Логопедическое развлечение "Народный календарь зимы"
методическая разработка по теме
На материале мероприятия "Народный календарь зимы" дети старшей и подготовительной групп смогут актуализировать знания по теме "Зима", вспомнить признаки этого времени года, пополнить словарь по теме, развить связную речь и лексико-грамматический строй речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodn._kalendar_zimy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая познавательная игра «Народный календарь зимы»
Ведущий (Логопед): Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас
Мы расскажем сейчас.
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то …. (зима)
Правильно этот стих о зиме. Идет волшебница зима. Сегодня мы с вами посмотрим и поищем ее приметы.
Вечер зимой длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов.
Посмотрите, что за домик? Чудесный, резной, расписной? Давайте узнаем, кто там живет. (Стучим в дверь).
Годовик : Здравствуйте, ребятки, с чем пожаловали, узнать чего хотите?
Я дни, годы считаю, приметы все знаю И брат мой лесовик – а зовусь я Годовик.
Ведущий: Здравствуй, Старичок-Годовичок, мы с ребятами о зиме сегодня собрались поговорить.
Годовик: Я очень люблю зиму, и много интересного знаю об этом времени года. Слышите, как завывает ветер и вьюга за окном. Проходите скорее в дом, да поближе к печи садитесь. Поговорим о приметах зимы.
- «Признаки зимы»
Годовик: А какой основной признак этого времени года? (Что бывает зимой?) (ответы детей)… холодно, выпадает снег.
Ребята обратите внимание на деревья. Какую примету вы найдете на них? Деревья стоят голые- это вторая примета зимы.
Дети посмотрите, где лежит снег? (на земле, дорожках, скамейках, на ветках деревьев) (Рассматривают картину) Белый снег покрыл траву, листья, кусты.
-А что случилось с лужами, дети?
Лужи замерзли. покрылись тонким слоем льда. (Что еще замерзло? Реки, озера) Вот мы с вами нашли третью примету зимы. (Дети по-очереди называют приметы зимы)
*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
*Солнце стоит высоко и греет мало.
*Небо часто серое.
*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
*Реки и озёра покрыты льдом.
*На окнах мороз рисует причудливые узоры.
*Деревья и кусты стоят без листьев.
*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.
*Остались только зимующие птицы.
*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.
*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.
*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.
*Люди носят зимнюю одежду и т.д.
Зима красивое время года, не правда ли? (показ иллюстраций)
- Упражнение «Назови»
(У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».)
Ведущая: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком.
Зимой метель... (метёт).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
Деревья зимой... (спят).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой насекомые... (прячутся).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Под снегом травка зимой... (греется).
Годовик: Значит зимой холодно и ветрено. Что мы делаем, чтобы не замерзнуть зимой на улице? Тепло одеваемся
- Дидактическая игра «Оденемся на зимнюю прогулку»
(На мольберте 2 бумажные куклы и различная одежда для них)
Годовик: Подготовительная группа будет одевать Петю, а старшая Ваню. Будем одевать на них только зимнюю, теплую одежду. Выходим по-очереди и выбираем по одному предмету, объясняем свой выбор.
- Ведущая: В поле, в лесу расстелила зима белый пушистый теплый ковер и спрятала под ним от мороза знакомых нам зверей. Что же происходит с животными зимой, как они зимуют?
(На мольберте картина зимнего леса с пустыми берлогой, норой, дуплом.)
-Кто это? Что делает медведь зимой? Как медведь готовится к зиме (нагуливает жир) (ребенок помещает медведя в берлогу)
- Что делает заяц, белка, лиса, волк, еж? (дети помещают ежа в нору, волка в логово, белку в дупло.)
Медведи и ежи спят. А зайчик меняет шубку с серой на белую. Лисичка прячется от холода в норе, шубка у нее становиться пушистой. Что ест лиса зимой? Белка живет в дупле, ее яркая оранжевая шубка меняется на сероголубую.
Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:
- Заяц зимой белый, а летом…
- Белка живёт в дупле, а ёж …
- У лисы хвост длинный, а у зайца …
- Заяц пушистый, а ёж …
- Белка зимой серая, а летом …
- Лиса живёт в норе, а волк …
- У зайца хвост короткий, а уши …
- Ёж маленький, а медведь …
«Назови птицу»
Годовик: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие. Почему улетают птицы? Что едят зимующие птицы? Чем мы можем помочь зимующим птицам?
Задание командам: посадить на кормушку только зимующих птиц.
Годовик: Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Одна из главных зимних забав - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами. Снеговиков, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили.
Ведущая: Давайте и мы с вами построим снеговика.
Годовик и Ведущая: Давай, дружок, смелей, дружок! (Раздаем детям необходимые атрибуты – обручи, шляпы, метла, морковки, кубики для глаз).
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла…
Чтобы слепить снеговика сначала возьмем один снежный ком (обруч), затем второй и третий, затем сделаем глазки, ит.д.
Ведущая: Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?
-купаются в речку (нет!)
-катаются на лыжах (да, выставляется картинка)
-собирают урожай в огороде? – наряжают новогоднюю елку?
- катаются на коньках? – катаются на велосипеде?
- собирают цветы на лугу? – катаются с горки на санках?
- прячутся от дождя? – подкармливают птиц?
-строят замки из песка?- строят снежные крепости ?
(ответы детей: катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...), на мольберт выставляются картинки.
Ведущий: Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора. Закрываем глазки.
(Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика):
Годовик: Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - забавушкой попрощаемся, в группу отправляемся.
В группах нас ждет сюрприз, чай душистый, да баранки ароматные!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАЛЕНДАРЮ. ЗИМА.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАЛЕНДАРЮ. ЗИМА.Литературно-музыкальная композиция5-6 классы....
Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".
Занятие, направленное на закрепление знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....
Логопедическая викторина "Зимушка-зима"
Данная викторина является обобщающим занятием по лексическим темам "Зима" и "Зимующие птицы". Также в ней закрепляется правильное использование предлогов, умение делить слова на сл...
Конспект занятия в старшей логопедической группе .Тема "Зима.Зимние забавы"
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе....
конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".
dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...
Конспект логопедического занятия "Птицы зимой"
Кноспект занятия на автоматизацию звука [c]....
Использование логопедического адвент – календаря в разновозрастной группе для детей с НОДА.
Использование адвент-календаря учителем-логопедом в разновозрастной группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата помогает выполнять несколько важных задач логокоррекционной раб...