Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochno_-_tematicheskoe_planirovanie_dlya_8_klassa_2014-15.doc | 195.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_po_kursu_geografii_8_klass.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по географии России для 8 класса 68 часов (2015 -2016)
№ п/п | № | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Практика | Формы контроля | ИКТ- поддерж ка | Планируемые результаты обучения | ||||
1четверть | ||||||||||||
Введение 1 час | ||||||||||||
1 | 1 | Что изучают в курсе география России. Структура учебника. | География – один из способов познания окружающего мира. Задачи географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой. | Вводный урок, объяснение материала с элементами беседы | Анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии. | |||||||
Раздел №1. Пространства России (7ч.) | ||||||||||||
2 | 1 | Россия на карте мира. | Доля России в населении и территории мира. Географическое положение, крайние точки территории, протяжённость. Административно – территориальное устройство. Субъекты Российской Федерации. | Работа с политической картой России, мира АТД. | Устный опрос, подготовка к зачёту по АТД. | Презентация «Россия на карте мира» | Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран | |||||
3 | 2 | Границы России. | Границы России сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды. | Практическая работа №1 «Географическое положение России» | Практическая работа №1 «Географическое положение России» | Презентация «Границы России» | Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации | |||||
4 | 3 | Россия на карте часовых поясов. | Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения. | Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» | Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» | Презентация «Россия на карте часовых поясов» | Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. Умеют определять местное, поясное, декретное время | |||||
5 | 4 | Формирование территории России. | Формирование территории России. Расширение Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля» | Составление таблицы по тексту | Устный опрос, составление таблицы по тексту учебника. | Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации | ||||||
6 | 5 | Формирование территории России. | Дальний Восток на рубеже XIX-XX веков. Завершение процесса расширения территории в XX веке. | Составление таблицы по тексту учебника. | Зачёт АТД | Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации | ||||||
7 | 6 | Географическое изучение территории России. | Главные задачи, которые стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий. Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России? | Фронтальный опрос | Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний. | |||||||
8 | 7 | Обобщающий урок по теме «Пространства России» | Систематизация и обобщение знаний по теме «Пространства России» | Проверочная работа по теме «Пространства России» (Тест) | ||||||||
Природа России и человек 41час. Рельеф и недра 6 часов. | ||||||||||||
9 | 1 | Строение земной коры на территории России. | Геологическая история развития Земли. Геохронологическая шкала, что она отражает? | Работа с настенной картой «Тектоническое строение России» | Индивидуальный опрос | Презентация «Тектоническое строение России» | Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации | |||||
10 | 2 | Строение земной коры на территории России. | Что такое тектонические структуры. Как образуются горы? | Индивидуальный опрос | Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы | |||||||
11 | 3 | Важнейшие особенности рельефа России? | Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины? | Работа с контурной картой | Работа с контурной картой | Презентация «Рельеф России» | Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации | |||||
12 | 4 | Современное развитие рельефа. | Как внутренние силы влияют на рельеф? | Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа» | Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа» | Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы | ||||||
13 | 5 | Современное развитие рельефа. | Роль внешних сил в формировании рельефа. | Индивидуальный опрос | Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека | |||||||
14 | 6 | Использование недр. | Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добывают полезные ископаемые осадочного происхождения? | Проверочная работа (тест) | Проверочная работа (тест) | Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | ||||||
Климат 6 часов | ||||||||||||
15 | 1 | Общая характеристика климата России. | Климатические пояса на территории России. Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны? | Работа с настенной картой и атласом «Климат России» | Индивидуальный опрос у карты | Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы | ||||||
16 | 2 | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. | Закономерности движения воздушных масс на территории России. Влияние западного переноса воздушных масс. Что такое атмосферный фронт. Циклоны, антициклоны. | Заполнение таблицы, сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. | Работа в малых группах | Презентация «Циклоны и антициклоны» | Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления» | |||||
17 | 3 | Распределение температуры и осадков на территории России. | Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион России самый холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории нашей страны? | Работа с настенной картой и атласом «Климат России» | Фронтальный опрос | Презентация «Распределение температуры и осадков на территории России» | Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта | |||||
