева – значит она …

Стакан сделан из стекла – значит он …..

13. Игра « Куда спряталась ложка?» 

- Составить предложения о ложке и тарелке, используя предлоги.

  1. Ложка лежит в тарелке.
  2. Ложка лежит на тарелке.
  3. Ложка лежит за тарелкой.
  4. Ложка лежит под тарелкой.

14. Игра «Что пропало?» 

На доске выстраивается ряд посуды. Дети закрывают глаза, учитель убирает предмет. Дети открывают глаза и должны угадать -  Чего нет?

15. Игра «4 лишний»

  • Чашка, тарелка, стол, ложка.
  • Сковорода, вилка, нож, ложка.
  • Ковш, кувшин, чайник, кастрюля (обратить внимание на первый звук в словах).

16. Игра: «Чего не хватает у чайника?

 - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не хватает у чайника?»

Перед вами картинки с изображением чайника. Посмотрите, пожалуйста, что есть у чайника.

Дети:У него есть ручка, носик, крышка.

-Молодцы. А сейчас посмотрите сюда и скажите, чего нет у этого чайника, без чего он?

Дети: Он без ручки, без носика, без крышки.

-Вот сейчас вам предстоит приделать к этому чайнику недостающие детали. Посмотрите на картинку и приступайте.

Составление описательного рассказа о чайнике.

- Ребята, посмотрите, какой красивый чайник у вас получился, давайте мы с вами его опишем. Посмотрите все на чайник и отвечайте полным ответом. Что это?

Дети: Это чайник.

- Какой он?

Дети: Он красный.

- Что есть у чайника?

Дети: У него есть носик, ручка крышка.

-Для чего он нужен? Что в нём кипятят?

Дети: В нём кипятят воду.

-Верно. А теперь послушайте рассказ о чайнике. Это чайник. Он красный. У него есть носик, ручка, крышка. В нём кипятят воду. Попробуйте повторить рассказ. Сначала скажите, что это, какого он цвета, перечислите, что у него есть. Потом объясните, для чего он нужен.

Детям выдаются разрезные картинки

Дети выполняют задание и считают слоги. Я поставил чашку на верхнюю полку, потому что в этом слове 2 слога.

Каждый выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу»

Появляются пиктограммы

Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики

Дети выполняют задание. Учитель проверяет работу каждого ребёнка.

Дети с помощью учителя повторяют рассказ.

Итог

- Федора, мы помогли тебе привести посуду в порядок.

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки,
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

Федора:

Буду всем я помогать
Чисто мыть посуду
И поставить все на место
Я не позабуду.

Федора – А теперь я приглашаю вас на чаепитие!

Дети  идут пить чай.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посуда

Слайд 2

Загадки Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода скрипела!»

Слайд 3

Загадки По моей тарелочке Лодочка плывет. Лодочку с едою Отправляю в рот.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки И оладьи, и омлет, И картошку на обед, А блины – вот это да! Жарит всё ...

Слайд 2

Загадки Она всем очень нравится, На блюдечке красавица, С одной рукой милашка, Голубенькая ...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки В этой кухонной посуде Суп и кашу варят люди. Ну, а мама для сынули Варит щи в большой …

Слайд 2

Загадки Если б не было ее Было б кушать тяжело. Некуда и суп налить И котлетку положить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Расставь посуду на полки:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Скажи наоборот» Ложка чистая – Тарелка глубокая – Чашка большая – Сковорода тяжелая – Ножик старый – ложка грязная. тарелка мелкая. чашка маленькая. сковорода легкая. ножик новый.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Скажи ласково» Тарелка – Чашка – Ложка – Вилка – Чайник – Кружка – Стакан – тарелочка чашечка ложечка вилочка чайничек кружечка стаканчик

Слайд 2

Найди лишнюю картинку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди лишнюю картинку

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди лишнюю картинку

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что это? Какого цвета? Из каких частей состоит ? Для чего нужен? Опиши предмет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства "Осенний натюрморт"

ЦЕЛИ УРОКА:·        Закрепить знания детей об осени, ее признаках.·        Закрепить навыки работы в нетрадиционных техниках: набр...

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

Проект по самообразованию: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прог...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".

Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...