«Доверие» Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении
проект на тему
Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doverie._aleeva_e.g._mbou_vsosh_no1.doc | 351.5 КБ |
doverie.ppt | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ВСОШ №1
ПРОЕКТ
«Доверие»
Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении
Составитель:
Алеева Э.Г. учитель английского языка,
классный руководитель 6б класса
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
2013 г.
Аналитическая записка.
Актуальность вопроса об организации психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в общеобразовательных школах обусловлена необходимостью обеспечения особой культуры помощи и поддержки в решении задач обучения, воспитания и социализации данной категории подростков. Анализ ситуации состояния дел по профилактике правонарушений характеризуется ростом негативных тенденций в детской и подростковой среде. Одной из таких тенденций являются правонарушения среди подростков, рост уровня конфликтности и агрессивности. На ребенка в современном обществе, в реальных ситуациях его жизнедеятельности оказывают влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется в различных формах, в том числе в виде различных правонарушений. Одним из причин совершения правонарушений является то, что подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации. В результате эти потребности реализуется через совершение противоправных действий. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы самооправдания собственных негативных поступков.
Одной из основных задач при построении воспитательного и образовательного пространства является выявление «группы риска» и построение эффективной системы работы по поддержке и помощи подростку в учебно-воспитательном процессе, а так же создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного формирования и развития личности.
Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы.
Задачи проекта:
1.диагностировать и выявить в классе «группу риска», проанализировать проблемы «группы риска» (выявить условия жизни, изучить особенности личности)
2.разработать план по предупреждению, устранению и профилактике правонарушений
3.организовать условия по социально-психологической реабилитации учащихся «группы риска» через включение в коллективную деятельность класса, школы, социальной среды.
4. организовать информационную среду по формированию психолого-педагогической компетенции родителей учащихся «группы риска»
Целевая группа проекта: учащиеся 6 Б класса, входящие в группу риска и их родители
Участники проекта: учащиеся «группы риска», учащиеся 6б класса, администрация школы, отдел по делам несовершеннолетних, родительский комитет класса
Срок реализации проекта: август 2013-сентябрь2014
Место реализации проекта: МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Концепция проекта
Проблема психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» особенно актуальна именно с детьми от 10 до 14 – 15 лет. Особое внимание к психосоматическому здоровью подростков данного возраста, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений поведения необходимо по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Учащиеся "группы риска" – категория детей, находящиеся под воздействием одного или нескольких факторов риска, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Прежде всего как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью.
Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям.
Третий фактор риска, - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками.
К «группе риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с асоциальным поведением, (несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом), дети , испытывающие трудности в разрешении конфликтных ситуаций), дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Характерными чертами подростков «группы риска» являются: плохая успеваемость, утрата интереса к учебе как следствие нарушения контакта с окружающими людьми, коллективом где учится, уязвимость к воздействию со стороны администрации и товарищей по учебе; малочувствительность к осуждению его плохой учебы, уверенность в своей непогрешимости, безнаказанности; подмена стремления к достижению успехов в учебе желанием хорошо провести время в группах асоциальной направленности (где чувствуют себя нужными и равными среди равных, впоследствии - формирование привычки находиться постоянно в компании); интерес к бесцельному времяпровождению, постоянному озорству (со временем перерастает в хулиганство).
Категория «трудных» подростков разнородна. Остановимся, только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство родителей и педагогов.
Подростки с явлениями психической неустойчивости. Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением». К ним относятся остаточные явления раннего органического поражения ЦНС ребенка, аномальное формирование личности при дефектах воспитания в условиях безнадзорности. У этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Малоспособные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат удовлетворением инфантильных потребностей. Нарушения поведения у подростков с психической неустойчивостью связаны с аномалией развития по типу эмоционально – волевой, личностной незрелостью. При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической запущенности нереалистично начинать психолого-педагогическую коррекцию с попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему протесту. Более актуальные пути, направленные на формирование личностных качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности.
Подростки "группы риска"с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Основное проявление их школьной дезадаптаци – аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренное половое развитие с бурным физическим ростом.
Подростки с ЗПР. Важность проблемы, рассмотрения подростков с ЗПР, определяется рядом трудностей в поведении, часто возникающих у этих детей, требующие медико-психологической коррекции.
В формировании нарушений поведения у всех категорий группы риска ведущая роль принадлежит социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и окружения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности.
Нарушения поведения у всех категорий детей «группы риска» обнаруживают связь с различными видами отклонений ЦНС, отсюда нарушение познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа полового созревания.
Характеристика рассмотренных детей "группы риска" позволяет разработать систему работы по психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска» с использованием технологии восстановительного подхода в условиях средней общеобразовательной школы.
Разработка и работа по программе индивидуального сопровождения подростков «группы риска» позволит выявить факторы риска в подростковой среде, поможет устранить причины противоправного поведения подростков,
создать педагогические, психологические, социальные условия успешного формирования и развития личности.
Психолого- педагогическое сопровождение детей «группы риска» связанно с воспитанием и образованием, а также содействием в положительном развитии и личностном становлении ребенка представляющем собой разновидность профессиональной педагогической деятельности. Оно представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому подростку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью. Необходимо отметить, что на сегодняшний день выделяют следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: психофизиологический, индивидуально-психологический, личностный, микрогрупповой, социальный.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить феномен психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска как профессиональную деятельность педагога, ориентированную на особую культуру поддержки и помощи подростку в учебно-воспитательном процессе, а также создание условий (педагогических, психологических, социальных) его успешного формирования и развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития и содействие в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- активное участие педагогов, психологов в разработке и сопровождении программ воспитания, психологическое обеспечение образовательных программ;
- осуществление поиска и апробации форм эффективного взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников, социальных работников и психологов, педагогов-организаторов и администрации школы;
- использование в учебно-воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, безконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама и др.), групповому давлению и манипуляциям;
- создание и поддержка подростковых и молодежных объединений. В современной психолого-педагогической науке имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей и качеств, процедур инициации и т.д., которые решают задачи воспитания и социализации подростков.
- сохранение и укрепление здоровья подростков, т.е. формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Уровни психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска | ||
Индивидуальное сопровождение | Групповое сопровождение | Системное сопровождение |
Процесс психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска направлен на обеспечение трех согласованных уровней:
индивидуальное сопровождение подростка в образовательном учреждении, предполагающее обеспечение необходимой особой культуры помощи и поддержки в решении задач обучения, воспитания и социализации, а также развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации.
групповое сопровождение, предполагающее создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть подростков, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска). На данном уровне реализуются коррекционно-профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с учителями-предметниками, администрацией и родителями.
системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного подростка или группы, а для системы в целом. Данный уровень осуществляется в нескольких направлениях: разработка и реализация программ развития образовательных систем, экспертиза и анализ планов учебно-воспитательной работы, с целью создания более благоприятных условий для развития подростков; создание коррекционно-профилактических программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих подростков.
Основные направления педагогического сопровождения подростков группы риска:
-диагностика
-экспертиза
-консультирование
-профилактика
-развивающая работа
-информационная работа
-коррекционная работа
Направления работы имеют следующее содержание:
Диагностика предполагает процесс осознания сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения;
Профилактика предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в сочетании с целенаправленным обучением подростков здоровому образу жизни;
Консультирование позволяет раскрыть суть проблем каждого подростка группы риска и найти возможные варианты решения проблемы, обсуждая позитивные и негативные стороны разных решений, строя прогнозы эффективности, помогая выбрать различные методы;
Развивающая работа предполагает процесс раскрытия потенциальных возможностей ребенка, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития;
Коррекционная работа характеризуется замыслом "исправления" отклонений имея при этом определенный эталон развития, к которому стремятся приблизить подростка;
Информационная работа предполагает психолого-педагогическое просвещение и образование путем формирования и развития культуры учащихся, психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
Экспертиза предназначена для проведения контроля и анализа образовательных и учебных программ, проектов, пособий и в целом образовательной среды, в том числе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
Для эффективной организации работы по программе психолого-педагогического сопровождения необходимо взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. По необходимости специалисты: врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог, должны быть привлечены к работе с подростками группы риска. Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя. Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля. В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится классному руководителю и социальному педагогу. Они должны совместно с психологом изучить психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу, классному руководителю важно знать о материальных и жилищных условиях подростков, необходимо систематически анализировать те или иные жизненные проблемы, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из конфликтных ситуаций, взаимодействовать с различными социальными службами. Так же классный руководитель, социальный педагог организует правовое просвещение среди учащихся, родителей, разъясняя им их права и обязанности. В современных условиях на классного руководителя, социального педагога ложится ответственность за создание благоприятной социальной среды для воспитания и развития личности ребенка. Они должны обладать широким спектром профессиональных компетенций, владеть различными эффективными технологиями по работе с учащимися «группы риска», владеть методикой работы по программам психолого-педагогичекого сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи детям и семьям.
Значительная роль при работе с данной категорией подростков отводится семье, взрослым, родственникам, которые имеют для подростка вес, положительный статус. Для эффективной работы с подростками группы риска используют принцип коллективно распределенной ответственности - часть ее принимает на себя семья, ближайшее окружение, школа, социальные службы.
Необходимо выделить несколько общих правил, которые следует соблюдать в работе с подростками группы риска
Во-первых, первостепенная ответственность ложится на педагога, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую наиболее трудным и требует особого педагогического такта и применения специальных психолого-педагогических приемов и технологий.
Построение и стимулирование активности всех вышеперечисленных направлений работы - одна из важнейших задач правильно организованного процесса психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска, предполагающая особую культуру поддержки и помощи подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации личности.
Этапы реализации проекта
1. подготовительный: изучение нормативно-правовой базы, научно-методической литературы, изучение опыта работы по организации психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе
диагностика, анализ ситуации в классе, определение «группы риска», разработка программы «Доверие» по психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска
2. основной: реализация программы «Доверие», анализ и оценка результатов
3. заключительный: отчет по итогам реализации программы «Доверие», оценка экспертов.
Механизмы реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | ||||
1 | Изучение нормативно-правовой базы | МБОУ ВСОШ №1 | август | Классный руководитель |
2 | Изучение научно-методической литературы | МБОУ ВСОШ №1 | август | Классный руководитель |
3. | Изучение опыта работы по организации психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе | МБОУ ВСОШ №1 | август | Классный руководитель |
4 | Изучение опыта организации работы службы примирения | МБОУ ВСОШ №1 | август | Классный руководитель |
5 | Диагностика, выявление потенциальной и реальной «группы риска» в классе Составление социального паспорта класса | МБОУ ВСОШ №1 | сентябрь | Классный руководитель |
6 | Заключение договора по взаимодействию участников реабилитационного пространства | МБОУ ВСОШ №1 | сентябрь | Классный руководитель |
7 | Разработка программы «Доверие» по психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска | МБОУ ВСОШ №1 | сентябрь | Классный руководитель |
8 | Обучение по проблеме организации ШСП, технология восстановительного подхода | МБОУ ВСОШ №1 | сентябрь | Классный руководитель |
основной | ||||
Работа с неблагополучными семьями | ||||
1 | Выявление семей, в которых условия для жизни и учебы ученика неблагоприятны | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | сентябрь | Классный руководитель, психолог |
2 | Ведение картотеки на неблагополучные семьи. | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, психолог |
3 | Консультации родителей с детьми у психолога. | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | сентябрь | Классный руководитель, психолог |
4 | Приглашение родителей, уклоняющихся от воспитания детей, на заседание школьной комиссии по профилактике правонарушений. | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года, по необходимости | Классный руководитель, психолог |
5 | Встречи родителей с представителями правоохранительных органов, прокуратуры, медицинскими работниками. | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Администрация, классный руководитель, психолог |
6 | Индивидуальная работа с семьями учащихся: а) диагностика причин неблагополучия; б) перестройка стиля семейного воспитания; в) восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи; г) меры по активному включению родителей в процесс профилактики. | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, психолог |
7 | Лектории, практикумы Университета педагогических знаний для родителей. | МБОУ ВСОШ №1 | В течение года | Классный руководитель, психолог, администрация. |
Основные направления профилактической работы с подростками группы риска | ||||
1 | Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ПДН ОМ и др. службы | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, ЗДВР |
2 | Осуществление связи с КДН, ППДН и соц. службами | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, ЗДВР |
3 | Организация досуга и кружковой деятельности | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | сентябрь | Классный руководитель |
4 | Организация работы и отдыха школьников в летний период | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | май | Классный руководитель |
5 | Участие детей в коллективных (групповых) школьных мероприятиях. | МБОУ ВСОШ №1 | В течение года, по плану общешкольных и классных мероприятий | Классный руководитель, ЗДВР |
6 | Индивидуальная работа с учащимися группы риска а) диагностика причин неблагополучия ребенка; б) меры по изменению социального статуса ребенка (в школе, микрогруппе, семье); в) педвоздействия по выравниванию возможностей ребенка; г) формирование ведущей деятельности ребенка (формирование интереса, навыков, умений, развитие активности). | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, психолог |
7 | Контроль посещаемости занятий | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель |
8 | Контроль текущей успеваемости | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель |
9 | Проведение профилактических бесед | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, психолог |
10 | Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель |
11 | Направление на консультацию к психологу или к врачам | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | По необходимости | психолог |
12 | Разбор конфликтных ситуаций | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, психолог |
13 | Правовое просвещение (права и обязанности) | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, психолог |
14 | Нравственно-психологическое просвещение Цикл занятий «Познай себя» | МБОУ ВСОШ №1, 6б класс | В течение года | Классный руководитель, психолог |
работа с педагогическим коллективом | ||||
1 | Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками | МБОУ ВСОШ №1, | В течение года | Классный руководитель, психолог |
2 | Консультации по результатам психодиагностики | МБОУ ВСОШ №1, | В течение года | Классный руководитель, психолог |
3 | Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска» | МБОУ ВСОШ №1, | В течение года | Классный руководитель, психолог |
заключительный | ||||
1 | Отчет по итогам реализации программы «Доверие» | МБОУ ВСОШ №1, | август | Классный руководитель, |
2 | Оценка экспертов. | МБОУ ВСОШ №1, | август, сентябрь | психолог |
3 | Научно-методическая работа по распространению опыта. Разработка методических рекомендаций для классных руководителей | МБОУ ВСОШ №1, | август, сентябрь | Классный руководитель, психолог |
Ресурсное обеспечение проекта
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые: 1.Наличие нормативно-правовой базы | 1.Конвенция о правах ребенка 2. Закон РТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» от 13.10.2008 №105-ЗРТ 3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. №120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001г. | 1.Конвенция о правах ребенка 2. Закон РТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» от 13.10.2008 №105-ЗРТ 3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. №120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001г. | 1.международная конвенция о правах ребенка 2.Конституция РФ,РТ 3.Законы РФ,РТ. 4. Внесение изменений в законы РФ,РТ | август |
Материально-технические: 1.Оснащение комнаты для коррекционной работы… 2.Компьютер 3.Ксерокс 4.Канцелярские товары 5.Телефон доверия | 1.Оснащение комнаты для коррекционной работы… 2.Компьютер 3.Ксерокс 4.Канцелярские товары 5.Телефон доверия(обеспечение связи) | Не определен | Июнь-август | |
Кадровые: 1.психолог… 2.социальный работник… 3.классный руководитель 4.медиатор службы примирения 5.куратор службы примирения… | Обучение, тренинги для психолога, социального работника, классного руководителя, медиатора | Психолог Классный руководитель | Курсы повышения квалификации при ИРО РТ | В течение года |
Научно-методические: 1.НМ библиотека психолога, социального работника… 2.НМ библиотека классного руководителя… 3.план воспитания и развития личности учащихся школы, класса… 4.общешкольный и классный план по работе с учащимися группы риска. 5.Программа «Доверие» по индивидуальному сопровождению подростков группы риска. 6. План по работе с родителями | 1.Научно-методическая лит-ра –современный подход в воспитании и образовании 2.план воспитания и развития личности учащихся школы, класса… 3.общешкольный и классный план по работе с учащимися группы риска 4.план по работе с родителями 5.Программа «Доверие» по индивидуальному сопровождению подростков группы риска. | 1.Научно-методическая лит-ра –современный подход в воспитании и образовании 2.план воспитания и развития личности учащихся школы, класса… 3.общешкольный и классный план по работе с учащимися группы риска 4.план по работе с родителями | 1.Приобретает школа Составляет классный руководитель 2.Составляет классный руководитель, психолог, здвр 3.Составляет классный руководитель, психолог, куратор службы примирения 4. классный руководитель | В течение года Август,сентябрь |
Информационные: Психолого-педагогическое просвещение. | 1.Общешкольные и классные родительские собрания… 2.Консультации, беседы и тд | Общешкольные и классные родительские собрания… Консультации, беседы и тд | Администрация Психолог Классный руководитель Педагогический коллектив | В течение года |
Мотивационные: 1.Доплата по тарификации… 2.Балловая система поощрения за качество работы 3.Учет работы при аттестации пед. работников | Доплата по тарификации… 1.Балловая система поощрения за качество работы 2.Учет работы при аттестации пед. работников | Система оплаты работников просвещения | август | |
Организационные: 1.Разработать и утвердить программу «Доверие» 2.Создать службу примирения | 1.Разработать и утвердить программу «Доверие» 2.Создание службы примирения | 1.классный руководитель 2.кадровый потенциал педагогического коллектива | 1. сентябрь 2.в течение года | |
Финансовые: 1.Оплата за обучение кадров 2.Оплата за работу по реализации программы психолого-педагогического сопровождения 3.Материально-техническое оснащение кабинета психолога, социального работника 4.Научно методическое оснащение | Обучение психолога, классных руководителей по реализации восстановительного подхода в работе по профилактике правонарушений Доплата по тарификации… Балловая система поощрения за качество работы Материально-техническое оснащение кабинета психолога, социального работника Научно-методическое оснащение | Министерство образования и науки | В течение года |
Заключение
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
В результате реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска ожидается, что будет:
1.Выявлена группа риска, исследованы условия жизни, изучены особенности личности подростка
2. Определена суть проблемы подростка «группы риска», проработаны возможные варианты решения проблемы подростка, включая в коррекционный, сопроводительный процесс усилия всех сторон, заинтересованных в помощи ребенку, то есть разработана программа по психолого-педагогическому сопровождению подростка «группы риска»
3. Благодаря включению в позитивную, социально направленную деятельность микро коллектива класса, макро коллектива школы, социума созданы условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, ведущие к сглаживанию проблемных отношений и конфликтных ситуаций.
4. Организовано психолого – педагогическое просвещение и образование для формирования психолого-педагогической компетентности родителей через систему проведения тематических родительских собраний, индивидуальных встреч с родителями.
Риски реализации проекта
В связи с отсутствием материально-технической, научно-методической, финансовой, кадровой базы проекта, эффективность работы снизится.
Индикаторы и критерии эффективности проекта (методы диагностики): анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение, беседа
Литература:
1.Конвенция о правах ребенка
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. №120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001г.)
3. Закон РТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» от 13.10.2008 №105-ЗРТ
5. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога, Астрель, 2012
4. Буланова О.Е. Методы социально-педагогической помощи подросткам «группы риска» в условиях образовательных учреждений, М, 2001
5. Романова М.А. Особенности развития и социализации подростков «группы риска», Йошкар-Ола, nsportal.ru , 2009
6.Залетов Ю.С. Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательных школах, dissercat.com. 2007
7. Материалы дистанционного курса «Нормативно-правовые основы обеспечения профилактики правонарушений в школе, КФУ, институт педагогики и психологии, 2013
Сайты:
1.vashpsixolog.ru
2.socionom.ru
3.vsetesti.ru
4.dissercat.com
5.nsportal.ru
Приложения
1. Обработка данных теста – опросника «Конфликт»
2. Тест – опросник «Конфликт» - 19 шт.
4.Примерный план изучения семьи
5.Направления профилактической работы
Приложение №1
Обработка данных теста – опросника «Конфликт»
Актуальность исследования
Конфликты – это неизбежные явления социальной жизни, в которых происходит столкновение несовместимых позиций, противоположных интересов, мнений и целей людей. В любой конфликтной ситуации принято выделять объект спора и участников. Школа является тем местом, где закладываются все основные поведенческие характеристики человека, которые в дальнейшем будут применяться в разрешении конфликтных ситуаций. Своевременная и верная профилактика раскола и разногласий способствует благоприятным социально-психологическим условиям и душевному комфорту, как педагогам, так и ученикам, и родителям.
Объект исследования
Тест – опросник «Конфликт» был проведен среди учащихся 6 б класса МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района».
В тесте – опроснике приняло участие 19 человек. Возраст учащихся 11-12 лет.
В следующей таблице представлен возрастной состав участников тестирования.
№ | ФИО | Год рождения |
1 | Айрапетян Аршак Георгиевич | 2001 |
2 | Акопян Сона Майисовна | 2001 |
3 | Бабаджанова Регина Муслимовна | 2002 |
4 | Волков Артур Тигранович | 2000 |
5 | Гагарин Денис Павлович | 2001 |
6 | Галиев Рашид Рамильевич | 2001 |
7 | Галиева Рашида Рамильевна | 2001 |
8 | Галиуллин Салават Рустэмович | 2001 |
9 | Ганиев Гумар Динарович | 2001 |
10 | Домахина Анжелика Сергеевна | 2002 |
11 | Минигалеева Рузия Ринатовна | 2001 |
12 | Муталибова Фатимат Маратовна | 2001 |
13 | Соболевский Никита Андреевич | 2001 |
14 | Хакимова Зарина Булатовна | 2001 |
15 | Халиуллин Делюс Гелюсович | 2001 |
16 | Хамидуллина Айгуль Ильнуровна | 2001 |
17 | Хасаншин Ильяр Рафаэлевич | 2001 |
18 | Халитова Аделя Ильдаровна | 2001 |
19 | Шакирова Эльвина Ильнуровна | 2001 |
Цель исследования
Изучить причины конфликтов в школьной среде, выявить подростков «группы риска» по конфликтности.
Форма исследования
Тест-опросник «Конфликт» представляет собой ряд вопросов (11 вопросов) с множественным выбором ответа, и одно задание – рассуждение открытого типа, затрагивающие проблему конфликтных ситуаций и отношений, в которые попадают учащиеся в школьном социуме.
- Постарайся дать определение: Конфликт - это...
2. Выбери сферу, в которой у тебя чаще всего возникают конфликты:
а) семья;
б) группа сверстников, компания, друзья;
в) школа;
г) досуговые учреждения (клубы, кружки);
д) спортивная школа, секция.
3. Насколько часто, по-твоему, конфликты между людьми сопровождаются нарушением их прав?
а) всегда ( в любом конфликте нарушаются чьи-то права);
б) иногда (конфликт может проходить и без нарушения прав человека);
в) редко;
г) никогда.
4. Как ты считаешь, необходимо ли вмешательство администрации (директор школы, завуч) в разрешении "школьных" конфликтов? (конфликтов между учителями, родителями, учениками)
а) да, необходимо;
б) администратор нужен, но некоторые ситуации можно решить и без него;
в) вмешательство администрации необходимо только в самых крайних случаях;
г) все конфликты между учителями и учениками можно решить и без вмешательства администрации;
д) свой вариант...
5. Конфликты с кем-то из учеников возникают чаще всего по поводу:
а) отношения к учебе;
б) разного социального положения (материальный достаток и статус родителей, жилищные условия);
в) национальности;
г) ухаживания, соперничества, ревности;
д) неадекватного поведения;
е) оскорбления личности достоинства;
и) внешности, внешнего вида.
6. Как часто у тебя бывают конфликты с учениками?
а) часто (более 1 раза в неделю);
б) иногда (1-2 раза в месяц);
в) редко ( реже одного раза в месяц);
г) никогда.
7. Как часто у тебя бывают конфликты с учителями?
а) часто (более 1 раза в неделю);
б) иногда (1-2 раза в месяц);
в) редко (реже одного раза в месяц);
г) никогда.
8. Какова, на твой взгляд, основная причина конфликтов между учениками и учителями?
а) личная неприязнь;
б) необъективное выставление оценок;
в) нарушение учеником дисциплины;
г) нарушение прав одной из сторон;
д) свой вариант...
9) Как ты ведешь себя в конфликте с учителем?
а) обращаюсь за помощью к родителям;
б) жду, что все решится само собой;
в) иду на компромисс;
г) до конца отстаиваю свою точку зрения;
д) веду себя агрессивно, угрожаю;
е) ищу поддержку;
ж) пытаюсь договориться, сотрудничаю;
з) другое.
10. Если после конфликта твои отношения с учителем ухудшаются, то в чем они выражаются (выбери не более трех вариантов)?
а) мы не здороваемся друг с другом;
б) я начинаю прогуливать его уроки;
в) учитель игнорирует меня на своих уроках;
г) учитель занижает мне отметки;
д) учитель начинает хуже относиться ко всему классу;
е) наш класс отказывается от учителя;
ж) учитель отказывается преподавать в нашем классе;
з) свой вариант...
11. Какие действия со стороны учителя можно расценивать как нарушение прав ученика? (не более трех вариантов)
а) повышение голоса;
б) я начинаю прогуливать его уроки;
в) применение физической силы;
г) необъективное выставление оценок;
д) применение ненормативной лексики;
е) досмотр личных вещей без ведома ученика;
ж) отказ в консультации во вне учебное время;
з) опрос домашнего задания сразу после болезни;
и) свой вариант...
12. Какие действия со стороны учеников можно расценивать как нарушение права учителя? (не более трех вариантов)
а) весь класс не готов к опросу;
б) весь класс прогуливает уроки (систематически);
в) повышение голоса на учителя;
г) обзор личных вещей преподавателя;
д) отсутствие бережного отношения к журналу;
е) отсутствие поздравлений с профессиональными праздником;
ж) свой вариант...
Для анализа полученных данных был проведен следующий алгоритм действий
1. Составлена сводная таблица данных следующим образом:
В ячейках таблицы отмечалось, сколько выборов сделано опрошенными в пользу того или иного варианта ответа(т.е. сколько человек выбрали данный вариант ответа).
Фиксация результатов подобным образом позволило соотнести ответы учащихся между собой, а также сравнить ответы подростков мужского и женского пола.
2.Числовые данные, занесенные в таблицу, были переведены в проценты
(процент определялся от общего числа опрошенных, от числа опрошенных разного пола).
3. Вариант (варианты) ответа на вопрос, выбранный наибольшим процентом опрошенных, был выведен как преобладающий фактор.
4. Обработка открытых вопросов осуществлялась методом контент- анализа. Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») – метод выявления и оценки характеристик полученной информации.
5 Выполнена качественная обработка данных, которая представляет собой сравнительный анализ ответов на разные вопросы.
Сводная таблица данных теста – опросника «Конфликт»
№ вопроса | Содержание вопроса | Варианы ответов | пол | Кол-во выбора | % |
2 | Выбери сферу, в которой у тебя чаще всего возникают конфликты: | а) семья; | ж м | 2 | 20%(10%) . |
б) группа сверстников, компания, друзья; | ж м | 2 3 | 20%/ 33% - (26%) | ||
в) школа | ж м | 2 | 20%(10%) | ||
г) досуговые учреждения (клубы, кружки); | ж м | 1 | 10%(5%) | ||
д) спортивная школа, секция. | ж м | ||||
е) нет | ж м | 5 6 | 50% 66% (58%) | ||
3 | Насколько часто, по-твоему, конфликты между людьми сопровождаются нарушением их прав? | а) всегда ( в любом конфликте нарушаются чьи-то права); | ж м | 2 | 22%(10%) |
б) иногда (конфликт может проходить и без нарушения прав человека); | ж м | 6 5 | 60% 55%(58%) | ||
в) редко; | ж м | 4 2 | 40% 22%(31%) | ||
г) никогда | ж м | ||||
4 | . Как ты считаешь, необходимо ли вмешательство администрации (директор школы, завуч) в разрешении "школьных" конфликтов? (конфликтов между учителями, родителями, учениками) | а) да, необходимо; | ж м | 4 | 40%(21%) |
б) администратор нужен, но некоторые ситуации можно решить и без него; | ж м | 5 | 55%(26%) | ||
в) вмешательство администрации необходимо только в самых крайних случаях; | ж м | 5 4 | 50% 44%(47%) | ||
г) все конфликты между учителями и учениками можно решить и без вмешательства администрации; | ж м | 1 3 | 10% 33%(21%) | ||
д) свой вариант... | ж м | ||||
5 | Конфликты с кем-то из учеников возникают чаще всего по поводу: | а) отношения к учебе; | Ж м | 3 1 | 30% 11%(21%) |
б) разного социального положения (материальный достаток и статус родителей, жилищные условия); | ж м | 1 | 10%(5%) | ||
в) национальности; | ж м | 1 2 | 10% 22%(16%) | ||
г) ухаживания, соперничества, ревности; | ж м | 1 | 10%(5%) | ||
д) неадекватного поведения; | ж м | 1 3 | 10% 33%(21%) | ||
е) оскорбления личности достоинства; | ж м | 7 4 | 70% 44%(58%) | ||
и) внешности, внешнего вида. | ж м | 2 | 20%(10%) | ||
6 | 6. Как часто у тебя бывают конфликты с учениками? | а) часто (более 1 раза в неделю); | ж м | ||
б) иногда (1-2 раза в месяц); | ж м | 1 3 | 10% 33%(21%) | ||
в) редко ( реже одного раза в месяц); | ж м | 4 3 | 40% 33%(37%) | ||
г) никогда. | ж м | 5 3 | 50% 33%(42%) | ||
7 | . Как часто у тебя бывают конфликты с учителями? | а) часто (более 1 раза в неделю); | ж м | ||
б) иногда (1-2 раза в месяц); | ж м | 1 | 11%(5%) | ||
в) редко (реже одного раза в месяц); | ж м | ||||
г) никогда. | ж м | 10 8 | 100% 89%(95%) | ||
8 | . Какова, на твой взгляд, основная причина конфликтов между учениками и учителями? | а) личная неприязнь; | ж м | 1 | 11%(5%) |
б) необъективное выставление оценок; | ж м | 2 1 | 20% 11%(16%) | ||
в) нарушение учеником дисциплины; | ж м | 7 7 | 70% 77%(74%) | ||
г) нарушение прав одной из сторон; | ж м | 3 | 30%(16%) | ||
д) свой вариант | ж м | ||||
9 | Как ты ведешь себя в конфликте с учителем? | а) обращаюсь за помощью к родителям; | ж м | ||
б) жду, что все решится само собой; | ж м | 1 1 | 10% 11%(10%) | ||
в) иду на компромисс; | ж м | 3 2 | 30% 22%(26%) | ||
г) до конца отстаиваю свою точку зрения; | ж м | ||||
д) веду себя агрессивно, угрожаю; | ж м | ||||
е) ищу поддержку; | ж м | ||||
ж) пытаюсь договориться, сотрудничаю; | ж м | 2 3 | 20% 33%(26%) | ||
з) другое. | ж м | 5 3 | 50% 33%(42%) | ||
10 | . Если после конфликта твои отношения с учителем ухудшаются, то в чем они выражаются (выбери не более трех вариантов)? | а) мы не здороваемся друг с другом | ж м | 3 1 | 30% 11%(21%) |
б) я начинаю прогуливать его уроки | ж м | 1 | 10%(5%) | ||
в)учитель игнорирует меня на своих уроках | ж м | 4 | 40%(21%) | ||
г)учитель занижает мне оценки | ж м | 2 3 | 20% 33%(26%) | ||
д) учитель начинает хуже относиться ко всему классу | ж м | ||||
е) наш класс отказывается от учителя | ж м | 1 | 11%(5%) | ||
ж) учитель отказывается преподавать в нашем классе | ж м | 1 | 11%(5%) | ||
з) свой вариант | ж м | 6 6 | 60% 66%(63%) | ||
11 | Какие действия со стороны учителя можно расценивать как нарушение прав ученика? (не более трех вариантов) | а) повышение голоса; | ж м | 2 3 | 20% 33%(26%) |
б) я начинаю прогуливать его уроки; | ж м | ||||
в) применение физической силы; | ж м | 7 6 | 70% 66%(68%) | ||
г) необъективное выставление оценок; | ж м | 4 5 | 40% 55%(47%) | ||
д) применение ненормативной лексики; | ж м | 6 4 | 60% 44%(53%) | ||
е) досмотр личных вещей без ведома ученика; | ж м | 5 4 | 50% 44%(47%) | ||
ж) отказ в консультации во вне учебное время; | ж м | 1 | 10%(5%) | ||
з) опрос домашнего задания сразу после болезни; | ж м | 2 2 | 20% 22%(21%) | ||
и) свой вариант | ж м | ||||
12 | Какие действия со стороны учеников можно расценивать как нарушение права учителя? (не более трех вариантов) | а) весь класс не готов к опросу; | ж м | 4 4 | 40% 44%(42%) |
б) весь класс прогуливает уроки (систематически); | ж м | 5 6 | 50% 67%(58%) | ||
в) повышение голоса на учителя; | ж м | 10 6 | 10% 67%(84%) | ||
г) обзор личных вещей преподавателя; | ж м | 6 6 | 60% 67%(63%) | ||
д) отсутствие бережного отношения к журналу; | ж м | 1 2 | 10% 22%(16%) | ||
е) отсутствие поздравлений с профессиональными праздником; | ж м | ||||
ж) свой вариант.. | ж м | ||||
Сравнительный анализ данных показывает следующее:
1 По определению, что такое «конфликт», ключевой фразой у учащихся являются понятия «ссора, ссориться»
2 По выбору сферы, в которой чаще возникают конфликты, у 58% учащихся класса(50% девочек, 66%мальчиков) нет конфликтной сферы, 26% учащихся (20% девочек, 33%мальчиков) выделяют ответ б-группа сверстников, компания, друзья. Сферу «школа» отметили 20% учащихся.
3.По вопросу о нарушении прав человека при возникновении конфликта на первом месте стоит ответ б-иногда (конфликт может проходить без нарушения прав человека)(58% опрошенных). На втором месте ответ в- редко(31% опрошенных)
4.По вопросу о роли администрации в разрешении конфликтов 47% опрошенных ответили, что вмешательство нужно только в самых крайних случаях, 26% опрошенных выбрали ответ б-администратор нужен, но некоторые ситуации можно решить и без него.
5. По вопросу причины возникновения конфликтов с учащимися 58% опрошенных (70% девочек, 44 %мальчиков) выбрали ответ е-оскорбление личности достоинства. 21% учащихся (10% девочек, 33% мальчиков0 выбрали ответ д-неадекватное поведение. На 3 месте «отношение к учебе» -21% (30%-д, 11%-м), на 4 месте «национальность»- 16% (10%-д,22%-м), Поскольку класс многонациональный, в классе учатся татары, русские, армяне, лизгинка, вопрос толерантности является ключевым в воспитательном процессе.
6. По вопросу частотности возникновения конфликтов с учениками 42 %(50%-д, 33%-м) учащихся отмечают, что не имеют конфликтов с учащимися. Редко, то есть реже одного раза в месяц бывают конфликты у 37 % учащихся (40%-д, 33%-м).
7. По вопросу о частотности возникновения конфликтов с учителями 95% учащихся (100%-д, 89%-м) ответили, что не имеют конфликтов с учителями, что свидетельствует о наличии положительной психологической атмосферы в отношениях учитель – ученик в классе.
8. Доминирующим в определении основной причины конфликтов между учениками и учащимися является нарушение учеником дисциплины.(74% опрошенных(70%-д, 77%-м).
9. О манере поведения в случае конфликта с учителем 42% опрошенных(50%-д, 33%-м) отметили ответ з-другое, где ключевой идеей отмечается «нет конфликтов». Это еще раз подтверждает наличие в классе положительного психологического фона в взаимоотношениях учащихся и учителей. В случае возникшего конфликта учащиеся идут на компромисс 26% опрошенных(30%-д, 22%-м) и пытаются договориться, сотрудничают 26% опрошенных(20%-д, 33%-м).
10.По вопросу о последствии конфликтов 63% опрошенных(60%-д, 66%-м) выбирают ответ з-свой вариант, в котором основным ответом является «не было конфликта». 26% опрошенных(20%-д, 33%-м) считают, что им занижают отметки, 21% опрошенных(40%-д) считают, что учитель игнорирует их на уроке, и 21% (30%-д,11% - м) предпочитают не здороваться с учителем, переживая процесс «ссоры» с учителем.
11. По вопросу о том, какие действия со стороны учителя можно рассматривать как нарушение прав ученика 68%(70%-д, 66%-м) доминирующим считают применение физической силы. На втором месте ответ г - необъективное выставление оценок (47%(40%-д, 55%-м). На третьем месте – досмотр личных вещей без ведома ученика – 47% (50%-д,44%-м).
12. По вопросу о том, какие действия со стороны учеников можно расценивать как нарушение прав учителя 84% опрошенных(10%-д, 67%- м) считают повышение голоса на учителя. 63% (60%- д, 67%-м) считают нарушением права обзор личных вещей преподавателя и 58% опрошенных (50%- д., 67%-м) отмечают, что права учителя нарушены, если весь класс систематически прогуливает уроки.
13. Анализ результатов теста-опросника, а так же педагогические наблюдения, беседы, позволили выявить круг детей «группы риска». Дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Конфликты, возникающие в школах, часто остаются неразрешенными из-за неэффективных способов реагирования на конфликты в школах, и могут являться причиной возникновения новых конфликтов и правонарушений.
6 | 6. Как часто у тебя бывают конфликты с учениками? | ||||
б) иногда (1-2 раза в месяц); | ж м | 1 3 | 10% 33%(21%) | ||
7 | . Как часто у тебя бывают конфликты с учителями? | ||||
б) иногда (1-2 раза в месяц); | ж м | 1 | 11%(5%) |
9 | Как ты ведешь себя в конфликте с учителем? | а) обращаюсь за помощью к родителям; | ж м | ||
б) жду, что все решится само собой; | ж м | 1 1 | 10% 11%(10%) |
Разработка и системная работа по программе индивидуального сопровождения подростков «группы риска» позволит выявить факторы риска в подростковой среде, поможет устранить причины противоправного поведения подростков, оказать им и их семьям помощь в учебно-воспитательном процессе, создать педагогические, психологические, социальные условия успешного формирования и развития личности ребенка.
Выводы
Полученные данные дают возможность говорить о том, что уровень конфликтности в 6б классе низкий, взаимоотношения с учителями и сверстниками ровные, психологическая атмосфера благоприятна для развития, обучения и воспитания детей. Понятие школа не является для учащихся сферой, в которой возникают конфликты. При разрешении конфликтов учащиеся в основном настроены на сотрудничество, пытаются договориться, идут на компромисс. Основной причиной конфликтов большинство учащихся видят в нанесении оскорбления достоинства личности, что говорит о достаточном уровне самооценки личности и уважении к своей личности. Во взаимоотношении ученик – учитель доминантный ответ учащихся, что повышение голоса на учителя является нарушением права учителя, можно интерпретировать как уважительное отношение к учителю, к своему наставнику, к человеку старшего поколения.
При планировании воспитательной работы особое внимание следует уделять сплочению детского коллектива, формированию у учащихся толерантного отношения друг к другу, укреплению связи учитель-ученик-родитель, формированию уважительного отношения к школе, учителям.
Приложение №3
Примерный план изучения семьи
1. Общие сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес, место работы).
2. Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, дедушки, бабушки).
3. Материальное обеспечение семьи (средний месячный бюджет семьи, доход в месяц на каждого члена семьи).
4. Санитарная культура семьи (чистота, порядок, внешний вид родителей).
5. Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, не удовлетворительные).
6. Образование родителей.
7. Отношение родителей к труду (трудолюбивы, ответственны за свою трудовую деятельность, проявляют равнодушие, безразличие к работе, негативно относятся к ней).
8. Участие родителей в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное).
9. Культурный уровень родителей (наличие библиотеки дома, посещение театров, музеев и т. д.).
10. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).
11. Культура общения в семье и с окружающими.
12. Взаимоотношения в семье между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или наоборот).
13. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
14. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у ребенка, почему?
15. Отношение родителей и старших членов семьи к ребенку (внимательное, заботливое, чуткое или равнодушное, грубое, из любви к ребенку потакают его прихотям).
16. Характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка, сложившихся в семье (единство требований в семье к ребенку со стороны старших членов семьи, приучение его к труду, воспитание культуры поведения и т. д.).
17. Осуществление контроля за поведением и учебой школьника.
18. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).
19. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).
20. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя, равнодушно относятся к ним, отрицательно воспринимают их).
21. Общественная активность родителей (интересуются состоянием воспитания детей в школе, проявляют активность в оказании помощи ей, проявляют инициативу или равнодушны, выполняют работу лишь по просьбе учителей, руководителей школы, вообще не считают нужным принимать участие в воспитании детей).
Оценка семьи как воспитательного института.
Приложение №4
Основные направления профилактической работы
Система диагностики личности
а) уровень сформированности качеств личности;
б) общие творческие способности;
в) речевое развитие;
г) подготовленность ребенка к школе;
л) педагогические установки родителей;
е) родительское отношение, к ребенку.
2. Работа с учащимися
а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);
б) нравственно-психологическое просвещение (права ребенка);
в) формирование общих творческих способностей, организация творческой деятельности учащихся на основе их интересов;
г) формирование заботливого отношения к членам семьи;
д) воспитание культуры отношений;
е) развитие культуры речи;
ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.
3. Работа с семьей
а) формирование педагогической культуры родителей;
б) организация совместной деятельности родителей и учащихся.
4. Совместная деятельность школы и органов правопорядка
а) выявление мотивов правонарушений младших школьников;
б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений;
в) организация досуга школьников в микросоциуме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»
Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года. Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...
Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"
Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"...
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" на 2016 - 2018 г.
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" разработана для реализации в период с 2016 по 2018 г. Целью данной программы служит адаптация учащихся школы, отно...
Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ
Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ...
Психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска»
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" на 2022 - 2024 гг.
Данная программа разработана для социально - педагогического сопровождения учащихся школы, которые относятся к "группе риска". Программа разработана сроком на 2 года и включает в себя меропр...
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска"
Данная программа разработана педагогами и администрацией школы в целях оказания дополнительной социально - педагогической поддержки учащимся "гоуппы риска"....