Программа факультативного курса «Декоративная реконструкция изделий».
рабочая программа (7 класс) на тему

Александрова Ирина Алексеевна

             Программа факультативного курса «Декоративная реконструкция   изделий» разработана для учащихся  6-7 классов с проблемами интеллектуального развития.

             Содержание программы  разделено  по видам обрабатываемых материалов и разнообразна  по видам деятельности.

             Содержание технического труда направлено на овладение детьми  приёмами работы ручными инструментами и на бытовой швейной машине при изготовлении разнообразных изделий: пособия для занятий; изделия                        хозяйственно-бытового назначения; поделки для оформления кабинета;   сувениры к праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа факультатива29.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГСОУ  школа – интернат  г. Вышнего – Волочка Тверской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/                           ./

               ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Потёмичева А.В./

                           ФИО

«___»____________20___г.

«Утверждено»

Директор ГСОУ шкалы-интерната

____________/Рудаковский И.В./

                              ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   Факультатив  «Декоративная реконструкция изделий»

                                     

                                                   Составитель: учитель  трудового обучения

                                  Александрова  Ирина Алексеевна

  1. Пояснительная записка

.

          Программа факультативного курса «Декоративная реконструкция   изделий» разработана для учащихся  6-7 классов с проблемами интеллектуального развития.

         Содержание программы  разделено  по видам обрабатываемых материалов и разнообразна  по видам деятельности.

        Содержание технического труда направлено на овладение детьми  приёмами работы ручными инструментами и на бытовой швейной машине при изготовлении разнообразных изделий: пособия для занятий; изделия хозяйственно-бытового назначения; поделки для оформления кабинета;   сувениры к праздникам.

        Особое место в содержании занимает технический труд (чертёжная грамотность и специальная  терминология). Знания и умения, полученные детьми при работе с бумагой, картоном, тканью, бросовым материалом способствуют закреплению изученных приёмов обработки.

        Изготовление изделий постоянно усложняются, выполняются  по образцу или рисунку, затем вносятся изменения в форму деталей, размер,  количества их и конструкции, выполняются задания по словесному описанию, что особенно способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности. Учитывая индивидуальные особенности детей и возможности, часто используются в работе задания по замыслу и коллективная работа учащихся, т.к. они имеют большое значение для развития творчества.

        Значительное место на занятиях занимает техническое конструирование и моделирование, где ребята получают сведения о  машинах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями и т.д. Изучение материала позволяет детям познать мир техники, развивает конструкторские способности, расширяет политехнический кругозор, техническое мышление.

        В процессе обучения воспитанники знакомятся с приёмами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт, уход за одеждой, обновление одежды и отделка), а так же овладевают приёмами обработки, знаниями и умениями по шитью и вышиванию, вязанию. Содержание данного вида труда направлено на организацию труда детей по самообслуживанию.

        Работа с  «разными материалами» включает освоение детьми простейших способов и приёмов работы с природными материалами (с  крупами, кожей, мехом и т.д.) имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов.

        В программе предусмотрены виды  совместной работы педагога и учащихся в практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии изготовления, сведения об устройстве, назначении и безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному исследованию.

        Приобретение навыков культуры труда - одно из основных требований программы: как учащийся готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение  занятия,  правильно  пользуется инструментами, соблюдает  правила безопасной работы, экономно и рационально  расходует материалы, время, силы при изготовлении изделия, способен  обеспечить  качество выполняемой работы (правильно и точно разметить детали изделия, точно вырезать их, аккуратно использовать клей при соединении и креплении деталей в изделии, эстетично оформить его и т.д.)

        Формы, методы и средства трудового обучения разнообразны. Практические работы, опыты, наблюдения, экскурсии, беседы, подготовки к праздникам - всё это позволяет делать занятия интересными, увлекательными.

        Занятия в творческой мастерской имеют направленность на формирование у детей умений планировать свою деятельность и навыки самоконтроля. При изготовлении любого изделия ребёнок учится планировать, т.е. устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.

        Организация выставок работ воспитанников, участие в  конкурсах раскрывают для детей значимость их труда, формируют положительное отношение к труду.

 

2.Требования к усвоению учебной программы.

Цель программы

- развитие и формирование у учащихся интеллектуальных, творческих умений и индивидуальных, коммуникативных способностей, воспитание  трудовой культуры. 

Задачи

Обучающие

* познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;

* научить детей владеть различной техникой работы с разными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в  работе;

* обучить технологиям разных видов рукоделия;

* знакомить учащихся с современными направлениями работы в области декоративно – прикладного искусства;

* накапливать и расширять  знания,  самостоятельно полученные в процессе выполнения работы;

* выработать у школьников умения и навыки отобразить полученные знания в собственной творческой деятельности;

* выработать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;

* приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Воспитательные

* формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному искусству;

* * создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с учащимися, а также с их родителями;

* воспитывать коллективизм, взаимопомощь, ответственность к порученному делу,

* воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.

* создавать оптимальные условия для развития и реализации способностей детей;

* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развивающие

* раскрытие способности детей к прикладному творчеству;

* развивать моторику рук, глазомер;

* развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

* развивать положительные эмоции и волевые качества;

* развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание к чувствам других людей.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2 года обучения (2часа в неделю,68 часов в год).

Формы и режим

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу.

Обучение проводится в двух направлениях:

1) Усвоение теоретических знаний;

2) Формирование практических навыков.

Теоретическая часть проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала,  историй возникновения разных материалов, личных впечатлений детей с опорой на пройденный материал.

Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с инструментами и материалами, навыки изготовления поделок и композиций, создание собственных

проектов.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Учащиеся должны знать:

* направления и традиции декоративно – прикладного искусства;

* материалы и оборудование;

* технологию работы с бумагой, природным материалом, крупами и нитками, тканью;

* технику выполнения работ, правила техники безопасности.

Учащиеся должны  уметь:

* правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

* изготавливать изделия по заданной теме, простые сувениры, выполнить задание по аналогии;

* определять и выполнять несложный ремонт изделия;

* использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, технологических  задач;

* моделировать на плоскости, подбирать фон, производить монтаж изделий;

* различать текстуру ткани, бумаги и ниток, украшать одежду,  интерьер.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов

* правильно и хорошо оформленные работы  применяются в качестве наглядных пособий;

* участие в конкурсах, выставках;

* создание и участие в проектах, коллективные работы;

* ведение фотоальбома;

* наблюдение, опрос, ролевые игры, мастер – класс;

4. Структура и содержание программы

Программа состоит из 5 разделов:

1.Работа с бумагой – «Бумажные самоделки»

▪ «Оригинальная мозаика»;

▪ «Необыкновенное плетение»

▪ «Осенние листья», « Любимое животное» - коллаж

2.Работа с бросовым материалом – «Необыкновенные чудеса»

▪ «Чудеса природного материала»: (крупа, стружка, спички, опилки, перья птиц, кожа)

 металлы (проволока)

▪ пластмасса, волокнистые материалы

3.Работа с тканью. Реконструкция, ремонт одежды.

Распоротый шов;

▪Замена фурнитуры (пуговицы, крючки,  петли из ниток);

▪Ремонт трикотажных изделий;

▪Ремонт с помощью заплаты (накладной, заплата –аппликация);

▪Ремонт петель;

4.Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»

▪ «Декоративный уголок» - заполнение угла, ёлочка, рамочка для фотографий, волна;

▪ «Сказочная окружность» - заполнение окружности, снеговик, медальоны, шары;

▪ «Прекрасные сюжеты» - снежинки, цветы в вазе, декоративные закладки, праздничный салют;

сказочные картины

5.Работа с тканью – отделка ткани.

 Метки, монограммы;

▪ «Лоскутная мозаика» - полоска, квадрат, треугольник, ёлочка;

▪ «Отделочная мастерская» - украшение и оформление вышивкой;

▪ «Сувениры к празднику»

▪ «Забавные игрушки»,  « Поделки из помпонов».

5. Календарно - тематическое планирование

« Декоративная реконструкция изделий».

Тема занятия

Виды работ

Кол-во

часов

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Работа с бумагой.

Организация занятий.

Инструменты и приспособления.

 Подставка  «Оригинальная мозаика».

 Коллаж. «Осенние листья».

Панно «Краски осени».

Работа с бросовым материалом.

  Декоративная коробочка.

 «Чудеса природного материала»

 

Работа с тканью. Ремонт одежды.

Ткани. Виды ручных швов.

 Распоротый шов.

Пуговица и её заменители.

Замена фурнитуры (пуговицы).

Пособие  «Образцы пришивания

пуговиц».

Нитки. Петли из ниток.

Изготовление  петли из ниток.

Трикотажные полотна.

Ремонт трикотажных изделий.

Новогодний сувенир ( новогодний сапожок, колокольчик).

Работа с нитками.

Нитки. Пряжа.

 Виды переплетений ткани.  Салфеточка.

Объёмные изделия из ниток. «Снежинки».

Забавные игрушки.

Техника изонить.

Декоративный уголок. Ёлочка.

Сказочная окружность.

Рамочка для фотографий

Открытка «Цветы  в вазе».

Работа с тканью – отделка изделий.

Вышивка.

Метки, монограммы.

Работа с бросовым материалом.

Подставка под карандаши.

« Собачка», « Тигрёнок».

Работа с тканью – отделка изделий.

Лоскутная мозаика.

▪ «Отделочная мастерская»

Вышивка.

Сувениры к празднику.

Декоративные закладки.

Праздничный салют.

Работа с бумагой.

Коллаж. Любимое животное.

Работа с тканью.

 Поделки из трикотажа. Цветы из трикотажа.

Беседа. Демонстрация образцов. Правила т/б при работе.

Выполнение работ на основе геометрических форм из газетных (журнальных) листов.

Заготовка деталей. Соединение деталей (плетение, сшивание). Оформление изделия.

Выполнение работ  из газетных (журнальных) листов.

Заготовка деталей. Соединение деталей (мозаика).

Оформление изделия.

Зарисовка видов  орнамента.

Нанесение элементов орнамента на поверхность (зёрна, макаронные изделия).

 Оформление изделия.

Выполнение ручных  соединительных швов на образце.

 Выполнение машинных швов на образце.

Определение вида ремонта.

Подготовка изделия к ремонту.

Подбор материала и ниток, отделки.

Определение способа ремонта.

Выполнение ручных петельных стежков.

Выполнение ремонта.

Окончательная отделка  (утюжка) после ремонта..

Выбор ткани, отделки.

Раскрой деталей.

Соединение деталей. Отделка сувенира.

Изготовление коллекции ниток, переплетения тканей.

Определение и выдёргивание нитей в ткани.

Поделки из помпонов.

Изделия из небольших обрезков нитей, бумаги.

Заполнение угла, ёлочка,  волна.

Заполнение окружности, снеговик, медальоны, шары;

Выбор ниток.

Зарисовка рисунка.

 Перевод рисунка

Выполнение вышивки.

Рисунок изделия.

Раскрой деталей из трикотажа.

Соединение деталей.

Оформление изделия.

Зарисовка образца.

Раскрой полос.

Соединение в технике «полоска, ёлочка».

Выполнение вышивки.

Украшение и оформление.

Выполнение работ  из газетных (журнальных) листов.

Заготовка деталей. Соединение деталей (мозаика).

Оформление изделия

Раскрой.

Соединение деталей.

1

1

6

6

4

2

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

3

4

2

2

2

2

2

2

4

4

3

4

2

Итого за учебный год 68ч.

03.09

05.09

10.09

12.09

17.09

19.09

24.09

26.09

01.10

03.10

08.10

10.10

15.10

17.10

22.10

24.10

29.10

31.10

12.11

14.11

19.11

21.11

26.11

28.11

03.12

05.12

10.12

12.12

17.12

19.12

24.12

26.12

14.01

16.01

21.01

23.01

28.01

30.01

04.02

06.02

11.02

13.02

18.02

20.02

25.02

27.02

04.03

06.03

11.03

13.03

18.03

20.03

01.04

03.04

08.04

10.04

15.04

17.04

22.04

24.04

29.04

06.05

08.05

13.05

15.05

20.05

22.05

27.05

29.05

6. Материалы, инструменты и оборудование для работы.

Занятия  проходят  в помещении – швейная мастерская, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Учебное оборудование включает комплект мебели, инструменты, необходимые для работы  (ножницы, иголки), бытовые швейные машины, электрический утюг и гладильная доска.

На занятиях применяются образцы изделий, лекала, наглядные пособия.

Для выполнения работ необходимы следующие материалы и инструменты:

*искусственный мех и различные ткани;

*синтепон, обрезки меха, поролон, вата и др. в качестве набивочного материала;

*медная проволока;

*пуговицы, бусинки, кусочки кожи;

*лента, тесьма, пряжа, канва, мулине, нитки;

*клей;

*бумага цветная, картон, бумага белая, копировальная бумага;

*иголки, ножницы, напёрстки, кусачки для проволоки, зубочистки, спицы для вязания, крючки, пяльцы, карандаши.

5. Литература.

1.Лашкова С.М. – твоя любимая игрушка, вып.  №2, №3 , Тверь 1995г.

2. Максимова М., Кузьмина М. – Вышивка, Лоскутики, Москва «ЭКСМ»2003г.

3. Молотобарова О. С. – Игрушки-сувениры, Москва « Просвещение»  1990г.

4. Нагель О.И. -  Лоскутное шитьё, Москва,  Школа-Пресс 200г.

5. Перевертень Г,И. – Самоделки из текстильных материалов, Москва» Просвещение»1990г.

6. Столярова А. – Игрушки-подушки, культура и традиции 2004 г.

7. Журналы «Лола» одежда для кукол №28. 31, 36

8 Малышева А,Н. – Работа с тканью

9. Шик Г.И. – Подарки, альбом самоделок

10.Журналы «Школа и производство»

11. Харди Э. – Весёлые поделки, Москва «Махаон»2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Декоративно-прикладное искусство в народных традициях".(Программа факультативного курса.)

Программу могут использовать, как педагоги так и воспитатели.Разработав данную программу имею положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями....

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «БАТИК» (для учащихся 11-13 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ №96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа «Батик» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, вкуса и овладение основами творческой прикладной деятельности.  Данная программа позволяет воспитанникам, имеющим с...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы

факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы

рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...