№ | Тема урока. | Часы | Дата | Основные понятия, словарь. | Выполнение практической части программы. | Коррекционная работа |
I четверть. (18ч) |
|
|
|
|
|
|
I | ВВЕДЕНИЕ 4ч |
|
|
|
|
|
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. c. 4-7 | 1 |
| География, природа Земли, население, хоз. деятельность.
| Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. ПР.Р. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. с. 7-13 | 1 |
| Сутки, восход, заход, высота Солнца. Продолжительность дня и ночи, равноденствие. Температура воздуха, сезонные изменения. |
|
|
3 | Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. с. 13-16 | 1 |
| Понятие о погоде: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. |
|
|
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия. с. 17 Н РЭО | 1 |
| Местность, Южный Урал, Челябинск, предприятия города, холмистая местность. | Экскурсия
для выяснения запаса элементарных геогр. представлений.
|
|
II | ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ 5ч |
|
|
|
|
|
5 | Горизонт. Линия горизонта. с. 18-19
| 1 |
| Горизонт, поверхность Земли. |
| Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. |
6 | Стороны горизонта. с. 20-21 | 1 |
| Название сторон горизонта. | Зарисовка линий и сторон горизонта. ПР.Р. |
|
7 | Компас и правила пользования им. с. 22-24 | 1 |
| Компас, строение, обозначение сторон горизонта. | Схематическая зарисовка компаса.
|
|
8 | Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. с. 24-27 Н РЭО | 1 |
| Ориентирование, направления ориентирования, местные признаки. |
|
|
9 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
| 1 |
| Направления ориентирования, компас, стороны горизонта. | Экскурсия
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу, по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования) ПР.Р. |
|
III | ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ 4ч |
|
|
|
|
|
10 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | 1 |
| Формы рельефа Челябинска. | Экскурсия
| Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция восприятия времени.
|
11 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. с. 28-30 | 1 |
| Понятие рельефа, формы рельефа. Различие плоских и холмистых равнин | Моделирование из пластилина форм поверхности Земли ПР.Р. |
|
12 | Овраги, их образование. С. 31-32 | 1 |
| Образование оврагов, вред приносимый оврагами, борьба с оврагами. | Зарисовка оврага. |
|
13 | Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. с. 33-38 | 1 |
| Образование гор, горы России. Образование вулканов. Вулканы на территории России. Землетрясения. | Зарисовка различных форм земной поверхности ПР.Р. |
|
IV | ВОДА НА ЗЕМЛЕ 10 ч |
|
|
|
|
|
14 | Вода на Земле. с. 39-42 | 1 |
| Водные ресурсы земли. Вода – как поверхность Земли. Понятие моря и океана. Вода солёная и пресная. | Показ по физ. карте водоёмов.
| Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
15 | Родник, его образование. с. 43-44 | 1 |
| Образование родников, их значение. Использование подземных вод, | Зарисовки схемы образования родника. ПР.Р. |
|
16 | Колодец. Водопровод. с. 45-47 | 1 |
| Устройство колодца, Использование водопровода в быту очистка воды фильтрованием. | Зарисовка схемы колодца. Опыт: очистка воды фильтрованием. ПР.Р. |
|
17, 18 | Река, её части. Горные и равнинные реки. с. 47-51 Как люди используют реки. с. 51-53 | 2
|
| Образование рек, части реки, определение, правого и левого берега. Отличие горных рек от равнинных. Скорость течения. Использование рек в промышленности и с\х. Строительство ГЭС Значение воды в природе и жизни человека. | Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки. Показ рек на физ. карте России. ПР.Р.
|
|
IIчетверть. (14ч) |
|
|
|
|
|
|
19 | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. с. 54-57 Н РЭО | 1 |
| Понятия: озеро, пруд, водохранилище. Отличие. Значение в жизнедеятельности человека. | Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озёр России. ПР.Р.
| Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
20 | Болота, их осушение. с. 57-60 | 1 |
| Образование болот, болотные пространства, трясина, торф, осушение болот. |
|
|
21 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. с. 60-63 | 1 |
| Определение понятий «море, океан», отличие от пресных водоёмов. Роль в жизни человека. Ураганы, штормы. | Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой. ПР.Р. |
|
22 | Острова и полуострова. с. 64-66 |
1 |
| Понятие острова и полуострова, отличие, заливы, бухты. | Моделирование из пластилина острова и полуострова. ПР.Р. |
|
23 | Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. с. 66-68 | 1 |
| Обобщение знаний о водоёмах. Составление рассказа о водоёме Челябинской обл. Понятие охраны воды. Роль человека. |
|
|
V | ПЛАН И КАРТА 9ч |
|
|
|
|
|
24 | Рисунок и план предмета. с. 69-72 | 1 |
| План, рисунок, вид сверху, соотнесение рисунка и плана.
| Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). ПР.Р. |
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия. |
25 | Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. c. 72-74 | 1 |
| Масштаб, карта, план. | Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе. |
|
26 | План класса. С. 74-76 | 1 |
| Масштаб, план, чертёж. | Черчение плана класса. ПР.Р. |
|
27 | План школьного участка. с.76-78 | 1 |
|
| Вычерчивание простейшего плана школьного участка ПР.Р. |
|
28 | Условные знаки плана местности. с. 78-80 | 1 |
| Условные знаки.
| Зарисовка в тетрадях условных знаков плана. ПР.Р. |
|
29 | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. с. 81-83 | 1 |
| Карта, ориентирование по карте, масштаб, легенда карты. | Упр в определении направлений по карте. ПР.Р.
|
|
30 | Условные цвета физической карты. с. 83-86 | 1 |
| Легенда физической карты. | Зарисовка в тетрадях условных цветов карты ПР.Р.
