Приемы и методы проведения самоподготовки с учетом здоровьесберегающих технологий
презентация к уроку на тему

Карташова Ирина Николаевна

Сообщение на данную тему с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Приёмы и методы проведения самоподготовки с учётом здоровьесберегающих технологий.

Слайд 2.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский.

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя.

Слайд 3.

Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

  • закрепить навыки самообразовательной работы;
  • воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
  • сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
  • научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Для успешного проведения самоподготовки воспитателям важно осознать его цели. Глобальная цель это формирование у детей навыка самостоятельного умственного труда. Воспитателю необходимо выбрать и поставить перед детьми и собой одну дидактическую цель, которая будет соответствовать домашнему заданию. Так, если на дом задано приготовить реферат, то целью будет формирование навыка работы с дополнительной литературой.  Коррекционная цель на самоподготовке зависит от того вида деятельности, который будет превалирующим над всеми остальными. Если дети много пишут – коррекция моторики рук, думают – коррекция мышления, вспоминают или учат – коррекция памяти.

Слайд 4.

Задача воспитателя – создание условий для самостоятельной работы:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации и проведении самоподготовки;
  • соблюдение охранительного режима обучения (учёт возрастных особенностей, проведение релаксационных пауз, расслабляющих игр и упражнений);
  • создание благоприятной атмосферы, располагающей к работе.

Главное, о чём должен помнить воспитатель – это то, что для него важен не результат (не правильность) выполнения задания по каждому предмету, а деятельность детей, т.е. процесс выполнения домашней работы.

Слайд 5.

        Успех самоподготовки определяется следующим:

- к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);

- целесообразной регламентацией времени;

- строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.              

Самоподготовка должна носить организационную форму учебной  деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные  на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них.

Разнообразие форм самоподготовок: «Самоподготовка – путешествие»,

«Самоподготовка – сказка», «Самоподготовка – подарок», «Самоподготовка – сюрприз» и др. Данный приём способствует пробуждению интереса у детей, преодолению негативного отношения к этому режимному моменту, что зачастую имеет проявление в начальных классах.

Слайд 6.


Структуру  самоподготовки можно разделить на 4 части:

  1. Оргмомент.

  1. Самостоятельная работа воспитанников.

  1. Контроль.

  1. Итог.

ОРГМОМЕНТ.

1)Проверка наличия ручек, тетрадей, учебников, черновиков.

2)Инструктаж по выполнению домашней работы (д/з, к каким правилам обратиться, какую дополнительную литературу использовать).

3)Коррекционное упражнение.

4)Инструктаж по контролю (объяснение форм и методов контроля).

5)Создание мотива. Создание ситуации успеха ( именно этот пункт поможет воспитателю наладить организация самоподготовки в своей группе. Очень актуален данный момент для начальной школы и среднего звена. Здесь воспитатель может использовать игры, сказки, фольклор. Важно предложить детям выполнить самоподготовку не только ради самого домашнего задания, а ради того, что понравится самим детям. Такую сказочную самоподготовку можно проводить один раз в неделю, раз в месяц. Это позволит воспитателю заинтересовать ребят, наладить дисциплину, преодолеть негативное отношение к этому режимному моменту. Можно и другой способ: выполнить задания не ради оценок, но и ради сюрприза, например, новый диск с фильмом, экскурсия, чаепитие и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА.

Очень важный момент самоподготовки, т.к. в это время формируются навыки самостоятельного умственного труда. Для создания благоприятной атмосферы в классе, для того, чтобы ребёнок не испытывал страх, что он останется один с предметами и никто ему не поможет, воспитатель должен умело поставить цель перед детьми, проговорив формы следующей работы. Пример инструкции воспитателя: «Внимание! Вы приступаете к самостоятельной работе. Помните, что сейчас вы не можете просить помощи у меня или своих товарищей, потому что каждому из вас это задание по плечу, необходимо приложить все силы для их выполнения. Я напоминаю, что вы самостоятельно работаете 20(25) минут. Если вы не справитесь с каким-то предметом, отложите его и выполняйте следующее. После того кА вы закончите самостоятельную работу, вы можете попросить помощи у меня или своих консультантов».

Помощь заключается не в решении заданий, а в нацеливании на правильное решение: посмотреть правило, использовать какую-то формулу, посмотреть подобную задачу и т.д. Работа консультантов класса должна строиться на таком же принципе.

Кроме того большую помощь оказывают памятки, инструкции учителей и воспитателей. Памятки очень эффективны в работе с такими детьми, которые испытывают трудности при выполнении домашней работы.

Например,

Памятка по русскому языку:

1)Внимательно прочитай задание.

2)Продумай план своей работы.

3)Прежде чем приступить к грамматическому заданию, повтори  

    правило.      

4)Аккуратность и внимательность – залог твоего успеха.                                                      

Эта инструкция носит общий характер. Иными словами она нацеливает ребёнка на цепочку последовательных действий.

 

 Рекомендации к решению задач:

1)прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще  раз, подумай; 
2)повтори условие задачи и ее вопросы; 
3)подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти; 
4)
подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи; 
5)
подумай, по какому плану будешь решать задачу; 
6)
проверь ход решения, ответ. 


 Рекомендации к списыванию текста:

1)прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его; 
2)
повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его; 
3)
выдели орфограммы в списываемом тексте; 
4)
прочитай предложение так, как оно написано (орфографически); 
5)
повтори предложение, не глядя в текст, орфографически; 
6)
пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически; 
7)
проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом. 


 Рекомендации по заучиванию стихотворений:

1)приготовление уроков начинай с работы над стихотворением; 
2)
тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения; 
3)
громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения; 
4)
прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно; 
5)
через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение; 
6)
через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст; 
7)
перед сном еще раз повтори стихотворение; 
8)
утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти. 

КОНТРОЛЬ.

Проконтролировать выполнение домашней работы по всем предметам одному воспитателю сложно. Поэтому важно использовать в работе различные виды контроля. Всем известно, что есть дети, которые требуют постоянного контроля, и есть дети которым контроль почти не нужен. И в тоже время мы не можем особо выделять одного ребёнка или группу детей. Контролировать письменные задания легче, наличием письменной работы, устные предметы сложнее, поэтому можно использовать  самоконтроль, взаимоконтроль, доверие.

Самоконтроль как в отношении одного предмета, так и всей домашней работы, как в отношении всего класса, так и одного ученика. В начале самоподготовки воспитатель выдаёт детям карточки, на которых указаны предметы. В конце воспитанники самостоятельно выставляют предполагаемую оценку по каждому предмету, на которую, как они считают, они готовы. Эффективность зависит от воспитателя: важно после получения детьми оценок подвести итог, проговорить результаты на следующий день. Иногда дети оценивают себя объективно, но бывает, что и занижают или завышают результат. Такая форма помогает сформировать ответственность за свои поступки, за свою деятельность и умение предвидеть результат. Данный вид эффективен в среднем и старшем звене.

Взаимоконтроль применяется в младшем и среднем звене в большей степени. Особенно там, где организована работа по группам. Эффективен он по устным предметам: воспитанники проверяют по парам и отчитываются воспитателю о готовности. Взаимоконтроль неэффективно применять по всем предметам.

Доверие – название для детей, а воспитатель проводит скрытый контроль. Воспитанники самостоятельно готовят задания, но воспитатель прослеживает оценки за домашнюю работу. Такой вид развивает чувство ответственности за выполняемую работу, помогает развивать навыки самостоятельного труда. Очень часто повышается успеваемость, меняется отношение к учёбе. Проводить такой контроль можно с одним учеником или со всем классом, от одного дня и до четверти. Важно чтобы в доверии были не только ударники, но и более слабые дети. И важен общий подход, полученная двойка не даёт право на доверие, и его нужно вновь зарабатывать. Пользоваться такой формой следует с начальной школы, так как он является сильнейшим стимулятором формирования у воспитанников адекватного отношения к учёбе.

Можно применять на одной самоподготовке разные виды контроля, в зависимости от предмета и задания.

ИТОГ.

Воспитатель оценивает работу по выполнению домашнего задания, т.е. деятельность, а не результат. Аккуратность, внимательность, планомерность работы, умелое сочетание времени. Таким детям, которые не справились, необходимо посоветовать обратиться к учителю, но с черновиками решений, выполнения заданий. От итога во многом зависит, с каким настроением, чувством дети придут на следующую самоподготовку. Важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку воспитателя, даже если он не справится с заданием.

Слайд 7.

(требования к проведению физкультминуток).

Слайд 8.

(виды физкультминуток).

Слайд 9.

  Результат самоподготовки зависит:

-1. От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

-2. От организации самоподготовки воспитателем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы и методы проведения самоподготовки с учётом здоровьесберегающих технологий Карташова Ирина Николаевна воспитатель

Слайд 2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский .

Слайд 3

Основные воспитательные задачи самоподготовки : закрепить навыки самообразовательной работы; воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей; научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умение работать в библиотеке.

Слайд 4

Условия для самостоятельной работы : соблюдение санитарно – гигиенических требований при организации и проведении самоподготовки; соблюдение охранительного режима обучения (учёт возрастных особенностей, проведение релаксационных пауз, расслабляющих игр и упражнений); создание благоприятной атмосферы, располагающей к работе.

Слайд 5

Успех самоподготовки определяется следующим : к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и тоже время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня; целесообразной регламентацией времени; строгой определённостью выполнения домашнего задания.

Слайд 6

Структура самоподготовки Оргмомент. Самостоятельная работа воспитанников. Контроль. Итог.

Слайд 7

Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Слайд 8

Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика

Слайд 9

Результат самоподготовки зависит : От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом. От организации самоподготовки воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков обществознания в 9 классе с учетом здоровьесберегающих технологий.

Даноое планирование предлагает наряду с программным материалом добавить упражнения,задания,тесты,беседы, направленные на сохранение здоровья....

«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»

Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...

Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: приемы и методы проведения, формы урока

Выступление на ГМО художественно-эстетического цикла по теме урок-обобщение....

Статья "Методы и приемы проведения самоподготовки в школе-интернат"

Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания под руководством воспитателя. Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самоо...

Особенности организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с РАС с учетом здоровьесберегающих технологий

В наши дни сохранение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. В данной статье расматриваются специфические особенности применения здоров...

Методические рекомендации учителю по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий

Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих  повышению и укреплению знаний о з...