Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы.
рабочая программа (5 класс) на тему
Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsd_2_psikhol-pedagogo_khar-ka_gruppy_perspekt_plan.rar | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол № Педсовета от __________________ 201_ г | ''Утверждаю'' Директор ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 26 V вида: _________ Максимова Л.И. |
Перспективный план коррекционно- логопедической работы с учащимися 5 класс
Учитель-логопед
Воронова Светлана Дмитриевна
Перспективный план коррекционно- логопедической работы с учащимися с диагнозом "Дизорфография"
Психолого-педагогическая характеристика группы обучающихся.
Группа:
Бобошко Виктория
Попова Елизавета
Гордеев Никита
Режим работы.
Занятия 3 раза в неделю. Всего: 105 часов.
Характеристика группы:
- слабо сформированы пространственно-временные представления,
- затрудняются в словообразовании и словоизменении,
- испытывают сложность в сравнении звуковых единиц речи,
- недостаточно сформирована дифференцировка грамматического и лексического значения,
- недостаточные навыки использования грамматических категорий (пол, склонения, спряжения и т.д.),
- нарушение языкового анализа и синтеза,
- затрудняются в определении ударного гласного в слове и ударного слога.
Следовательно, у детей этой категории наблюдается:
а) отсутствие понимания учебных заданий, инструкций, инструкций учителя;
б) трудности овладения программными понятиями, терминами;
в) трудности в формировании и формулировании своих мыслей в работе;
г) недостаточное развитие связной речи.
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
с обучающимися с диагнозом "Дизорфография"
Дата | Тема | Грамматические и лексические темы | Развитие неречевых про-цессов |
1 | 2 | 3 | 4 |
I этап фронтального обследования (диагностический) | |||
02.09-13.09 | Обследование речи. Обследование письменной речи. Обследование чтения. | ||
II этап (подготовительный) | |||
16.09-20.09 | Развитие и уточнение пространственных представлений | Упр-я на правописание существительных множественного числа, родительного падежа ("сапоги", "чулки", "носки"). | Развитие графомоторных навыков и тонкой моторики |
23.09-27.09 | Определение пространственных соотношений (между 2-3 предметами и изображениями) | Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). | Развитие графомоторных навыков и тонкой моторики |
30.09-04.10 | Определение пространственного расположения объектов по отношению к ребенку (к себе). | Безударный гласный в корне слова. | Развитие внимания. Определение пространственных отношений элементов графики и букв |
07.10-11.10 | Определение временных представлений. Сутки. Дни недели | Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) | Развитие памяти. Определение пространственных отношений элементов графических изображений и букв |
14.10-18.10 | Определение временных представлений. Времена года | Согласование в роде, числе, падеже сущ.+прил. | Упражнения на развитие памяти. Определение пространственных отношений элементов графики и букв |
21.10-25.10 | Определение временных представлений. Месяцы | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. | Развитие словесно-логического мышления |
07.10-11.10 | Определение временных представлений. Год | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Развитие произвольного внимания и всех видов памяти |
14.10-18.10 | Определение временных представлений. Календарь. Праздники | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Развитие словесно-логического мышления |
21.10-25.10 | Определение временных представлений. Семья | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Развитие абстрактного и образного мышления. Возраст и роли в семье |
III этап (коррекция) | |||
28.10-01.11 | Алфавит | Гласные и согласные буквы и звуки. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) |
11.11-15.11 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков | Гласные и согласные буквы и звуки. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) |
18.11-22-11 | Звуки и буквы. Гласные I ряда | Гласные звуки и буквы | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. «Исправь ошибки в описании сказочных героев». |
25.11-30.11 | Звуки и буквы. Гласные II ряда | Буквы «е», «ё», «ю», «я» | Развитие внимания. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
02.12-06.12 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда | В мире животных | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители» |
09.12-14.12 | Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости | Мягкие и твердые согласные | Развитие памяти. Конкретизация абстрактного. |
16.12-21.12 | Дифференциация глухие и звонких согласные | Глухие и звонкие согласные | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки» |
24.12-26.12 | Правила написания предложения. Заглавная буква в начале предложе-ния. | Тренировочные упражнения по распространению предложения. Строчные и прописные буквы. | Развитие образного мышления. |
27.12 | Проверочная работа | ||
13.01-17.01 | Раздельное написание предлогов | Тренировочные упражнения на составление словосочетаний | Упражнение на освоение пространственных отношений ("на", "над", "под", "над" и т.д.) |
20.01-24.01 | Слитное написание приставок | Упражнение на образование слов с приставкой. | Развитие зрительной дифференциации. Учить узнавать предмет по контурному изображению и деталям рисунка. |
27.01-31.01 | Дифференциация предлог-приставка | Упражнение на образование слов с приставкой и предлогами. | Упражнение направлено на увеличение объёма внимания. Читайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. |
03.02-07.02 | Однокоренные слова | Части слова. Корень | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» |
10.02-14.02 | Однокоренные слова | Части слова. Приставка | Развитие абстрактного и образного мышления. |
17.0221.02 | Однокоренные слова | Части слова. Суффикс | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков» |
24.02-28.02 | Однокоренные слова | Части слова. Окончание | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» |
03.03-07.03. | Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразующая роль ударения | Подбор слов-омографов | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «узоры заимствования из геометрических фигур" |
11.03-14.03 | Безударные гласные в корне слова | Упражнения в определении частей слова | Развитие Упражнение «Лабиринты» |
17.03-21.03 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных | Упражнения в озвончении глухих согласных в середине слова | Усиление концентрации слухового внимания |
01.04-07.04 | Найди орфограмму «Непроизносимые согласные» | Упражнения на развитие коммуникативной речи | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары» |
07.04-11.04 | Написание букв и, у, а после шипящих | Составление предложений | Упражнения, направленные на развитие зрительного распознавания символов |
14.04-18.04 | Отработка правила переноса | Упр-я в употреблении глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» |
21.04-25.04 | Словарные слова | Упражнение на согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» |
28.04-08.05 | 28.04-08.05 | Двойные согласные в корне слова | Упражнения на развитие коммуникативной речи |
12.05-14.05 | Двойные согласные на стыке морфем | Логические графические упражнения, кроссворд | Упражнения на осознанное вос-приятие. Упражнение «Осознание словесного материала» |
15.05-16.05 | Двойные согласные на стыке морфем | Логические графические упражнения, кроссворд | Упражнения на осознанное вос-приятие. Упражнение «Осознание словесного материала» |
19.05-30.05 | Обследование речи. Обследование письменной речи. Обследование чтения. |
1. Елецкая О.В. Особенности фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи у пятиклассников с дизорфографией // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. -№5 (49). - (1,3 п. л.).
-в научных статьях:
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. Методические рекомендации. - СПб.: Издательство СПбГУ. -2002. - (1,6/1,12 п. л.).
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и простран-ству. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Тетрадь для логопедических занятий №1. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2002-(5,0/3,5 п. л.).
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы: Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных. Пособие для логопедов-СПб.: Издательство СПбГУ, 2003. - (5,0/2,5 п. л.).
5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь. - М.: Школьная пресса. - 2004. - (6,5/4,55 п. л.).
6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности; Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. - М.: Школьная пресса. - 2004. - (7,8/3,9 п. л.).
7. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопед: Научно-методический журнал - 2004. - №3 - (0,4 п. л.).
8. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи // Логопед: Научно-методический журнал. - 2004. - №6 (0,7 п. л.).
9. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся // Школьный логопед: Научно-методический журнал. - 2005. -№4 (7). -(0,23/0,12 п. л.).
10. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявление дисграфических и дизор-фографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия: Научно-методический журнал. - 2005, № 1(12). - (0,4/0,28 п. л.).
11. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение простран-ственно-временных представлений у детей с нарушениями речи // Журнал «Логопед», 2005, № 2. - (0,74/0,52 п. л.).
12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Методическое пособие / Научн. ред. О.В. Защиринская. - СПб.: Издательство «Речь». - 2005. - (11,25/7,88 п. л.; авторский вклад 70%).
13. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Состояние лексико-грамматических компонентов речи у школьников с дизорфографией // Логопедия: Научно-методический журнал. - 2006. - №4. - (0,6/0,3 п. л.).
14. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. Методическое пособие. - М.: Издательство «ТЦ Сфера». - 2006. -(12,0/6,0 п. л.).
15. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Орфографические ошибки в письме учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля, 2006 г.). - СПб. - 2006. - (0,52/0,36 пл.).
16. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Теоретические аспекты изучения формирования орфографических навыков у школьников// Коррекционная педагогика: концепция и методы. Сборник научно-методических трудов. - СПб., Издательство РГПУ им. А .И. Герцена. - 2006. - (0,18/0,09 пл.).
17. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией // Логопед: Научно-методический журнал - 2007. -№5. -(1,3 п. л.).
18. Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2001. -С. 3-4.
19. Алгазина H.H. Система орфографических упражнений. Русский язык в школе. 1988. №2.-С. 34-39.
20. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Мат-лы I Межд. Конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Изд-во МСГИ, 2004.-296 с.
21. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М.: Просвещение, 1966.— 255 с.
22. Никитина Е.И., Уроки развития речи: К учебнику: Русская речь. Развитие речи. 5 класс. М.: Дрофа, 2005. — 208 с.
23. Норманн Б.Н. Русский язык в задачах и ответах. — Минск: ООО «Новое знание», 2004. 76 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
Педагогическое исследование: "Психолого – педагогические условия профессионального самоопределения учащихся кадетского класса
Педагогическое исследование...
План работы психолого-педагогического сопровождения по подготовке учащихся 9-11 классов к государственной итоговой аттестации и единому государствен
План работы психолого-педагогического сопровождения ...
Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска.
Трудный ребенок - это........ Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре нач...
Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска
Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоцион...
Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" в ОСШИ
Классификационно в "группу риска" входят и дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы, нарушающие условия нормальной жизнедеятельности ребенка....
«Доверие» Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении
Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы....