«Виды заданий, игр и упражнений для профилактики оптической дисграфии»
методическая разработка по теме
В методической разработке представлен широкий обзор материала для профилактики оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_zadaniy_igr_i_uprazhneniy_dlya_profilaktiki_opticheskoy_disgrafii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Виды заданий, игр и упражнений для профилактики оптической дисграфии»
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:
- назвать контурные изображения предметов;
- назвать перечёркнутые контурные изображения предметов;
- выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
В процессе работы по развитию буквенного гнозиса можно предложить следующие задания:
- узнать буквы;
- найти букву среди ряда других букв;
- соотнести буквы, выполненные различными шрифтами;
- назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями;
- определить неправильно расположенные буквы;
- обвести контуры букв;
- добавить недостающий элемент буквы;
- выделить буквы, наложенные друг на друга.
При профилактике оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Для этого используются фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине. Необходимо подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины или различные по форме, величине и цвету.
Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
- Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно одна из них убирается. Дети называют, чего не стало.
- Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
- Дети запоминают буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбирают их среди других.
- Игра «Что изменилось?». Дети запоминают последовательность расположения 4-6 картинок. После изменения их расположения детям необходимо восстановить первоначальную последовательность.
- Дети должны разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
- Подбор парных карточек с различными разноцветными геометрическими фигурами.
При профилактике оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений. В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
Дифференциация правого и левого возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем – левой.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук или глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе.
- Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребёнок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.
- Определение пространственных соотношений меду 2-3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить её у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции взрослого: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т.д.
Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:
- Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
- Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок.
- Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
- Определение правой и левой частей разноцветных полосок.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Возможные варианты заданий:
- Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных букв (например, Л-А, П-Н, В-З, Б-Ь).
- Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
- Сложить из палочек или кубиков фигуры (по образцу, по памяти).
- Обвести контурные изображения букв.
- Сконструировать буквы из предъявленных элементов.
- Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
- Показать правильно изображённую букву среди правильно и зеркально изображённых.
- Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
- Реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.
- Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.
- Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.
- Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.
- На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
- Назвать буквы, перечёркнуты дополнительными линиями.
- Назвать буквы, наложенные друг на друга.
При профилактике оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.
Неотъемлемой частью при профилактике оптической дисграфии является работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметными изображениями: О с обручем, З со змеёй, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т.д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.
Различение смешиваемых букв производится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, в тексте.
Для формирования зрительно-пространственных представлений используются различные практические виды заданий:
- Узнавание и срисовывание различных изображений, состоящих из фигур, стрелок, линий и т.п.
- Дорисовывание незаконченных геометрических фигур и симметричных изображений.
- Обведение, раскрашивание, срисовывание букв.
- Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
- Срисовывание букв, письмо букв под диктовку.
- Графические диктанты.
Таким образом, профилактика оптической дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использование различных анализаторов.
Список литературы
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, 2001.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе (обучение грамоте детей с нарушениями речи). – М., 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.
- Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребёнка. – СПб, 2000.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.- С-Пб.: «Детство пресс», 2006.
- Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб, 1998.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и пам...
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.
Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк между этими п...
Картотека игр, направленных на профилактику оптической дисграфии у детей с ОВЗ.
Работая учителем-логопедом с детьми дошкольного возраста, занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, профилактикой нарушений устной и письменной речи. В работе с детьми использую логопедические...
Упражнения для коррекции оптической дисграфии
Дифференциация "В-Д"...
"Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР"
Статья для родителей. Рекомендации по профилактике оптической дисграфии у дошкольников....
Методическая разработка по профилактике оптической дисграфии у дошкольников.
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждения дисграфии у дошкольников....
Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...