Конспект логопедического занятия по звукопроизношению "Звук щ"
план-конспект занятия на тему
Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_shch.doc | 958 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук щ.
Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуко-слоговой анализ слов; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; развивать речеслуховую память.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки, модели.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Третий лишний».
- Назовите лишний звук:
А,м,о; к,т,б; й,ш,ч; в,г,у; ль,нь,р; ш,ж,ч; в,п,з; фь,с,к; б,д,нь
2. Знакомство со звуком щ.
- Отгадайте загадку. Назовите первый звук в слове-отгадке.
Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и одежда чище. (Щетка. В слове щетка первый звук щ.)
- Для чего нужна щетка? (Чтобы что-то чистить.)
- Какими щетками чистят стекла автомобилей? (Автомобильными щетками.) Какими щётками пользуетесь вы? (Зубными щетками, одёжными щетками.)
3. Анализ артикуляции звука [щ].
- Сегодня мы познакомимся со звуком щ. Произнесите звук щ, наблюдая за артикуляцией в зеркале.
(Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.)
- Дайте характеристику звуку щ. (Согласный, мягкий, глухой.)
4. Упражнение в произношении звука [щ].
а) Произношение изолированного звука [щ].
Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].
- Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.
б) Автоматизация правильного произношения звука [щ] в словах, игра «Доскажи словечко».
-Добавьте такое слово, чтобы в нём слышался звука [щ].
Это не кот, а огромный …(котище),
У него не усы, а …(усищи).
У него не когти, а … (когтищи),
У него не глаза, а… (глазищи),
У него не хвост, а…(хвостище),
У него не зубы, а…(зубищи),
в) Игра «Повтори - не ошибись»
Произношение ряда слов со звуком щ.
- Какие слова вы дополнили? Повторите их так, как я скажу:
усищи когтищи глазищи хвостище;
когтищи глазищи усищи хвостище;
хвостище усищи когтищи глазищи.
5. Выделение звука [щ] из состава слова.
а) Игра «Сигнальщики».
Дети «сигнализируют» зеленым фонариком, если в слове слышится [щ] .
Уборщица, столяр, дрессировщик,
шахтер, носильщик, слесарь,
сварщик, овощевод, регулировщик,
точильщик, космонавт, шофер,
чистильщик, штукатур, стекольщик,
танцовщица, выдумщик.
- Какие слова вы запомнили? Какое слово лишнее? Почему? (Слово «выдумщик» не обозначает название профессии.)
б) Игра «Где слышится звук?».
- Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком щ и определите место звука в слове.
(Щенок, щетка, овощи, плащ, плющ, пещера)
6.. Физминутка.
- Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»
Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседайте! Шагайте! Поднимите вверх правую руку! Хлопайте!»
7. Звуко-слоговой анализ слов.
Игра «Зашифруй слова»
Составление звуковой схемы слова «пильщик».
– Сколько слогов в слове пильщик? (Два слога)
– Почему? (Потому что в слове пильщик два гласных звука: и, и)
– Сколько звуков в слове пильщик? (Шесть звуков)
– Расскажите о каждом звуке. (Звук рь – согласный, глухой, мягкий и т.д.)
– Сколько звуков в первом слоге (во втором слоге)?
8. Произношение чистоговорок с опорой на модели.
Игра «Произнеси четко».
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Щуку и леща в роще не ищут. (Объяснить смысл поговорки.)
9.. Итог деятельности.
– Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук часто встречается в названиях профессий. Назовите эти профессии.
Тема: Буквы Щ, щ.
Цель: познакомить детей с графическим обозначением звука [щ]; упражнять в звуко-буквенном анализе слов; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу.
Оборудование: кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Замени звук»
– Замените первый звук в слове на звук [щ].
кепка -....., толк -......
мука -...... , река -......
кит -…… , венок -......
мель-......, детина -......
тучка-......, полка -……
тётка - ….., виток - ......
2. Повторение характеристики звука [щ].
– Расскажите о звуке [щ]. Вспомните чистоговорки со звуком [щ].
