Конспекты логопедических уроков по дифферинциации свистящих звуков
план-конспект занятия по теме
Представляю вашему вниманию поэтапные конспекты уроков по дифферинциации свистящих звуков для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_po_etapam.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический урок №1.
Тема: Дифференциация согласных звуков С-З в словах.
Цели:
коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З на письме и на слух..
коррекционно-развивающие: развивать фонетико-фонематическое восприятие, оральный праксис, зрительное восприятие, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.
коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Тип урока: закрепление.
Методы: слуховые, зрительные, деятельностные.
Форма работы: практическая
Оборудование: индивидуальные зеркала, профиль звуков [С-З], цифровой ряд, предметные картинки, А Шибаева «Азбука весёлых человечков», пластилин.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Логопед называет слова: ласточка – воробей – змея – грач.
- Какое слово лишнее? (Змея)
- Почему? (Потому что ласточка, воробей, грач это птицы, а змея пресмыкающееся).
2. Сообщение темы урока.
1. Закрепление пройденного материала.
- Сравним пары звуков: з, б, д, в, г, ж
с, п, т, ф, к, ш
- Каждая пара звуков очень похожа по артикуляции и различается только тем, что при произношении звуков первого ряда (з, б, д, в, г, ж) –участвует голос, а при произношении звуков второго ряда ( с, п, т, ф, к, ш) –голос отсутствует. Звуки первого ряда (з, б, д, в, г, ж) - называют звонкими, а звуки второго ряда ( с, п, т, ф, к, ш) – называют глухими.
- Можно ощутить работу голосовых связок при помощи тыльной стороны ладони, приложив её к горлышку. Если горлышко дрожит при произнесении звонких звуков, значит голосовые связки сомкнуты, а если не дрожит голосовые связки разомкнуты. Дети произносят звуки.
Логопед: Я зачитаю вам слова. Какой первый звук звучит в словах: зубы, сыр, зонт, сани, самолет?
Дети: звуки з и с.
Логопед: Какие это звуки, гласные или согласные?
Дети: согласные.
Логопед: Запишите тему сегодняшнего урока: «Звуки З-С»
2 .Работа с зеркалами
Логопед: А теперь возьмите зеркала , сделаем несколько упражнений.
Артикуляционная гимнастика для звуков з и с: «Заборчик», «Улыбочка», «Заборчик-улыбочка», «Почистим нижние зубы», «Киска сердится».
Логопед: При произнесите звука з и с губы растянуты в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, язык упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам, воздушная струя - узкая, холодная, сильная. Произнесите эти звуки.
А теперь положите руку на горлышко и определите какой звук звонкий, а какой звук глухой. Дети произносят звуки и определяют, что звук з звонкий, а звук с – глухой.
- В каком положении будут находится голосовые связки при произнесении этих звуков? (при произнесении звука з- сомкнуты, при произнесении звука с – разомкнуты)
Сравнение этих звуков с профилями.
3. Соотнесение звуков с буквами
Логопед: На что похожи буквы З и С ?
З – не просто завитушка С - села мышка в уголок,
З – пружина, крендель, стружка. Съела бублика кусок.
Ты на неё посмотри,
Она совсем как цифра 3.
- Запишите под диктовку буквы: а, т, з, л, с, р, п, с, к, в, з, о, м, с, у, з,в.
Обозначте букву З- =, звук С – >
Физминутка
Зайка прыгает и скачет прыжки на двух ногах
По дорожке словно мячик
Он на пяточках шагал, ходьба на месте, руки за спину
Носик кверху поднимал.
На носочки зайка встал, подняться на носочки и хлопнуть над головой
И в ладоши хлопать стал.
Вправо, влево повернулся повороты туловища вправо, влево
До носочков дотянулся. наклон вперёд
Не боится никого ходьба на месте
Даже волка самого.
3. Работа с цифровым рядом:
Определение количества звуков в слове и каким по счету стоит звук з и с.
На доске записаны слова:
[з] [с]
Бескозырка возраст
Закваска безобразие
Здравствуй образец
Дети выполняют задание по цепочке.
4. Закрепление пройденного на уроке
Вылепить из пластилина буквы З и С.
5 Домашнее задание:
Придумать 5 -10 слов со звуками з и с и записать .
7. Итог урока
Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)
- Покажите на профиле где звук з, а где звук с., чем отличаются эти звуки?
- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.
Логопедический урок №2.
Тема: Дифференциация согласных звуков С-З в словах и словосочетаниях.
Цели:
коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З в словах и словосочетаниях;
коррекционно- развивающие: развивать фонетическое восприятие, оральный праксис, зрительное внимание, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.
коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Тип урока: закрепление.
Методы: словесные, слуховые, зрительные, деятельностные.
Форма работы: практическая
Оборудование: индивидуальные зеркала, профиль звуков [С-З], цифровой ряд, предметные картинки, таблицы слов.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Работа у доски.
Логопед: Правильно ли изображены звуки з и с на профилях?
Дети: нет.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что при произношении звука з – голосовые связки сомкнуты, а при произношении звука с – разомкнуты.
2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков З и С Работа с зеркалами. Артикуляционная гимнастика ( смотреть конспект №1)
3.Сообщение темы урока
Логопед: Сегодня мы продолжим работу над звуками и буквами З и С.
Запишите тему урока «звуки и буквы З и С в словах и словосочетаниях»
1. Вставьте пропущенную букву З или С (чтение по цепочке)
Логопед: На доске записаны слова, прочитайте и вставьте пропущенную букву З или С: …еркало, …теко, обе…ьяна, ва…елин, кра…ота, …тавни, вы…тавка.
2. Работа с цифровым рядом
Определение количества звуков в слове и каким по счету стоит звук з и с.
На доске записаны слова:
[з] [с]
Паровозы посёлок
Заноза свисток
Заказал собрался
Зазнался засмеялся
3. Собрать слово из двух маленьких слов
На доске записаны слова:
Сено вал оса пол
Приз рак соль фа
Вол осы сук бар
Пар ус зал ежи
Логопед: Соедините два маленьких слова в одно и прочитайте (чтение по цепочке) .Запишите эти слова, обозначая буквы З (=), С (>)
Физминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики прыжки на месте
Ножками топают топают ногами
Ручками хлопают хлопают руками
Головками кивают кивают головой
И тихо приседают приседают.
4. Классификация слов со звуками З и С по темам:
На доске в разброс записаны слова: сосна, самовар, сокол, зубр, берёза, кастрюля, зяблик, заяц, осина, ваза, синица, соболь.
Логопед: Перед вами слова со звуками з и с , нужно выбрать слова, относящиеся к «Деревьям», «Посуде», «Птицам», «Зверям».
- Какие слова относятся к «Деревьям»? (сосна, берёза, осина)
Аналогичная работа проводится по остальным темам.
5. Закрепление пройденного
Логопед: Перед вами слова:
Морозный забор
Весёлая воздух
Высокий звезда
Красивый арбуз
Яркая песня
Спелый зонт
- составьте словосочетания из данных слов, запишите, обозначая согласные звуки з (=) и с(>).
6. Домашнее задание: Ответить на вопрос «Что это?» Записать ответы в тетради.
1. Напиток из воды и хлеба с солодом.( квас)
2. Полевое растение, основной корм лошадей. (овёс)
3. Вид спорта (бокс)
4. Крупный хищник из семейства кошачьих ( рысь)
7. Итог урока:
Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)
-Чему мы учились? (учились находить звуки в совах, …)
- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.
Логопедический урок №3.
Тема: Дифференциация согласных звуков и букв С-З в предложениях и связных текстах.
Цели:
коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З в предложениях и связных текстах;
коррекционно- развивающие: развивать фонетическое восприятие, внимание, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.
коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Тип урока: закрепление.
Методы: слуховые, зрительные, деятельностные.
Форма работы: практическая
Оборудование: профили звуков [С-З], цифровой ряд, «Деформированные предложения».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Логопед:
Сядет тот, кто назовёт предмет, в названии которого будет звук З или С.
2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков З и С. Артикуляционная гимнастика ( смотреть конспект №1).
3. Сообщение темы урока
Логопед: Сегодня мы продолжим различать звуки и буквы З и С.
Запишите тему урока «Звуки и буквы З и С в предложениях».
4. Закрепление пройденного материала.
1 вставить в предложения пропущенные слова
Логопед: Перед вами предложения с пропущенными словами. Вам необходимо подобрать подходящие по смыслу слова:
У Зои разболелся …. Бабушка сварила вкусный …. У Зины красивая пышная …. В огород забрела …. У больного красный …. Начался весенний …. (суп, зуб, коса, коза, сев, зев) .
Логопед:
- Какое слово подобрали к первому предложению? (зуб)
-В каких словах есть звук З или С? (Звук З в словах: Зоя, разболелся, зуб)
Аналогичная работа проводится по всем предложениям.
2.составление предложения из данных слов
Каждому ребёнку предлагаются слова из которых нужно составить предложение.: За, собака, забором, залаяла.
Зубы, у, разболелись, Сони, сильно.
За, собака, гналась, зайцем.
Взяла, зайца, собака, след.
Логопед: Составьте из предложенных слов предложение и прочитайте его.
- Какое предложение получилось у тебя? (За забором залаяла собака.)
- Есть ли в твоих словах буквы З или С? ( Буква З в словах: забор, залаяла; буква С- в слове собака).
Аналогичная работа проводится по всем предложениям.
- Запишите своё составленное предложение в тетради, обозначая буквы значками З (=), С (>).
3. Деформированные предложения
Логопед: Исправьте предложение: Солнце освещается землёй.
Коза принесла корм хозяйке.
Физминутка
На большом ковре и в ряд маршировка на месте
Куклы танины стоят
Два медведя, Буратино, изображение персонаже
И весёлый Чипполино.
Раз, два, три, четыре, пять – прыжки
Вместе мы пойдём гулять. маршировка на месте
5. Дифференциация букв З и С в связных текстах.
Каждому ребёнку предлагается текст.
Логопед: Прочитайте внимательно текст. Составьте текст из предложений. Прочитаем ещё раз по цепочке. Спишите, обозначая буквы З и С.
В зоопарке.
Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Лиза и Роза были в зоопарке. Лиза и Роза рассказали друзьям обо всём, что видели в зоопарке. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали.
6. Домашнее задание: Пересказать текст «В зоопарке»
7. Итог урока
Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)
- Назовите слова, где встречаются звуки З и С.
- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"
Цель логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме. Занятие вклю...
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"
Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...
Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука ш"
Самый трудный и продолжительный этап логопедической работы - автоматизация звуков. Для этого требуется много разнообразного материала. В данной разработке представлен речевой материал для закрепления ...
Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
Представлен материал для проведения учебного занятия с группой обучающихся 2 -го класса. Материал состоит : - Конспект логопедического урока с группой обуча...
Конспект логопедического урока Дифференциация звуков С-Ш
Логопедический урок для учащихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью), на диффе ренциацияю акустически сходных звуков....