Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска
методическая разработка (5 класс) по теме
Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоциональные состояния. О трудном ребенке мы можем говорить только при наличии у него устойчивых недостатков в характере и поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.zip | 101.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудный ребенок - это......
|
|
Теоретические подходы к изучению "трудных" детей и подростков. Основные характеристики "трудных" детей
В.Г. Степанов на основе анализа современной научно-педагогической литературы выделил три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»:
1. Наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения;
2. Нарушения поведения легко не исправляются и не корригируются;
3. Дети нуждаются в индивидуальном подходе. Они требуют особого внимания и участия окружающих.
Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоциональные состояния. О трудном ребенке мы можем говорить только при наличии у него устойчивых недостатков в характере и поведении.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных детей в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации, стремлении утвердить себя любым способом в любой малой группе.
Лечение тяжелых психических и нервных заболеваний ни коим образом не входит в компетенцию практического психолога. Мы же остановимся на тех нарушениях, которые можно считать типичными для психически здоровых детей.
В этой связи встает вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер (1987) предлагает следующие критерии возможного отклонения в любом поведении:
1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Ряд особенностей является нормальными только для детей определенного возраста. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «Набор» женских особенностей поведения, и поэтому такой случай является ненормальным.
2. Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи и др. Однако случаи длительного (в течение месяца и лет) сохранения этого состояния редки и должны вызвать тревогу у взрослых.
3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении детей – явление обычное и нормальное, .т.к. развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или группы. Стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные трудности.
4. Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственного окружения. Культурные различия влияют на вариативность нормального поведения.
5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов одновременно.Более пристального внимания требуют дети с множественными и поведенческим расстройствами, особенно, если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
6. Тип симптома. Одни симптомы обусловлены неверным воспитанием ребенка, а другие – психическим расстройством. Так, грызение ногтей – привычка, однако часто встречающаяся как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом должен настораживать. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.
7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.
8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относится внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.
9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезной расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке..
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех выше названных критериев.
В настоящее время в психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Каждый из имеющихся подходов имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор того или иного в практической работе зависит от многих обстоятельств: профессиональной подготовки психолога, его теоретических предпочтений, методической оснащенности, наконец, особенностей конкретного случая.
Какие причины по Вашему мнению являются основными в возникновении трудновоспитуемости?
- В первую очередь, это ошибки, допущенные родителями или воспитателями на первых годах жизни ребенка. Слишком мало уделяли внимания его проблемам, слишком много наказывали без объяснения причины. Ну и непоследовательность в поведении взрослого тоже играет не меньшую роль. Все эти моменты приводят в дальнейшем к отклонениям в поведении.--Светлана Потрубач 09:51, 3 мая 2010 (UTC)
- Негармоничные отношения между родителями, семейная алкоголизация. Искажения в воспитании, такие как гипер и гипоопека, попустительство, потворствующее воспитание, противоречивое или жестокое воспитание, эмоциональное отвержение. Отсутствие чувства любви и тепла к ребенку.--Сонникова Мария 17:46, 6 мая 2010 (UTC)
- В первую очередь несоответствие родителей (их образа жизни, стиля воспитания), а затем и других взрослых (воспитателей, учителей).--Питина 13:33, 7 мая 2010 (UTC)
- Отсутствие или же искажение системы (ценностной, стилевой, развивающей и т.п.) воспитательного пространства. Ярко выраженный негативизм у, значимых для ребенка, участников воспитательного процесса. Психические и психологические расстройства у самого ребенка.--Медведев Александр 08:24, 15 мая 2010 (UTC)
- Проблемные отношения между родителями, соответственно такие же отношения между родителями и ребенком. Непостоянность требований родителей к ребенку. --Петрик Алексей
- Я считаю,что обвал трудновоспитуемых детей можно объяснить тем, что наше общество в целом закопало одни идеалы, не создав новых.Взрослые (особенно русскоязычные) сами с трудом пытаются адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Дети видят, что взрослые запутались: проповедуют что-то, не очень веря в это. У детей от этого начинается кризис идентичности по Эриксону со всеми последствиями.--Irochka312 17:43, 19 мая 2010 (UTC)
- это могут быть нарушенные отношения членов семьи, постоянно недопонимание друг друга, когда больше времени выделяется выяснению отношений, а не воспитанию и достаточному вниманию к ребенку.--Крысанова Екатерина.
- Трудновоспитуемость может вызвать стиль воспитания родителей. Если ребенок не видит приемлемой модели поведения, если требования родителей к ребенку не соответствуют с его возможностями, если они слишком ребенка опекают или же , наоборот, не интересуются его жизнью. --Чеботарева Яна
- Для начала это ошибки родителей в вопросах воспитания. Излишнее внимание или его отсутствие. Непостоянство, изменчивость требований как со стороны родителей, так и со стороны учителей, воспитателей. --Литина Татьяна
- Родители находятся в состоянии явного или скрытого конфликта; личность родителя неконгруэнтна, слова расходятся с делом и/или мало что стоят; ребенку не хватает внимания окружающих или он не обладает навыками привлечения внимания к себе; чрезмерные, несправедливые, с точки зрения ребенка, требования, непосильные нагрузки, оскорбления или наказания; родители склонны препятствовать продвижению подростка к самостоятельности и независимости; наличие «асоциального» окружения или «асоциального» героя, который служит предметом для подражания.--
Классификации "трудных" детей и подростков
Типология трудных подростков позволяет не только эффективно использовать методы воспитательного воздействия в целом, но и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся в острой, конфликтной ситуации. (Психологические особенности воспитания трудных подростков)
Какие классификации трудных детей и подростков Вам известны?
- В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков:
- с педагогической запущенностью;
- с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
- с крайней социальной запущенностью.
- С.А.Беличева выделяет три группы:
- глубоко педагогически запущенные подростки;
- подростки с аффективными нарушениями;
- конфликтные дети (неуживчивые).--Светлана Потрубач 10:19, 3 мая 2010 (UTC)
- Хевитт и Дженкинс:
- дети с так называемыми "социализированными формами" антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;
- дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности.
- В работе практических психологов нашей страны хорошо зарекомендовал себя подход к "трудным" подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых "акцентуаций характера". Операционально это выделение осуществляется с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А. Е. Личко в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Опросник позволяет выделить 11 типов акцентуаций характера:
- Г - гипертимный (Учатся поэтому очень неровно — то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек)
- Ц - циклоидный (апатией и раздражительностью)
- Л - лабильный (эмоционально-лабильный) (склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех в детстве прослеживается цепочка инфекционных заболеваний, вызываемых условно-патогенной флорой)
- А - астеноневротический (беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п.)
- С – сензитивный(этической скрупулезностью)
- П - психастенический (наблюдать навязчивые действия, невротические тики.)
- Ш - шизоидный (странные и чудаки)
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
Основные напраления содержание работы с "трудными" детьми:
- Работа с ребенком заключается в том, чтобы.........
- научить его эффективным и грамотным способам взаимодействия с окружающими
- помочь решить его личностные проблемы, работать с тревожащими его проблемами
- дать ребенку понять, что есть альтернативные модели поведения--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)
- ... дать ему возможность измениться по средствам предложения помощи и открытого, адекватного и искреннего взаимодействия с ним. Не "напрягать" его принципом "Поймать и вылечить любой ценой!"--Медведев Александр 19:19, 15 мая 2010 (UTC)
- научить выражать собственные эмоции приемлимым для окружающих способом --Петрик Алексей
- помочь ему уметь правильно и в зависимости от ситуации выражать свои эмоции. Научить совладать со своим состоянием и со своими эмоциями.--Чеботарева Яна
- в целом работа заключается в формировании у ребенка приемлемых форм социального и нравственного поведения.--Чернушевич Елена
- Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию; увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь; воспитание гражданских качеств и толерантности через организацию социально значимой деятельности.--Рита Чахар
- Работа с педагогами заключается в том, чтобы........
- научить их искать индивидуальный подход к каждому ребенку, ориентировать их на личность, а не только на интеллект--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)
- ... сформировать представление о "трудном" ребенке, как о ребенке, который не знает как по другому, кроме как подобным образом попросить о помощи. Раскрыть всестороннее представление о личности "трудного" ребенка.--Медведев Александр 19:37, 15 мая 2010 (UTC)
- дать объективную информацию о "трудном" ребенке. Рассказать о способах выражений эмоций и научить этому детей. --Петрик Алексей
- предоставить информацию о понятии трудных детей, о их особенностях, характером поведения, каким образом нужно взаимодействовать с такими детьми, оказывать им помощь.--Крысанова Екатерина.
- помочь учителям отойти от распрастраненного ярлыка "трудного ребенка",т. е.предоставить информацию прежде всего о причинах трудновоспитуемости этих детей и формах работы с ними.--Олеся Лойко.
- Научить их видеть причины поведения учеников, индивидуально подходить к проблемам и особенностям каждого. Научить работать с такими детьми.--Чеботарева Яна.
- помочь педагогу разобраться в причинах такого поведения подростка, и познакомить с наиболее эффективными способами работы с ним.--Чернушевич Елена
- Дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности подростка.--Рита Чахар
Методы педагогической поддержки
Сигнальный
- Определение проблем ребенка:
- обращение родителей к педагогу или администрации школы;
- тревожные суждения одноклассников и учителей этого класса;
- внимание к попыткам ребенка просигналить педагогу о необходимости помощи.
- Психологическая готовность педагога понять проблему ребенка и совместно с ним искать способы ее решения.
- Консультации педагога у специалистов – психолога, медицинского работника и др.
Контактно-созидательный
- Определение эмоционально-психологического состояния ребенка, его готовности к общению.
- Умение расположить ребенка к беседе, устранить психологические барьеры.
- Поиск и установление контакта с учеником.
Диагностический
- Организация доверительной беседы с учеником.
- Диагностика его проблемы.
- Определение причин возникновения проблемы.
Проектный
- Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в русло решаемой.
- Ребенок при поддержке педагога определяет способы решения проблемы.
- Ребенок и взрослый договариваются о взаимодействии.
Деятельностный
- Осуществление ребенком плана намеченных действий.
- Педагогическая поддержка усилий ребенка.
Результативно-аналитический
- Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.
- Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.
- Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Психологическая поддержка – это процесс:
- в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Сравните понятия "педагогическая поддержка " и "психологическая поддержка". Что есть общего между данными понятиями?
- Оба эти понятия направлены на то, чтобы дать ребенку понять свою значимость, обрести веру в свои силы, подчеркнуть состоятельность ребенка, оказать ему поддержку.--Светлана Потрубач 12:36, 3 мая 2010 (UTC)
- Общее в них то, что ребенку необходимо помочь поверить в свои силы, возможности, в то, что он может быть успешен. --Петрик Алексей
- Ребенок должен понимать и чувствовать свою значимость. Что ему доверяют и он вправе делать сам выбор. Ребенок должен знать, что в него верят и он может быть успешен. Его настоящие достижения должны сравниваться с его прошлыми. --Чеботарева Яна
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С Газмана. Но осуществить ее можно только в том случае, если в основу профессиональной позиции учитель включает следующие нормы педагогического взаимодействия:
1. Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, отзывчивость; умение видеть и слышать, сопереживать, прощать; милосердие, терпимость и терпение.
2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и панибратства), слушать, слышать.
3. Уважение и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
4. Ожидание успеха ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
5. Признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»).
6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, склонности к самоанализу; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
7. Готовность и способность быть на стороне ребенка, умение быть другом для него, ничего не требуя взамен.
8. Самоанализ, самоконтроль и способность корректировать собственную позицию.
Литература:
http://www.pedlib.ru/Books/2/0359/2_0359-139.shtml
www.pedlib.ru/Books/2/0359/2_0359-1.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска.
Трудный ребенок - это........ Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре нач...
Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" в ОСШИ
Классификационно в "группу риска" входят и дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы, нарушающие условия нормальной жизнедеятельности ребенка....
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в гимназии является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благо...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка....