Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы.
рабочая программа (5 класс) на тему

Воронова Светлана Дмитриевна

Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsd_2_psikhol-pedagogo_khar-ka_gruppy_perspekt_plan.rar28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол №   Педсовета

от   __________________ 201_ г

    ''Утверждаю''

Директор ГКС(К)ОУ

 «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-

интернат № 26 V вида:        

_________ Максимова Л.И.

Перспективный план коррекционно- логопедической работы с учащимися 5  класс

Учитель-логопед

Воронова Светлана Дмитриевна

Перспективный план коррекционно- логопедической работы с учащимися с диагнозом "Дизорфография"

Психолого-педагогическая характеристика группы обучающихся.

 Группа:

Бобошко Виктория

 Попова Елизавета

Гордеев Никита

Режим работы.

Занятия 3 раза в неделю. Всего: 105 часов.

Характеристика группы:

- слабо сформированы пространственно-временные представления,

- затрудняются в  словообразовании и словоизменении,

- испытывают сложность в сравнении звуковых единиц речи,

- недостаточно сформирована  дифференцировка  грамматического  и лексического  значения,

- недостаточные навыки использования грамматических категорий (пол, склонения, спряжения и т.д.),

- нарушение языкового анализа и синтеза,

- затрудняются в определении ударного гласного в слове и ударного слога.

 Следовательно, у детей этой категории наблюдается:

​​а) отсутствие понимания учебных заданий, инструкций, инструкций учителя;

б) трудности овладения программными  понятиями, терминами;

в) трудности в формировании и формулировании своих мыслей в работе;

г) недостаточное развитие связной речи.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

с обучающимися с диагнозом "Дизорфография"

Дата

Тема

Грамматические и лексические

темы

Развитие неречевых про-цессов

1

2

3

4

I этап фронтального обследования (диагностический)

02.09-13.09

Обследование речи.

Обследование письменной речи.

Обследование чтения.

II этап (подготовительный)

16.09-20.09

Развитие и уточнение пространственных представлений

Упр-я на правописание существительных множественного числа,  родительного падежа ("сапоги", "чулки", "носки").

Развитие графомоторных навыков и тонкой моторики

23.09-27.09

Определение пространственных соотношений (между 2-3 предметами и изображениями)

Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.).

Развитие графомоторных навыков и тонкой моторики

30.09-04.10

Определение пространственного расположения объектов по отношению к ребенку (к себе).

Безударный гласный в корне слова.

Развитие внимания. Определение пространственных отношений элементов графики и букв

07.10-11.10

Определение временных представлений. Сутки. Дни недели

Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.)

Развитие памяти. Определение пространственных отношений элементов графических изображений и букв

14.10-18.10

Определение временных представлений. Времена года

Согласование в роде, числе, падеже сущ.+прил.

Упражнения на развитие памяти. Определение пространственных отношений элементов графики и букв

21.10-25.10

Определение временных представлений. Месяцы

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Развитие словесно-логического мышления

07.10-11.10

Определение временных представлений. Год

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Развитие произвольного внимания и всех видов

памяти

14.10-18.10

Определение временных представлений. Календарь. Праздники

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Развитие словесно-логического мышления

21.10-25.10

Определение временных представлений. Семья

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Развитие абстрактного и образного мышления. Возраст и роли в семье

III этап (коррекция)

28.10-01.11

Алфавит

Гласные и согласные буквы и звуки.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

11.11-15.11

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков

Гласные и согласные буквы и звуки.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

18.11-22-11

Звуки и буквы. Гласные I ряда

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

«Исправь ошибки в описании сказочных героев».

25.11-30.11

Звуки и буквы. Гласные II ряда

Буквы «е», «ё», «ю», «я»

Развитие внимания.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

02.12-06.12

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда

В мире животных

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

09.12-14.12

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости

Мягкие и твердые согласные

Развитие памяти. Конкретизация абстрактного.

16.12-21.12

Дифференциация глухие и звонких согласные

Глухие и звонкие согласные

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Разноцветные точки»

24.12-26.12

Правила написания предложения. Заглавная буква в начале предложе-ния.

Тренировочные упражнения по  распространению предложения. Строчные и прописные буквы.

Развитие образного мышления.

27.12

Проверочная работа

13.01-17.01

Раздельное написание предлогов

Тренировочные упражнения на составление словосочетаний

Упражнение на освоение пространственных отношений ("на", "над", "под", "над" и т.д.)

20.01-24.01

Слитное написание приставок

Упражнение на образование слов с приставкой.

Развитие зрительной дифференциации. Учить узнавать предмет по контурному изображению и деталям рисунка.

27.01-31.01

Дифференциация предлог-приставка

Упражнение на образование слов с приставкой и предлогами.

Упражнение направлено на увеличение объёма внимания. Читайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

03.02-07.02

Однокоренные слова

Части слова. Корень

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

10.02-14.02

Однокоренные слова

Части слова. Приставка

Развитие абстрактного и образного мышления.

17.0221.02

Однокоренные слова

Части слова. Суффикс

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

24.02-28.02

Однокоренные слова

Части слова. Окончание

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

03.03-07.03.

Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразующая роль ударения

Подбор слов-омографов

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «узоры заимствования из геометрических фигур"

11.03-14.03

Безударные гласные в корне слова

Упражнения в определении частей слова

Развитие Упражнение «Лабиринты»

17.03-21.03

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Упражнения в озвончении глухих согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания

01.04-07.04

Найди орфограмму «Непроизносимые согласные»

Упражнения на развитие коммуникативной речи

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»

07.04-11.04

Написание букв и, у, а после шипящих

Составление предложений

Упражнения, направленные на развитие зрительного распознавания символов

14.04-18.04

Отработка правила переноса

Упр-я в употреблении глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

21.04-25.04

Словарные слова

Упражнение на согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

28.04-08.05

28.04-08.05

Двойные согласные в корне слова

Упражнения на развитие коммуникативной речи

12.05-14.05

Двойные согласные на стыке морфем

Логические графические упражнения, кроссворд

Упражнения на осознанное вос-приятие. Упражнение

«Осознание словесного материала»

15.05-16.05

Двойные согласные на стыке морфем

Логические графические упражнения, кроссворд

Упражнения на осознанное вос-приятие. Упражнение

«Осознание словесного материала»

19.05-30.05

Обследование речи.

Обследование письменной речи.

Обследование чтения.

1. Елецкая О.В. Особенности фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи у пятиклассников с дизорфографией // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. -№5 (49). - (1,3 п. л.).

-в научных статьях:

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. Методические рекомендации. - СПб.: Издательство СПбГУ. -2002. - (1,6/1,12 п. л.).

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и простран-ству. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Тетрадь для логопедических занятий №1. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2002-(5,0/3,5 п. л.).

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы: Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных. Пособие для логопедов-СПб.: Издательство СПбГУ, 2003. - (5,0/2,5 п. л.).

5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь. - М.: Школьная пресса. - 2004. - (6,5/4,55 п. л.).

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности; Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. - М.: Школьная пресса. - 2004. - (7,8/3,9 п. л.).

7. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопед: Научно-методический журнал - 2004. - №3 - (0,4 п. л.).

8. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи // Логопед: Научно-методический журнал. - 2004. - №6 (0,7 п. л.).

9. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся // Школьный логопед: Научно-методический журнал. - 2005. -№4 (7). -(0,23/0,12 п. л.).

10. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявление дисграфических и дизор-фографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия: Научно-методический журнал. - 2005, № 1(12). - (0,4/0,28 п. л.).

11. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение простран-ственно-временных представлений у детей с нарушениями речи // Журнал «Логопед», 2005, № 2. - (0,74/0,52 п. л.).

12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Методическое пособие / Научн. ред. О.В. Защиринская. - СПб.: Издательство «Речь». - 2005. - (11,25/7,88 п. л.; авторский вклад 70%).

13. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Состояние лексико-грамматических компонентов речи у школьников с дизорфографией // Логопедия: Научно-методический журнал. - 2006. - №4. - (0,6/0,3 п. л.).

14. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. Методическое пособие. - М.: Издательство «ТЦ Сфера». - 2006. -(12,0/6,0 п. л.).

15. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Орфографические ошибки в письме учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля, 2006 г.). - СПб. - 2006. - (0,52/0,36 пл.).

16. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Теоретические аспекты изучения формирования орфографических навыков у школьников// Коррекционная педагогика: концепция и методы. Сборник научно-методических трудов. - СПб., Издательство РГПУ им. А .И. Герцена. - 2006. - (0,18/0,09 пл.).

17. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией // Логопед: Научно-методический журнал - 2007. -№5. -(1,3 п. л.).

18. Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2001. -С. 3-4.

19. Алгазина H.H. Система орфографических упражнений. Русский язык в школе. 1988. №2.-С. 34-39.

20. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Мат-лы I Межд. Конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Изд-во МСГИ, 2004.-296 с.

21. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М.: Просвещение, 1966.— 255 с.

22. Никитина Е.И., Уроки развития речи: К учебнику: Русская речь. Развитие речи. 5 класс. М.: Дрофа, 2005. — 208 с.

23. Норманн Б.Н. Русский язык в задачах и ответах. — Минск: ООО «Новое знание», 2004. 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска.

Трудный ребенок - это........ Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре нач...

Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска

Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоцион...

Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" в ОСШИ

Классификационно в "группу риска" входят и дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы, нарушающие условия нормальной жизнедеятельности ребенка....

«Доверие» Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении

Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы....