Выступление
методическая разработка по теме

Куклева Марина Викторовна

Системно-деятельностный подход в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.

Куклева Марина Викторовна

ст-ца Платнировская Краснодарского края

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Она является источником и звеном передачи ребёнку опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания.

А семья с ребёнком-инвалидом  - это семья с особым статусом.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия. Именно в семье ребёнок получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье он воспитывается.

  Родители, воспитывающие ребенка-инвалида, сталкиваются с  определенными сложностями.  Такие дети даже после объяснений и показа испытывают трудности при выполнении аналогичного задания, не находят рациональных приемов работы, интерес к учёбе выражен слабо, быстро истощаются. Для них характерна низкая саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, капризы, а порой агрессивное поведение. Всё это требует от близких, и особенно от мам, большой психологической устойчивости. Очень часто родители и не подозревают, что нуждаются в поддержке едва ли не больше, чем их «особые» дети. Отдавая все силы на борьбу с недугом ребёнка, мамы и папы как будто исключают себя из списка людей, которым, как и всем людям, необходимы здоровье, счастье и социальная адаптация. Для того чтобы родители могли оказывать качественную помощь своим детям, им необходимо владеть специальными знаниями. Родители должны чётко понимать, что могут и чего не могут дети с определённым недугом, каковы границы и критерии их успешности, питать реальные надежды.

Нейтрализовать ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания и не допустить повторения этих ошибок и совершения новых – далеко не единственная задача, успешно решаемая в Платнировской школе-интернате.

Известно, что лишь при совместной работе педагогов и родителей можно добиться успеха в воспитании детей. Поэтому в Платнировской школе-интернате была разработана система взаимодействия с родителями учащихся. К работе с родителями  и учащимися мы подключаем настоятеля Свято-Троицкого храма станицы Платнировской (он постоянный гость наших педагогических советов, родительских собраний, общешкольных мероприятий и классных часов), семейно-консультативный центр по вопросам психологической помощи семье «Ладомир», комплексный центр социального обслуживания населения «Содействие».  Эта работа ведется в течение нескольких лет и уже принесла результаты.

Мы используем принципы системно-деятельностного подхода для создания оптимальных условий взаимодействия «ребенок-родитель-педагог».

Принцип деятельности – при подготовке мероприятий родители учащихся и сами дети привлекаются как соавторы и организаторы. Такая совместная работа педагогов, детей и родителей сближает всех участников процесса, позволяет лучше узнать друг друга в «полуофициальных» условиях, а у детей, чьи родители принимают активное участие в жизни класса и школы, повышается самооценка.

Например, при подготовке празднования Нового года, 23 февраля и 8 марта привлекались родители учащихся. Многие родители, не принявшие участие в подготовке праздника, а лишь увидевшие результат, выказали желание позже участвовать в подобных мероприятиях. Привлекаются родители к украшению территории школы. Дети гордятся результатами работы своих родителей, более бережно относятся к плодам трудов, к которым «приложили руку» они сами и их мамы и папы.

Принцип непрерывности – система работы с семьей строится «от простого к сложному»: от простого знакомства до создания таких отношений между педагогом и родителем, при которых родители сами предлагают помощь педагогическому коллективу не только в отношении своего ребенка, но и других детей.

Некоторые родители наших учащихся после окончания их детьми школы продолжают общаться с педагогами, делиться проблемами детей, помогать школе. Многие родители учащихся самостоятельно вносят предложения по благоустройству школьной территории, проведению праздников, организации экскурсий.

Принцип целостности – мы стараемся создать представление о ребенке как о полноправном члене  общества, объяснить родителям важность социальной адаптации ребенка.

Для реализации этой задачи мы  организуем встречи и консультации родителей с представителями службы занятости, общественных организаций, занимающихся проблемами детства и юношества, стараемся, чтобы родители получили и усвоили как можно больше разносторонней информации, касающейся будущего ребенка. Школьным психологом разработана «Памятка для родителей», где в доступной форме даются советы по воспитанию особых детей.

Принцип минимакса – все семьи  и дети разные. В каждом классе разработана система индивидуального подхода к семье каждого ребенка с целью, с одной стороны, обеспечить максимально возможный в данном случае эффект положительной воспитательной работы, с другой стороны,  убедиться, что положение ребенка в семье не находится ниже социально безопасного минимума.

Принцип психологической комфортности – педагог строит отношения с родителями ребенка на позициях открытости и доброжелательности, так как только при таком подходе можно добиться положительного воспитательного эффекта.

Для максимальной реализации этого принципа в школе организованы консультации психолога и социального педагога, как групповые, так и  индивидуальные, где любой педагог и родитель может получить ответ на волнующий его вопрос.

Принцип вариативности – школа предлагает родителям выбрать возможный для них или наиболее интересный вариант взаимодействия с ребенком и педколлективом. При этом родители имеют возможность предложить свои варианты решения возникающих у ребенка сложностей, учатся видеть своего ребенка с позиции педагога и более адекватно оценивать его возможности и способности.

Принцип творчества – воспитание не только в детях, но и в родителях учащихся чувства прекрасного, творческого начала в максимально возможной для каждого форме.

Для этого используются организованные совместно с родителями посещения различных культурных мероприятий (концертов, театральных представлений), экскурсий.

На данный момент в нашей школе организуется кукольный театр, куда планируется привлекать учащихся всех возрастов и их родителей. Подобная совместная творческая работа, по нашему мнению, должна положительно сказаться на взаимоотношениях всех участников воспитательного процесса.

«Памятка для родителей»

  • Доброжелательность по отношению к ребёнку. Агрессия взрослых – серьёзное препятствие по пути к установлению положительного контакта;
  • Целеустремлённость и упорство взрослых, принимающих участие в воспитании ребёнка. Детям посещать занятия систематично и регулярно. Только ежедневное, систематическое обучение позволяет ребёнку осваивать новые умения и закреплять уже усвоенные навыки;
  • Терпимость по отношению к ребёнку. Необходимо помнить, что только длительная целенаправленная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии ребёнка;
  • Внимательность и оптимистичность. Важно замечать самый небольшой шаг к успеху, сделанный ребёнком, искренне радоваться ему и воспринимать его как большой успех;
  • Стремление поддержать ребёнка в трудных ситуациях, по мере необходимости быть для него опорой. «Особые» дети всегда нуждаются в поддержке со стороны взрослого.
  • Готовность поощрять ребёнка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна;
  • Требовательность и последовательность взрослых в процессе обучения и в повседневной жизни. Устанавливая рамки поведения для ребёнка, необходимо всегда их придерживаться.
  • Предоставление ребёнку книг, детских журналов, игрового оборудования и материалов для рисования, лепки, что постепенно позволит ему обрести возможность изображать свою воображаемую жизнь. Чем разнообразнее игрушки ребенка, тем более широкие горизонты познания открываются перед ним.
  • Семья пример во всём. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Родители – первые воспитатели для своего ребёнка и останутся ими на всю жизнь.

Взрослым нужно сохранять за собой лидирующие позиции в процессе обучения и повседневной жизни, но позволять ребёнку руководить ходом игры. В этом заключается основное отличие между обучением и игрой. Демонстрируя различные тактики поведения, взрослый как бы вынуждает ребёнка быть более гибким при взаимодействии и использовать различные поведенческие стереотипы. Необходимо учитывать интересы и потребности ребёнка, проявлять к нему уважение в процессе повседневной жизни и обучения.

Применение перечисленных установок создаёт особую психологическую атмосферу, которая оказывает положительное влияние на отношения между ребёнком и взрослым.

Родителям необходимо настраиваться на позитивную волну, учить радоваться маленьким победам и при этом избегать разочарований (радоваться каждой букве, которая получилась, и даже пусть она еле узнаваема, но получилась!).

Очень важно, чтобы сами родители:

  • Перестали смотреть на своих «особых» детей, как на проблему и как можно раньше наладили с ними сотруднические отношения на основе любви и принятия;
  • Почувствовали реальную поддержку окружающих, рассчитывали на настоящее понимание и помощь, увидели, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
  • Убедились на примере других семей, что активное участие родителей во всех сферах жизни ребёнка ведёт к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная оценка своих возможностей и возможностей своего ребёнка;
  • Помогли ребёнку найти себя в жизни.

Библиографический список:

  1. Система работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2012.
  2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений различных типов и видов: сборник статей. – Краснодар, 2012
  3. Сидорова И.В. «Группа психологической поддержки родителей детей-аутистов». Журнал «Аутизм и нарушения развития» №1/2009.
  4. http://chel-siao.narod.ru
  5. http://msosh-1.ucoz.ru/load/sistemno_dejatelnostnyj_podkhod_v_obuchenii

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...