"Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР"
статья на тему
Статья для родителей. Рекомендации по профилактике оптической дисграфии у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса
письма.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием
зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений,
проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная
сформированность зрительно-пространственных представлений и
зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из
набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких
«специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь
в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это
непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к
неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л
вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих
одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Таким образом, дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа
по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся
специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до
начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной
логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут
быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что
дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное
развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для
нормального овладения процессами письма и чтения.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с
ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.
Выработка концентрации и способности к переключению
зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что
изображено на картине.
2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме
(«Посуда», «Игрушки» и т.д.).
3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
4. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими
фигурами нижнего ряда.
5. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
6. Узнать предмет по контурному изображению.
7. Соотнести предметы с их черными силуэтами.
8. Найти различия в двух предметных картинках.
9. Узнать предметы, наложенные друг на друга.
10. Узнать зашумленные предметы.
11. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему
расположению остальным.
12. Найти одинаковые предметы, объекты.
13. Назвать недорисованные изображения предметов.
14. Определить, что неправильно нарисовал художник.
15. Определить, что забыл нарисовать художник.
16. Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
17. Найти спрятанные в рисунках предметы.
18. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
19. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные
картинки, пазлы, «заплатки»).
20. Угадать предметы по отдельным деталям.
21. Узнать изображения.
21. «Лабиринты».
Развитие зрительной памяти.
1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок
расположения по памяти.
2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур,
воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
3. Восстановить пары картинок.
4. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч,
мишка – мяч, кукла, мишка).
5. Сравнить две картинки и найти их отличия.
6. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких
секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки
расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).
Развитие пространственных представлений: формирование
способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем
пространстве, в малом пространстве.
1. Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а
затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
2. Назвать, что выше (ниже) всего.
3. Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними
частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища
и т.д.).
4. Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними
частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
5. Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
6. Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки,
сгибание колен, наклоны головы и т.д.).7. Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки,
откидывание головы и т.д.).
8. Назвать и показать правые и левые части тела.
9. Выполнить движения только в направлении направо (махи руками,
ногами, наклоны головы и т.д.).
10. Выполнить движения только в направлении налево.
11. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки,
левой рукой до правого уха и т.п.
12. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа
(слева), спереди (сзади).
13. Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены
высоко (низко), далеко (близко).
14. Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три
направо, один назад и т.п.
15. Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа
– круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в
нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.
16. Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
17. Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе
бумаги в крупную клетку).
18. Пространственные слуховые диктанты.
19. Отработать правильность употребления предлогов перед, за
между, после, около, рядом,на, под, над, в.
20. Отработать правильность употребления противоположных понятий
(антонимов).
Автоматизация зрительных представлений графических образов
букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства.
1. Назвать буквы.
2. Назвать пары букв.
3. Найти и назвать неправильно написанные буквы.
4. Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
5. Узнать и назвать буквы.
6. Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.
7. Восстановить слова из букв.
8. Вставить в слово пропущенную букву.
9. Восстановить слова, используя заданные слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР
В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....
Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Статья посвещена вопросам профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, содержит рекомендации по устранению её предпосылок до начала обучения в школе....
методическая разработка по профилактике дисграфии у дошкольников
представлены игры и упражнения по профилаке оптической дисграфии у детей дошкольного возраста....
занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников»
Конспект фронтального занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников» На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»...
Профилактика плоскостопия у дошкольников
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за че...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...
Сборник гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения дошкольников
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников....