ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАЛЕНДАРЮ. ЗИМА.
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Виноградова Нина Павловна

 

ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО  КАЛЕНДАРЮ. ЗИМА.

Литературно-музыкальная композиция

5-6 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.П. Виноградова

ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО  КАЛЕНДАРЮ. ЗИМА.

Литературно-музыкальная композиция

5-6 классы.

Особенности  этой композиции: 1. Общение с аудиторией  (с классом или залом),

                                                            которой предлагаются вопросы. Ответы обобщаются

                                                            ведущим.

                                                        2. По ходу композиции дается объяснение новым

                                                            терминам.

Оборудование: презентация с репродукциями, аудиозаписи с музыкальными

                            произведениями.

Оформление: выставка « Зима в литературе, живописи, музыке, устном народном

творчестве». Репродукции картин русских художников: Кустодиев Б. «Морозный день»,

Бродская Л. «Таежный мороз», «Морозное утро», «Зимняя сказка»; Пластов А. «Первый снег», Левитан И. «Сад в снегу», «Март»; Грабарь И. «Февральская лазурь», «Косые лучи», «Мартовский снег»; Куинджи А. «Лунные пятна на снегу», Юон К. «Зимнее солнце», «Русская зима. Лигачево»; Поленов В. «Зима», Ромадин Н. «Зима»,  

Глущенко Н. «Зимний день», Бокшай И. «Зима», Соколов-Скаля П. «Новогоднее утро»,

Бялыницкий-Бируля В. «В конце зимы», Короткова Н. «Зимний день», Серов В. «Зима»,

Крымов Н. «Зимний вечер», Ткачев А., Ткачев С. «Первая зима».

   Сборники стихов о природе русских поэтов разных годов издания.

Музыкальное сопровождение: Чайковский П. «Времена года». Январь. У камелька.

                                                        Февраль. Маслянница (авторское).

                                                        Детский альбом. Зимнее утро. Зимний вечер.

                                                        Зимние грезы. 1-я симфония Чайковского.

                                                        Римский – Корсаков  Н. «Снегурочка».

                                                        Пушкин в музыке современников. Яковлев М. «Зимний

                                                        вечер».

                                                        Прокофьев С. «Зимний костер»- сюита для чтецов.

Действующие лица:  1-й ведущий, 2-й ведущий, 3-й ведущий, чтецы, ученики,

                                       представляющие репродукции картин о зиме, народный дневник.

                                                                                                       

                                                                                                              Чудная  картина,

                                                                                                               Как ты мне родна:

                                                                                                               Белая  равнина,

                                                                                                               Полная луна.

                                                                                                               Свет небес высоких,

                                                                                                               И блестящий снег,

                                                                                                               И саней далеких

                                                                                                               Одинокий бег.

                                                                                                                               А.А. Фет

                                                                        (Эпиграф пишется на отдельном плакате.)

1-й ведущий. Мы начинаем прекрасное путешествие по календарю.

                        Послушайте!

Чтец  (А.С.Пушкин. «Зимний вечер». Отрывок)

          Буря мглою небо кроет,

          Вихри снежные крутя;

          То, как зверь, она завоет,

          То заплачет, как дитя,

          То по кровле обветшалой

          Вдруг соломой зашумит,

          То, как путник запоздалый,

          К нам в окошко застучит…    

Чтец ( В.Брюсов  «Первый  снег»)

          Серебро, огни и блестки,-

          Целый мир из серебра!

          В жемчугах горят березки,

          Черно-голые  вчера.

          Это – область чьей-то грезы,

          Это – призраки и сны!

          Все предметы старой прозы

          Волшебством озарены.

          Экипажи, пешеходы,

          На лазури белый дым,

          Жизнь людей и жизнь природы

          Полны новым и святым.

          Воплощение мечтаний,

          Жизни с грезою  игра.

          Этот мир  очарований,

          Этот мир из серебра!

                                                             1895

Чтец  (С.Есенин  «Береза»)

          Белая береза

          Под моим окном

          Принакрылась снегом,

          Точно  серебром.

          На пушистых ветках

          Снежною  каймой

          Распустились  кисти

          Белой  бахромой.

          И стоит береза

          В сонной тишине,

          И горят снежинки

          В золотом огне.

          А заря, лениво

          Обходя кругом,

          Обсыпает ветки

          Новым серебром.

                                                           1913

Ведущий. Какое время года на календаре?  Определили?  Узнали  авторов

                  стихотворений?  (ответы  ребят).

Ведущий. Да, зима.  Снег  мягким пушистым ковром закутал озябшую  землю. Деревья

                  одеты в белые шубы и шапки. Реки и озера закованы в голубой панцирь.

                  - Какие  месяцы, на ваш взгляд, определяют зиму? (декабрь, январь, февраль).

                  -Правильно, ребята.  В чем особенность каждого месяца зимы?

Ученик. Месяц  ДЕКАБРЬ. Слово «декабрь» или  «декемврий» - не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские названия  месяца  другие. Наши предки  называли его  студен. В старой русской жизни декабрь  был десятым месяцем, а с 15 века-

-четвертым. С 1700г. его считают  двенадцатым.

Ученица. Месяц  ЯНВАРЬ. Слово «январь», или «генварь», или «иануарий» - не русское. Оно зашло к нашим отцам из  Византии. Наши предки называли его просинец.  По старому русскому счету он был одиннадцатым  месяцем, когда год начинался с марта, а с 1700 года – он первый.

Звучат  «Времена года»  П.И. Чайковского  («Январь. У камелька»)

Ученик. Месяц  ФЕВРАЛЬ. Слово «февраль», или  «февруарий» - не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Наши предки называли его сечень или снежен. Название «февраль» в старинных святцах встречается с половины 11 века. В наших летописях  его называли свадебным, от зимних свадеб, совершаемых до масленицы. По старому счету, когда год считали с марта, февраль был десятым, а с 1700 года - он второй.

                       

Ведущий. Очень любят у нас и взрослые, и дети это бодрящее, румяное время года.

                  Давайте посмотрим, как в народном творчестве – фольклоре   оно  отразилось.

Ведущая. Зимние праздники…  Новый год! Самый красивый символ  праздника – зеленая

                  елка. Почему ее украшают?  

Ученица. Обычай украшать елку существует с давних пор. Уже около двух тысяч лет назад многие народы украшали елку. В те времена люди верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых будто бы зависит урожай хлебов и овощей. В конце декабря, когда дни становились длиннее и начинался новый «солнечный» год, люди отправлялись  в лес и на ветвях самой большой елки развешивали «подарки» для духов, чтобы они были добрее и дали хороший урожай.

Ученик. Со временем люди  перестали верить в духов, но обычай украшать елку  сохранился. Елку срубали, привозили домой и увешивали игрушками. Первое упоминание о  новогодней елке относится к 1605 году. В России Новый год отмечали  1 сентября.

В 1700 году Петр Первый ввел новый календарь. Он приказал началом  нового года считать 1 января  и украшать к этому дню дома сосновыми и еловыми ветками. Потом  в первый день нового года стали устраивать елки, украшать их  безделушками и подарками для детей.

Звучит     «Снегурочка»   Н.А. Римского-Корсакова

Ведущий. С зимой связан еще один удивительный праздник  -  Рождество.

Ученица. Рождество Христово – один из двунадесятых  праздников  Русской православной  церкви, занимающей  место в числе наиболее  почитаемых  верующими. Отмечается  25 декабря (7 января). Основу его составляет  евангельское сказание о рождении  сына  божьего Иисуса Христа.

Ученик. Придя на Русь вместе с христианством, праздник слился с  отмечавшимся в то же время древнеславянским празднеством – святками. Полы в избах к этим дням  устилали соломой, посыпали зерном, пекли пироги. Девушки и парни, ряженые, нередко в вывернутых шубах с намазанными сажей или раскрашенными лицами, колядовали – ходили по дворам и пели колядки, получая угощение.

Ведущая. Что такое  коляда?

Ученица.  В славянской мифологии: персонаж, олицетворяющий наступление нового земледельческого года, будущего весеннего плодородия и осеннего изобилия

( изображался в виде наряженной куклы, чучела или снопа, которые сжигались во время ритуального праздника).

Ученик. Название  «коляда» восходит к  латинскому  слову, родственному русскому  

«календарь», и  обозначает святки  и праздник  Рождества Христова.  Колядой назывались и  подарки ( обрядовое ритуальное печенье, караваи), которыми одаривали исполнителей колядок.

Ученица. Колядка – старинная рождественская и новогодняя   обрядовая песня.

В славянской  мифологии: праздничное время от Рождества  до Крещения; величальные песни, исполняемые в это время.

Ведущий. Послушайте!

Выходит группа ребят  в национальных  костюмах.

Ученик.    Коляда, коляда,

                   Отворяй-ка  ворота!

                   Приходила коляда

                   Накануне  Рождества.

                   Коляда, коляда,

                   Подавай нам пирога!

Ученица.  Кто  даст пирога,

                   Тому – скот, живота,

                   Кто не даст пирога –

                   Выведем корову за рога!

                   Коляда, коляда,

                   Пойдем рядом в ворота!

Ученик.    Коляда, коляда,

                   Ты подай пирога,

                   Ты подай, не ломай,

                   Подай целенькой!

                   Тут в хозяйском  домку

                   Дадут  оладью  в медку.

                   Есть маленька  колядка

                   Под окошком  шьет,

                   Пирожки  подает.

Ученица.  Пришла коляда

                   Накануне  Рождества.

                   Мы ходили, мы искали

                   Коляду, коляду

                   По всем дворам,

                   По ярманкам,

                   По  задворкам.

                   Мнись под лавкой,

                   Не  показывай   зубов!

Ученик.   Хозяин с хозяюшкой,

                  С праздничком,

                  С рублем,

                  С полтинничком!

                  Вам на потешки,

                  Нам на орешки.

                  Кто даст,

                  Тот князь,

                  Кто не даст,

                  Тот  бычья  рожа.

Ведущая. А сейчас мы расскажем  о празднике  проводов зимы – Масленице.

Ученица. Это старинный славянский праздник. В масленицу  пекут  блины, пряженцы, оладьи.

Ученик. Блин – тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковороде. Это языческий  символ  Солнца у славян, стал  традиционным  блюдом на масленице.

Ученица. Пряженцы – приготовленные  в кипящем масле лепешки, оладьи, хворост.

Ученик. Оладьи – толстая мягкая  лепешка из пшеничной муки, испеченная  на

сковороде.

Ученица. В народном быту масленица  слывет  честною,  а по  раздолью широкою. Отсюда  поговорка «Не житье, а масленица».

Ученик.  Блины хозяйки пекут всю неделю, зовут гостей, угощают. Потом начинается катанье на  санях.

Ученица. В Петербурге масличное гулянье устраивалось на  Исаакиевской  площади. Тут были устраиваемы  и балаганы, и ледяные горы, и карусели, езда на экипажах, прогулка.

Ученик. При Петре Великом  масленичные потехи помещались близ Красных  ворот, где Петр  Первый сам в понедельник на Масленице открывал масленичное торжество, покачиваясь  со своими офицерами  на качелях.

Ученица. Девушки и парни  с раннего утра до позднего вечера  катались с ледяных гор.

Масленица – это праздник, оканчивающий зиму.

Звучит  «Февраль. Маслянница» П.И. Чайковского

Ведущий. Как вы считаете, в чем особенность  народного творчества? Вы, наверное, догадались. В вопросе уже есть ответ. Творец – народ. Передается  это творчество из уст в уста, из поколения в поколение.

Ведущая. Путешествие наше продолжается.  Мы в мире литературы, живописи, музыки.

Если в народном творчестве нет авторства, то в произведениях искусства всегда есть автор, создатель, творец.

Ведущий. Итак,  Зима  в литературе.

Звучит  «Зимний  костер» - сюита для чтецов    С.С. Прокофьева

Чтец  (А.С. Пушкин  «Зимнее  утро»)

           Мороз  и солнце; день чудесный!

           Еще ты дремлешь, друг прелестный –

           Пора, красавица, проснись:

           Открой сомкнуты негой взоры

           Навстречу  северной  Авроры,

           Звездою  севера явись!

           Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

           На мутном небе мгла носилась;

           Луна, как бледное пятно,

           Сквозь тучи мрачные  желтела,

           А ты печальная сидела –

           А нынче…    погляди в окно:

         

           Под голубыми небесами

           Великолепными  коврами,

           Блестя на солнце, снег лежит;

           Прозрачный лес один чернеет,

           И ель сквозь иней зеленеет,

           И речка подо льдом  блестит.

           Вся комната янтарным блеском

           Озарена. Веселым  треском

           Трещит затопленная  печь.

           Приятно  думать у лежанки.

           Но знаешь: не велеть ли в санки

           Кобылку бурую запречь?

           Скользя по утреннему  снегу,

           Друг милый, предадимся бегу

           Нетерпеливого коня

           И навестим  поля пустые,

           Леса, недавно  столь густые,

           И берег, милый для меня.

Чтец  (Н. Некрасов  «Мороз-воевода»)

           Не  ветер  бушует  над  бором,

           Не с гор побежали  ручьи,

           Мороз-воевода  дозором

           Обходит  владенья  свои.

           

            Глядит – хорошо ли метели

           Лесные  тропы занесли,

           И нет ли где трещины, щели,

           И нет ли где голой земли?

           Пушисты  ли сосен вершины,

           Красив ли узор на дубах?

           И крепко ли скованы  льдины

           В  великих и малых  водах?

         

           Идет – по деревьям  шагает,

           Трещит по  замерзлой  воде,

           И яркое  солнце играет

           В косматой  его бороде…

Чтец  (И. Бунин  «Метель»)

           Ночью  в полях, под напевы  метели,

           Дремлют, качаясь, березки и ели…

           Месяц меж тучек над полем сияет,-

           Бледная тень  набегает и тает…

           Мнится  мне ночью: меж белых берез

           Бродит в туманном сиянье  Мороз.

           Ночью в избе, под напевы метели,

           Тихо разносится  скрип  колыбели…

           Месяца свет в темноте серебрится –

           В мерзлые  стекла по лавкам струится…

           Мнится мне ночью: меж  сучьев  берез

           Смотрит в безмолвные  избы Мороз.

           Мертвое поле, дорога степная!

           Вьюга тебя  заметает ночная.

           Спят  твои села под тени метели,

           Дремлют в снегу одинокие ели…

           Мнится мне ночью: не степи кругом –

           Бродит  Мороз на погосте  глухом…

Чтец  (Ф. Тютчев       *  *  *)

           Чародейкою  Зимою

            Околдован, лес стоит –

            И под снежной бахромою,

            Неподвижною, немою,

            Чудной жизнью он блестит.

            И стоит он, околдован,-

            Не мертвец, и не живой –

            Сном волшебным    очарован,

            Весь  опутан, весь окован

            Легкой цепью пуховой.

           Солнце зимнее ли мещет

           На него свой луч косой –

           В нем ничто не затрепещет,

           Он весь вспыхнет  и заблещет

           Ослепительной  красой.

                                                                        1852

Чтец  (С. Михалков  «Снежная  баба»)

           Месяц – декабрем зовут.

           Снег идет. Морозит слабо.

           Увлеченный  снежной бабой,

           Я за городом  живу.

           Я страдаю оттого,

           Что во сне все чаще вижу

           Нос бессмысленный и рыжий –

           Цвет морковки у него.

           Над зрачками из углей

           Деревянные  ресницы.

           Перед бабой – небылицей

           Я ребенка не смелей.

           Кочерыжка, снега хруст,

           Угольки, щепа, мочала…

           Может, это все начало

           Мне неведомых  «искусств»?

           Только знаю, что в лесу

           Будет март и воздух слабый,

           И разлуку с этой бабой

           Я легко  перенесу.

                                                                   1936

Чтец  (М. Дудин    *  *  *)

           Щедра зима! Который год,

           Который раз не ждет, не просит –

           Сама спешит. Ее приход

           Нам столько радости приносит.

           И лунный свет, и тонкий лед,

           И воздух на морозе свежий,

           Узорный инея налет

           На старых соснах  побережий.

           И в снежных шапках гребни крыш,

           Огонь зари над кромкой рощи.

           И на снегу упругих лыж

           При повороте четкий  росчерк.

           Зима моей душе под стать,

           Она заботой  душу греет:

           Как больше радости достать

           И  раздарить  ее  скорее.

                                                                    1955

Звучит  «Зимнее утро». Детский  альбом   Чайковского  П.И.

Чтец  (Элида  Дубровина   *   *   *)

           … И вдруг возникнет  красота

           Из хлопьев снега, лап зеленых,

           Из синей тени у куста,

           Из проводов  посеребренных.

           И разум перед ней молчит

           И объяснить ее не может.

           О, как незнание томит!

           Что шевельнулось? Что тревожит?

           Волнистый снег иль след крыла?

           Иль то, что в нас – в душе и зренье,

           Та дымка, что обволокла

           Весь мир таинственным  свеченьем?

           И смотрят очи, не мигая,

           Как будто видят в первый раз,

           Как будто бы не понимая,

           Что красота – от нас, от нас!

Ведущая. Продолжаем  любоваться красотой. Обратимся к живописи. Посмотрите на выставку.

Ученик. Куинджи А. «Солнечные пятна на снегу».

Ученица. Бродская Л. «Морозное утро», «Зимняя сказка».

Ученик. Пластов А. «Первый снег».

Ученица. Левитан И. «Сад в снегу», «Март».

Ученик. Грабарь И. «Февральская лазурь», «Косые лучи», «Мартовский снег».

Ученица. Юон К. «Зимнее солнце», «Русская зима. Лигачево».

Ученик. Поленов В. «Зима».

Ученица. Глущенко Н. «Зимний день».

Ученик. Бокшай И. «Зима».

Ученица. Соколов-Скаля П. «Новогоднее  утро».

Ученик. Крымов Н. «Зимний вечер».

Ученица. Ткачев А., Ткачев С. «Первая  зима».

Ученик. Бялыницкий-Бируля  В. «В конце  зимы».

Ученица. Короткова  Н. «Зимний день».

Ученик. Серов В. «Зима».

Звучит  «Зимний вечер». Детский альбом  Чайковского П.И.

Ведущий (итог). Мы с вами  читали стихи, прослушали музыку, увидели  репродукции картин. Эта тема  очень увлекательна  - «Путешествие  в Зиму». Может кто-то из вас попробует  рассказать о своем путешествии в  Зиму?  Я предлагаю  вам послушать, как это сделали ваши сверстники.  

Чтец.     Зима – олицетворение  волшебства. Сверкающий снег, зимние забавы, Новый год… Разве это не чудеса? Все так светло и прекрасно, что даже тени не могут быть темными, они голубые. Все эти светлые цвета зимы удивительно точно передает художник  Ромадин Н. на картине  «Зима» из серии  «Времена года». Смотришь и цитируешь  слова  выдающегося русского поэта А.С.Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!»  Снег сверкает под яркими лучами солнца.

          Вдали виднеется деревенька. Там кипит жизнь, из труб валит дым. Какой-то мужичок спешит на санях туда. Быть может, он везет подарки к Новому году ребятам.

         Погода  выдалась яркая. Еще  на несколько часов все останется так, но скоро наступит ранний зимний вечер, в деревне зажгутся огоньки, и мы  увидим уже совсем другую картину… (Сочинение Поповой Полины, ученицы 6а класса).

Чтец.         Передо мной репродукция картины  «Таежный мороз» Бродской Л. На ней изображена зима – сказочное время года, насыщенное великолепными  пастельными тонами. Невероятно  синие, лиловые, желтые оттенки картины погружают меня в какой-то волшебный сон. Они успокаивают, восхищают, заставляют мечтать о той прекрасной зиме, которая бывает только за городом.

          Эта картина  напоминает мне Царство Морфея. Снег, укутавший землю, леса, горы – это одеяло, неяркое и негреющее солнце – ночник. Умиротворенность, загадочность, свет, тепло, бесконечность – эти слова ассоциируются  у меня с  «Таежным морозом». И так  хочется уехать в деревню, к бабушке с дедушкой, встречать там Новый год и Рождество. Может быть, тогда появится то новогоднее  настроение из детства, искреннее, доброе, родное…

          Зима  была моим самым любимым временем  года. Катание на санках, снеговики  во дворе, лыжи, сильный мороз и огромное количество снега – все это  любовь к самому праздничному периоду детства.

          Сейчас, когда ты становишься  взрослее, детская влюбленность в зиму вновь оживает  в воспоминаниях, которые  приходят к тебе благодаря  таким картинам, как «Таежный  мороз». (Сочинение  Александровой Елизаветы, ученицы 6б класса).

Чтец. Сочинение по репродукции картины  Кустодиева  Б.  «Морозный день».

                                                                                    Мороз  и солнце –

                                                                                    День чудесный!

                                                                                                                А.С. Пушкин

        Борис Кустодиев – талантливый живописец. Все мы восхищаемся его красочными работами: прекрасными портретами, пейзажами и сюжетными картинами.

        Любимой погодой Кустодиева было солнце и зимнее время. В такие дни он всегда пребывал в хорошем настроении. Я вполне разделяю его восхищение русской зимой  с трескучими морозами и той самой самобытностью, беспечной и по-детски  наивной, какая обыкновенно была у простого русского народа. Именно это старается донести до нас художник в своей картине  «Морозный день».

        В моем понимании  Кустодиев – сказочник, волшебник. Он смотрит на мир сквозь призму тихого, мирного, неподвижного очарованья.

        На репродукции картины «Морозный день изображена небольшая сценка из жизни. Солнце светит, мягкий снег кутает деревья, обнимает улицы и дома. Свежо и морозно.  Мимо  со свистом несутся сани. Весело кататься по морозу!

        Рядом   дворник метет снег, да  напрасно – вся дорога в сугробах. Дома стоят со сказочными  снежными крышами. Они напоминают пряники с белой глазурью. Из труб валит дым, а в домах тепло и уютно.

        Среди снежных деревьев видна маленькая церквушка  с золотой маковкой, в которой отражаются солнечные лучики, и она ярко поблескивает, притягивая взгляд.

        Жизнь для художника – нескончаемый водоворот. (Сочинение Шмигириловой Натальи, ученицы 6б класса).

Ведущий. Наше путешествие по календарю заканчивается. Природе мы говорим: «Спасибо!».

Чтец (А. Твардовский    *   *   *)

               Спасибо за утро такое,

               За чудные эти часы

               Лесного – не сна, а покоя,

               Безмолвной морозной красы,

               Когда над изгибом тропинки

               С разлатых  недвижных ветвей

               Снежинки, одной порошинки,

               Стряхнуть опасается ель.

               За тихое, легкое счастье –

               Не знаю, чему иль кому-

               Спасибо, но, может, отчасти

               Сегодня – себе самому.

Ведущая. Да, действительно, путешествие закончилось, но мы будем  продолжать его, так как (чтение стихотворения  Казанцева В.)

                     

*  *   *

Это никогда не надоест –

Листьев неумолчное плесканье,

Мреющих, бессмертных  звезд блистанье,

Иль, как раньше говорили, звезд.

Это не наскучит никогда –

Плавная неправильность  сугроба,

По земле идущая дорога.

По песку  бегущая вода.

Звучат   «Зимние грезы». 1-я симфония П.И.Чайковского

           

Используемая  литература.

Сборники стихов о природе русских поэтов разных годов издания.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забилиным.

М. «Книга Принтшоп» 1990.

Путешествие в страну Поэзия. Книги 1,2. Лениздат. 2000.

Музыкальный энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия» 1997.

Музыкальный материал:

 Чайковский П.И. «Времена года». Детский альбом. Зимнее утро. Зимний вечер.  

       Зимние грёзы. 1-я симфония Чайковского П.И.

 Римский-Корсаков Н.А. «Снегурочка».

 Прокофьев С. «Зимний костёр» - сюита для чтецов.

 Пушкин в музыке современников. Яковлев М. «Зимний вечер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме" Зима. Приметы зимы".

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида...

Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".

Занятие, направленное на закрепление  знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

"Эх, зима, зима!"

Обобщение знаний детей о зиме: зимние месяцы, приметы, Новый год....

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

«Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)

Урок русского языка в 7 классе (урок развивающего обучения)Сопоставление картин русских художников-пейзажистов И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Подготовка ма...