Главные вкладки
Щербинина Елена Богратовна
сайт учителя-логопеда
Профессия: учитель-логопед
Профессиональные интересы: Работа с детьми с аутистическими расстройствами
Увлечения: вязание
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: г. Армавир
Место работы: ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа №22 VIII вида города Армавира
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shcherbinina-elena-bogratovnaПуть усиления слабого такой же, как путь совершенствования сильного.
О себе
...
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
...
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Моё портфолио
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с проблемами в развитии. Нарушения речи у этих детей являются очень распространенными (у 92 % учащихся) и имеют стойкий характер. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения.
Задача логопеда — своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи, что способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников школы.
Нарушения речи учащихся школы носят системный характер, затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико — грамматическую стороны речи. В своей работе я направляю воздействие на речевую систему в целом, а не только на изолированный дефект.
Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учащихся являются :
вид нарушения сентябрь 2012 г. май 2013 г.
сигматизм 75 % 45 %
йотацизм 20 % 5 %
ламбдацизм 55 % 25 %
каппацизм 15 % 5 %
ротацизм 70 % 40 %
На сегодняшний день у большинства логопатов наблюдается стойкая положительная динамика, что нашло отражение в мониторинге развития детей.
Умственное и речевое развитие тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса автономны. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако мониторинг показывает, что отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Среди детей с легкой степенью поражения интеллекта встречаются дети с очень низким уровнем речевого развития, с полиморфным нарушением звукопроизношения (25 % от общего числа логопатов) , со средним уровнем (60 %) , так и со значительно более высоким уровнем владения речью(15 %) .
В 2012 — 2013 учебном году на логопедическом учете состояли 75 учащихся школы. Речевые диагнозы:
- дизартрия : 5 учащихся;
- недоразвитие речи : 30 учащихся;
- грубое недоразвитие речи : 15 учащихся;
- нарушения письма и чтения — 22 учащихся;
- заикание — 1 учащихся;
- алалия — 4 учащихся.
Речевые нарушения носят системный характер, т. е. страдает речь как целостная система. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в общении. Нарушается реализация речевой программы и контроль за речью, сличения полученных результатов с замыслом. В различной степени нарушены все уровни порождения высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. Наиболее неразвитыми оказываются сложные уровни — смысловой, языковой, требующие сформированности операций анализа и синтеза, обобщения и сравнения. К старшим классам у примерно 75 % учащихся школы происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, устранение нарушений фонетической стороны речи(звукопроизношения, просодических компонентов).Языковой и смысловой уровни еще не достигают высокого значения.
Анализ показал, что нарушения речи у учащихся ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 22 имеют в основном сложную структуру. Обусловлены не только наличием общего недоразвития мозга, но и патологией речевых зон. Расстройства речи характеризуются стойкостью, сохраняются до старших классов.
В связи с тем, что у детей с проблемами в развитии ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, процесс логопедической работы направляю на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Устраняя дефект звукопроизношения, провожу дифференциацию фонетически близких звуков. Веду работу над звуковой структурой слова. Учу использовать графические схемы.
С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. Например, коррекцию нарушения звукопроизношения звука «с» с учетом программы по письму сочетаю с работой над предлогом «с», уточняя семантику предлога, выделяя как самостоятельное слово. Отрабатываю умение проводить анализ структуры предложения.
В работе опираюсь на принцип поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин). Это позволяет перейти от наглядного мышления к наглядно — действенному, наглядно — образному, к организации действия во внутреннем плане. Этапы:
- материализация действия с опорой на вспомогательные средства (1,2,2 «с» классы);
- выполнения действия в речевом плане (3-5 классы);
- выполнение действия во внутреннем плане (6,7 классы).
В ходе занятий максимально включаю анализаторы, использую разнообразную наглядность. При постановке звука пользуюсь муляжами, звучащими игрушками, зондами, шпателями, компьютером.
Осуществляю дифференцированный подход с учетом особенностей высшей нервной деятельности. Коррекцию нарушений речи увязываю с общим моторным развитием. Включаю в ход занятия специальные упражнения пальчиковой гимнастики, элементы су — джоктерапии.
В связи с тем, что старые условно — рефлекторные связи у детей консервативны, тщательно отрабатываю этапы закрепления правильных речевых навыков. В этом помогают современные логопедические технологии с элементами сказкаотерапии, арттерапии, имаготерапии, цветотерапии.
Учитывая повышенную утомляемость, склонность к охранительному торможению провожу частую смену видов деятельности. Тщательно дозирую материал.
Работаю в тесном контакте с учителями, воспитателями, педагогом — психологом, учителями — дефектологами, медицинским персоналом.
В коррекционно — логопедическую работу включаю элементы инновационных здоровьесберегающих технологий, что помогает более эффективно исправлять речевые нарушения, делает занятия боле интересными и необычными. Применяю элементы фито — и ароматерапии, оздоровительного массажа, упражнений, направленных на развитие физиологического дыхания. Самомассаж лица провожу в игровой форме, способствующей преодолению амимии, особенно у дизартриков. При выполнении массажа для кистей рук использую киндер — сюрпризы, махровые перчатки, природный материал, «Сухой бассейн», массажные мячи с шипами.
Особое внимание хочу уделить вопросу работы с детьми с аутистическими расстройствами(10 % от общего количества учащихся). Центральное место в их развитии занимают трудности коммуникации и социализации, тесно связанные с речевыми проблемами. Использую комплексы игровых упражнений: кизеологическую гимнастику, пальчиковый игротренинг и др.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты