Логопедическое развлечение "Народный календарь зимы"
методическая разработка по теме

Утинова Ольга Сергеевна

На материале мероприятия "Народный календарь зимы" дети старшей и подготовительной групп смогут актуализировать знания по теме "Зима", вспомнить признаки этого времени года, пополнить словарь по теме, развить связную речь и лексико-грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodn._kalendar_zimy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая познавательная игра «Народный календарь зимы»

Ведущий (Логопед): Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас
Мы расскажем сейчас.
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то …. (зима)

Правильно этот стих о зиме. Идет волшебница зима. Сегодня мы с вами посмотрим и поищем ее приметы.

Вечер зимой длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов.

Посмотрите, что за домик? Чудесный, резной, расписной? Давайте узнаем, кто там живет. (Стучим в дверь).

Годовик : Здравствуйте, ребятки, с чем пожаловали, узнать чего хотите?                              

Я дни, годы считаю, приметы все знаю                                                                                       И брат мой лесовик – а зовусь я Годовик. 

Ведущий: Здравствуй, Старичок-Годовичок, мы с ребятами о зиме сегодня собрались поговорить.

Годовик: Я очень люблю зиму, и много интересного знаю об этом времени года. Слышите, как завывает ветер и вьюга за окном. Проходите скорее в дом, да поближе к печи садитесь. Поговорим о приметах зимы.

  1. «Признаки зимы»

Годовик: А какой основной признак этого времени года? (Что бывает зимой?) (ответы детей)… холодно, выпадает снег.

Ребята обратите внимание на деревья. Какую примету вы найдете на них? Деревья стоят голые- это вторая примета зимы.

Дети посмотрите, где лежит снег? (на земле, дорожках, скамейках, на ветках деревьев) (Рассматривают картину) Белый снег покрыл траву, листья, кусты.

-А что случилось с лужами, дети?

Лужи замерзли. покрылись тонким слоем льда. (Что еще замерзло? Реки, озера) Вот мы с вами  нашли третью примету зимы. (Дети по-очереди называют приметы зимы)

*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

*Солнце стоит высоко и греет мало.

*Небо часто серое.

*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.

*Реки и озёра покрыты льдом.

*На окнах мороз рисует причудливые узоры.

*Деревья и кусты стоят без листьев.

*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.

*Остались только зимующие птицы.

*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.

*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.

*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.

*Люди носят зимнюю одежду и т.д.

Зима красивое время года, не правда ли? (показ иллюстраций)

  1. Упражнение «Назови»
    (У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».)
    Ведущая:  Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком.
    Зимой метель... (метёт).
    В лесу зимой голодный волк... (воет).
    Деревья зимой... (спят).
    Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
    Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
    Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
    Зимой вода в реке... (замерзает).
    Зимой насекомые... (прячутся).
    На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
    Мороз щёки и нос... (щиплет).
    Иней на ветках деревьев... (блестит).
    Под снегом травка зимой... (греется).

Годовик: Значит зимой холодно и ветрено. Что мы делаем, чтобы не замерзнуть зимой на улице? Тепло одеваемся

  1. Дидактическая игра «Оденемся на зимнюю прогулку»

(На мольберте 2 бумажные куклы и различная одежда для них)

Годовик: Подготовительная группа будет одевать Петю, а старшая Ваню. Будем одевать на них только зимнюю, теплую одежду. Выходим по-очереди и выбираем по одному предмету, объясняем свой выбор.

  1. Ведущая: В поле, в лесу расстелила зима белый пушистый теплый ковер и спрятала под ним от мороза знакомых нам зверей. Что же происходит с животными зимой, как они зимуют?

(На мольберте картина зимнего леса с пустыми  берлогой, норой, дуплом.)

-Кто это? Что делает медведь зимой? Как медведь готовится к зиме (нагуливает жир) (ребенок помещает медведя в берлогу)

- Что делает заяц, белка, лиса, волк, еж? (дети помещают ежа в нору, волка в логово, белку в дупло.)

 Медведи и ежи спят. А зайчик меняет шубку с серой на  белую. Лисичка прячется от холода в норе, шубка у нее становиться пушистой. Что ест лиса зимой? Белка живет в дупле, ее яркая оранжевая шубка меняется на сероголубую.

 Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:

 - Заяц зимой белый, а летом…

- Белка живёт в дупле, а ёж …

- У лисы хвост длинный, а у зайца …

 - Заяц пушистый, а ёж …

- Белка зимой серая, а летом …

- Лиса живёт в норе, а волк …

- У зайца хвост короткий, а уши …

- Ёж маленький, а медведь …

«Назови птицу»

Годовик: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие. Почему улетают птицы? Что едят зимующие птицы? Чем мы можем помочь зимующим птицам?

Задание командам: посадить на кормушку только зимующих птиц.

Годовик: Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)

Одна из главных зимних забав - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами.  Снеговиков, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили.

Ведущая:  Давайте и мы с вами построим снеговика.
Годовик и Ведущая: Давай, дружок, смелей, дружок! (Раздаем детям необходимые атрибуты – обручи, шляпы, метла, морковки, кубики для глаз).
Кати по снегу свой снежок –

 Он превратится в толстый ком.

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла…

Чтобы слепить снеговика сначала возьмем один снежный ком (обруч), затем второй и третий, затем сделаем глазки, ит.д.


Ведущая: Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?

-купаются в речку (нет!)

-катаются на лыжах (да, выставляется картинка)

-собирают урожай в огороде? – наряжают новогоднюю елку?

 - катаются на коньках? – катаются на велосипеде?

- собирают цветы на лугу? – катаются с горки на санках?

- прячутся от дождя? – подкармливают птиц?

           -строят замки из песка?- строят снежные крепости ?

(ответы детей: катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...), на мольберт выставляются картинки.

Ведущий: Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора. Закрываем глазки.
(Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика):


Годовик: Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - забавушкой попрощаемся,  в группу отправляемся.

В группах нас ждет сюрприз, чай душистый, да баранки ароматные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАЛЕНДАРЮ. ЗИМА.

ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО  КАЛЕНДАРЮ. ЗИМА.Литературно-музыкальная композиция5-6 классы....

Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".

Занятие, направленное на закрепление  знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....

Логопедическая викторина "Зимушка-зима"

Данная викторина является обобщающим занятием по лексическим темам "Зима" и "Зимующие птицы". Также в ней закрепляется правильное использование предлогов, умение делить слова на сл...

Конспект занятия в старшей логопедической группе .Тема "Зима.Зимние забавы"

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе....

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".

dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...

Конспект логопедического занятия "Птицы зимой"

Кноспект занятия на автоматизацию звука [c]....

Использование логопедического адвент – календаря в разновозрастной группе для детей с НОДА.

Использование адвент-календаря учителем-логопедом  в разновозрастной группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  помогает выполнять несколько важных задач логокоррекционной раб...