адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Бакушева Наталья Александровна

факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ   Березовская   средняя   общеобразовательная   школа

Тайшетского района Иркутской области

Адаптационная педагогическая разработка

Факультативный курс для 5-6 классов.

автор: Бакушева Наталья Александровна,

учитель изобразительного искусства

I квалификационной категории.

Ноябрь 2012г.

    Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.   Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

    Для занятий факультатива в 5 и 6 классах используется адаптированная  программа, созданная на основе программы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1 - 8 классы, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. 2001г.                                                                                                  

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час в неделю

Общее количество часов в соответствии с учебной программой –34 часа.

Чем содержание факультативного курса адаптационной программы будет качественно отличаться от базового курса?

 В преподавании изобразительного искусства в 5, 6 классах недостаточно времени уделено изучению народного искусства России, поэтому в факультативном курсе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всемирной историей народов,  но и с новым предметом ОРКСЭ, для формирования исторической памяти, и развития общекультурных компетенций школьников.                                                                                                            

Цель факультативного курса: Становление и развитие личности школьника на национальной основе. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.                                                                                        

Задачи курса:

— Формировать чувство национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира,;                                                                                                                                                    — развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России — общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;
— развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства;                                                                                                                  — осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и художественно культуре народов мира, для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития.

Место программы в системе школьного образования
. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всемирной историей народов,  но и с новым предметом ОРКСЭ, для формирования исторической памяти, и развития общекультурных компетенций школьников.                                  
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства в средних классах.

Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» состоит из 4 разделов.

Раздел 1. Основы художественного изображения                                                              

Раздел 2. Орнамент — образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.                                                                                                                                                      

Раздел З. Народное искусство России: работа в творческих мастерских.

Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность.

5 КЛАСС

Раздел 1.  Основы художественного изображения (9 часов)

Раздел предполагает освоение учащимися духовных, эстетических ценностей искусства; расширение эстетических знаний о народном и профессиональном (классическом) искусстве, об их взаимодействии в системе культуры; совершенствование художественно-графических умений и навыков, необходимых для развития устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности.

 Раздел 2. Орнамент — образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве (7 часов)    

Источники рождения орнамента, значение орнаментальных мотивов в древности. Человек и природа. Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере древнейшей керамики.

        Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое содержание мира. Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента, означавшие землю, воду, солнце, молнию, человека, дерево.

Раздел З. Народное искусство России:
Работа в творческих мастерских (11 часов)  

    Знакомство с художественной резьбой и художественной росписью по дереву, как традиционным видом народного искусства России. Памятники деревянного зодчества: крестьянские избы различных типов, ворота, хозяйственные постройки как свидетели художественного вкуса и творчества безвестных народных мастеров. Разные виды резьбы в убранстве крестьянской избы, бытовой утвари, предметов хозяйственного обихода. Символика резного орнамента. 

Общее представление о художественной росписи по дереву как традиционном виде народного искусства России. Многообразие локальных школ народного мастерства, занятых двумя видами росписи: графической (мезенская, пермогорская и др.) и живописной (городецкая. полхов-майданская, урало-сибирская, карельская и др.). Истоки обоих видов росписи в художественной культуре Древней Руси.

  Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад,  как национальная традиция, общечеловеческая ценность (7 часов)    

   Представление о народной эстетике как о культурном пространстве, охватывающем многообразный круг предметов и явлений материальной и духовной жизни. Целостность народного мироощущения, возникшего в ходе взаимодействия человека с природой.

      Родовая сущность народной эстетики и семейного лада, формирующая культурную память, создающая особый миропорядок.

6 КЛАСС

Раздел 1. Основы художественного изображения (9 часов)

Совершенствуется восприятие, эмоционально-ценностное отношение к произведениям разных видов и жанров изобразительно-пластического искусства. Углубляются представления о художественно-образных системах народного и профессионального (классического) искусства. Обогащается опыт художественно-творческой деятельности детей на основе дальнейшего освоения средств художественной выразительности, художественных техник и материалов.

Способы создания гармоничных колористических решений: преобладание оттенков одного цвета среди множества других; ограниченность палитры; многоцветная контрастная гамма.

     Произведения народных мастеров лаковой миниатюры Палеха, гжельских, хохломских, жостовских мастеров.

Раздел 2. Орнамент образ Эпохи. Основные орнаментальные мотивы в Мировом искусстве (6 часов)  

    Необычайно важная роль искусства (в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной), устойчивость художественных традиций Египта: язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов Канон в изображении фигуры в рельефах или в росписях. 

Знакомство с искусством Древней Греции
Древняя Греция — наследница орнаментальной культуры Древнего Египта. Значение религиозно-мифологических представлений греков для нового прочтения орнаментальных символов древнеегипетских мотивов. Древнегреческий орнамент.

3 раздел. Народное искусство России. Работа в творческих мастерских. (9 часов)

Ознакомление с крестьянским домом, его строительством, убранством, ремеслами хозяев дома.  Общее представление о значении памятников народной архитектуры в общем национальном культурном наследии.  Архитектурные ансамбли музеев под открытым небом: Кижи, Малые Карелы, Костромской музей народной архитектуры и быта, Коломенское и т.д.       Знакомство с созданием предметов крестьянского быта — предметами народного искусства, которые крестьянки обычно сами выполняли для нужд своей семьи: вышивание, кружевоплетение, шитье из лоскутов, ткачество половичков-дорожек и др.

4 раздел Народное искусство России в ХХ в. ( 10 часов) Особенности народной культуры и эстетики как источника духовного опыта и мудрости. Представление о неравнозначности отдельных частей жилого пространства. Сущностно важные места в интерьере, определяющие созвучное взаимодействие человека с предметной средой. Зарождение душевной гармонии и семейного лада.

Заключение: Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать национальные корни. Способствует формированию у школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков, формированию его мировоззрения, нравственной позиции, развитию творчески активной личности, овладению необходимыми навыками и изучению разных школ народного мастерства,  умению выразить свое собственное отношение к искусству и действительности.



Предварительный просмотр:

5 класс

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Практическая работа

Используемые материалы

часы

дата

1 раздел «Основы художественного изображения» (9 часов)

1

Этюды натюрмортов из овощей, фруктов, цветов.

Живописные упражнения

Палитра, гуашь, кисти.

1

2

Рисование натюрморта с натуры «Дары родной земли»

Рисование с натуры.

Восковые мелки, тонированная бумага

1

3

Передача состояния и настроения с использованием свойств цвета, тона, ритма, формы в цветовом решении образа («Гроза надвигается», «Веселый солнечный день»).

Живописные упражнения

Палитра, гуашь, кисти. Восковые мелки, тонированная бумага

1

4

5

Серия упражнений, в которых форматы разных пропорций заполняются пересекающимися линиями (прямые, волнистые, ломаные), образовавшиеся промежутки между ними заполняются тоном, фактурой, переменным тоном.

Графические упражнения

Карандаш,  фломастеры, тушь, перо.

2

6

7

Графические композиции «Поля озимые», «Речные просторы», «Вешние воды», «Тихо в лесу»

Рисование по представлению и воображению

Тонированная бумага, цветной мел, восковые мелки

2

8

Серия упражнений на прорыв плоскости листа «убегающей» линией.

Графические упражнения

Графические материалы

1

9

Коллективное иллюстрирование собственных стихов на общем листе.

Творческий проект. Каждый предлагает свою строчку и свой рисунок к ней. Работа ведется со всех сторон листа одновременно.

Гуашь, фломастеры, восковые мелки и др. материалы для творческой работы

1

                                                                                                                                                                                                               9                                                                                                                                                                                                                      

2 раздел «Орнамент – образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в народном искусстве» ( 7 часов)

10

Повторение в рисунке всех основных групп геометрического орнамента на примерах древнеславянской и древнерусской керамики.

Декоративное рисование.

Палитра, гуашь, кисти.

1

11

Повторение в рисунке основных групп древнейших мотивов геометрического орнамента и зооморфных мотивов на примерах народной вышивки и глиняной игрушки России.

Декоративное рисование.

Тонированная бумага, гуашь.

1

12

Повторение в рисунке основных групп древнейших мотивов геометрического орнамента и зооморфных мотивов на примерах художественной резьбы и росписи по дереву.

По выбору

1

13-14

Выполнение четырех видов бордюров с использованием мотива птицы: в древнерусском искусстве (эмали IX—XII вв.), в изразцах, в майолике Гжели XVII в., в произведениях современных художников Гжели (птица Счастья).

Разработка эскиза

По выбору

2

15

Композиция «Охота на бизонов». Использование мотивов первобытной живописи знаменитой пещеры Альтамиры.

Беседа.

Зарисовки элементов.

Тонированная бумага, графические материалы

1

16

Изображение портрета языческой богини Мокошь (богини плодородия). Колорит ярких богатых оттенков осени.

Эскиз.

По выбору

1

                                                                                                                                                                                                                7                                                                                                                                                                                                                                

3 раздел «Народное искусство России: Работа в творческих мастерских» (10 часов)

17

Серия упражнений по заполнению формата элементами геометрического орнамента по мотивам резьбы ярославских теремных прялок.

Беседа.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

1

18

Упражнения в составлении вариантов типовой (традиционной) композиции резного орнамента с использованием сцен народной жизни.

Графические упражнения

Графические материалы

1

19

20

Перевод рисунка реального растения, птицы в мотив резного орнамента. При этом акцентируется внимание на симметрию, упрощение силуэта, ритм, разнообразие приемов декоративного заполнения контура. Исполнение графическое.

Декоративное рисование. Разработка эскиза

Карандаш,  гуашь, акварель.

2

21

22

 Разработка серии эскизов-импровизаций по мотивам народной контурной и скобчатой резьбы по дереву.

Разработка эскиза

Карандаш, картон, гуашь, акварель, фломастеры.

2

23

Серия упражнений по заполнению формата элементами геометрического орнамента мезенской росписи.

 Серия эскизов.

Карандаш, гуашь

1

24

Упражнения в рисовании фигуры коня, оленя (варианты) — мотивов зооморфного орнамента мезенской росписи.

Декоративное рисование.

Карандаш, гуашь

1

25

Упражнения в рисовании лебедя, птиц, уточек, курочек — мотивов зооморфного мезенского орнамента.

Декоративное рисование.

Карандаш, гуашь

1

26

Упражнения в составлении вариантов типовой (традиционной) композиции по мотивам мезенской росписи.

Декоративное рисование.

Тонированная бумага, Карандаш, гуашь

1

27

Коллективная итоговая работа: комплекты кухонной утвари, ларцы по мотивам графических крестьянских росписей

Коллективная работа.

материалы для творческой работы

1

                                                                                                                                                                                                               11                                          

4 раздел «Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность» (7 часов)

28

Русская печь — источник тепла, уюта, кормилица, лекарь. Лепка и роспись печи.

Лепка и роспись

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

Пластилин, гуашь,

2

29

Зарисовки набора предметов для женской половины дома: зыбка, прялка, ткацкий стан, рубель, валек и т. д.

Рисование с натуры

Карандаш

1

30

Конструирование и макетирование набора мебели и предметов быта для крестьянского дома.

Коллективная работа.

материалы для творческой работы

1

31

32

Проведение игр по имитации обрядовых действий: строительных обрядов, заселения в новый дом, ведения домашнего хозяйства и т. д. — и создание по осмысленному материалу изобразительных образов, тематических композиций.

Рисование по представлению и воображению.

По выбору

2

33

34

Коллективная работа по созданию художественного образа жилой постройки по предложенным элементам ее внутреннего и внешнего убранства.

Рисование на тему

Материал разнообразный.

2

                                                                                                                                                                                                               7                                        

                                                                                                                                                                                      Итого за год – 34

6 класс

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Практическая работа

Используемые материалы

часы

дата

1 раздел «Основы художественного изображения» (9 часов)

1-2

Живописный технический прием в разработке композиций «В осеннем лесу», «В поле», «На речке», «На лесном озере». Передача цветом пространства.

Наброски, зарисовки

Простые карандаши различной твердости

2

3

Автопортрет. Композиция «Мой друг».

Рисование по представлению и воображению.

Материал по выбору.

1

4

Композиция «Поздняя осень в парке», «Лес заиндевелый». Выполняется только линией. Белый мел, тонированная бумага, тушь-перо.

Рисование на тему

Карандаш, акварель, гуашь.

1

5

Композиция «Старое и молодое дерево». Нахождение соотношения черного и белого.

Компоновка враспор. Заполнение формата.

Тушь-палочка или бумажная трубочка,

1

6

Композиция «Дерево чудес», на котором растет все, что ни пожелаешь.

Рисование на тему

Гуашь, акварель, большой лист.

1

7

Витраж из цветной пленки (чудесная птица, рыба и т. д.)

Коллективная работа

Цветная пленка, ножницы. Рама для работы

1

8-9

Объемная композиция из картона, материи, дерева и др. на тему «Кот в сапогах», «Три толстяка». В композицию должны быть включены архитектурные элементы. Законченная композиция заключается в глубокую раму.

Лепка.

Тестирование.

Глубокая рамка, разнообразные материалы для творческой работы.

2

                                                                                                                                                                                                                9

2 раздел «Орнамент – образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы

 в мировом искусстве» (6 часов)

10

Изображение главных элементов растительного древнеегипетского орнамента.

Беседа.

Зарисовки

элементов.

Карандаш, акварель

1

11

Составление композиции из элементов лотоса, пальметки на основе любого из семи видов бордюров.

Разработка эскиза

Карандаш. акварель

1

12

Декоративное панно «Прогулка фараона с царицей на лодке по реке», «Птицы и рыбы в зарослях тростника».

Рисование по представлению и воображению.

Материал по выбору.

1

13

Упражнение на повтор бордюра по мотиву геометрическою орнамента — меандра.

Разработка эскиза

Материал по выбору.

1

14

Исполнение мотивов древнегреческого геометрического и растительного орнаментов с учетом архитектоники различных керамических сосудов.

Коллективная работа.

коллаж

Детские работы, большой лист, ножницы, клей

1

15

Композиция «Олимпийские игры в Древней Греции».

Рисование на тему

Материал по выбору.

1

                                                                                                                                                                                                                  6

3 раздел. Народное искусство России. Работа в творческих мастерских.  (8 часов)

16

Серия упражнений на исполнение резного орнамента в декоре изб (причелина, полотенце, подзор, лобовая доска, наличник) по мотивам резьбы вдомах средней полосы России, Русского Севера .

Разработка эскиза

карандаш

1

17

Серия упражнений на повтор образов-символов древней славянской мифологии (древо жизни, богиня-солнце, птица-пава, конь и др.).

Разработка эскиза

Карандаш. акварель

1

18 19

Разработка серии эскизов-импровизаций по мотивам народного деревянного зодчества (с последующим выполнением в материале)

Разработка эскиза

Карандаш, материалы для творческой работы.

2

20

Рисование с натуры  натюрморта  из предметов  крестьянского быта с вышивкой.

Рисование с натуры

Палитра, гуашь, кисти.

1

21

Серия разработок эскизов-импровизаций трехчастной композиции вышитого полотенца. Прототип архангельские, вологодские полотенца (в технике глухих швов)

Разработка эскиза полотенца

Карандаш, акварель, гуашь.

1

22-24

Полотенце.

Выполнение работы в материале.

Выполнение работы в материале.

Канва или льняная ткань для вышивки, красные нитки «мулине»

 2

                                                                                                                                                                                                                 8

  4 раздел. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность» (10 часов)

25

26

Разработка эскизов и исполнение в разном материале оберегов, символов, связанных с пожеланием добра, счастья хозяину интерьера.

Разработка эскизов. Выполнение в материале

Карандаш, акварель, гуашь, материалы для творческой работы.

2

27

Тематическая композиция «Композиционный центр моего дома».

Рисование на тему

По выбору

1

28

Изовикторина «Угадай стилистическую ошибку интерьере».

изовикторина

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

1

29

Рабочий стол писателя, художника.

Зарисовка с натуры, по памяти и представлению.

Простые карандаши различной твердости

1

30

 Коллективная работа: «В мастерской художника, гончара-ремесленника, резчика по дереву» и др.

коллаж

По выбору

1

31

32

Исполнение и составление серии иллюстраций по мотивам сказов П. Бажова.

Рисование на тему

По выбору

1

33

Композиция «Гости пришли».

Акварель, гуашь

1

34

Коллективная работа. Создание композиции в интерьере «Крестьянская свадьба».

Представление и защита композиции

Видеоматериал по теме. Работы, выполненные в течение четверти.

1

     

                                                                                                                                                                                                               10

                                                                                                                                                                                     Итого за год – 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы

рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса...

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 - 9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для учащихся 5-9  классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа факультативного курса «Русская народная культура» для учащихся 9 в класса

Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся   в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее предс...

Программа факультативного курса «Русская народная культура и искусство» для учащихся 10 -11 классов

Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся   в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён....