Логопедическая работа для детей с нарушением опорно двигательного аппарата (сколиозом)
статья по теме
Хочу поделиться опытом логопедической работы в коррекционных классах VI вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по теме "Логопедическая работа в классах НОДА" | 41.5 КБ |
презентация к докладу | 1.48 МБ |
Конспект занятия | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НОДА (СКОЛИОЗОМ) В УСЛОВИЯХ
МАОУ СОШ №154 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Илюшина Ольга Львовна, учитель-логопед, МАОУ СОШ № 154,
высшая квалификационная категория.
Легитимизация права каждого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, и переход к интегративным формам обучения детей с нарушениями развития, их включение в систему общего образования обусловливают необходимость разработки инновационных подходов к обучению с учётом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования.
В МАОУ СОШ № 154 ежегодно с сентября 2009 года открываются классы для детей с лёгкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиозом). Обучение реализуется по учебному плану С(К)ОУ VI вида по трём вариантам:
I вариант - обучаются дети с НОДА (сколиозом), осуществляется общее образование;
П вариант - обучаются дети с НОДА (сколиозом), имеющие когнитивные нарушения, осуществляется коррекционно-развивающее образование;
Ш вариант - обучаются дети с НОДА (сколиозом), с нарушением интеллекта, компенсаторно-адаптационное образование.
Создаются благоприятные условия для предоставления школьникам индивидуально дозированной нагрузки, способствующей развитию основных физиологических систем организма, улучшению состояния опорно-двигательного аппарата, профилактика проявляющихся вторичных недостатков.
Ученикам с различными видами проблем, предлагается усвоить адекватную программу. ПМПк школы составляются индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, с учётом комплексного подхода и с участием: врача-ортопеда, физиотерапевта, массажиста, психолога, логопеда.
По результатам изучения документации и обследования речи учащихся, мною было выявлено: из 107 учеников названных классов 54% учащихся нуждаются в логопедической коррекции. Отмечаются нарушения речи разной степени выраженности.
Учитывая требования современного образования, которое нацелено на формирование коммуникативных компетенций учащегося, на побуждение к речемыслительной активности с учётом здоровьесберегающего компонента, я работала над проблемой определения программы, отбора методов и приёмов обучения детей со сколиозом в логопедическом пункте.
В этом вопросе возникает противоречие: программа А.В. Ястребовой, рекомендованная для обучения учащихся с общим недоразвитием речи и сохранным интеллектом не отражает особенности в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиозом).
У данной категории обучающихся были отмечены наиболее характерные нарушения моторики: общей, мелкой, артикуляционной; нарушения в пространственно-временной ориентировке. Нарушения развития функций удержания головы, сидения, прямостояния ограничивают возможность формирования и совершенствования функции дыхания и голосообразования, и, как следствие, нарушается мелодико-интонационная сторона речи.
Для повышения качества обучения данных групп учащихся, необходимо учитывать особенности физического развития, то есть, выстраивать логопедические занятия со сменой деятельности. С этой целью на занятиях, я предлагаю учащимся четыре рабочих зоны: за конторками, за партой, у доски и в развивающей зоне. Это приводит к снятию продолжительной статической нагрузке на позвоночник и, как следствие, учащиеся меньше устают и лучше усваивают предложенный материал. Предлагаю вашему вниманию демонстрацию рабочих зон и их использование на занятиях.
I зона оборудована специальной мебелью (конторками). Виды работ:
- выполнение артикуляционной гимнастики;
- выполнение дыхательных упражнений;
- проведение речевых разминок;
- работа с текстом;
Дети работают за конторками в положении стоя, по рекомендации врача ортопеда. В данном состоянии положение позвоночника самое благоприятное.
Время пребывания в зоне 10-15 минут.
П зона предназначена для работы учеников за партами.
Виды работ:
- выполнение письменных работ, отработка основного материала.
Параллельно дети могут работать и в Ш зоне.
Время пребывания в зоне 20-25 минут.
Ш зона для работы у доски.
Виды работ:
- выполнение письменных и устных работ.
IV зона развивающая (многофункциональная) состоит из стенда, на котором расположен сменный материал, стол с индивидуальными карточками, играми и другими материалами, предусмотренными содержанием логопедического занятия для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода. Обучающиеся могут, по своему выбору, заниматься в данной зоне как стоя, так и сидя.
Виды работ:
- составление слоговых, звуковых схем;
- разгадывание ребусов, кроссвордов;
- конструирование (букв, слов, предложений)
- работа с динамическими таблицами.
Работу можно строить в форме учебной игры. В этой зоне находятся алгоритмы, подсказки, схемы, словари, которыми можно воспользоваться при затруднениях. Время пребывания в зоне 10-15 минут.
На 2-3 этапах обучения в логопункте предусмотрено выполнение письменных работ больших по объёму, чем на 1 этапе. Следовательно, приходится тщательно продумывать и предлагать такие задания, которые помогают снять нагрузку с позвоночника, предусматривать проведение динамических пауз, отслеживать физическое состояние каждого ученика. На занятии детям предлагается несколько видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, говорение и другие, что также способствует продуктивному усвоению изучаемого материала.
Разобравшись в данной проблеме можно сделать вывод, что речевые нарушения такие же, как и у обучающихся общеобразовательной школы, а, следовательно, содержание работы по исправлению речевых нарушений не меняется. Однако для повышения качества образования данной категории учащихся следует прислушиваться к рекомендациям врача-ортопеда по вопросу здоровьесбережения. Для педагогов, работающих с данными детьми важно знать последствия данного заболевания, т.к. физическое состояние здоровья отражается на качестве образования.
Для этого мною разработана памятка для работы с учащимися НОДА. Девиз: «Не навреди».
1) Меняй учебную деятельность (4-7 раз за урок);
2) Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут;
3) Не забудь про физминутку (1-2 по мере необходимости);
4) Место и длительность применения компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (15-20 минут активной работы);
5) Узнай индивидуальные особенности здоровья учащегося;
6) Научи каждого следить за своей осанкой;
7) Проверь соответствие мебели росту ребёнка.
Целью общего начального образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Цель логопедической работы - исправлять речевые нарушения. Достигать эти цели следует не в ущерб здоровью детей, а его сохранению и укреплению. Поэтому так важно обучение с позиции здоровьесбережения.
Будьте здоровы, спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С(К)ОУ VI вида: I вариант – дети с НОДА (сколиозом) с сохранным интеллектом, осуществляется общее образование II вариант - дети с НОДА (сколиозом) с когнитивными нарушениями ( VII вид), осуществляется коррекционно- развивающее образование III вариант - дети с НОДА (сколиозом) с нарушением интеллекта (VIII вид), осуществляется компенсаторно-адаптационное образование
Противоречие: программа А.В. Ястребовой, рекомендованная для обучения учащихся с общим недоразвитием речи и сохранным интеллектом не отражает особенности в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиозом).
Рабочие зоны: за конторкой; за партой; у доски; развивающая зона.
Виды работ в I зоне выполнение артикуляционной гимнастики; выполнение дыхательных упражнений; проведение речевых разминок; работа с текстом;
Зона работы за конторкой
Виды работ в II зоне: выполнение письменных работ
Виды работ в III зоне: Выполнение письменных работ, стоя у доски
Работа в IV зоне
Виды работ в IV зоне: составление слоговых, звуковых схем; разгадывание ребусов, кроссвордов; конструирование (букв, слов, предложений) работа с динамическими таблицами.
Памятка для работы с учащимися НОДА. Девиз: «Не навреди». 1 ) Меняй учебную деятельность (4-7 раз за урок); 2) Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут; 3) Не забудь про физминутку (1-2 по мере необходимости); 4) Место и длительность применения компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (15-20 минут активной работы); 5) Узнай индивидуальные особенности здоровья учащегося; 6) Научи каждого следить за своей осанкой; 7) Проверь соответствие мебели росту ребёнка.
Будьте здоровы! Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия представлен как образец работы в разных зонах специально оборудованного логопедического кабинета для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозом)
Тема: Дифференциация звуков [з]-[ж] (групповое занятие, 1 класс).
Задачи:
Коррекционно-обучающая-
Учить различать на слух звуки [з], [ж]
Коррекционно-развивающая-
Уточнение и сравнение артикуляции звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики, грамматического строя речи; развитие зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательная- воспитание культуры речи.
Оборудование: зеркала, картинка мимозы, индивидуальные карточки, дидактический материал.
Ход занятия.
Структура занятия | Предполагаемые действия и ответы детей |
Учащиеся работают в 1 зоне | |
1. Организационный момент - Здравствуйте ребята. Займите рабочие места. Ответьте на вопросы:
| Дети встают за конторки. Сегодня март месяц. Сегодня день недели среда. Сегодня 1 число. |
2. Артикуляционная гимнастика -Возьмите зеркала, делаем следующее упражнения:
| Выполняют упражнения |
3. Введение в тему. - Ребята, буквы спрятались, узнайте их. - Прочитайте эти буквы. - Ребята, какие звуки обозначаются этими буквами? (Мягкий звук з, называется, но в работу не включается) | Разгадывают заштрихованные буквы З и Ж. Прочитывают. Называют соответствующие звуки. |
4. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков - Дайте характеристику звуку [з], какой он? - Как расположены: губы, язык? - Проверьте работу голосовых связок. Аналогичная характеристика даётся звуку [ж]. - Давайте послушаем, закройте уши руками и произнесите звуки [з], [ж]. Что заметили? - Сделайте вывод. Что общего у звуков [з], [ж]? - Чем эти звуки отличаются? - Поэтому важно научиться различать эти звуки. | Учащиеся испытывающие трудности в построении ответов могут обратиться в IV зону за подсказкой. Согласный, звонкий, твёрдый [з]- в улыбке, у нижних зубов, [ж]- рупором, чашечкой. Согласные, звонкие, твёрдые Местом образования преграды |
5. Развитие фонематического слуха а) Ребята, послушайте внимательно слоги и повторите за мной: За-жа жа-за-жа Зи-жи жи-зи-жи Зу-жу жу-зу-жу Жоз аз-аж Зож уз-уж | Произносят слоговые дорожки |
б).Слуховой диктант слов. Хлопнуть, если услышите «з», топнуть, если услышите «ж». признак, прижать, жалость, мороженое, морозить, поджарил, скользит, пробуждение, поземка, резьба, режим, кружевной, гвоздика , | Дети топают и хлопают. |
6. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Приготовили свои ладошки. Кто скажет, какие осадки выпадают весной? Правильно дождик. Давайте поиграем в дождик. По левой руке бьём одним пальцем, теперь двумя, тремя, и т. д. | Дождик.] Дети хлопают в ладоши. |
Переход во 2 и 3 зоны | |
7. Работа в тетрадях - Записать под диктовку слова в два столбца (по наличию «з» или «ж»): пожар, забор, звонкий, зубрил, сажа, змеи, жатва, дежурный, вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил, кружить, грузить. - Проверяем. Читаем по цепочке. | Дети записывают слова в два столбика в тетради, поочерёдно работают у доски, затем проверяют. |
8. Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Давайте проверим. Что это за цветок? Желтые огоньки На веточке сидят И на нас глядят. (Мимоза.) - Составляем звуковую схему. -Записываем отгадку в тетрадь и на доске. - Проверяем у доски. - Сколько слогов в слове? - Назовите первый слог. - Назовите 1 звук, последний слог, предпоследний звук. | Да. Давайте. Мимоза. Демонстрация картинки. В слове мимоза 3 слога, потому что 3 гласных. -ми [м], -за, [з |
9. Прочитать и записать, вставляя пропущенные согласные буквы: з, ж: _иму мы _дали, _иму мы _вали. Ну_на _имой шуба, Ну_ны _имой сани Ё_ик пол_ёт в овра_ек. Тя_ело нагру_ены во_ы. _вонкое пение стри_ей слышно из далека. Наше _вено называют дру_ным. Песню раннюю _апел в ла_ури _аворонок. | Раздаются карточки, дети выполняют задание. |
Учащиеся переходят в 4 зону 10. Динамическая пауза. Игра с мячом. Изменить слова по образцу, отмечая чередования з—ж: Образец: возить - я вожу. Резать - _________... скользить — ___________.. мазать —.__________ грузить —.____________.. сказать —.____________ заказать —._______________.. отказать —.____________.. | Поймав мяч, ребёнок изменяет слово, называет и отправляет мяч ведущему. |
11. Игра «Собери предложения» -Ребята, нужно собрать предложения из слов, которые «разбросаны» на столе. зажигают Зимой рано огни: не было дорог Раньше железных. костёр разожгли Мы - Молодцы, хорошо справились с заданием. - Покажите схему этого предложения. |
Зимой рано зажигают огни. Раньше не было железных дорог. Мы разожгли костёр. Дети показывают схемы. |
12. Подведение итогов. Рефлексия. -Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. - Покажите зелёную карточку кто научился различать звуки [з], [ж], красную – кому трудно. - Вспомните, какие звуки учились различать? - Что у этих звуков общего? - Чем они различаются? - Спасибо за работу, до свидания. | Проводят самооценку. Называют звуки: «з» «ж». Согласные, звонкие, твердые. Местом образования преграды. |
Учитель-логопед МАОУ СОШ № 154
Илюшина О.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Особенности логопедической работы в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
методические рекомендации...
Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...
Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе
Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)
Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерально...
АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз) по химии для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 9 класс» О.С.Габриелян. — М.: Дрофа.Рабочая программа по химии составлена на основе Требований Федерального го...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 9.1) и умственной отсталостью 10-12 классов
Важнейшей особенностью курса «Логопедические занятия» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 10-12 классов является его коммуник...