Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."
статья по теме
Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ребенка и обратиться к логопеду, который поскажет, как скорректировать различные стороны речевого развития будущего первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_rech_budushchego_pervoklassnika._profilaktika_narusheniy_pisma_i_chteniyadocx.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения»
Выполнила: учитель-логопед Пезик М.В.
Москва 2014
Информация логопеда для родителей будущих первоклассников
Речевое развитие будущего первоклассника
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. Правильное звукопроизношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма.
По данным научных исследований примерно 40% современных дошкольников имеют нарушения речи.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении звукопроизношения у детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, т.к. не всегда улавливают на слух дефекты речи или полагают, что с возрастом все пройдет. Другие же, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребенка правильного произношения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребенок в 2-3 года имеет право произносить неправильно. Сначала он осваивает произношения простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [д], [т]). По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (мыщц губ и языка) ему становятся доступны и остальные звуки. В норме усвоения всех звуков родного языка заканчивается к 4-5 годам.
Каковы же причины нарушения звукопроизношения?
- Во-первых, это может быть плохое различение звуков на слух, т.е. у ребенка не развит речевой (фонематический) слух.
- Во-вторых, причина может быть в нарушении строения речевых органов (неправильный прикус, высокое небо, укороченная подъязычная связка)
- В-третьих, нарушение звукопроизношения может вызывать неправильная речь окружающих, отсутствие правильного образца для подражания.
На что же следует обратить внимание родителей будущих первоклассников? На:
- Неправильное звукопроизношение, т.к. это может вызывать проблемы с письмом (ребенок пишет так, как говорит: шуба - суба, корова - коёва)
- Фонематические нарушения, насколько ребенок различает звуки родной речи. Физический слух ребенка в норме, а вот звуки речи он слышит по-своему (путает глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие и т.д.)
- Лексико-грамматические нарушения, когда искажается слоговая структура слова (сковорода-скорода, милиционер - миционер). Может быть, ребёнок не умеет строить предложение, грамматически правильно его оформлять, последовательно передавать содержание рассказа, неправильно употребляет предлоги и проговаривает окончания (создается впечатление, что он говорит «не по-русски»).
- Бедность словарного запаса, когда ребенок употребляет в своей речи мало слов, заменяет одни другими (пальто-платье, чашка-стакан).
- Проблемы с мелкой моторикой (неловкие пальчики). Известно, что формирование устной речи ребенка начнётся только тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
- Кроме того, в группу риска по речевому развитию входят
-двуязычные дети, когда в семье говорят на 2-ух и более языках
- а также дети с вялой артикуляцией, они нечетко произносят звуки.
Итак, вам необходимо обязательно обратиться к логопеду, чтобы выяснить, какие же причины мешают вашему ребёнку овладеть правильным звукопроизношением и только специалист сможет исправить недостатки устной речи вашего ребёнка.
Но уже перед тем, как начать заниматься с логопедом, вы можете сами выполнять ряд несложных упражнений со своим ребёнком. Вот некоторые общие упражнения, необходимые для развития речевого аппарата:
- Упражнения для губ: удерживание губами различных предметов (столовой и чайной ложки, при этом взрослый пытается вытащить удерживаемы ребенком предмет). Для развития мышц губ полезно ребёнку пить из трубочки, что так любят дети.
- Некоторые упражнения для развития мышц языка:
- круговые движения языка внутри рта (футбол)
- пытаться достать кончиком языка до носа
- цоканье языком то быстро, то медленно
Для работы над правильным дыханием, для вызывания направленной воздушной струи (нужна для многих звуков) существуют такие упражнения:
- надувание воздушных шариков
- дутье на различные вертушки, бумажные снежинки и другие приспособления
- очень полезны губные гармошки
- надувание мыльных пузырей
- дуем на карандаш, лежащий на столе, заставляем его кататься.
3) Надо сказать и об упражнениях, которые развивают слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховую память ребёнка, так же необходимых для успешного вызывания логопедом того или иного неправильно произносимого звука. Это, например, такие задания:
- Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого без показа (правой ладонью прикрой левое ухо, подними правое плечо, левую руку вверх, правую на пояс и др.)
Конечно же, для правильного их выполнения ребенку необходима концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.
- Или же ещё, ребенок выполняет названное взрослым действие только, когда услышит ключевое слово «просьба» (просьба, подними руки вверх, руки вниз, просьба, руки в стороны)
- Очень любят дети игру «Бывает - не бывает». Если действия или явления могут происходить в реальной жизни, ребёнок поднимает руки вверх, если они нереальны, прячет руки за спину.
4) Для успешного овладения звуковой культурой необходимо развивать фонематическое восприятие ребенка. Этому способствуют следующие упражнения:
- «Поймай звук». Взрослый медленно произносит различные звуки, а ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда услышит заданный звук.
- Другое упражнение: вслед за взрослым ребенок произносит 3-4 слова, похожих по звучанию (ком-дом-том). Ребенок должен их воспроизвести в той же последовательности. Можно использовать имена (Витя – Митя – Катя - Полина). Выбрать, какое имя отличается от других по звучанию.
Вот тот немногий перечень общих упражнений. Повторяю, что постановка звука и его первичное закрепление должны проходить при помощи логопеда. Именно специалист поможет выявить причины нарушений речи и подберет необходимые упражнения и приемы для успешного вызывания того или иного звука.
Определить степень речевого развития вам помогут в поликлинике по месту жительства. В медицинской карте будущего первоклассника должна быть запись о состоянии речи ребенка и ее нарушениях, если таковые имеются.
Во многих образовательных учреждениях создана комплексная служба по оказанию логопедической и психолого-социальной помощи детям. Есть она и в нашей школе. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту. Помощь, оказанная своевременно сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Консультация для родителей "Профилактика нарушений письма. Графический диктант".
Графические диктанты способствуют развитию у детей орфографической зоркости, усидчивости, мелкой моторики рук, тем самым снижая вероятность возникновения трудностей в обучении....
Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.
В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...
Проект: «Предупреждение нарушений письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи»
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения з...
Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения
Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...
Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Тренировочные упражнения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения
Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...
Анкета для родителей будущего первоклассника, имеющего нарушение слуха.
Прежде чем начать специальную коррекционную работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у детей младшего школьного возраста, необходимо составить как можно более полное пре...