Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: приемы и методы проведения, формы урока
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему
Выступление на ГМО художественно-эстетического цикла по теме урок-обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sistematizatsii_znaniy.docx | 20.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: приемы и методы проведения, формы урока
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Систематизация и обобщение знаний — один важнейших уроков развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме.
Обобщающий урок (слайд №2)
Это последний урок раздела, четверти, полугодия. Моя задача в том, чтобы понять насколько прочно ребята усвоили тему, поэтому наряду с пройденным материалом в течение четверти я в урок включаю, одно - два новых произведения (по слушанию) для того чтобы на новом музыкальном материале проверить насколько глубоко обучающиеся ориентируются в рамках темы или провожу нестандартные уроки. Подбор материала, форму урока можно осуществляется совместно с учениками на протяжении четверти. Как правило, у меня это уроки нетрадиционные и проходят в увлекательной форме. Например, "Музыкальный КВН”, конкурсы-фестивали, "Музыкальная викторина”, «Правда или миф», «Живая газета».
Без уроков обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия и законы, закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные связи и отношения между важнейшими явлениями, событиями, усваивают широкие категории понятийных систем и наиболее общие закономерности.
В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.
Особенно внимательно я подхожу к выбору дидактического материала. Для уроков данного типа лучше всего подходят интересные карточки, сводные таблицы, тесты, видео-задания, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме.
На этапах актуализации знаний или первичного закрепления я использую аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.
Уроки общеметодологической направленности я строю по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.
1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты. (слайд№3)
У каждого из нас в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Я предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме. (слайд №4, 5, 6, 7)
Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.
Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:
- Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.
- Разные виды мини-опросов, «мозговой штурм». Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов – от редуктивных до творческих и объемных.
- Лови ошибку. «Верю не верю».
- Тестирование. Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку.
- Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.
- Дидактические игры.
Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Моя задача здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем. (слайд №8)
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:
- Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.
- Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.
- Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.
В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.
Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дело в шляпе», «щадящий опрос», пресс-конференция.
Иногда я объединяю уроки и предлагаю ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.
Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи.
4. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
Для данного этапа подбираются задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся. (слайд №9)
5. Самостоятельная работа и проверка знаний умений
Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.(слайд№10)
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
- Работа по карточкам.
- Исследования или мини-проекты.
- Урок КВН
- Урок концерт
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.
7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку. (слайд №11)
Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.
8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии - кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка», «Дерево предсказаний», — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.
На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Я провожу обобщающие уроки в форме исследовательских проектов (слайд №13), мини-проекты (слайд №14,15), конкурс патриотической песни (слайд №16,17), фестиваль национальных культур (слайд №18), битва хоров (слайд №19).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов
УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей английского языка по теме "Организация и проведение современного урока английского языка в рамках ФГОС" (март, 2014)
Материал содержит в себе доклад и презентационный материал....
План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».
Предлагаю учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...
Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...
Ировые приемы и методы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Ировые приемы и методы на уроках английского языка в рамках ФГОС...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты» Тип урока: систематизация знаний
Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты»Тип урока: систематизация знанийЦель урока: совершенствование речевых навыков учащихс...