|
|
31 | Условные знаки физической карты. с. 86-88 | 1 |
| Легенда карты, знаки физ. карты.
| Зарисовка в тетрадях условных знаков карты ПР.Р.
|
|
32 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. С. 88-90 Н РЭО | 1 |
| Физ. карта, Россия, значение карты. | Ориентировка по карте, нахождение географических объектов. ПР.Р. |
|
III четверть. (20ч) |
|
|
|
|
|
|
VI | ЗЕМНОЙ ШАР 14ч |
|
|
|
|
|
33 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 |
| Другие планеты Солнечной системы. Краткие сведения о планетах. | Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты). |
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
|
34
| Планеты. с. 94-96 | 1 |
|
|
|
|
35 | 3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. с. 96-100 | 1 |
| Наша планета. Представления о Земле в древности. Доказательства, что Земля – шар. Освоение космоса. | Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в печати. ПР.Р.
|
|
36 | Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. с. 100-102 | 1 |
| Глобус, полюса, земная ось, экватор. Изображение воды и суши на глобусе. | Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов. ПР.Р. |
|
37 | Физическая карта полушарий. С. 103-104 | 1 |
| Полушария, масштаб, цвета карты. |
|
|
38
| Распределение воды и суши на Земле. С. 104-105 Океаны на глобусе и карте полушарий. с. 106-108 | 1 |
| Глобус, карта, легенда карты, цвета воды и суши. Количество океанов, их названия и местоположение на карте и глобусе. Значение. | Оформление таблицы названий океанов и материков. ПР.Р. Работа с картой и глобусом |
|
39 | Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. С. 109-112 | 1 |
| Понятие материка, местоположение. Западное полушарие, материки, Восточное полушарие. Первооткрыватели Америки и Антарктиды. | Обозначение на к\карте данных материков. |
|
40, 41 | Первые кругосветные путешествия. с. 112-116 | 2 |
| Кругосветное путешествие (истор. справка) Путешественники. | Обозначение на к\карте первых кругосветных путешествий. ПР.Р. (кон. к) |
|
42 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). с. 116-118 | 1 |
| Солнце- источник жизни на Земле. Теллурий.
|
|
|
43 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. с. 119-122 Н РЭО | 1 |
| Климат, погода, отличие друг от друга.
|
|
|
44 | Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. с. 122-125 | 1 |
| Пять поясов, отличие друг от друга.
| Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре ПР.Р. |
|
45 | Природа тропического пояса. с. 125-128 | 1 |
| Материки тропического пояса. Тропические леса, их обитатели. | Составление схемы «Природа тропического пояса». ПР.Р. |
|
46 | Природа умеренных и полярных поясов. с. 128-131
| 1 |
| Материки умеренных и полярных поясов, Океаны и моря. Природа поясов, деятельность человека. | Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. ПР.Р. |
|
VII | КАРТА РОССИИ 22ч |
|
|
|
|
|
47 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва. с. 132-138 Н РЭО | 1 |
| Россия, столица, государство, Москва.
|
| Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся. |
48 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. с. 138-140 | 1 |
| Понятие границы, приграничных территорий, государства, граничащие с Россией на западе и юге. | Обозначение границ нашей Родины на к\карте. ПР.Р. |
|
49 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. с. 140-143 | 1 |
| Выход России в моря и океаны. Приграничные территории. Моря Северного Ледовитого океана. |
|
|
50 | Моря Тихого и Атлантического океанов. С. 143-147 | 1 |
| Название морей, их местоположение. |
|
|
51 | Острова и полуострова России. с. 148-152 | 1 |
| Острова и полуострова Сев. Лед океана, Тихого и Атлантического океанов. Природные и климатические условия, растения, животные, жизнедеятельность людей. |
|
|
52 | Работа с контурными картами. | 1 |
|
| Нанесение на к\карту морей бассейнов Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. океанов. ПР.Р. |
|
IVчетверть. (16ч.) |
|
|
|
|
|
|
53 | Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. с. 152-155
| 1 |
| Условные цвета на карте. Восточно-Европейская равнина, Среднерусская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
|
|
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся. |
54, 55 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. С.155-158 Н РЭО | 2 |
| Горы: Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны. |
|
|
56 | Работа с контурными картами. | 1 |
|
| Обозначение на к\картах низменностей, возвышенностей, плоскогорья. |
|
57 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). с. 159-161 Н РЭО | 1 |
| Условные обозначения полезных ископаемых, месторождения, добыча. | Изготовление условных знаков полезных ископаемых ПР.Р. |
|
58 | Работа с контурными картами.
| 1 |
|
| Нанесение на к\карту крупнейших месторождений полезных ископаемых.. |
|
59 | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. с. 162-165 | 1 |
| Реки Европейской части России, притоки. Использование рек в народном хозяйстве. |
|
|
60 | Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. с. 166-168 | 1 |
| Реки Европейской части России, притоки. Использование рек в народном хозяйстве.
|
|
|
61 | Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой. ГЭС. с. 168-171 | 1 |
| Истоки рек, бассейны рек, значение рек в нар. хозяйстве.
|
|
|
62, 63 | Реки: Лена, Амур. с. 172-174 | 1 |
| Истоки рек, бассейны рек, значение рек в нар. хозяйстве.
|
|
|
64, 65 | Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. Работа с контурными картами с. 175-177 | 2 |
| Местоположение, значение, природные условия, растит. и жив. мир, деятельность человека. |
|
|
66 | Наш край на карте России. С.178 Н РЭО | 1 |
|
| Путешествие по Южному Уралу ( по карте) ПР.Р. |
|
67 | Повторение начального курса физической географии. | 1 |
| Уральский регион на карте России. Природные условия, жив. и рас. мир Юж. Урала. |
|
|
68 | Обобщающий урок | 1 |
|
|
|
|