18 | 4 | Типы климата России. | Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Климатические области в пределах умеренного климатического пояса России? Характеристика типов климата России. | Работа с настенной картой и атласом «Климат России», характеристика климата по плану. | Фронтальный опрос. | Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата» Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий | ||||||
2четверть | ||||||||||||
19 | 5 | Климат и человек. | Что такое комфортность климата? Почему важно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства? | Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов» | Индивидуальный опрос Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов» | Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | ||||||
20 | 6 | Обобщающий урок по теме: «Климат» | Обобщение и систематизация знаний. | Проверочная работа (Тест) | Проверочная работа (Тест) | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | ||||||
Тема №3. Богатство внутренних вод России 6 часов. | ||||||||||||
21 | 1 | Реки России. | Как распределена речная сеть по территории России? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Чем питаются и в каком режиме живут реки? Характеристика рек по плану. | Разгадывание кроссворда, работа с контурной картой. | Объяснение нового материала с элементами беседы (разгадывание кроссворда) | Презентация «Волга – великая русская река» | Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования | |||||
22 | 2 | Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. | Происхождение озёрных котловин. Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? | Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования» | Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования» | Презентация «Озеро Байкал» | Знают определения понятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России. | |||||
23 | 3 | Подземные воды. | Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников. | Индивидуальный опрос | Знают определения понятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России. | |||||||
24 | 4 | Болота, многолетняя мерзлота и ледники. | Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников. Почему воду считают источником всего живого на Земле? | Работ с настенной картой «Физическая карта России», номенклатура водных ресурсов России. | Индивидуальный опрос, подготовка к тесту | Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе | ||||||
25 | 5 | Человек и вода. Водные ресурсы и их охрана. | Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Экологические проблемы. Охрана вод. | Индивидуальный опрос, подготовка к тесту | Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | |||||||
26 | 6 | Обобщающий урок по теме Внутренние воды России» | Проверочная работа (тест) | Проверочная работа (тест) | ||||||||
Тема №4. Почвы – национальное достояние страны 5 часов. | ||||||||||||
27 | 1 | Почвы – «особое природное тело» | Строение почв. Почему почвы «особое природное тело»? | Проверочная работа по теме «Внутренние воды России (тест) | Объяснение нового материала с элементами беседы. | Презентация «Почвы России» | Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России | |||||
28 | 2 | География почв России. | Какие типы почв наиболее распространены в России. Почему на севере почвенный профиль маломощный? | Составление таблицы «Почвы России», Работа с картами атласа | Индивидуальный опрос | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия | ||||||
29 | 3 | География почв России. | Типы почв России. Почвенная карта России. | Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России» | Индивидуальный опрос | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия | ||||||
30 | 4 | Почвы и урожай. | Плодородие почв. Структура почв. Как можно поддерживать плодородие почв? Агротехнические мероприятия. | Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России» | Индивидуальный опрос | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия | ||||||
31 | 5 | Рациональное использование и охрана почв. | Важнейшие средства охраны почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы. | Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России» | Индивидуальный опрос, подготовка к тесту | Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях | ||||||
Тема №5. В природе всё взаимосвязано 3 часа. | ||||||||||||
32 | 1 | Понятие о природном территориальном комплексе. | Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. | Объяснение нового материала с элементами беседы | Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования | |||||||
3 четверть | ||||||||||||
33 | 2 | Свойства природных территориальных комплексов. | Свойства ПТК: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности. | Работа с текстом учебника. | Фронтальный опрос | Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК | ||||||
34 | 3 | Человек в ландшафте. | Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные – причины их возникновения и условия существования. | Заполнение таблицы «Природно – антропогенные ландшафты» | Фронтальный опрос | Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов | ||||||
Тема №6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов | ||||||||||||
35 | 1 | Учение о природных зонах. | Что такое природная зона. Зональность – всеобщий закон природы. Почему природные зоны точнее было бы назвать природно – хозяйственными? | Работа с картой «Природные зоны России», характеристика природных зон по плану. | Фронтальный опрос | Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию | ||||||
36 | 2 | «Безмолвная» Арктика. | Природные особенности Арктики. Полярные дни и ночи. Занятия населения в Арктике. Экологические проблемы. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы | Заполнение таблицы, фронтальный опрос | Презентации «Природные зоны России – зона арктических пустынь» | Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей | |||||
37 | 3 | Чуткая Субарктика. | Тундра и лесотундра – северная полоса России. Особенности климата тундры и лесотундры. Вечная мерзлота. Её влияние на природу. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией | Подготовка к проектной деятельности, создание презентаций | Презентации «Природные зоны России – зона тундры» | Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности | |||||
38 | 4 | Таёжная зона. | Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Преобразования тайги человеком. Последствия индустриального освоения тайги. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, характеристика природных зон по плану. | Индивидуальный опрос | Презентации «Природные зоны России – зона тайги» | Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов | |||||
39 | 5 | Болота. | Можно ли считать болота «гиблыми» местами России. Что такое болото? Низинные и верховые болота. | Фронтальный опрос | Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого | |||||||
40 | 6 | Зона смешанных широколиственных лесов. | Особенности жизни и хозяйственной деятельности в зоне смешанных широколиственно-хвойных лесов. Характеристика смешанных лесов Восточно-Европейской равнины. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы. | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России – зона смешанных лесов» | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги | |||||
41 | 7 | Зона смешанных широколиственных лесов. | Особенность муссонных лесов Дальнего Востока. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы. | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России – муссонные леса Дальнего Востока» | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги | |||||
42 | 8 | Лесостепи и степи. | Современные лесостепи и степи. Чем степи отличаются от лесостепи? Значение зоны степей. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России – лесостепи и степи» | Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства | |||||
43 | 9 | Полупустыни, пустыни, субтропики. | Характерные особенности природы полупустынь. Особенности природы пустынь. Природные условия полупустынь и пустынь и хозяйственная деятельность. Знакомство с субтропиками России. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России –пустыни и полупустыни, субтропики» | Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь | |||||
44 | 10 | «Многоэтажность» природы гор. Человек и горы. | Что такое высотная поясность, от чего она зависит. Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия гор отличают их от равнин? Растительность и животный мир горных районов. Хозяйственная деятельность человека в горах | Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов | Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов | Презентации «Природные зоны России» | Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность | |||||
45 | 11 | Обобщающий урок по теме «Природные зоны России» | Проверочная работа по теме. | Тестирование. | Презентации «Природные зоны России» | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий России | ||||||
Тема №7 Природопользование и охрана природы 4 часа. | ||||||||||||
46 | 1 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. | Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости. Что такое природопользование? | Подготовка к презентации на тему «Охраняемые территории России» | Объяснение нового материала | Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости | ||||||
47 | 2 | Рациональное использование природных ресурсов. | Как используются неисчерпаемые ресурсы? Использование исчерпаемых возобновимых ресурсов. Что значит рационально использовать минеральные ресурсы? | Фронтальный опрос | Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования, умеют показывать на карте охраняемые территории России. | |||||||
48 | 3 | Охрана природы и охраняемые территории. | Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. | Работа с катами атласа «Охраняемые территории России» | Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации | Презентации «Заповедники и национальные парки на территории России» | Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||||
49 | 4 | Охрана природы и охраняемые территории России. | Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы | Работа с катами атласа «Охраняемые территории России» | Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации. | Знают примеры охраняемых территорий России, умеют их показывать на карте. Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации). | ||||||
Раздел 3. Население России 16 часов. | ||||||||||||
Тема 8. Сколько нас - россиян? (2 часа) | ||||||||||||
50 | 1 | Численность населения | Изменение численности населения России. Демографические кризисы. | Работа с картой «Население России» | Объяснение нового материала | Презентация «Население России» | Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения | |||||
51 | 2 | Воспроизводство населения | Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Типы воспроизводства: традиционный тип воспроизводства, современный тип воспроизводства. | Таблица по тексту учебника «типы воспроизводства» | Индивидуальный опрос | Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России | ||||||
Тема 9. Кто мы? (2 часа) | ||||||||||||
52 | 1 | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны. | Индивидуальный опрос. | Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны. | |||||||
53 | 2 | Возрастной состав населения | Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид. | Работа с текстом учебника и половозрастными пирамидами | Индивидуальный опрос. | Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид. | ||||||
4 четверть | ||||||||||||
Тема 10. Зачем и куда едут люди? (3 часа) | ||||||||||||
54 | 1 | Миграции населения России | Влияние миграций, причины миграций, переселение и поведение людей. Чтение картограмм. Изменение направления миграций | Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241 | Индивидуальный опрос | Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы | ||||||
55 | 2 | Внешние миграции | Миграционный обмен с внешним миром. Миграции населения в20 веке. Причины внешних миграций. | Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241 | Индивидуальный опрос | Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему | ||||||
56 | 3 | Территориальная подвижность населения. | Причины территориальной подвижности населения. | Индивидуальный опрос | Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку | |||||||
Тема 11. Человек и труд. (1час) | ||||||||||||
57 | 1 | География рынка труда. | Трудовые ресурсы их роль в создании национального богатства страны. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда. | Индивидуальный опрос | Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем | |||||||
Тема 12. Народы и религии России (3 часа) | ||||||||||||
58 | 1 | Этнический состав населения России. | Представление об этническом составе населения России. Отличительные признаки этносов. Языковые семьи и группы. | Работа с картой «Население России», «Народы России» | Индивидуальный опрос. | Презентации «Народы России» | Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем | |||||
59 | 2 | Этническая мозаика России. | Разнообразие этнического состава населения России. География народов, и административно – территориальное деление страны. | Работа с картой «Население России», «Народы России» | Индивидуальный опрос. | Презентации «Народы России» | Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России | |||||
60 | 3 | Религии народов России. | Преобладающие религии России, религиозный состав населения России. | Выступление с сообщениями. | Выступление с сообщениями | Презентации «Народы России» | Выступают с сообщениями религии народов и с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации) | |||||
Тема 13. Где и как живут люди? (5 часа) | ||||||||||||
61 | 1 | Плотность населения. | Карта плотности населения России, плотность населения в определённых районах России. | Вычисление плотности населения отдельных территорий. | Индивидуальный опрос | Презентации «Народы России» | Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны | |||||
62 | 2 | Расселение и урбанизация. | Численность городского и сельского населения России. Главная полоса расселения. Что такое урбанизация? | Работа с картой – города главной полосы расселения. | Индивидуальный опрос | Презентации «Народы России» | Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни и сельского | |||||
63 | 3 | Сельская Россия. | Сельская местность – это обитаемая территория вне города. Урбанизация сельской местности. | Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» | Индивидуальный опрос. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» | Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах | ||||||
64 | 4 | Города России. | Как росло число городов России? Функции городов. Какие районы России самые городские и самые сельские. Города миллионеры | Работа с контурной картой и настенной картой – города миллионеры России | Презентации «Города России» | Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории | ||||||
65 | 5 | Обобщающий урок по теме «Население России» | Обобщение и систематизация знаний. | Фронтальный опрос, подготовка к тесту. | Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||||||
Раздел 4. География Санкт – Петербурга и области (3часа). | ||||||||||||
66 | 1 | Географическое положение региона. | Особенности географического положения своей местности. Положительные и отрицательные стороны географического положения региона. | Индивидуальный опрос. | Определяют географическое положение Ленинградской области, крайние точки и их координаты. Перечисляют административные районы города Санкт – Петербурга. Узнают историю развития региона. | |||||||
67 | 2 | Природные условия и ресурсы (рельеф, полезные ископаемые, климат) | Главные особенности рельефа, полезные ископаемые региона, климатические условия, агроклиматические ресурсы. | Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области» | Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области» | Умеют характеризовать рельеф Санкт – Петербурга, объясняют происхождение терасс, образование дельты Невы, знают полезные ископаемые своего региона. Знают особенности климата своего региона, объясняют причины неустойчивой погоды в Санкт – Петербурге зимой и летом, агроклиматические условия. | ||||||
68 | 3 | Природные условия и ресурсы (внутренние воды, почвы, природные зоны, растительный и животный мир) | Водные, почвенные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира. | Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области» | Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области» | Знать основные речные системы региона, крупнейшие озёра, распространение почв и основных представителей растительного и животного мира Ленинградской области. Уметь показывать на карте объекты своего края, давать краткую характеристику по плану. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по курсу «География России. Природа и население для 8 класса.
Рабочая программа по географии России для 8 составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089); ИЛИ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);
4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);
5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;
6) Авторская программа: Примерной программы основного общего образования « География России» (8-9 классы) базовый уровень, авторы: А.И.Алексеев, Низовцев рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, М., 2009год.
Авторская программа для общеобразовательных школ: География России 8- 9.Ким Э.В., Кузнецова, Г.Ю. Лисенкова, Г.Я., Низовцев В.А., Сиротин В. И. М.: Дрофа, 2010. География 6 -11классы: программы для общеобразовательных учреждений, составитель Овсянникова Е. В., Дрофа 2010 год. Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебном году.
2.Цели и задачи изучения предмета: Цели: -Подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.
-Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.
-Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
-Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.
Задачи:
-сформировать у учащихся знания о родной стране и её положении в мир.
-вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
-развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений и навыков, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
3.Общая характеристика учебного предмета: География в основной школе — учебный предмет, который формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей. Формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об экологических, социально-экономических и иных процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
4.Место учебного предмета в учебном плане: География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 245, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и учебного плана образовательного учреждения на изучение «Географии России» в 8 классе отводится 68 часов (2ч/неделю) из федерального компонента. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. На уроках географии большое внимание уделяется работе с контурными картами, так как работа с данным материалом способствует развитию моторики и памяти. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
5.Изменения, внесённые в авторскую программу: Рабочая программа предусматривает некоторые изменения авторской программы. Полностью сохранено содержание учебного предмета, описанное данной авторской программой. Распределение часов по темам составлено по авторской программе. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Последовательность изучения тем авторской программы сохранена, изменено лишь количество часов, отведенных на изучение конкретных тем: Введение 1 час, вместо 2часов, по 1 часу добавлено на темы: «Внутренние воды», «Почвы», «Природные зоны» в связи с большим объемом учебного материала, а также многие из вопросов тем содержатся в материалах ГИА 9 (ОГЭ) и ЕГЭ, на раздел «География своего региона: Санкт – Петербург и Ленинградская область» - 3 часа.
6.Особенности УМК.
Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с., Атлас география России 8 – 9 М., Дрофа,2012г. прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год.
Доступность – одна из основных особенностей учебника. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками 8 класса.
Основное содержание учебника приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые компетенции и понять роль данного курса среди других наук о природе, значение ее для человечества.
7. Информация о количестве учебных часов: Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения «Географии России» в 8 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования на проведение практических работ – 7 часов; на уроки повторения и обобщения изученного материала – 5 часов; на проведение проверочных работ – 6 часов
Оценочные практические работы в 8 классе (7 практических работ):
1.Практическая работа №1: «Характеристика географического положение России» Обозначение границ России на контурной карте. 2.Практическая работа №2 « Решение задач на определение поясного времени» 3. Практическая работа №3 «Установление взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми». 4. Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов» 5. Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования» 6. Практическая работа № 6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон»
7. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» Выделение на контурной карте главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны.
Тестирование (проверочные работы) для 8 класса (6 проверочных работ): 1.Тестирование по теме: «Пространства России». 2.Тестирование по теме: «Рельеф России» 3.Тестирование по теме: « Климат» 4.Тестирование по теме: « Внутренние воды» 5.Тестирование по теме: «Природно-хозяйственные зоны» 6.Тестирование по теме: «Население России»
8. Технологии и формы обучения
Реализации данной программы способствует использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Для достижения поставленных целей данной рабочей программы использовались:
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
по источнику знаний:
словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной активности:
проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
по принципу расчленения или соединения знаний:
аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение, технология развития критического мышления и т.д.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения; развитие положительной мотивации к освоению программы по географии России.
9.Виды и формы контроля знаний: Методы мониторинга знаний и умений учащихся, используемых при реализации данной программы – осуществление систематической проверки выполнения домашних заданий, организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения, тесты, проверочные письменные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации), практические и лабораторные работы и т.д. Промежуточный и итоговый контроль знаний осуществляется в формате ГИА. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: Итоговые тестовые самостоятельные работы; Фронтальный и индивидуальный опрос; Отчеты по практическим работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов); Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий.
Формы контроля, используемые для учащихся данного класса:
вид контроля | количество часов (работ) |
Практические работы, работы с контурными картами | 7 |
Обобщающие уроки | 5 |
Тестовый контроль | 6 |
Подготовка сообщений, презентаций | 5 |
Составление таблиц в тетради | 6 |
10.Соответствие требованиям ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ
Система знаний, полученная в результате освоения данной программы, готовит учащихся к промежуточной аттестации. К традиционным вопросам и заданиям, использованным при текущей проверке изученного материала, при закреплении изученного материала, на проверочных и контрольных работах добавлены задания, соответствующие ГИА (ОГЭ), что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации. Кроме того итоговая контрольная работа и промежуточный контроль знаний проводится в формате ГИА (ОГЭ).
11.Требования к результатам обучения.
В результате изучения курса «География России. Природа и население» 8 класс, ученик должен:
1) знать / понимать: географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
положение России на карте часовых поясов;
административно-территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России;
вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России.
Связь рельефа России с тектоническим строением;
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
Факторы, определяющие особенности климата России, основные климатические пояса и типы климата России;
Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
Особенности морей, омывающих берега России;
ресурсы морей и их использование человеком;
Крупнейшие речные системы и озера страны.
Границу распространения многолетней мерзлоты на территории России;
меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
Основные типы почв, их размещение по территории страны;
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
природные зоны России;
Особенности природно-хозяйственных зон.
Влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах.
Что такое территориальная организация общества.
Что такое Всемирное наследие.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
Что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
Численность населения, плотность и воспроизводство населения на территории России;
Особенности естественного движения населения страны;
Основные направления миграций; Состав трудовых ресурсов России;
Национальный и религиозный состав населения России;
Особенности размещения населения;
Типы поселений;
2) уметь:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики,
края);
определять поясное время;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения,
естественном и механическом движении населения, современную демографическую
ситуацию в стране.
Уметь использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации о населении России.
Уметь устанавливать зависимость между рельефом территории России, тектоническим строением, размещением полезных ископаемых по территории страны по физической и тектонической картам.
Пользоваться климатической картой, климатическими диаграммами для определения
типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на различных территориях России;
Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования
представления о взаимосвязях компонентов природы;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны;
климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
современные проблемы России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-методический комплекс
Название учебной программы | Используемые учебники | Пособия для учащихся | Пособия для учителя |
Примерные программы по учебным предметам география. 5 – 9 классы. М. Просвещение, 2012. – 75. (Стандарты второго поколения), География Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Составитель В. И.Сиротин - М., Дрофа, 2002 г. Программы общеобразовательных учреждений. География 6- 11 составитель Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа,2010.-126с. | «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с. | «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с. Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г. | География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с. Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. _ СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с. За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с. |
Литература для учителя:
1.География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с. 2.За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 –223с. 3.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
Литература для учащихся.
1. Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г.
2.География Россия. Природа и население - учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.
3.География и экология Санкт – Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8 -9 классов общеобразовательной школы /Под ред. С.В. Васильева, О. В, Гаврилова. – М.: Изд – во МГУ, 2006. – 88с.
4. .За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с.
5.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
Интернет - ресурсы:
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.
Тематическое планирование по предмету «География России» _8_ класс (68 часов).
№ п/п | Название раздела | Содержание | Количество часов |
1 четверть | |||
Введение | 1 | ||
1 | Пространства России | 7 | |
2 3 | Природа и человек (41 часов) Население 16 часов | Рельеф и недра | 6 |
Климат (4часа) | 4 | ||
2четверть Климат (2часа) Богатство внутренних вод Почвы – национальное достояние страны В природе всё взаимосвязано 3четверть | 2 6 5 1 | ||
В природе всё взаимосвязано. | 2 | ||
Природно – хозяйственные зоны | 11 | ||
Природопользование и охрана природы Сколько нас – россиян? Кто мы? (1час) | 4 2 2 | ||
4 четверть Кто мы? (1час) Куда и зачем едут люди? | 3 | ||
Человек и труд | 1 | ||
Народы и религии России | 3 | ||
Где и как живут люди? | 5 | ||
География своей области | 3 | ||
Всего | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На тему "География России. Природа и население" 8 класс.
Учебная программма, включает тематическое планирование и список практических работ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по алгебре для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.М.Кузнецовой в 7 классе.
Программа по алгебре для учащихся 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с базисным учебным планом, утвержд...
Рабочая программа по физике к учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией А. В. Перышкина 8 класс
Данная рабочая программа разработана к учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В.Перышкина...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...
КТП по истории России, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, в 2 - х частях, Москва, "Просвещение", 2019
На мой взгляд, КТП по истории России, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, в 2 - х частях, Москва, "Просвещение", 2019, будет очень ...