адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Бакушева Наталья Александровна

рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Рассмотрено                               Согласовано                         Утверждено

  на заседании  МО                                 завуч                         директор школы  

_______________                      _____________                     _______________            

«__»_________2010г.            «__»__________2010г.        «__»__________2010г.

Адаптационная программа

факультативного курса

для учащихся 7, 8-х классов

                                              Разработала:   Бакушева

         Наталья Александровна

         Учитель изобразительного искусства

                                                        I квалификационной категории

МКОУ   Березовская   средняя   общеобразовательная   школа

Тайшетского района   Иркутской области

с. Березовка. 2010г.

Пояснительная записка

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час в неделю

Общее количество часов в соответствии с учебной программой –34 часа

Школьный компонент - факультатив

Программа, по которой работает учитель:

 Для занятий факультатива в 7,8 классах используется адаптированная  программа, созданная на основе программы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1 - 8 классы, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. 2001г.                                                                                                   Чем содержание факультативного курса адаптационной программы будет качественно отличаться от базового курса? Изучение предмета «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» рассчитано на 1 час в неделю. В преподавании изобразительного искусства в 7, 8 классах недостаточно времени уделено изучению народного искусства России, поэтому в факультативном курсе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всемирной историей народов, для формирования исторической памяти, и развития общекультурных компетенций школьников.                                                                                     Цель факультативного курса: Становление и развитие личности школьника на национальной основе. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.                                                                                         Задачи курса:
Формировать чувство национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира,;                                                                                                                                                    развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;
развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства;                                                                                                                  осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и художественно культуре народов мира, для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития.
Место программы в системе школьного образования
Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства в средних классах.
Формы и методы проведения занятий:                                                                                            Программа предоставляет широкие возможности для выбора форм и методов в работе со школьниками. С этой целью в каждом разделе определен круг содержания и задач. Во всех разделах, охватывающих изобразительно-пластическое и музыкально-поэтическое народное творчество, прослеживаются ведущие нравственно-эстетические и социально-исторические идеи традиционной культуры: человек и природа, человек и семья, человек и история. Это создает условия для комплексного подхода и интеграции в работе, прежде всего; в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Многообразие видов интегрирования создает предпосылки и для разнообразных форм и методов проведения занятий: многопредметное интегрирование; психолого-педагогический подход; горизонтальные и вертикальные линии связей; исследовательский аспект в организации комплекса уроков по выбранной теме и т.д. Разнообразие видов и форм в работе по программе подчинено единой цели формированию развития личности школьника на национальной основе. Именно заложенный широкий спектр подходов к формированию личности школьника на национальной основе отличает настоящую программу повышенной степенью трудности и обеспечивает активизацию творческих способностей учителя, нацеливая их на совершенствование педагогической культуры проведения занятий по искусству и пересмотр места предмета «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» в системе современного школьного образования.                                                                               Принцип построения разделов программы.                                                                   Структура программы необычна. Впервые при создании интеграционного курса таких дисциплин, как изобразительное искусство и трудовое обучение, в основу положен синкретический характер народного искусства. В программе виды искусства рассматриваются комплексно. Содержание раскрывается по видам народного искусства. Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» состоит из 4 разделов.

Раздел 1. Основы художественного изображения                                                              

Раздел 2. Орнамент — образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.                                                                                                                                                      

Раздел З. Народное искусство России: работа в творческих мастерских.

Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность.

7 класс

Раздел 1   Основы художественного изображения (9 часов)                                         Формируется целостность восприятия произведений изобразительно-пластического искусства, глубина эмоционально-ценностного переживания. Расширяются эстетические знания о различных типах художественного творчества, о законах и закономерностях искусства, о богатстве художественно-выразительных средств и их проявлений в разных видах изобразительного искусства. Обогащается опыт художественно-творческой деятельности детей, формируется осознанность выбора выразительных средств в создании художественных образов.
Раздел 2 Орнамент — образ эпохи.                                                                                          Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве (7 часов)                                                   Готический орнамент. Эпоха готики — время рождения третьего орнаментального стиля, внесшего большой вклад в формообразование стилей. Основные элементы орнамента: стрельчатая арка, квадрифоль, трилистник, элементы архитектурных деталей.
Орнамент в искусстве эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения одна из самых ярких в истории мирового искусства. Главные орнаментальные мотивы: возрождение античных орнаментальных мотивов (меандр, пальметка и др.), вариации готических мотивов. Стилизация, свободная импровизация всех древнегреческих мотивов; новые мотивы: раковины, чешуйчатый орнамент, морские обитали (связь с открытием новых земель).
Принцип орнаментальной композиции: —«система канделябра» как композиционный прием орнамента эпохи Ренессанса, отличный от фризовой композиции;
                                 Раздел З Народное искусство России:
Работа в творческих мастерских (11 часов)                                                                                                  
В 7 классе работа в мастерских посвящается ознакомлению с народным костюмом. Общие представления об истории развития русского женского и мужского костюма даются на занятиях для учащихся всего класса. Затем мальчики изучают особенности снаряжения и одежды русского воина, девочки — ансамбль народного праздничного женского костюма. Раздел 4 Народная эстетика, семейный лад,                                                                        как национальная традиция, общечеловеческая ценность (7 часов)   Материальные и духовные аспекты культурного пространства. Его образ как жизненная среда, связанная с вычленением мира из «хаоса», с приведением его к осознанной упорядоченности и целостности. Эстетическая ценность предметного мира. Его богатство, как развернутая книга человеческой психики, в том числе национальной. Особенности предметной среды, ее значение для развития художественного вкуса, образности мышления, индивидуальности, практического поведения для обогащения комплекса связей между поведением человека и пространством.       Формирование эстетического и этического начал личного пространства,                                             Эстетика отношений в семье — лад. Особенности идеи лада в национальной традиции у разных народов мира. Животворные центры дома и семьи как места душевного общения людей.
  Стол как объединяющее начало в семье. Национальные кухни. Народный эстетический вкус в современном быту. Ведущая роль народной культуры в сохранении целостности современной культуры в системе «человек -
жизненная среда».

8 класс

Раздел 1 Основы художественного изображения (9 часов)                                                           Систематизируются и обобщаются эстетические знания, художественно-графические умения и навыки, понимание сущности связей художественного изображения с природой, миром предметов, явлений и человеческих чувств. Обобщаются представления о единстве логического и эмоционально-образного способов познания мира художником-профессионалом и народным мастером. Общее и особое в их образном осмыслении мира.
Целостное восприятие произведений искусства. Сознательное использование необходимых средств художественной выразительности в создании графических, живописных, скульптурных, декоративных композиций.
Художественно-выразительные средства (композиция, линия, пятно, ритм, цвет, форма, объем, пространство, фактура и т. д.) разных видов изобразительного искусства и изобразительно-пластического народного и декоративно-прикладного.
Раздел 2 Орнамент образ Эпохи.                                                                                            Основные орнаментальные мотивы в Мировом искусстве (6 часов)                                                        Орнамент стиля барокко. Барокко — один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве ХVI — середины ХVIII вв. Главный элемент орнамента: рокайль мотив орнамента в виде стилизованной раковины; обилие растительных мотивов.
Колорит орнаментальных мотивов барокко отличается насыщенными цветами: темно-зеленый, темно-синий много золота.
Принципы орнаментальной композиции связаны со стремлением выйти из жесткого порядка в иллюзорность, конечность: все движется, нет прямых линий.                                                                                                                      
Орнамент стиля рококо. Стиль рококо — родственный барокко. Он получил развитие в европейских пластических искусствах первой половины ХVIII в. Возник во Франции, это чисто светский стиль: иллюзорность, идиллический мир театральной игры.
Главный элемент орнамента: рокайль. Орнамент приобретает манерно-утонченный, подчеркнуто изящный усложненный вид.
Принципы орнаментальной композиции — асимметричные композиции, прихотливо изогнутые формы, заимствование экзотических мотивов китайского искусства.
Колорит —. богатство тонких оттенков, нежные, пастельные тона.
Классицизм — художественный стиль в европейском искусстве ХVII — начала ХIХ в., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Поздняя фаза классицизма — ампир. Основные орнаментальные мотивы: меандр, прямая линия, розетка.
Принципы орнаментальной композиции: симметрический порядок, ордерные элементы композиции.
Колориту орнаментальных мотивов присущи гармония, спокойствие тонов и мягкость.            
3 раздел. Отечественное искусство ХIХ столетия. Архитектура. (9 часов)  Архитектура первой четверти ХIХ в. — высшее достижение русского классицизма. Стиль ампир как выразитель идей независимости и величия русского государства.
Архитектура Петербурга. А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси — выдающиеся петербургские зодчие первой половины ХIХ в. Архитектура Москвы. Восстановление Москвы после пожара 1812 г. Московский ампир и его особенности. О. И. Бове — ведущий архитектор Москвы ХIХ в. Реконструкция Красной площади (1815), создание Театрально площади с Большим театром (1820—1824). Строительство по проектам Бове крупных общественных зданий. Простота, теплота, уют московской архитектуры.                                                                                                  
Скульптура. Расцвет скульптуры в первой трети ХIХ в. И. П. Мартос — мастер мемориальной пластики и монументальной скульптуры. Идеи патриотизма в русской культуре. Памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому (1804—1818). Суровая сдержанность и величавость облика героев. Значение памятника, его место на Красной площади.
Живопись 1890-1900 гг.                                                                                                                      4 раздел Народное искусство России в ХХ в. ( 10 часов)                                                               Народное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Категории народного искусства (традиция, коллективность канон, новизна, Современность). Традиция — основополагающая категория народного искусства, определяющая его развитие. Понятие «народный мастер». Значение современных исследований народного искусства для его познания и развития. Понятие «народные художественные промыслы». Причины и условия их возникновения. Значение монастырской и усадебной культуры для их сложения. Основные регионы, центры и мастера. Промыслы по обработке дерева. Керамика. Глиняная игрушка. Вышивка, кружево, золотое шитье, узорное ткачество, набойка. Изделия из меха, кожи, ковры. Художественная обработка металла, кости, камня. Иконописные истоки.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

    В результате освоения обязательного минимума содержания по изобразительному искусству, народному и декоративно прикладному искусству учащиеся должны:
Иметь представление:
- об изобразительном искусстве как виде искусства, о его роли в жизни человека, о взаимосвязи изобразительного и других видов искусств;
- о целостности специфики образного языка видов пластических искусств, о жанровом разнообразии и специфике исторического развития основных жанров пластических искусств; специфике национального искусства народов России;                                                                                                                              - о выдающихся представителях пластических искусств своей страны и мира, их основных произведениях, об основных музеях изобразительного, декоративного искусства и архитектуры нашей страны и мира и их роли
 в
развитии, сохранении культуры России и человечества;
- об основных средствах художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи, приемах переработки реальной формы в декоративные;
- об общности древнейших истоков содержания орнаментальных мотивов в искусстве народов России и мира, о мифотворчестве и мировосприятии народного мастера на любом континенте;
- о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов разных стран и народов, об образах художественных вещей различных как по материалу, так и по технологии (художественная обработка дерева, керамика, ткачество, кружевоплетение и т. д.).
 Иметь опыт:
-  использования рисунка, цвета, формы, пространства в решении практических работ, согласно специфике образного строя видов и жанров пластических искусств;
- владения на доступном уровне основами светотени, композиции, колоритом (соответственно с образными задачами), решения пространства в объеме и на плоскости (линейная и цветовая перспектива), передачи пропорции лица и тела человека, характерных движений фигур;
изображения натюрморта из 2 или З предметов с драпировкой, пейзажа, портрета на соответствующем возрасту уровне;
- комплексной оценки художественных качеств произведения народного и декоративно-прикладного искусства на основе взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, соотношения формы и материала, формы и украшения, синтеза эстетического, функционального и духовного.

Узнавать разные приемы трансформации природных форм в декоративные.                        Приводить примеры произведений народного и декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых отражены черты национального своеобразия.
Сравнивать воплощение одной и той же идеи в разных видах народного художественного творчества; устойчивость тем и образов в искусстве народов мира; образы-типы, которые проносят через века представления народа о красоте и добре.
Применять творческий опыт в художественно-эстетической организации среды, используя теоретический материал по истории материальной культуры, экологии культуры и среды, развитию взаимоотношений системы «человек—среда».
Определять «общее» в языке разных видов искусства, единство образной системы в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Высказывать оценочные суждения о шедеврах русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры.
Проявлять историческую и культурную память в знании национальных особенностей облика русского дома, народного костюма в соответствии с особенностями жизни человека прошлых эпох; в умении видеть черты национального своеобразия в облике людей, в произведениях народного и профессионального (классического) искусства; в понимании самых разнообразных региональных стилевых особенностей русского фольклора и изобразительно-пластического народного искусства с выявлением их общих конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности.
Эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на условно-символический язык народных образных систем: охранительно-магическая символика на примерах образов-знаков и мифологизированные образы природных стихий.

Используемая литература:

К р у г л о в а О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — М., 1974.
Л и х а ч е в Д. С. Человек в культуре древней Руси. Л., 1958. -
Л ю б и м о в Л. Искусство Западной Европы. — М., 1976.                                                                  Л ю б и м о в Л. Искусство древнего мира: Книга для чтения. — М., 1980.
Малая история искусства: В 10 т. — М., 1970—1991.
М а с л о в а Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М., 1978.
М а с л о в а Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах (ХIХ — начало ХХ в.). — М., 1984.
М о ш к о в а В. Г. Ковры народов Средней Азии (конец ХIХ — начало ХХ в.). — Ташкент, 1970.
Народное искусство Узбекистана / Авт.-сост. А. С. Морозова, Н. А. Аведова, С. М. Махкамова. — Ташкент, 1979.
Н е к р а с о в а М. А. Народное искусство России. — М., 1983.
Н е м е н с к и й Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М., 1987.
Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония: Памятники русского деревянного зодчества. — М., 1994.
Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. (1—8 классы) / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — 3-е изд. — М., 2001..
Р ы б а к о в Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.
Р ы б а к о в а И. П. Русское народное кружево. — М., 1956.
Русское декоративное искусство: В З т. — М., 1962—1965. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера ХУI— ХIХ вв. — М., 1974.
С о б о л е в Н. Н. Русский орнамент. — М., 1948.
С о к о л о в а Т. М. Орнамент — почерк эпохи. — Л., 1972.
Х в ор о с т о в А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. — М., 1988.
Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.
Мастера Палеха. — М., 1988.
Народные художественные промыслы. — М., 1983. Русская народная игрушка. — М., 1988.
Русское народное искусство ХVIII—ХХ вв.: Костюмы, женский головной убор, полотенце, вышивка, ткачество, кружево, набойка. — М., 1986.
Художественная резьба и роспись по дереву. — М., 1985.
Гжельская керамика. — М., 1993.

7 класс

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Практическая работа

Используемые материалы

часы

дата

1 раздел «Основы художественного изображения» (9 часов)

1

Колористическое решение пейзажа

(утро, день, вечер, ночь)

Живописные упражнения

Палитра, гуашь, кисти.

1

2

Рисование с натуры кувшина.

Рисование с натуры.

