Занятие по формированию грамматического строя речи на тему «Ягоды».
план-конспект занятия на тему

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Ягоды».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Ягоды».

Занятие 7. Занятие по формированию грамматического строя речи на тему «Ягоды».

Задачи: 

  1. Уточнить и расширить представления детей о ягодах, их внешнем виде.
  2. Активизировать и расширить словарь по теме, упражнять в назывании ягод.
  3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  4. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
  5. Учить составлять простые распространенные предложения с прямым дополнением с помощью вопросов: «Кто?»,  «Что делает?»,  «Что?».
  6. Развивать координацию движений и чувство ритма.
  7.        Воспитывать      познавательный интерес,  учебную мотивацию, элементы обще-учебного поведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Большая – маленькая», мультимедийная дидактическая игра-презентация «Готовим из ягод», муляжи ягод, предметные и сюжетные картинки с изображением ягод, вывеска «Магазин», корзины и ягоды разных цветов, магнитофон, аудиозапись с лёгкой музыкой.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Пальчиковая игра: «Пальчики здороваются».
  2. Релаксация. Мимические упражнения. 

- Я превращаю вас в маленькие семена. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями (дети медленно поднимаются). Медленно поднимите руки вверх, растения тянуться к солнышку. Напрягите руки, пальцы. Сильно солнышко припекло, наши растения завяли. Уронили голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Вдруг полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. На грядке выросли замечательные молодые растения.

(Дети садятся на места).

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Чтоб язычок проснулся, заработал сделаем зарядку.

(Упражнения выбираются логопедом в зависимости от контингента детей и этапа работы по коррекции звукопроизношения.)

  1.  Основная часть.
  1. работа с загадкой:

«Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая – чернеет.» (Смородина.)

– А что такое смородина?

– Назовите, что нарисовано на картинках. Как назвать их одним словом.

2. Игра на внимание. 

- Приготовьте ладошки, будем играть. Я буду называть разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите название ягоды.

-  Ребята, где растут ягоды? (Садовые – в саду, лесные – в лесу.)

3.  Дидактическая игра «Магазин» с муляжами.

- Я – продавец, а вы – покупатели.

-  Что ты купишь?

-  Я куплю клубнику.

-  Что ты купил?

-  Я купил клубнику и т. д.

4. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Большая – маленькая».

Цель: образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Ход игры: «Девочка по имени Маша очень любит ягоды. Маша еще маленькая и мама её называет ласково Машенькой.  Каждое лето в саду Машенька кушает разные ягоды и тоже называет их ласково. Как она называет ягоды?»

5. Динамическая пауза.

-А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

6.Дидактическая игра «Собери ягоды» на  развитие моторики, восприятия цвета.

- Ребята, давайте соберем ягоды в корзинки. Наша задача перебрать и разложить ягоды в корзины по цвету. (Дети под музыку собирают урожай по корзинам).

7. Работа с чистоговорками над интонационной выразительностью речи.

Бу-бу-бу бу-бу-бу, на бахче растёт арбуз.

Ри-ри-ри,  ри-ри-ри – ты клубнику собери.
        Ни-ни-ника, ни-ни-ника на поляне есть клубника!

8.  Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Готовим из ягод».

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: «Летом в садах и лесах растет много вкусных ягод. Наши мамы готовят из них варенье, джем, варят компот. Назовите варенье из черники, брусники, малины и т.д. Компот из смородины, клубники и т.д.»

9. Гимнастика для глаз.

- Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3раза.

- Движения глазными яблоками:  вправо – вверх, влево – вверх, вправо – вниз, влево – вниз, Повторить 3-4 раза. Глаза открыть. Отдых 10-15 с.

  1. Итог занятия.

-  Ребята, о чём мы говорили на занятии?

-  Что вам больше всего понравилось на занятии? Почему?

- Мне понравилось, как вы работали на занятии. Молодцы!

         - Нарисуйте дома  вашу любимую ягоду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Большая – маленькая». Цель: образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Слайд 2

Ход игры: «Девочка по имени Маша очень любит ягоды. Маша еще маленькая и мама её называет ласково Машенькой. Каждое лето в саду Машенька кушает разные ягоды и тоже называет их ласково. Как она называет ягоды?»

Слайд 3

Малинка Как называется эта ягода? Назови её ласково.

Слайд 4

Вишенка Какая это ягода? Назови её ласково.

Слайд 5

Смородинка А эта ягода как называется? Назови её ласково.

Слайд 6

Клюковка Какая ягода изображена на картинке? Как назвать её ласково?

Слайд 7

Черничка Какая это ягода? Назови ласково.

Слайд 8

Ежевичка Какая ягода нарисована на картинке? Назови её ласково?

Слайд 9

Земляничка А это какие ягоды? Как их назвать ласково?

Слайд 10

Арбузик Это тоже ягода. Назови её ласково.

Слайд 11

Что здесь лишнее? Почему? Обведи в круг.

Слайд 12

Составь словосочетания, используя слова: земляничка; черничка; вишенка; малинка; клубничка; смородинка.

Слайд 13

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по  формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале  представлены игры и задания  по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты"  у  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Одежда" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Посуда" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Посуда" у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Животные жарких стран" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Животные жарких стран" у детей дошкольного возраста....