«Психолого-социальные аспекты профилактики профессионального выгорания»
статья на тему

История появления термина. Основные понятия. Некоторые методы диагностики и коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_vygoranie.doc537 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-социальные аспекты

профилактики профессионального выгорания»

Автор: Служанина

Елена Михайловна


Профессиональное выгорание. Понятие и определение


Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности.

Большой вклад в становление данного синдрома психологического переутомления внес американский психолог Маслах (1976). Кстати, многие именно ему отдают пальму первенства введения данного термина в практику, касательно профессиональной деятельности врачей.

Первоначально этот термин применялся в отношении людей, профессионально работающих в сфере хелперских профессий (от английского help — помогать): врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. В 1981г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего синдром профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

Далее проблему этого психологического феномена профессионально поднимали на 12-м Всемирном конгрессе (август-сентябрь 1993 года г. Берн, Швейцария), посвященном вопросам психосоматических расстройств (ученые — Кемп, Линднер, Сьютер, Зофнасс).

В.В.Бойко дает следующее определение термина: « Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

В соответствии с взглядами К.Маслач и С.Джексон синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:

- эмоциональное истощение;

- деперсонализация;

- редукция персональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.


Факторы способствующие профессиональному выгоранию

Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, особенно быстро "выгорают" сотрудники - интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативной профессии. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт всвязи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также "прессинг" в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность (смена работы, испытательный срок, будущая аттестация).

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Лучше «горят» те, кто ассоциирует свою работу с предназначением, миссией. Среди психотерапевтов это называется «комплекс спасателя»: вмешаться и исправить, спасти!

«Люди добираются до вершин и понимают, что им там не нравиться, — говорит один из психологов. — Они думают: и за что это я боролся?». Этот эффект называется «перегоранием сверх новой звезды».

Люди становятся заложниками собственного успеха. Они испытывают шок, поняв, что их борьба бессмысленна. Некоторые думают, что успех всегда приносит удовлетворение, и с удивлением обнаруживают, что это не так.


Причины и симптомы проявления синдрома выгорания


Синдром профессионального сгорания - довольно специфический процесс. Его запускающий механизм обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние это первично возникает в "душе" из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в усложнившихся условиях и связано не только с социальными характеристиками (уровнем жизни и заработной платы), не столько с биографическими характеристиками (счастьем в личной жизни, объективным и субъективным восприятием трудности жизненного пути), сколько с характеристиками психологическими. Человек, как электрическая лампочка, под большим напряжением от навалившейся работы (справиться не в состоянии, а отказать не в силах), если не хватает сопротивления душевных ресурсов, вспыхивает на мгновение, а потом постепенно гаснет, черствеет душой. И только эмоционально зрелые, духовно богатые, целостные личности в состоянии справиться с описанными трудностями.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:

• чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

• безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

• дегуманизация: человек становится более черствым, менее отзывчивым к другим людям, чужим проблемам.

• негативное отношение к клиентам. Например, учитель на уроке злится на весь класс, хотя в глубине души понимает, что это он не в состоянии контролировать ситуацию.

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

• вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применение наркотических средств.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими одинаковыми, как бы "на одно лицо". Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального выгорания организаций:

• неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года);

• сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);

• профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства;

• слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в организации.


Методы определения профессионального выгорания.

- метод наблюдения для выявления факторов, способствующих возникновению стрессовых ситуаций и, как следствие, проявления негативных эмоций; 
- использование метода беседы для определения
 личностных качеств клиента; 
- применение психодиагностических методик для определения уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности; 
- анализ и интерпретация полученных результатов.

Большинство авторов склоняются к мнению, что синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий или профессий сферы межличностных взаимоотношений: врачей, медицинского персонала, учителей, социальных работников. консультирующих психологов, психиатров, психотерапевтов, представителей различных сервисных профессий, а также всех категорий руководителей.

Профилактика и лечение

К сожалению, люди могут годами переживать синдром сгорания и ничего не предпринимать. Это происходит потому, что люди, во-первых, просто не понимают своего состояния, а, во-вторых, не знают, что с этим делать. В худшем случае у человека развивается депрессивное состояние, из которого самостоятельно выйти не так уж просто. В этом случае будет правильно обратиться к психологу или психотерапевту. Прийти к нему и сказать: «Не хочу идти на работу. Не хочу видеть людей. Не могу общаться с семьей». Но лучше до такого состояния себя не доводить. И первые симптомы следует рассматривать не как на опасность, а как на знак, который дается для того, чтобы рост личности и ее профессиональный потенциал защитить.

Если же человек понимает, что с ним происходит, справиться с ситуацией он может самостоятельно. И чем раньше он этим займется, тем лучше, потому что душевные раны заживают намного медленнее, чем телесные.

Правда, универсального рецепта, как уберечься от «сгорания», нет – протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят от структуры и психологических особенностей каждой. Потому нужно знать себя, знать свою природу, понимать, что вызывает определенные состояния, и как ими можно управлять. Например, пришел человек на работу, и уже сама мысль об этом вызывает отвращение. Почему у него появляются такие мысли? Например, раньше он с удовольствием смотрел комедии, а теперь не может их смотреть. Почему? Нужно спросить себя об этом, найти ответ и в зависимости от этого найти решение. Решения могут быть разными. Кому-то нужно идти на футбол, потому что футбол оказывает на него благотворное влияние, кому-то подняться в горы. Заняться тем, что дает энергию, душевный подъем. У каждого человека эти источники индивидуальны.

Человеческий организм обладает от природы колоссальным потенциалом и механизмами саморегуляции и восстановления сил. Возможно, правильнее будет сказать, что наша задача - не мешать тому природному уму, которым с избытком наделяет нас жизнь. И для этого нам нужно учиться – учиться слушать себя и заботиться о себе, правильно координировать свои эмоции и чувства, получать удовольствие и строить отношения. Ведь если проявлять внимание к самим себе, то жизнь во всех её проявлениях – работа, семья, друзья, отдых – приносит радость и силы, чтобы «жить, гореть и не угасать..».

Важно продолжать образование, самообразование, развивать профессиональные навыки. Нужны добрые, дружеские отношения с коллегами. В процессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов, личность получает возможность обсуждать с другими профессиональные проблемы.

И, конечно, меньше вероятность возникновения эмоционального сгорания, если есть психологическая поддержка, если есть возможность или перспектива служебного роста.

Общие для всех рекомендации — регулярные физические упражнения, достаточный сон, хорошее питание. Элементарные условия психологической поддержки могут быть непосредственно на рабочем месте: например, понимающий коллега, с которым всегда можно обсудить свои переживания.

А обращение к профессиональному психологу может быть даже очень полезно. С профессиональным психологом возможно не только обсудить свое состояние, свои переживания, проблемы, найти какой–то приемлемый выход, но и изучить методы саморегуляции и самопомощи, которые можно будет потом использовать самостоятельно. Кроме того, люди, которые остро нуждаются в помощи, в связи с тем, что переживают кризис, могут получить помощь, почувствовать заботу о себе.


Программа коррекции эмоционального выгорания

Пример: исследуемая – Е.

пол - женский

возраст- 39 лет

уровень образования- высшее педагогическое

стаж работы по специальности - 17 лет

уровень з/п – средний

семейное положение – не замужем

История. Клиентка в течение 16 лет работает с детьми с отклонениями в умственном развитии, 15 из них – в должности воспитателя, 1 год – педагогом-психологом.

Для выявления проблемных областей была применена методика «Круг жизни».

 Почти все области оцениваются клиентом гармонично. Но, явно видна    дисгармония в областях:

1) жизнь по духовным законам;

2) друзья.

При обсуждении выяснилось, что адекватному восприятию жизни мешают иррациональные убеждения:

1) «Православный, крещеный человек должен посещать церковь.»

При работе с этим убеждением. Выяснилось, что крещена клиентка была в младенчестве, необходимости посещать культовые православные сооружения, выполнять православные обряды не ощущает. В то же время собственные моральные принципы клиенткой не нарушаются, по ее словам «совесть чиста». Таким образом можно сказать, что духовные законы находятся на довольно высоком уровне.

2) «Человек должен часто общаться с друзьями.»

Работая с этим убеждением выявили, что клиентка редко общается с близкой подругой в силу географических причин и высокой занятости обеих подруг. Но, у них есть традиция – встречаться в первую неделю января, которая соблюдается неукоснительно. Также есть уверенность, что при необходимости, они могут попросить и оказать друг другу всестороннюю поддержку.  Таким образом можно сказать, что неважно как часто друзья встречаются.

Проработав эти иррациональные убеждения мы повторно провели обследование и получили более гармоничную картину жизни клиентки.

Таким образом, работая с иррациональными убеждениями человека, можно гармонизировать его жизнь, улучшая, в целом, ее качество, находить ресурсы для ее улучшения.


Заключение

Синдром профессионального выгорания представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными. Таким образом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек – человек».

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях скорее всего невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

Что делать? Не смешивать профессиональные проблемы с личными, работать на работе, а отдыхать дома, учиться снимать стресс и быстро перестраиваться. Но универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания, нет и быть не может, поскольку протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят прежде всего от структуры и психологических особенностей личности.

Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет- ресурсы использованные в работе "Профилактика профессионального выгорания", тест, буклет.

Интернет-ресурсы использованные в работе помогут в подготовке к занятию, пройти тесты он-лайн..Буклет оформлен с краткими рекомендациями по профилактике профессионального выгорания...

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Предотвращение профессионального выгорания

С увеличением педагогического стажа работы у учителей общеобразовательных школ снижаются показатели психического и физического здоровья. Кроме того, была установлена зав...

Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».

          Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....