Рекомендации педагогам при организации учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения.
консультация на тему

Иванова Людмила Геннадьевна

Применение данных рекомендаций способствует снижению переутомления и соблюдение офтальмо-гигиенического режима на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam_pri_organizatsii_uchebno.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам при организации учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения.

Прежде всего, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно - коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.

На учебных занятиях плоховидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных занятий.

Своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих отмечено после 5-10 мин., а у детей с косоглазием - после 7-15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.

Введение на занятиях динамических пауз в виде гимнастики способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку.

Учебно - наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно -коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.

Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.

Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.

Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения), правильное цветовое оформление помещений.    -

Подготовила педагог-дефектолог Иванова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».

Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. НовочеркасскаМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20  План прове...

"Организация оздоровительно-корригирующей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом здоровье"

Центр на протяжении 13 лет в тесном взаимодействии с ГУЗ КРП и с образовательными учреждениями города ведет оздоровительно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста (подготовительные группы...

Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...

Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения

Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения...

Особенности учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Данная категория детей нуждается в тифлопедагогической помощи. Учитель при работе с такими детьми должен учитывать особенности их психической деятельности, которые проявляются в сложностях осуществлен...

Специальные условия организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) в ГОБОУ Мончегорская КШ

Своевременная правильно организованная психолого-педагогическая помощь реализуется:в продуманной организации школьной жизни детей;в поддержке учи...