Восковые мелки, тонированная бумага

1

3

Наброски фрагментов архитектурных сооружений.

Наброски

карандаш

1

4-5

«Архитектурный пейзаж»

Рисование на тему

карандаш

2

6-7

«Зимний город в морозный тихий день», «Зимний город в метель»

Рисование по представлению и воображению.

Тонированная бумага, тушь, перо, мел.

2

8

Выполнение эскиза обложки книги о народном искусстве.

эскиз

По выбору.

1

9

Сказочная птица.

Обобщение по теме.

Моделирование

Творческий проект.

Бумага, ножницы, клей.

1

                                                                                                                                                                                  9                                                                                                                                                                                                                      

2 раздел «Орнамент – образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы

в народном искусстве» ( 7 часов)

10

Орнамент – образ эпохи.

Готический орнамент.

Беседа.

Зарисовки элементов.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

Карандаш.

1

11

Составление фриза из элементов: трилистник, квадрифоль.

Декоративное рисование.

Тонированная бумага, гуашь.

1

12

Разработка эскиза стрельчатой арки с витражным заполнением.

Разработка эскиза

По выбору

1

13

Натюрморт. Витражное исполнение.

Витраж

Витражные краски.

1

14

Орнамент в искусстве эпохи Возрождения.

Рисунок. Гипс. Орнаментальные мотивы (меандр, пальметта)

Беседа.

Зарисовки элементов.

Иллюстрации, видеоматериал по теме. Карандаш.

1

15-16

Разработка эскиза свадебной тарелки по мотивам итальянской майолики.

Творческий проект.

Эскиз.

Акварель, гуашь.

2

                                                                                                                                                                                   7                                                                                                                                                                                                                                

3 раздел «Народное искусство России: Работа в творческих мастерских.» (11 часов)

17

Народный костюм.

Беседа.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

1

18

Русский богатырь.

Русская красавица.

Рисование на тему

По выбору

1

19-20

Тематические композиции

«Русский царь»

«Семья боярина»

«Крестьянская семья»

Рисование по представлению и воображению.

Тонированная бумага, гуашь.

2

21-22

Оформление словарных карточек с элементами национальной одежды.

Коллективная работа.

Карандаш, картон, гуашь, акварель, фломастеры.

2

23

Элементы воинского комплекта.

 Серия эскизов.

Карандаш

1

24

Русские воины разных периодов Древней Руси.

лепка

пластилин.

1

25

Сарафанный и поневный комплекс русского народного костюма.

Беседа. Зарисовки.

Карандаш

1

26

Композиция «Силуэты русских народных костюмов»

Аппликация из ткани.

Картон, ножницы, фломастеры, ткань, цв. карандаши.

1

27

Тематическая композиция «За водой», «Покос», «Танец»

Викторина «Народный костюм»

Коллективная работа. Коллаж.

Викторина.

Палитра, гуашь, кисти.

Иллюстрации по теме.

1

                                                                                                                                                                                  11                                          

4 раздел «Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция,           общечеловеческая ценность» (7 часов)

28

Конструкция «дом» - комплекс крестьянина Русского Севера.

Беседа. Зарисовки.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.  Карандаш

1

29

«Бал в дворянской усадьбе».

Рисование на тему

Карандаш, акварель.

1

30

«Прием иностранных гостей во дворце»

Коллективная работа. Коллаж.

Тонированная бумага, гуашь, ножницы, клей.

1

31-32

Тематическая композиция «Каким ты видишь свой дом»

Рисование на тему

По выбору

2

33-34

Натюрморт из предметов быта разных национальных традиций.

Итоговое тестирование.

Составление.

Рисование с натуры.

Карандаш, акварель, гуашь. Лучшие работы за год.

2

                                                                                                                                                                                    7                                        

                                                                                                                                                          Итого за год – 34.

8 класс

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Практическая работа

Используемые материалы

часы

дата

1 раздел «Основы художественного изображения» (9 часов)

1-2

Серия набросков, зарисовок животных, птиц.

Наброски, зарисовки

Простые карандаши различной твердости

2

3-4

Серия набросков, зарисовок уголков природы.

Наброски, зарисовки

Простые карандаши различной твердости

2

5

Композиция «Родной пейзаж», «Солнечный день».

Рисование на тему

Карандаш, акварель, гуашь.

1

6

Выполнение заставки, концовки буквицы.

Серия эскизов.

Карандаш, акварель, гуашь.

1

7

Выполнение своей графической версии алфавита.

Графические упражнения

Перо, тушь, фломастеры.

1

8

Фитодизайн. Пространственная композиция из сучков, веревок, проволоки на деревянном каркасе-раме.

Коллективная работа

Каркас-рама, проволока, природные материалы.

1

9

Объемные сувенирные фигурки животных-символов года.

Обобщение материала по теме.

Лепка.

Тестирование.

Соленое тесто. Гуашь, кисти.

1

                                                                                                                                                                                     9

2 раздел «Орнамент – образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы

 в народном искусстве» (6 часов)

10-11

Орнамент стиля барокко.

Беседа.

Зарисовки

элементов.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

Карандаш.

2

12-13

Орнамент стиля рококо.

Беседа.

Зарисовки элементов.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

Карандаш.

2

14

Орнамент стиля классицизма.

Беседа.

Зарисовки элементов.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

Карандаш.

1

15

Защита проекта «Орнамент – образ эпохи»

Защита проекта

Иллюстрации, детские проекты.

1

         6

3 раздел. Отечественное искусство ХIХ столетия. Архитектура. (9 часов)

16

Архитектура первой четверти XIX в.

Беседа, просмотр видеофильма

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

1

17-18

Архитектура Петербурга.

Беседа, просмотр видеофильма. Зарисовки.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

2

19-20

Архитектура Москвы.

Беседа, просмотр видеофильма Зарисовки.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

2

21-22

Скульптура.

Лепка.

Зарисовки.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

Пластилин, принадлежности для лепки.

2

23

24

Живопись 1890-1900 гг.

Обобщение материала. Искусствоведческая викторина.

Беседа, просмотр видеофильма.

Викторина.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

2

                                                                                                                                                                                    9

4 раздел Народное искусство России в ХХ в. (10 часов)

25

Керамика. Фарфор.

Глиняная игрушка.

Рисование с натуры Эскиз росписи

Простые карандаши различной твердости

Акварель, гуашь.

1

26

Вышивка и кружево

Золотое шитье и золотое кружево

Декоративное рисование.

Тонированная бумага, белая гуашь, мел.

1

27

Узорное ткачество. Набойка. Ковры.

Серия эскизов.

Карандаш, акварель, гуашь.

1

28

Художественный металл.

Кубачи – ювелирный центр Дагестана.

Наброски, зарисовки

Простые карандаши различной твердости

1

29

Ростовская финифть.

Эскиз росписи

Акварель, гуашь

1

30

Каслинское чугунное литье

моделирование

Бумага, ножницы, клей.

1

31

Художественные изделия из кости и камня.

Разработка эскиза

Простые карандаши различной твердости

1

32

Русские художественные лаки.

Художественно-образный язык Мстеры и Холуя. Лакированные подносы Жостова.

Беседа.

Зарисовки элементов.

Иллюстрации, видеоматериал по теме.

Карандаш.

1

33

Палех. Иконописные истоки.

Эскиз росписи

Акварель, гуашь

1

34

Современное выставочное искусство.

Итоговое занятие «Край мастеров»

Представление и защита презентаций, сообщений.

Видеоматериал по теме. Работы, выполненные в течение четверти.

1

     

10

                                                                                                                                                          Итого за год – 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"

Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций....

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы

факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...

Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса...

Программа факультативного курса «Русская народная культура и искусство» для учащихся 10 -11 классов

Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся   в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён....