КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "Нарушения зрения"
консультация на тему

Краткая информация о распространенных нарушениях зрения будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Также познакомит с основными функциями зрения. Консультация содержит некоторые рекомендации тифлопедагога по организации занятий с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Зрение представляет собой сложную форму отражения окружающего мира. Нарушение зрения – бедность в получении информации и трудности в регуляции поведения в социуме.

Виды зрительных нарушений:

 1. Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Бывает содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие может быть постоянным или переменным, сходящимся (глаз отклоняется к носу) и расходящимся (глаз отклоняется к виску), одностороннее (отклоняется только один глаз), альтернирующее (косит то один глаз, то другой).

 2. Нистагм представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз).

 3. Миопия (близорукость) – изображение перед сетчаткой, вдаль не видит. Ребенок быстро утомляется. Часто связана с расходящимся косоглазием. Необходимо следить, чтобы ребенок близко не подносил предмет или картинку. Чем ближе смотрит, тем больше близорукость.

 4. Гиперметропия (дальнозоркость). Детям тяжело работать вблизи, не любят рисовать, работать с мелкими деталями. Сочетается со сходящимся косоглазием.

 5. Астигматизм (расплывчатое зрение) – заболевание, при котором изображение по вертикали и горизонтали фокусируется в разные части на сетчатке.

 6. Афакия – удаленный хрусталик. Для работы требуется двое очков – для работы вблизи и вдали.

 7. Дистрофия сетчатки – это патологическое изменение сетчатки, при котором происходят нарушения всех функций зрения.

 8. Атрофия зрительного нерва – заболевание, характеризующееся нарушениями связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. При АЗН наступают различные расстройства зрительных функций, вплоть до полной слепоты. При таком заболевании дети часто и быстро утомляются.

 9. Альбинизм – врожденная аномалия органов зрения, характеризующаяся отсутствием пигментации. При альбинизме снижается острота зрения, наблюдается светобоязнь (нельзя сажать близко к свету).

 10. Амблиопия – снижение зрения без видимых анатомических, органических изменений глаза. Нарушается зрительная фиксация прослеживающей функции глаза. Амблиопия часто сопровождается косоглазием.

Основные функции зрения:

 1. Центральное или форменное зрение, острота (видит четко, ясно, со всеми деталями).

 2. Цветоразличение.

 3. Светоощущение (способность различать, анализировать насыщенность цвета).

 4. Периферическое зрение, поле зрения.

 5. Бинокулярное зрение – видение двумя глазами одновременно.

Рекомендации тифлопедагога:

Педагогам и родителям нужно знать о том, что зрительная патология не влияет на познавательные способности ребенка. Усложняется лишь восприятие окружающего мира. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Поэтому необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения детей более длительное время. Если у ребенка нистагм, то увеличиваем время на рассмотрение объекта. При катаракте педагог работает только вблизи источника света.

Если у ребенка близорукость, то у него трудно изменяется рефракция, поэтому работаем только вблизи пособия, при дальнозоркости работаем на доске.

 Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательно применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием – горизонтальная рабочая плоскость.

Большое значение в организации занятий имеют наглядные пособия. При работе со слабовидящими детьми они должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов. Изображения на картинках должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью.

Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.

По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение.

Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей. Таким образом, организуется подвижность зрительных функций у слабовидящих и преодоление их нарушений у детей с патологией зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»

В данном материале раскрываются аспекты взаимодействия специалистов и педагогов в работе с детьми с нарушением зрения....

Рекомендации педагогам при организации учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения.

Применение данных рекомендаций способствует снижению переутомления и соблюдение офтальмо-гигиенического режима на уроках....

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....

Консультация для педагогов на тему: " Сецифика работы учителя - логопеда в МБДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения"

Данный материал содержит информацию о том, какими дополнительными компетенциями должен владеть учитель - логопед, работающий  в детском саду для детей с нарушением зрения, акцентирует внимание пе...

Выступление на педагогическом совете "Эмоциональность педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения»

Эмоции составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Мир эмоциональных пер...