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока и др.
3. Знакомство с буквой Щщ.
Логопед демонстрирует картинку осьминога.
– Кто это? Где живут осьминоги? (На морском дне.) Тело у осьми-нога, как…мешок. Глаза большие, как у…совы, восемь...щупалец. Осьминога можно приручить. Если человек кормит его, осьминог становится ручным. Наш осьминог ученый. На щупальцах осьминога задания. Выполним первое задание.
– Познакомьтесь с моей любимой буквой, которая обозначает звук [щ]. Рассмотрите буквы. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Щ? Какие это элементы?
- Чтение слогов и слов.
Логопед берет карточку со второго щупальца.
1) –Подружите букву щ с гласными буквами.
Слог ща пишется с буквой а. Слог щу пишется с буквой у.
2) Задание с третьего щупальца осьминога.
–Прочтите слова.
3) Задание с четвёртого щупальца осьминога.
–Что обозначают эти слова? (Предметы, признаки предметов, действия.)
5. Физминутка.
Логопед берет карточку с пятого щупальца.
Подвижная игра «Море волнуется».
Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!» Дети замирают в разных позах. Логопед рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.
6. Звуко-буквенный анализ слов.
1) Логопед берет карточку с шестого щупальца.
- Послушайте, что осьминог рассказывает о себе. Живу я на дне морском, среди камней. Любимый мой дом – пещера. (Звуко-слоговой анализ слова без опоры на схему.) Составьте в кассе слово «пещера».
Щупальцами я не только защищаюсь, но и ищу себе пищу, исследуя морское дно. Назовите второй слог в слове «ищу». Какую гласную надо поставить в слоге «щу»? Почему? (В слоге «щу» всегда пишется гласная буква «у».) Составьте в кассе слово «ищу». Крабы, креветки, мелкая рыба – это моя пища. Разделите слово «пища» на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге «ща»? Почему? Составьте слово в кассе. Придумайте другие слова со слогом «ща» («щу»).
2) Игра «Наборщики».
Задание с седьмого щупальца осьминога.
– Осьминог просит вас составить слова из букв слова щекотка (щека, кот, ток .)
3) Игра «Буква потерялась»
Задание с восьмого щупальца осьминога.
…епка
пла…
кле…и
ча…а
…авель
Дети объясняют значение слов.
8. Итог деятельности.
– С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Какое правило вы запомнили?
– С кем познакомились на занятии? Что интересного о нем узнали? На память о себе осьминог дарит вам свой портрет (раскраску).
щекотка
…епка
пла…
кле…и
ча…а
…авель
плю…
Тема: звуки [щ]–[ч]; буквы Щ–Ч.
Цель: учить дифференцировать звуки [щ]–[ч] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Щ, Ч при чтении и на письме; отрабатывать дикцию; развивать память.
Оборудование: карточки для физминутки, аудиозапись музыкального фрагмента балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Ход занятия.
1. Организационный момент. «Придумать слово с заданным слогом».
Логопед называет слоги, а дети по цепочке придумывают слова с данным слогом в начале слова.
ща щи ще
ча чи че
щу ще ще
чу че че
2. Сравнение звуков [щ]–[ч].
- Сегодня мы опять попадаем в сказку. Сказка называется «Щелкунчик и мышиный король». Написал ее немецкий писатель Э. Гофман. Посмотрите, в левом верхнем углу страницы изображен Щелкунчик. Это игрушечный человечек, который щелкал зубами и аккуратно разгрызал орехи. В слове «щелкунчик» назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
- Расскажите о звуке [щ]. Расскажите о звуке [ч]. Сравните звуки [щ] и [ч]. Чем они похожи? Чем отличаются? Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [ч].
3. Выделение звуков [щ] и [ч] из состава слова.
– Девочке Маше в Новый год подарили Щелкунчика. Закройте глаза, положите голову на руки. Наступила ночь. В это время Щелкунчик ожил. Сейчас я расскажу о нем. Если услышите в словах звук [щ] – «просыпаются» дети 1–го ряда. Если услышите в словах звук [ч] – «просыпаются» дети 2–го ряда.
«Это был замечательный человечек, с плотным туловищем, в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка, а на спине узкий плащ. На лице у него был большущий рот с точеными острыми зубами. Это был очень славный человечек с добрыми смеющимися глазами. Маша сразу полюбила Щелкунчика».
- Прекрасного принца превратила в Щелкунчика злая Мышильда, мать Мышиного Короля. Посмотрите на Мышиного Короля в правом верхнем углу страницы. Если Щелкунчик одержит победу над Мышиным Королем, он опять станет прекрасным принцем.
- Рассмотрите картину «Комната Маши». Назовите слова со звуком [щ] ([ч]).
4. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах.
– Мыши шуршали и шептали. Повторите, как они шептали.
Ща – ща – ча – ча.
Чи – щи – щи – чи.
Ещ – еч – ещ – еч.
5. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах.
– Перед битвой Щелкунчик вел перекличку в своем войске. Щелкунчик называл слова со звуком [ч], а его верные солдаты четко заменяли звук [ч] звуком [щ].
челка–... плач–...
мочь–... размечать –
печать –
6. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в предложении.
– Щелкунчик объявил общее наступление:
Лечу, скачу, ищу, верчу.
Щелк, щелк – разобью мышиный полк!
Дети упражняются в отчетливом произношении фразы
7. Физмйнутка.
Повторить позу под музыку (под бубен). Позы на карточках (10x12 см).
8. Дифференциация букв щ–ч при чтении и на письме.
а) «Соотнеси слова и картинки».
– Посмотрите на картинки в середине страницы. Назовите их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто поможет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы.
б) «Слоги потерялись».
– Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра пробили знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова.
в) Чтение слов.
– Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щелкунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанные на мече.
– Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца.
9. Итог занятия.
– Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.
ЗАДАНИЕ №125
Тема: –звуки [щ]–[сь]; буквы Щ–С.
Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего времени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Измените слова по образцу: лечит – лечащий
журчит – ... стучит – ... читает – ...
кричит – ... скучает – ... звучит – ...
ворчит–... мычит–... качает–...
молчит – ... мечтает – ... начинает – ...
2. Сравнение звуков [щ]–[съ] (с. 25).
Тики–тики–тики–так!
Сделаем сейчас вот так.
Слово громко называем,
Звук последний выделяем.
Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и выделяют в словах последний звук [щ].
– Расскажите о звуке [щ].
Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделяют в словах последний звук [сь].
– Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.
– Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:
– Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].
3. Выделение звуков из состава слова.
– Доскажите словечко:
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый... (Светлячок.)
Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.
– В роще среди густой травы жил–был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть
слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.
Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда – если услышат звук [сь].
веселый настоящий друг
летающий смелый
товарищ защитник
красивый изящный
светлый серебристый
– От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать.
Стало скучно в роще мне. Полечу–ка я к реке.
– Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).
5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.
– Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»
Я – ящерица, как змейка,
В траве мелькаю,
Хвостом виляю.
Хвост оборву –
Другой наживу.
– А почему ты глаза прикрыла? – спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы:
Я щурюсь от сильного освещения. Мы...
Ты... Вы...
Он... Они...
6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».
Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 человек – «ящерицы». Первый ребенок – «голова», а последний – «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отрывается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повторяется еще раз.
7. Дифференциация букв щ–с при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.
–Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук – черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги.
– Кто ты такой? – Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил:
«Я – малютка жучок,
Полевой сверчок.
Местный я талант,
Скрипач – музыкант. –
Послушай мои песни.
– Пропойте песенки сверчка.
Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.
б) «Математическая грамота».
– Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто–то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.
– К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.
Аналогично решаются остальные примеры.
– Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.
8. Итог занятия.
Хоть я побывал везде –
На лугу и на реке.
Нет, считаю, ничего
Лучше дома моего.
– Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...
Комментарии
Спасибо!
Очень хорошее занятие.