адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 5-6 кл. | 56.5 КБ |
календарно-тематическое планирование 5-6 кл. | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Березовская средняя общеобразовательная школа
Тайшетского района Иркутской области
Адаптационная педагогическая разработка
Факультативный курс для 5-6 классов.
автор: Бакушева Наталья Александровна,
учитель изобразительного искусства
I квалификационной категории.
Ноябрь 2012г.
Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Для занятий факультатива в 5 и 6 классах используется адаптированная программа, созданная на основе программы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1 - 8 классы, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. 2001г.
Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час в неделю
Общее количество часов в соответствии с учебной программой –34 часа.
Чем содержание факультативного курса адаптационной программы будет качественно отличаться от базового курса?
В преподавании изобразительного искусства в 5, 6 классах недостаточно времени уделено изучению народного искусства России, поэтому в факультативном курсе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всемирной историей народов, но и с новым предметом ОРКСЭ, для формирования исторической памяти, и развития общекультурных компетенций школьников.
Цель факультативного курса: Становление и развитие личности школьника на национальной основе. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи курса:
— Формировать чувство национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира,; — развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России — общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;
— развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства; — осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и художественно культуре народов мира, для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития.
Место программы в системе школьного образования
. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всемирной историей народов, но и с новым предметом ОРКСЭ, для формирования исторической памяти, и развития общекультурных компетенций школьников.
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства в средних классах.
Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» состоит из 4 разделов.
Раздел 1. Основы художественного изображения
Раздел 2. Орнамент — образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.
Раздел З. Народное искусство России: работа в творческих мастерских.
Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность.
5 КЛАСС
Раздел 1. Основы художественного изображения (9 часов)
Раздел предполагает освоение учащимися духовных, эстетических ценностей искусства; расширение эстетических знаний о народном и профессиональном (классическом) искусстве, об их взаимодействии в системе культуры; совершенствование художественно-графических умений и навыков, необходимых для развития устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности.
Раздел 2. Орнамент — образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве (7 часов)
Источники рождения орнамента, значение орнаментальных мотивов в древности. Человек и природа. Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере древнейшей керамики.
Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое содержание мира. Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента, означавшие землю, воду, солнце, молнию, человека, дерево.
Раздел З. Народное искусство России:
Работа в творческих мастерских (11 часов)
Знакомство с художественной резьбой и художественной росписью по дереву, как традиционным видом народного искусства России. Памятники деревянного зодчества: крестьянские избы различных типов, ворота, хозяйственные постройки как свидетели художественного вкуса и творчества безвестных народных мастеров. Разные виды резьбы в убранстве крестьянской избы, бытовой утвари, предметов хозяйственного обихода. Символика резного орнамента.
Общее представление о художественной росписи по дереву как традиционном виде народного искусства России. Многообразие локальных школ народного мастерства, занятых двумя видами росписи: графической (мезенская, пермогорская и др.) и живописной (городецкая. полхов-майданская, урало-сибирская, карельская и др.). Истоки обоих видов росписи в художественной культуре Древней Руси.
Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад, как национальная традиция, общечеловеческая ценность (7 часов)
Представление о народной эстетике как о культурном пространстве, охватывающем многообразный круг предметов и явлений материальной и духовной жизни. Целостность народного мироощущения, возникшего в ходе взаимодействия человека с природой.
Родовая сущность народной эстетики и семейного лада, формирующая культурную память, создающая особый миропорядок.
6 КЛАСС
Раздел 1. Основы художественного изображения (9 часов)
Совершенствуется восприятие, эмоционально-ценностное отношение к произведениям разных видов и жанров изобразительно-пластического искусства. Углубляются представления о художественно-образных системах народного и профессионального (классического) искусства. Обогащается опыт художественно-творческой деятельности детей на основе дальнейшего освоения средств художественной выразительности, художественных техник и материалов.
Способы создания гармоничных колористических решений: преобладание оттенков одного цвета среди множества других; ограниченность палитры; многоцветная контрастная гамма.
Произведения народных мастеров лаковой миниатюры Палеха, гжельских, хохломских, жостовских мастеров.
Раздел 2. Орнамент образ Эпохи. Основные орнаментальные мотивы в Мировом искусстве (6 часов)
Необычайно важная роль искусства (в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной), устойчивость художественных традиций Египта: язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов Канон в изображении фигуры в рельефах или в росписях.
Знакомство с искусством Древней Греции
Древняя Греция — наследница орнаментальной культуры Древнего Египта. Значение религиозно-мифологических представлений греков для нового прочтения орнаментальных символов древнеегипетских мотивов. Древнегреческий орнамент.
3 раздел. Народное искусство России. Работа в творческих мастерских. (9 часов)
Ознакомление с крестьянским домом, его строительством, убранством, ремеслами хозяев дома. Общее представление о значении памятников народной архитектуры в общем национальном культурном наследии. Архитектурные ансамбли музеев под открытым небом: Кижи, Малые Карелы, Костромской музей народной архитектуры и быта, Коломенское и т.д. Знакомство с созданием предметов крестьянского быта — предметами народного искусства, которые крестьянки обычно сами выполняли для нужд своей семьи: вышивание, кружевоплетение, шитье из лоскутов, ткачество половичков-дорожек и др.
4 раздел Народное искусство России в ХХ в. ( 10 часов) Особенности народной культуры и эстетики как источника духовного опыта и мудрости. Представление о неравнозначности отдельных частей жилого пространства. Сущностно важные места в интерьере, определяющие созвучное взаимодействие человека с предметной средой. Зарождение душевной гармонии и семейного лада.
Заключение: Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать национальные корни. Способствует формированию у школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков, формированию его мировоззрения, нравственной позиции, развитию творчески активной личности, овладению необходимыми навыками и изучению разных школ народного мастерства, умению выразить свое собственное отношение к искусству и действительности.
Предварительный просмотр:
5 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Практическая работа | Используемые материалы | часы | дата |
1 раздел «Основы художественного изображения» (9 часов) | |||||
1 | Этюды натюрмортов из овощей, фруктов, цветов. | Живописные упражнения | Палитра, гуашь, кисти. | 1 | |
2 | Рисование натюрморта с натуры «Дары родной земли» | Рисование с натуры. | Восковые мелки, тонированная бумага | 1 | |
3 | Передача состояния и настроения с использованием свойств цвета, тона, ритма, формы в цветовом решении образа («Гроза надвигается», «Веселый солнечный день»). | Живописные упражнения | Палитра, гуашь, кисти. Восковые мелки, тонированная бумага | 1 | |
4 5 | Серия упражнений, в которых форматы разных пропорций заполняются пересекающимися линиями (прямые, волнистые, ломаные), образовавшиеся промежутки между ними заполняются тоном, фактурой, переменным тоном. | Графические упражнения | Карандаш, фломастеры, тушь, перо. | 2 | |
6 7 | Графические композиции «Поля озимые», «Речные просторы», «Вешние воды», «Тихо в лесу» | Рисование по представлению и воображению | Тонированная бумага, цветной мел, восковые мелки | 2 | |
8 | Серия упражнений на прорыв плоскости листа «убегающей» линией. | Графические упражнения | Графические материалы | 1 | |
9 | Коллективное иллюстрирование собственных стихов на общем листе. | Творческий проект. Каждый предлагает свою строчку и свой рисунок к ней. Работа ведется со всех сторон листа одновременно. | Гуашь, фломастеры, восковые мелки и др. материалы для творческой работы | 1 | |
9 | |||||
2 раздел «Орнамент – образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в народном искусстве» ( 7 часов) | |||||
10 | Повторение в рисунке всех основных групп геометрического орнамента на примерах древнеславянской и древнерусской керамики. | Декоративное рисование. | Палитра, гуашь, кисти. | 1 | |
11 | Повторение в рисунке основных групп древнейших мотивов геометрического орнамента и зооморфных мотивов на примерах народной вышивки и глиняной игрушки России. | Декоративное рисование. | Тонированная бумага, гуашь. | 1 | |
12 | Повторение в рисунке основных групп древнейших мотивов геометрического орнамента и зооморфных мотивов на примерах художественной резьбы и росписи по дереву. | По выбору | 1 | ||
13-14 | Выполнение четырех видов бордюров с использованием мотива птицы: в древнерусском искусстве (эмали IX—XII вв.), в изразцах, в майолике Гжели XVII в., в произведениях современных художников Гжели (птица Счастья). | Разработка эскиза | По выбору | 2 | |
15 | Композиция «Охота на бизонов». Использование мотивов первобытной живописи знаменитой пещеры Альтамиры. | Беседа. Зарисовки элементов. | Тонированная бумага, графические материалы | 1 | |
16 | Изображение портрета языческой богини Мокошь (богини плодородия). Колорит ярких богатых оттенков осени. | Эскиз. | По выбору | 1 | |
7 | |||||
3 раздел «Народное искусство России: Работа в творческих мастерских» (10 часов) | |||||
17 | Серия упражнений по заполнению формата элементами геометрического орнамента по мотивам резьбы ярославских теремных прялок. | Беседа. | Иллюстрации, видеоматериал по теме. | 1 | |
18 | Упражнения в составлении вариантов типовой (традиционной) композиции резного орнамента с использованием сцен народной жизни. | Графические упражнения | Графические материалы | 1 | |
19 20 | Перевод рисунка реального растения, птицы в мотив резного орнамента. При этом акцентируется внимание на симметрию, упрощение силуэта, ритм, разнообразие приемов декоративного заполнения контура. Исполнение графическое. | Декоративное рисование. Разработка эскиза | Карандаш, гуашь, акварель. | 2 | |
21 22 | Разработка серии эскизов-импровизаций по мотивам народной контурной и скобчатой резьбы по дереву. | Разработка эскиза | Карандаш, картон, гуашь, акварель, фломастеры. | 2 | |
23 | Серия упражнений по заполнению формата элементами геометрического орнамента мезенской росписи. | Серия эскизов. | Карандаш, гуашь | 1 | |
24 | Упражнения в рисовании фигуры коня, оленя (варианты) — мотивов зооморфного орнамента мезенской росписи. | Декоративное рисование. | Карандаш, гуашь | 1 | |
25 | Упражнения в рисовании лебедя, птиц, уточек, курочек — мотивов зооморфного мезенского орнамента. | Декоративное рисование. | Карандаш, гуашь | 1 | |
26 | Упражнения в составлении вариантов типовой (традиционной) композиции по мотивам мезенской росписи. | Декоративное рисование. | Тонированная бумага, Карандаш, гуашь | 1 | |
27 | Коллективная итоговая работа: комплекты кухонной утвари, ларцы по мотивам графических крестьянских росписей | Коллективная работа. | материалы для творческой работы | 1 | |
11 | |||||
4 раздел «Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность» (7 часов) | |||||
28 | Русская печь — источник тепла, уюта, кормилица, лекарь. Лепка и роспись печи. | Лепка и роспись | Иллюстрации, видеоматериал по теме. Пластилин, гуашь, | 2 | |
29 | Зарисовки набора предметов для женской половины дома: зыбка, прялка, ткацкий стан, рубель, валек и т. д. | Рисование с натуры | Карандаш | 1 | |
30 | Конструирование и макетирование набора мебели и предметов быта для крестьянского дома. | Коллективная работа. | материалы для творческой работы | 1 | |
31 32 | Проведение игр по имитации обрядовых действий: строительных обрядов, заселения в новый дом, ведения домашнего хозяйства и т. д. — и создание по осмысленному материалу изобразительных образов, тематических композиций. | Рисование по представлению и воображению. | По выбору | 2 | |
33 34 | Коллективная работа по созданию художественного образа жилой постройки по предложенным элементам ее внутреннего и внешнего убранства. | Рисование на тему | Материал разнообразный. | 2 | |
7 | |||||
Итого за год – 34 |
6 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Практическая работа | Используемые материалы | часы | дата |
1 раздел «Основы художественного изображения» (9 часов) | |||||
1-2 | Живописный технический прием в разработке композиций «В осеннем лесу», «В поле», «На речке», «На лесном озере». Передача цветом пространства. | Наброски, зарисовки | Простые карандаши различной твердости | 2 | |
3 | Автопортрет. Композиция «Мой друг». | Рисование по представлению и воображению. | Материал по выбору. | 1 | |
4 | Композиция «Поздняя осень в парке», «Лес заиндевелый». Выполняется только линией. Белый мел, тонированная бумага, тушь-перо. | Рисование на тему | Карандаш, акварель, гуашь. | 1 | |
5 | Композиция «Старое и молодое дерево». Нахождение соотношения черного и белого. | Компоновка враспор. Заполнение формата. | Тушь-палочка или бумажная трубочка, | 1 | |
6 | Композиция «Дерево чудес», на котором растет все, что ни пожелаешь. | Рисование на тему | Гуашь, акварель, большой лист. | 1 | |
7 | Витраж из цветной пленки (чудесная птица, рыба и т. д.) | Коллективная работа | Цветная пленка, ножницы. Рама для работы | 1 | |
8-9 | Объемная композиция из картона, материи, дерева и др. на тему «Кот в сапогах», «Три толстяка». В композицию должны быть включены архитектурные элементы. Законченная композиция заключается в глубокую раму. | Лепка. Тестирование. | Глубокая рамка, разнообразные материалы для творческой работы. | 2 | |
9 | |||||
2 раздел «Орнамент – образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве» (6 часов) | |||||
10 | Изображение главных элементов растительного древнеегипетского орнамента. | Беседа. Зарисовки элементов. | Карандаш, акварель | 1 | |
11 | Составление композиции из элементов лотоса, пальметки на основе любого из семи видов бордюров. | Разработка эскиза | Карандаш. акварель | 1 | |
12 | Декоративное панно «Прогулка фараона с царицей на лодке по реке», «Птицы и рыбы в зарослях тростника». | Рисование по представлению и воображению. | Материал по выбору. | 1 | |
13 | Упражнение на повтор бордюра по мотиву геометрическою орнамента — меандра. | Разработка эскиза | Материал по выбору. | 1 | |
14 | Исполнение мотивов древнегреческого геометрического и растительного орнаментов с учетом архитектоники различных керамических сосудов. | Коллективная работа. коллаж | Детские работы, большой лист, ножницы, клей | 1 | |
15 | Композиция «Олимпийские игры в Древней Греции». | Рисование на тему | Материал по выбору. | 1 | |
6 | |||||
3 раздел. Народное искусство России. Работа в творческих мастерских. (8 часов) | |||||
16 | Серия упражнений на исполнение резного орнамента в декоре изб (причелина, полотенце, подзор, лобовая доска, наличник) по мотивам резьбы вдомах средней полосы России, Русского Севера . | Разработка эскиза | карандаш | 1 | |
17 | Серия упражнений на повтор образов-символов древней славянской мифологии (древо жизни, богиня-солнце, птица-пава, конь и др.). | Разработка эскиза | Карандаш. акварель | 1 | |
18 19 | Разработка серии эскизов-импровизаций по мотивам народного деревянного зодчества (с последующим выполнением в материале) | Разработка эскиза | Карандаш, материалы для творческой работы. | 2 | |
20 | Рисование с натуры натюрморта из предметов крестьянского быта с вышивкой. | Рисование с натуры | Палитра, гуашь, кисти. | 1 | |
21 | Серия разработок эскизов-импровизаций трехчастной композиции вышитого полотенца. Прототип — архангельские, вологодские полотенца (в технике глухих швов) | Разработка эскиза полотенца | Карандаш, акварель, гуашь. | 1 | |
22-24 | Полотенце. Выполнение работы в материале. | Выполнение работы в материале. | Канва или льняная ткань для вышивки, красные нитки «мулине» | 2 | |
8 | |||||
4 раздел. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность» (10 часов) | |||||
25 26 | Разработка эскизов и исполнение в разном материале оберегов, символов, связанных с пожеланием добра, счастья хозяину интерьера. | Разработка эскизов. Выполнение в материале | Карандаш, акварель, гуашь, материалы для творческой работы. | 2 | |
27 | Тематическая композиция «Композиционный центр моего дома». | Рисование на тему | По выбору | 1 | |
28 | Изовикторина «Угадай стилистическую ошибку интерьере». | изовикторина | Иллюстрации, видеоматериал по теме. | 1 | |
29 | Рабочий стол писателя, художника. | Зарисовка с натуры, по памяти и представлению. | Простые карандаши различной твердости | 1 | |
30 | Коллективная работа: «В мастерской художника, гончара-ремесленника, резчика по дереву» и др. | коллаж | По выбору | 1 | |
31 32 | Исполнение и составление серии иллюстраций по мотивам сказов П. Бажова. | Рисование на тему | По выбору | 1 | |
33 | Композиция «Гости пришли». | Акварель, гуашь | 1 | ||
34 | Коллективная работа. Создание композиции в интерьере «Крестьянская свадьба». | Представление и защита композиции | Видеоматериал по теме. Работы, выполненные в течение четверти. | 1
| |
10 | |||||
Итого за год – 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...
адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы
рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса...
Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 - 9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для учащихся 5-9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа факультативного курса «Русская народная культура» для учащихся 9 в класса
Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее предс...
Программа факультативного курса «Русская народная культура и искусство» для учащихся 10 -11 классов
Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён....