Модель интеграции работы педагогов в процессе организации театрализованной игры
методическая разработка на тему

Бареева Татьяна Владимировна

Сложность работы заключается в том, что в группу поступают дети разного возраста и с разным уровнем интеллектуального развития. Многие имеют проблемы психологического характера. Все это создает значительные трудности в планировании и организации работы. Проблем тут достаточно много: как учесть различный уровень развития детей, как построить взаимодействие педагогов с детьми в соответствии с их психологическими особенностями, как распределить образовательную деятельность во времени. Кроме того необходимо продумать, как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми. Была разработана «Модель интеграции педагогов в работе по театрализованной деятельности», которая учитывает и интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую, физическую

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель интеграции работы педагогов в процессе организации театрализованной игры

Этапы работы, задачи

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с другими педагогами, социальными партнерами, родителями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Подготовительный этап

Накопление опыта: предметы и объекты окружающего мира

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Знакомство с предметами и объектами окружающего мира, их образом жизни, действиями, средой обитания (соответственно литературному произведению)

Мотивация на восприятие литературного произведения.

Закрепление и уточнение знаний о предметах и объектах окружающего мира в процессе наблюдений.

Использование сюжетных подвижных игр. Игры с натуральными предметами.

Натуральные предметы, модели объектов природы. Фотоальбомы, иллюстрации с изображением предметов и объектов окружающего мира по теме литературного произведения.

Видеотека с записью познавательных фильмов. Раскраски, обводки, настольно-печатные игры, разрезные картинки, пазлы. Образные игрушки. Уголок «Русская изба»: печка, колодец, прялка, сундук и другие атрибуты деревенского быта.

Музыкальный руководитель: подбор музыкального материала в соответствии с литературной тематикой. Прослушивание песен в исполнении взрослого или аудиозаписях. Родители: посещение выставок, музеев, зоопарка и др.

Этапы работы, задачи

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с другими педагогами, социальными партнерами, родителями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Основной этап

Первичное знакомство с произведением художественной литературы

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Рассказывание взрослым литературного произведения:

- с помощью принятия роли сказочного персонажа

- при восприятии аудиозаписей, грамзаписей

- с помощью различных видов театра

Чтение литературного произведения.

Рассматривание иллюстраций.

Повторное чтение литературного произведения, рассматривание иллюстраций различных художников.

Продуктивная деятельность: работа по освоению графических и пластических навыков (раскрашивание иллюстраций, штриховка изображений по сюжету произведений, подготовленных взрослым).

Использование кукол-персонажей.

Знакомство с малыми фольклорными формами.

Прослушивание колыбельных песен при укладывании  детей на дневной сон.

Книжный уголок: разные издания одного произведения.

Центр художественного творчества: раскраски по сюжету произведения, художественно-изобразительные средства.

Музыкальный руководитель: слушание музыкальных произведений по теме литературного произведения.

Экскурсия в библиотеку.

Родители: посещение детских театров.

Первичное формирование образа на основе литературного произведения

Знакомство с персонажами литературного произведения, их действиями, содержанием, с последовательностью событий, со смыслом. Выделение начала и конца произведения.

Обогащение литературных образов с помощью продуктивной деятельности. Изготовление книг-самоделок, коллажей.

Прослушивание аудиозаписей: песенок, потешек, просмотр мультфильмов и др. Имитация движений персонажа.

Оборудование: ширмы, ковролинограф, магнитная доска, мягкие модули.

Материалы: декоративные украшения, атрибуты для игр-драматизаций.

Музыкальный руководитель: имитация движений персонажа под музыкальное сопровождение. Театральные игры-импровизации.

Анализ содержания произведения

Анализ содержания произведения, разучивание и выразительное произнесение коротких фраз, стихотворений и др.

Драматизация диалогов, речевые игры по телефону, закрепление стихотворений. Образно-ролевые игры.

Организация и подключение к режиссерской игре детей в самостоятельной деятельности.

Организация музыкального уголка: музыкальные и шумовые инструменты. Аудио- и видеотека с записями сказок, мультфильмов, музыки, театральных шумов.

Музыкальный руководитель: знакомство детей с музыкальными и шумовыми инструментами, импровизация.

Знакомство детей с приёмами кукловождения

Знакомство детей с приёмами кукловождения, разыгрывание произведений с помощью заместителей-игрушек.

Освоение действий с куклами, согласование с ролевым высказыванием.

Парная театрализованная игра со взрослым.

Разные виды театров: настольный театр, театр рукавичек, куклы на гапите, би-ба-бо, пальчиковый театр, напольные куклы, театр масок, плоскостной театр.

Педагог-психолог: элементы куклотерапии.

Музыкальный руководитель: сопровождение движений игрушки песенкой персонажа.

Освоение действий замещения

Развитие способности к замещению персонажей, объектов, декораций.

Использование предметов-заместителей в самостоятельной деятельности. Изготовление объёмных бумажных кукол, атрибутов, элементов костюмов, декораций.

Игры с предметами-заместителями

Уголок движения: атрибуты для танцевальных импровизаций. Картотека физминуток, динамических пауз, подвижных игр.

Педагог-психолог: обучение действиям с воображаемыми предметами.

Знакомство и освоение схематических символических изображений

Знакомство и освоение схематических, символических изображений для запоминания коротких произведений.

Отображение событий в рисунках. Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Использование алгоритмов и схем для организации детской деятельности (одевание, умывание, дежурство)

Уголок ряжения: костюмы народные, персонажей сказок (животных и людей)

Родители: помощь в изготовлении костюмов.

Обучение пересказу

Обучение пересказу с помощью вопросов, наглядной опоры, графической схемы. Развитие способности принимать на себя роль, строить ролевое поведение, говорить от имени персонажа.

Пересказ произведения или его фрагмента по детскому рисунку и в свободной деятельности.

Использование фраз из литературного произведения.

Диафильмы, серии сюжетных картинок, коллажи, схемы и др. для пересказа литературного произведения

Музыкальный руководитель: развитие певческих навыков. Знакомство со сказкой-оперой.

Знакомство со средствами эмоциональной выразительности

Знакомство со средствами эмоциональной выразительности, символами передачи эмоций и отношений. Знакомство с рисунками и пиктограммами.

Передача в рисунке эмоционального состояния, переживаний. Рисование портретов с изображением мимики. Эмоциональные этюды.

Игры с правилами, игры импровизации в группе и во время прогулки.

Педагог-психолог:

Упражнения на развитие эмоциональной сферы детей. Работа у зеркала. Работа с пиктограммами, графическим изображением эмоций, психогимнастические этюды. Усвоение способов взаимодействия с партнерами.

Конструирование из объемного и плоскостного материала.

Создание и обыгрывание построек настольными игрушками, графических моделей – плоскостными фигурами, построение и использование моделей.

Ориентировка в пространстве помещения, ознакомление с действиями в условиях смоделированной действительности. Создание поделок, конструкций из природного и бросового материала с последующим обыгрыванием.

Сбор природного материала. Создание конструкций на прогулке.

Различные виды конструкторов, мягкие модули. Природный и бросовый материал.

Педагог-психолог: развитие пространственного восприятия

Этапы работы, задачи

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с другими педагогами, социальными партнерами, родителями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Заключительный этап

Театрализованная игра (самостоятельные игры детей, показ спектакля, проведение народных праздников и др.)

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Прямое или косвенное руководство театрализованной игрой с принятием (без принятия) роли.

Костюмы, декорации, атрибуты

Музыкальный руководитель: музыкальное сопровождение действия.

Родители: участие в детских праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии и модели организации научно-методической работы в образовательном процессе

Один из важнейших аспектов модернизации российского образования заключается в том, что в системе образования зарождаются и занимают ведущие позиции новые субъекты активизации инновационных процессов —...

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ...