Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс школы 8 вида.
календарно-тематическое планирование на тему
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи в 1 классе школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnoy_rechi_1_kl.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности »
для 1 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Целью данной программы является:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
- развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению; овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году».
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.
- Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом ГКС(к)ОУ « Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» на 2014-2015уч.год и рассчитана на 32часа в год (1час в неделю).
III. Содержание программы.
Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные УУД:
1) чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета ;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
VI . Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части предметов.
VI. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Согласно Уставу школы и Пояснительной записки к учебному плану учащиеся первого класса не оцениваются.
Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности . 1 класс ( 33 ч )
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Индивидуально –дифференцированный подход | Оборудование |
1 ЧЕТВЕРТЬ – 9ч | |||||
1. | «Вот и лето прошло…» с 4-7 | 1ч | Картина « Лето в лесу», « Летний день», демонстрационные карточки « Подбери противоположное значение» | ||
2. | Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. с 8-13 | 1ч | |||
3. | Классная комната. Правила поведения на уроке и перемене. с 14- 17 | 1ч | |||
4. | Дежурство по классу. с 18-19 | 1ч | |||
5. | Учебные принадлежности. с 20-21 | 1ч | Презентация «Учебные принадлежности» | ||
6. | Игрушки. с 22-25 | 1ч | Презентация «Игрушки » | ||
7. | Игрушки и учебные принадлежности с 26-29 | 1ч | Презентация «Игрушки и учебные принадлежности» | ||
8. | Сезонные изменения в природе осенью.( экскурсия) | 1ч | |||
9. | Признаки осени. с 30-33 | 1ч | Презентация « Осень», Игра «Подбери листок» (методика Ровена), набор букв – название темы урока, набор знаков препинания (? ! .), иллюстрации на тему « Осень», карточки с названием осенних месяцев. | ||
2 четверть – 7 ч | |||||
1. | Овощи: помидор. с 34-35 | 1ч | Презентация «Овощи – помидор», макет « Овощи»; опорный план , предметные картинки « овощи», карточки. | ||
2. | Овощи: огурец. . с 36-37 | 1ч | Презентация «Овощи – огурец », макет « Овощи»; опорный план , предметные картинки « овощи», карточки. | ||
3. | Овощи: употребление в пищу. с 38-39 | 1ч | Презентация | ||
4. | Фрукты: яблоко. . с 40-41 | 1ч | Презентация « Фрукты: яблоко» , набор картинок « Четвёртый – лишний»; картинки – опоры; фишки из математического набора; пособие « Свари щи и компот». | ||
5. | Фрукты: груша. с 42-43 | 1ч | Презентация « Фрукты: груша» , набор картинок « Четвёртый – лишний»; картинки – опоры; фишки из математического набора; пособие « Свари щи и компот». | ||
6. | Фрукты: сравнение, употребление в пищу. с 44-45 | 1ч | Презентация , набор картинок « Четвёртый – лишний»; картинки – опоры; фишки из математического набора; пособие « Свари щи и компот». | ||
7. | Комнатные растения. с 46-49 | 1ч | Презентация «Комнатные растения.» | ||
3 четверть – 10 ч | |||||
1. | Сезонные изменения в природе зимой. ( экскурсия) | 1ч | |||
2. | Признаки зимы. с 50-53 | 1ч | Картинки « Зима», « Зима в лесу», репродукция картины В. Сурикова « Взятие снежного городка», презентация « Природа зимой». | ||
3. | Птицы. с 54-57 | 1ч | Предметные картинки с изображением диких птиц, карточки со словами, презентация « Зимующие и перелётные птицы .», карточки с заданиями, книга Т. А. Шорыгина « Птицы». | ||
4. | Домашние животные: кошка. с 58-61 | 1ч | Картинки « Домашние животные» и части их тела; д/ фильм или презентация «Кошки»; опорный план по теме, книга Т. А. Шорыгина « Домашние животные», карточки. | ||
5. | Домашние животные: собака. с 62-65 | 1ч | Картинки « Домашние животные» и части их тела; д/ фильм или презентация «Собака»; опорный план по теме, книга Т. А. Шорыгина « Домашние животные», карточки. | ||
6. | Дикие животные: волк. с 66-67 | 1ч | Картинки « Дикие животные»; « осколочные» картинки (лось, олень), презентация « Волк» , книга Т. А. Шорыгина « Какие звери в лесу?», | ||
7. | Дикие животные: лиса. . с 68-69 | 1ч | Картинки « Дикие животные»; « осколочные» картинки (лось, олень), презентация « Лиса» , книга Т. А. Шорыгина « Какие звери в лесу?», отрывки из мультфильма « Лиса и заяц» и др. | ||
8. | Сезонные изменения в природе весной. ( экскурсия) | 1ч | |||
9 | Признаки весны. . с 70-73 | 1ч | Репродукция картины А. К. Саврасова « Грачи прилетели», фонограмма пьесы « Март» П. И. Чайковский из цикла « Времена года», презентация « Весна.» | ||
10 | Семья. . с 74-77 | 1ч | Фотографии из семейного альбома школьников; план – опора рассказа « Моя семья», сюжетная картинка « Семья», альбом для рисования, цветные карандаши. | ||
4 четверть - 7ч | |||||
1. | Одежда . с 78-81 | 1ч | Презентация « Одежда», набор « сходных» картинок; картинки одежды; сюжетные картинки; набор предметов для портнихи; пособие « Одень куклу» | ||
2. | Уход за одеждой. . с 82-83 | 1ч | Презентация « Уход за одеждой». | ||
3. | Обувь. . с 84-85 | 1ч | Презентация « Обувь», набор картинок « Четвёртый – лишний»; зашифрованные конверты с картинками обуви. | ||
4. | Уход за обувью. . с 86-87 | 1ч | Презентация « Уход за обувью», щётка для обуви, крем для обуви, обувь. | ||
5. | Охрана здоровья. . с 88-93 | 1ч | Презентация « Охрана здоровья». предметные картинки « Продукты питания», карточки со словами, рисунки : « Уход за собой»; предметы : мыло, расчёска, зубная паста, зубная щётка, полотенце и др. | ||
6. | Сезонные изменения в природе летом. ( экскурсия) | 1ч | |||
7. | Здравствуй, лето! с 94 | 1ч | Презентация «Здравствуй, лето!» |
VIII. Учебно-методические средства обучения.
- Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
- Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.
- Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
- Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002.
Список литературы.
Г. С. Швайко: « Игры и игровые упражнения для развития речи». А. Г. Зикеев: « Работа над лексикой в начальных классах специальных ( кор Т. А. Шорыгина:рекционных )школ Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов». Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей». Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей -2». Л. Г. Антонова: « Развитие речи « Уроки риторики». Н. Ф. Титова: «Культура речи в начальном обучении». И. И. Политова: « Развитие речи уч-ся начальных классов» О. В . Епифанова: «Развитие речи детей. Окружающий мир».- 1 часть О. В . Епифанова: «Развитие речи детей. Окружающий мир».- 2 часть Т. А. Шорыгина: «Фрукты». Т. А. Шорыгина: «Овощи» Т. А. Шорыгина: « Какие месяцы в году?» Т. А. Шорыгина: « Какие звери в лесу?» Т. А. Шорыгина: «Птицы». Т. А. Шорыгина: « Насекомые». Т. А. Шорыгина: « Домашние животные» Т. А. Шорыгина: «Бытовые электроприборы». Т. А. Шорыгина: « Посуда» Т. А. Шорыгина: «Кустарники». Т. А. Шорыгина: «Профессии». Т. А. Шорыгина: « Злаки». Т. А. Шорыгина: «Деревья». Т. А. Шорыгина: «Цветы». Т. А. Шорыгина: « Ягоды». Т. А. Шорыгина: « Транспорт». Т. А. Шорыгина: «Дом». Т. А. Шорыгина: «Инструменты» Т. А. Шорыгина: «Рыбы». Т. А. Шорыгина: «Мебель». Т. А. Шорыгина: « Грибы». Т. А. Шорыгина: « Травы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема урока: "Семья. Родители и дети".Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравст...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе. Тема: «Мебель. Назначение. Уход за мебелью».
Урок развития речи в 3 классе...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе. Тема: «Одежда».
Урок развития речи в 3 классе...
Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс
Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Дорожные знаки", 4 класс
Материал урока может быть использован при изучении темы "Правила дорожного движения" для занятий с учащимися начальных классов , обучающимися по АООП УО вариант 9.1...