Особенности организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с РАС с учетом здоровьесберегающих технологий
статья

Сметанина Юлия Николаевна

В наши дни сохранение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. В данной статье расматриваются специфические особенности применения здоровьесберегающих технологий в школе, в которой обучаются дети с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с РАС с учетом здоровьесберегающих технологий

Одним из основных направлений реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.3) является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Данная программа направлена на формирование у обучающихся с РАС знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Важным условием ее реализации является вовлечение обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий.

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:

  1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.
  • Здание и помещения школы соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
  • Расположение учебных кабинетов отвечает потребностям обучающихся с РАС. Кабинет ресурсного класса расположен таким образом, чтобы свести к минимуму шум, доносящийся из коридора во время перемен. Ресурсный класс расположен недалеко от туалета и важных школьных объектов: столовой, лестниц, медицинского кабинета.

Одна из основных задач воспитания обучающихся с аутизмом – постепенный переход к их самостоятельной деятельности. В связи с этим, дорога в класс не должна быть очень сложной. У ученика в дальнейшем должна быть возможность самостоятельно сходить в туалет и вернуться обратно в класс или, например, дойти до столовой без сопровождения тьютора.

  • В кабинете ресурсного класса выделены 4 функциональные зоны:

В зоне для индивидуальных занятий размещены двухместные парты для комфортной работы каждого обучающегося и тьютора. Чтобы оградить детей от дополнительной информации, сенсорной нагрузки, и чтобы отделить для ученика его индивидуальное пространство, все парты оснащены трехсторонними перегородками. Перегородка перед ребенком позволяет организовать визуальные подсказки, которые будут помогать ученику ориентироваться в образовательном процессе. Такая конструкция также способствует формированию навыка считывать информацию не с горизонтальной поверхности парты, а с вертикальной поверхности перед ребенком, что впоследствии поможет ему в общеобразовательном классе получать информацию, которая будет расположена на школьной доске.

Поскольку в классе обучаются дети разного возраста (от 7 до 9 лет), все парты регулируются по высоте.

Зона для групповых занятий представляет один ряд парт, обращенных к доске. Парты одноместные и также регулируются по высоте.

Данная зона достаточно мобильна – парты могут сдвигаться или стоять отдельно в зависимости от задач, решаемых учителем в процессе урока.

В рабочей зоне педагога ресурсного класса находится стол с необходимым оборудованием. В данной зоне периодически во время уроков или перемен обучающиеся могут индивидуально заниматься с учителем для обобщения полученных ими навыков.

Важнейшей зоной для обучающихся с РАС является зона сенсорной разгрузки. Обучающиеся с РАС могут воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию качественно иначе, нежели обычные люди. В связи с этим обычные раздражители - зрительные, слуховые, тактильные - могут вызывать у них необычные ощущения, приятные и неприятные. Сенсорная зона - это место, где ученики ресурсного класса могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки, набраться сил в случае усталости.

В школе может быть оборудована специальная сенсорная комната, в которой находится сенсорное оборудование, подобранное с учетом индивидуальных потребностей каждого обучающегося с РАС (детский батут, утяжеленное одеяло, сенсорный мешок «Яйцо совы», стол для песочной терапии). Помещение сенсорной комнаты затемнено с помощью штор, не пропускающих дневной свет, и освещено небольшими светильниками с мягким неярким светом.

В кабинете ресурсного класса с помощью стеллажей также выделена зона для отдыха во время перемен или динамических пауз. В ней находится кресло-качалка и индивидуальные коробки для организации игр в свободное от уроков время.  

Часто обучающиеся ресурсного класса школы имеют повышенную чувствительность к окружающим звукам. В связи с этим, в оборудование класса включены специальные детские наушники, снижающие уровень фонового шума.

  •  Физкультурный зал для занятий обучающихся с РАС оснащен необходимым оборудованием (спортивные маты, мягкие модули, массажные коврики, сухой бассейн, домик-палатка и т.д.).
  • В составе педагогов ресурсного класса находится необходимый (в расчете на количество обучающихся) квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учитель физической культуры, медицинские работники, учитель-логопед, педагог-психолог, тьюторы для каждого обучающегося).

  1. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с РАС основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Мир природы и человека», «Речевая практика».

Также во время уроков активно используются такие здоровьесберегающие методики, как артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы.

  1. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с РАС, основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися с РАС освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

 В школах регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятий (недели здоровья и спорта, спортивные праздники, соревнования). В классе проводятся тематические классные часы, ролевые игры, беседы по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма.

  1. Работа с родителями

Просветительская работа с родителями направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни. Основные формы организации работы с родителями – проведение родительских собраний и личных бесед.

 Таким образом, организация учебного процесса обучающихся с РАС имеет выраженную здоровьесберегающую направленность и призвана сформировать ценностное отношение обучающихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

«Особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня образования школьников»

В данной статье идет речь об использовании различных средств в обучении для повышения интереса к изучению немецкого языка. Это и игровые приемы, и ролевые игры, и метод проектов и т. д. ...

Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор  в работе подробно ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Опираясь на традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса Дубровская детская музыкальная школа решает такие задачи, как: увлечение детей освоением нового музыкального репертуа...

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса

Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...