Коррекционная работа с детьми на месяц
календарно-тематическое планирование по теме

Бородулина Татьяна Сергеевна

Планирование коррекционной деятельности на месяц для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия). Лексические темы на месяц«Овощи. Фрукты. Хлеб»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №16 компенсирующего вида

Центрального района Санкт-Петербурга

Планирование коррекционной деятельности на месяц для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия)

                                         Лексические темы на месяц

«Овощи. Фрукты. Хлеб»

Учитель-дефектолог                          Бородулина Татьяна Сергеевна

1 неделя

Раздел

Цели

Виды  работы

Формирование

предметных

представлений

«Овощи»

Уточнить представление об овощах.      (где растут, как ухаживают, собирают, хранят  что готовят и т.д.).

Закрепить навыки обследования овощей.

Упражнять выделять ярко выраженные свойства (название, цвет, форма, величина, определять  вкус.)

Узнавание овощей в изображениях различной модальности.

-Загадки об овощах

-Рассматривание овощей (муляжи)

-Работа с раздаточными карточками:

-подбор к силуэтам овощей контуров

-к цветным изображениям -силуэтов

-Физ. минутка

-Упр. «Узнай овощ по фрагменту, дорисуй его»

-Зрительная гимнастика

-Выкладывание контуров овощей из фасоли -Итог

Развитие зрительно двигательной координации

«Знакомство с тетрадями»

  Закрепить с детьми умение видеть клеточное поле, упражнять в выделении клетки, находить углы клетки ее середину.

 Упражнять в рисовании узоров в тетради по образцу, соблюдая определенный интервал между клетками.

 Продолжать учить во время рисования регулировать силу нажима на карандаш.

Развивать  общую и мелкую моторику

-Описание погоды по алгоритму

-Рассматривание тетради

-Конструирование узоров из пластелина на карточках по образцу

-Физ. минутка

-Рисование узоров через кальку.

-Упр. с пальчиками : «Дорожки»

-Рисование в тетради

-Зрительная гимнастика

-Дактическая .игра. «Узнай буквы на ощупь»

-Итог

Формирование

сенсорных

эталонов

«Фиолетовое путешествии»е

 Закрепить узнавание и называние фиолетового цвета и его оттенков в окружающем.

Познакомить с местом цвета в спектре.

Локализация фиолетового цвета и его оттенков из сине-красных цветов.

Развивать зрительное внимание, наблюдательность.

-Загадка про радугу,рассматривание ее

-Упр. «Выложи радугу по памяти» (на фланелеграфе выкладвание цветных полосок))

-Сказка" Фиолет.путешествие.» беседа по сказке

 -Выкладывание 7 оттенков фиолетового цвета . «Выложи баклажаны от самого темного к самому светлому»

 -Зрительная гимнастика

-Упр. «Найти в окруж. предметы фиолетового цвета»

-Упр. «Поставь в вазу только фиолетовые  цветы» -Итог

Развитие восприятия глубины пространства

(перекрытие,

удаленность)

Продолжать развивать нестереоскопические способы восприятия глубины пространства при

перекрытии и удаленности овощей

Развивать объем зрительного внимания, степень его устойчивости.

Закрепить представление об овощах, какие заготовки  готовят на зиму

Развивать прослеживающую функцию глаза

     

-Дид. игра: «Узнай овощ на ощупь

( чудесный мешочек» и расскажи,  что из него можно приготоавить»

-Рассматривание карточек с пересеченными контурами овощей, определение местоположения по отношению друг к другу (ближе,дальше,перед.за и т.д.)

-Зрительная гимнастика

-Упр: «Закрась лук так,чтобы он был ближе,а капуста дальше» и т.д.

-Физ. минутка

-Упр. «Лабиринт» -Итог

 

2  неделя  

Раздел

Цели

Виды  работы

Формирование

предметных

представлений

«Составление  описательных

рассказов об овощах»

   Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по алгоритму.

 Упражнять в сравнении овощей попарно и по три. Упражнять в узнавании овощей по информационному признаку.

 Развивать  зрительное внимание, память.

-Игра «Добавь словечко»

-Рассматривание алгоритма составления описательных рассказов

- Рассказы детей

-Физ. минутка

-Сравнение 2-3 овощей (нахождение общего и различий)

-Дид.игра. «Вершки и корешки» (карточки)

-Зрительная гимнастика

-Дид.упр. «Узнай овощ на зашумленном фоне»

-Итог

Развитие навыков ориентировки

и

формирование

предметных

представлений

«Экскурсия на кухню.»

 Продолжать учить детей ориентироваться в детском саду, знать, где находятся основные помещения,  уметь объяснить, как  дойти туда из группы.

  Активизировать словарь за счет  ориентировочных терминов.

 Закрепить знания об овощах, условиях их хранения, способах приготовления различных блюд.

 Развивать навыки ориентировки в большом пространстве  

-Обговаривание маршрута на кухню

-На кухне знакомство с поваром.   Рассказ о том, как храненятся  овощи

-Наблюдение за работой повара при приготовлении овощного салата

-Возвращение в группу.

-Обмен впечатлениями об экскурсии

-Д.и. « Выбери овощи для приготовления салата, борща.»

- Обобщающая беседа об экскурсии

Формирование

сенсорных

эталонов

Число и цифра 1

Сравнение предметов по величине

     Закрепить знания о числе и цифре 1,умение устанавливать соответствие между кол-вом предметов и цифрой.

 Упражнять в сравнении предметов по величине: высоте и длине.

 Активизировать словарь за счет слов: длинный - короткий, высокий - узкий.

 Упражнять в умении выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

-Чтение  ст.Маршака про единицу

-Игр.упр. «Сосчитай и нарисуй»

нарисовать столько кружков сколько предметов,выделение одних предметов

- Рассматривание единицы, лепка цифры из пластелина, написание ее по точкам и  самостоятельно в тетр.

 -Зрительная гимнастика

-Знакомство в пословицами про 1

- Физ.минутка

-Сравнение предметов по величине,

 Решение логических задач. Итог.

Развитие восприятия сюжетных изображений.

Рассматривание

картины:

«Сбор урожая»

  Продолжать учить детей видеть и описывать сюжет по плану педагога.

  Упражнять в выделении объектов на картине, отражая  пространственное  положение друг к другу.

 Активизировать  в речи использование предлогов.

 Уточнить представления о труде взрослых по уборке овощей

 Развивать фиксацию взора

-Описание погоды по алгоритму

-Рассматривание картины

-Зрительная гимнастика

-Дид.игра. « Узнавание овощей на вкус»

-Физ. минутка

-Рисование по точкам овощей.

Штриховка: 1и2 п. наклонными линиями, 3п.- вертикальными

-Упр. с пальчиками « Однажды хозяйка с базара пришла..»

-Итог

3 неделя   октябрь

Раздел

Цели

Виды  работы

Формирование

предметных

представлений

«Фрукты»

  Уточнить представления о фруктах. (где растут, как ухаживают, собирают, хранят  что готовят и т.д.).

Закрепить навыки обследования фруктов.

Упражнять выделять ярко выраженные свойства (название, цвет, форма, величина, определять  вкус..)

Узнавание фруктов в изображениях различной модальности.

 

 

--Загадки о фруктах

-Рассматривание фруктов (муляжи)

-Работа с раздаточными карточками:

     -подбор к силуэтам контуров

      -к цветным изображениям -силуэтов

-Физ. минутка

-Упр. «Узнай фрукт по фрагменту, дорисуй его»

-Зрительная гимнастика

-Узнавание фруктов на ощупь(за ширмой)

-Итог

Развитие зрительно двигательной координации

«Конструиров- ние, лепка,

рисование волнистой и

ломаной

линии»

 Закрепить умение рисовать волнистую и ломаную линию от заданной точке в ограниченном пространстве.

 Упражнять в конструировании  ломаной линии из счетных палочек, а волнистой из пластилина.

Развивать тактильную чувствительность.

Развивать комбинаторные способности.

Развивать прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику рук

-Игра «Четвертый лишний» (фрукты)

-Рассматривание ломаной и волнистой линии, конструирование их из счетных палочек, пластилина

- Физ.минутка

-Рисование линий в альбоме

-Зрительная гимнастика

-Задания с квадратом  Воскобовича

- Д.и. « Чего не стало ( 6-8 фруктов)

-Метание в горизонтальную цель

-Итог

Формирование

сенсорных

эталонов

«Локализация

4-х углоьников

из геом. фигур.

Сравнение

 4-угольников

между собой»

  Упражнять в локализации 4-х угольников

(квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции) из различных гем. фигур.

 Учить сравнивать эти фигуры между собой, находить общее и отличие.

 Закрепить умение сравнивать предметы по длине, высоте , ширине используя прием наложения, условную мерку а также зрительным способом.

 Развивать остроту зрения

-Загадки алгоритмы про геом. фигуры

-Локализация 4-х  углоьников

из  других геом. фигур

-Сравнение  4-угольников

между собой

- Физ.минутка

-Сравнение предметов по величине.

 -Выкладывание полосок по величине в возрастающем и убывающем порядке

- ( фланелеграф)

-Зрительная гимнастика

- Упр. в альбоме «Дорисуй фигуры»  -    -Итог.

Формирование

предметных

представлений

«Составление  описательных

рассказов о фруктах»

   Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по алгоритму.

 Упражнять в сравнении фруктов  попарно и по три. (1и 2 подг. самостоятельно, 3 установочные действия.)

 Упражнять в узнавании  фруктовпо информационному признаку.

 Развивать  зрительное внимание, память.

-Игра «Узнай на ощупь» (чудесный мешочек)

-Рассматривание алгоритма составления описательных рассказов

- Рассказы детей

-Физ. минутка

-Сравнение 2-3 фруктов (нахождение общего и различий)

-Перфокарты. Что растет в саду, что в огороде.  (Овощи-фрукты)

-Зрительная гимнастика

-Итог

4 неделя   октябрь

Раздел

Цели

Виды  работы

 Формирование

предметных

представлений

 «Хлеб».

  Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, условиях произрастания и  полезных свойств злаков.

Учить различать рожь, овес, пшеницу.

Познакомить детей с тем как раньше убирали хлеб с полей, какие сельскохозяйственные инструменты использовались при уборке.

Развивать память, внимание.

Развивать глубинное зрение

--Загадка о хлебе

-Рассматривание колосков, сравнение

  -Рассматривание картины: « Как в                                 старину убирали хлеб»

-Физ. минутка

-Рассматривание мнемотаблицы «колосок»

-Рисование мнемотаблицы по памяти

 -Зрительная гимнастика

-  Упр. «Прокати шарик по дорожкам»

 --Итог

Развитие восприятия сюжетных изображений.

Рассматривание

картины «Уборка пшеницы»

  Закрепить умение различать злаковые культуры: рожь, овес, пшеницу по характерным признакам: строение колоска, цвет, кол-во зерен.

 Познакомить детей с современной техникой которая используется при уборке злаков, объяснить ее назначение.

 Продолжать учить детей видеть и описывать сюжет по плану педагога.

Развивать связную речь.

Развивать фиксацию взора

-Игра «Узнай колосок»

-Чтение стихотворения «Хлебороб»

-Рассматривание картины.Беседа по содержанию.

-Зрительная гимнастика

-Составление описательных рассказов по плану.

-Физ. минутка

-Упр: «Дорисуй колосок»

-Метание мяча  в вертикальную цель

-Итог

Развитие навыков ориентировки

«Части суток»

Углубить  временные представления о частях суток, временах года Объяснить зависимость смены дня и ночи от вращения земного шара..

Закрепить умение последовательно называть части суток и времена года..

Упражнять в решении логических задач и установлении закономерностей

Развивать остроту зрения

-Описание погоды

-Рассматривание коллажа  «Времена года»

-Д.и. «Узнай и назови к какому времени года относится это изображение»

-Физ. минутка

-Рассматривание коллажа «Части суток»

-Работа с карточками: «Разложи последовательно»

-Зрительная гимнастика

  -Итог.

Формирование

сенсорных

эталонов

«Число и цифра 2

Деление предмета на 2,

4 части.»

Закрепить  знания о числе и цифре 2.

Познакомить с пословицами, в которых указывается число 2.

Упражнять устанавливать соответствие между кол-вом предметов и цифрой.

Закрепит умение делить предмет на 2 и 4 равные части.

Развивать глазомер.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность

 

- Чтение стихотворения о цифре 2

-Знакомство с пословицами, где указывается число 2

-Рассматривание цифры2, лепка цифры из пластилина, написание ее по точкам

- Зрительная гимнастика

-Перфокарты.: «Соедини предметы с

цифрой»

-Физ. минутка

-Деление полосок на 2 и 4 равные части

-Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса

Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...