Выявление детей, нуждающихся в сопровождении, определение их потребностей.
статья по теме
В данной статье представлен опыт работы сотрудников "Центра ПМСС" по сопровождению детей раннего и дошкольного возраста в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Разработанные карты сопровождения могут помочь педагогам ДОУ максимально рано выявить особые нужды и образовательные потребности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivanovoy_i.n.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Ирина Николаевна
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Центр психолого - медико-социального сопровождения»
г. Олонец
Выявление детей, нуждающихся в сопровождении, определение их потребностей.
Cтоит вспомнить, что идея индивидуального сопровождения возникла, как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребёнка. Возникла она у нас в стране в прошлом столетии, но до настоящего времени недостаточно осмысленна и вызывает много вопросов. Один из них, как выявить детей, нуждающихся в сопровождении и определить вид необходимой помощи.
Забота о реализации права ребёнка на полноценное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого ДОУ, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих всё дальнейшее развитие организма. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормативного могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счёт большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психолого-педагогического развития ребёнка. Начатые коррекционные мероприятия в период раннего возраста помогут устранить большинство проблем к дошкольному, младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Если представить модель службы сопровождения следующим образом,
то мы увидим, что самыми близкими участниками службы сопровождения являются родители (законные представители) и воспитатели ДОУ. Именно они наблюдают, изучают малыша ежечасно, ежеминутно. Им в помощь специалистами нашего центра была разработана карта сопровождения детей раннего возраста. В карте отражены основные показатели зрелости, ориентированные на:
- Определение уровня физического развития (общей и мелкой моторики)
- Определение сформированности познавательных процессов
- Определение сформированности ведущего вида деятельности
- Развитие речи
- Пространственные представления и основы счета
На мой взгляд, недостаточно представлено в карте определение уровня социального развития ребёнка, поскольку помимо навыков самообслуживания, необходимо определить контактность, общительность, эмоционально-волевую сферу. (Приложение 1)
После заполнения карты сопровождения воспитателем (под руководством психолога и /или логопеда), хорошо видно не только уже достигнутое ребёнком, но и находящееся в процессе созревания, отставания, или опережения. Ведь для воспитателей ДОУ не менее важна работа с детьми, имеющими условно нормативное развитие, одарёнными детьми. Карта позволяет видеть реальные возможности ребёнка, чтобы сформировать у родителей адекватную оценку ситуации, сориентировать их на дальнейшую работу, поскольку они являются полноправными участниками процесса сопровождения. В раннем возрасте родителям легче принять особенности своего малыша, т.к. есть ещё время для коррекции каких-то сфер, есть время для формирования у семьи активной жизненной позиции. Поскольку сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка, специалистами нашего Центра была разработана карта сопровождения детей дошкольного возраста. (Приложение 2).
Хочется надеяться, что предложенные карты сопровождения помогут воспитателям ДОУ максимально рано выявить особые нужды и образовательные потребности ребёнка, чтобы в дальнейшем осуществить «пошаговое» обучение, в соответствии с возможностями ребёнка на данном этапе развития, оказать психолого-педагогическую помощь родителям, включить их в коррекционный и образовательный процессы.
Библиографический список
1.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике /психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 1988г.
2. Психолого - медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов /Под ред. М.М.Семаго. М.,1999
(Приложение 1)
КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Имя, фамилия _______________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________________
Дата зачисления в ОУ________________________________________________________________
Цвета таблицы:
Зеленый – высокий уровень развития, выполняет самостоятельно.
Желтый – средний уровень развития, выполняет, но с помощью.
Красный – низкий уровень развития, не выполняет, помощь использует не в полном объеме.
Возраст | 1 год | 1,5 года | 2 года | 2,5 года | 3 года |
1. Имя | |||||
2. Фамилия | |||||
3. Возраст (показ на пальцах) | |||||
4. Члены семьи | |||||
1. Ходит | |||||
2. Бегает | |||||
3. Поднимается и спускается по лестнице | |||||
4. Ловит большой мяч | |||||
5. Бросает большой мяч в ящик | |||||
1. Держит карандаш, оставляет след на бумаге | |||||
2. Чиркает карандашом в рамках листа | |||||
3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии | |||||
4. Чертит кривую, замкнутую линию | |||||
5. Рисует шар, яблоко, другие предметы | |||||
6. Снимает колечки с пирамиды | |||||
7. Нанизывает колечки на стержень | |||||
8. Ставит 5 кубиков один на другой | |||||
9. Ставит 10 кубиков один на другой | |||||
10. Сжимает пальцы взрослого | |||||
1. Произносит 10-15 лепетных слов | |||||
2. Произносит до 40 слов | |||||
3. Активный словарь от 300 до 1500 слов | |||||
4. Строит предложения из 2-3 слов | |||||
5. Задает вопросы | |||||
6. Связная речь | |||||
1. Дифференциация предметов по величине (до 6 предметов, одинакового цвета) | |||||
2. Размещение резко отличающихся вкладышей в соответствующие отверстия | |||||
3. Размещение близких по форме вкладышей («Почтовый ящик») | |||||
4. Показ («Доска Сегена») | |||||
5. Называние геометрических фигур | |||||
6. Собирание матрешки | |||||
7. Выбор цвета по инструкции | |||||
8. Называние цветов: - красный | |||||
- желтый | |||||
- синий | |||||
- зеленый | |||||
9. Различает «полный – пустой» | |||||
10. Различает «большой – маленький» | |||||
1 Понимание предлогов: - в | |||||
- на | |||||
- под | |||||
- за | |||||
2 Различает «верх – низ» | |||||
3. Различает «право – лево» | |||||
1 Различает «много – мало» | |||||
2 Различает «один – много» | |||||
3 Различает «много – больше – еще больше» | |||||
4 Различает «мало – меньше – ничего» | |||||
5 Счет 1, 2, 3. | |||||
1. Предметно-манипулятивная деятельность | |||||
2. Отдельные игровые действия | |||||
3. Использование речи во время деятельности | |||||
4. Проявление эмоций во время деятельности | |||||
1. Строит домик | |||||
2. Показывает до 5 предметов на сюжетной картинке | |||||
3. Понимание смысла сюжета серии картинок (2) | |||||
4. Составление рассказа по серии картинок (2) | |||||
5. Умение находить парные картинки | |||||
1. Узнавание и показ игрушек (4) | |||||
2. Составление разрезной картинки (3) | |||||
1. Зрительная память (4 игрушки) | |||||
2. Рассказывание стихов | |||||
3. Пересказ знакомого небольшого текста | |||||
1. Прием пищи: | |||||
- отодвигает стул, чтобы сесть | |||||
- пододвигается со стулом к столу | |||||
- пододвигает к себе тарелку, чашку | |||||
- ест ложкой | |||||
- пьет из чашки | |||||
- отодвигает стул, чтобы встать | |||||
2. Одевание: - снимает (надевает) трусы | |||||
- надевает носки | |||||
- надевает колготки | |||||
- надевает пуловер | |||||
- надевает рубашку, не застегивая | |||||
- расстегивает рубашку (штаны) на пуговицах (3) | |||||
- расстегивает молнию | |||||
- застегивает молнию | |||||
3. Обувание: - обувает тапочки | |||||
- обувает ботинки | |||||
- застегивает обувь на липучке | |||||
- застегивает обувь на молнии | |||||
- ставит обувь в шкафчик | |||||
4. Гигиенические навыки: - моет руки | |||||
- пользуется мылом | |||||
- чистит зубы | |||||
- умывает лицо | |||||
- расчесывает волосы | |||||
- регулярно сообщает о физиологической потребности |
(Приложение 2)
КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Имя, фамилия _______________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________________
Дата зачисления в ОУ ________________________________________________________________
Цвета диаграммы:
Зеленый – высокий уровень развития, выполняет самостоятельно.
Желтый – средний уровень развития, выполняет, но с помощью.
Красный – низкий уровень развития, не выполняет, помощь использует не в полном объеме.
Возраст | 3 | 3,5 | 4 | 4,5 | 5 | 5,5 | 6 | 6,5 | 7 |
I. Общие представления 1. Имя | |||||||||
2. Фамилия | |||||||||
3. Возраст | |||||||||
4. Члены семьи (имена; старше – младше) | |||||||||
5. Обращение ко взрослому на «Вы», по имени, отчеству | |||||||||
II. Общая моторика 1. Ходит по узкой линии без поддержки | |||||||||
2. Спрыгивает со скамейки | |||||||||
3. Прыгает на: - 2-х ногах | |||||||||
- 1-ой ноге | |||||||||
4. Ловит маленький мяч | |||||||||
5. Бросает маленький мяч | |||||||||
6. Выполняет одновременно 2 вида деятельности | |||||||||
7. Перешагивает через предметы: - 10 -15 | |||||||||
- 15 -20 | |||||||||
- 20 -25 | |||||||||
III. Мелкая моторика 1. Пользуется ножницами | |||||||||
2. Сгибает лист бумаги | |||||||||
3. Завязывает узлы | |||||||||
4. Развинчивает/ завинчивает крышку | |||||||||
5. Копирует квадрат, треугольник | |||||||||
6. Рисует квадрат | |||||||||
7. Надевает мелкие предметы (елочки, грибки) на подставку | |||||||||
8. Бросает шарики в сосуд | |||||||||
9. Прокатывает шарики в ворота (на столе) | |||||||||
10. Нанизывает бусы, кольца на леску | |||||||||
IV.Речевое развитие 1. Восприятие и воспроизведение ритма | |||||||||
4 – 5 лет (из 4 элементов) | |||||||||
5 – 7 лет (из 5 элементов) | |||||||||
2. Звукопроизношение | |||||||||
3. Словарный запас (объем, точность, значение слов) | |||||||||
4. Строит предложения из 4 – 6 слов | |||||||||
5. Понимание инструкций и простых предложений | |||||||||
6. Связная речь | |||||||||
V. Познавательная деятельность 1. Узнавание, называние цветов: | |||||||||
- основные цвета | |||||||||
- розовый | |||||||||
- голубой | |||||||||
2. Величина: | |||||||||
Пирамида из 5 колец | |||||||||
Различает: «длинный – короткий» | |||||||||
Различает: «широкий – узкий» | |||||||||
Различает: «высокий – низкий» | |||||||||
Различает: «толстый – тонкий» | |||||||||
3. Форма: | |||||||||
- «Почтовый ящик» | |||||||||
- «доска Сегена» | |||||||||
- показ | |||||||||
- называние | |||||||||
4. Целостное восприятие. Разрезные картинки из: | |||||||||
- 3-х частей | |||||||||
- 4-х частей | |||||||||
-5-6 частей | |||||||||
5. Время: последовательность, называние: | |||||||||
- части суток | |||||||||
- дни недели | |||||||||
- времена года | |||||||||
6. Пространственные представления: Понимание предлогов: | |||||||||
- над | |||||||||
- из | |||||||||
- из-за | |||||||||
- из-под | |||||||||
Различает: «впереди себя» | |||||||||
Различает: «позади себя» | |||||||||
Различает: «право – лево» | |||||||||
- «на себе» | |||||||||
- «от себя» | |||||||||
Части тела: - глаза | |||||||||
- уши | |||||||||
- нос | |||||||||
- ноги/ руки | |||||||||
VI. Основы счета 1. Соотнесение количества и числа: | |||||||||
- 2 – 3 предмета | |||||||||
- 3 – 4 предмета | |||||||||
2. Понятия «больше – меньше» | |||||||||
3. Уравнивание предметов: - убавление | |||||||||
- добавление | |||||||||
4. Решение простой задачи (2 + 1) | |||||||||
5. Счет: - до 5 | |||||||||
- до 10 | |||||||||
- от 5 | |||||||||
- от 10 | |||||||||
VII. Игровая деятельность 1. использование речи во время игры | |||||||||
2. Отражение в сюжете сцен повседневной игры | |||||||||
3. Совместное со сверстниками построение сюжета - последовательность | |||||||||
- развернутость | |||||||||
VIII. Мышление 1. Строит домик, башню | |||||||||
2. Обобщения | |||||||||
3. Исключения | |||||||||
4. Составление рассказа по серии картинок (3 – 4) | |||||||||
5. Понимание смысла сюжетных картинок | |||||||||
IX. Память 1. Зрительная (игрушки или картинки) | |||||||||
2. Слуховая: - ряд слов | |||||||||
- цифровые ряды | |||||||||
X. Внимание - переключаемость | |||||||||
- концентрация | |||||||||
- устойчивость | |||||||||
XI. Рисунок 1. Чирканье | |||||||||
2. Предметный рисунок | |||||||||
3. Сюжетный рисунок | |||||||||
4. Использование цвета | |||||||||
5. Пространственные соотношения | |||||||||
6. Речь во время рисования | |||||||||
7. Рисование человека с туловищем в одежде | |||||||||
XII. Навыки самообслуживания 1. Прием пищи: | |||||||||
- тщательно пережевывает пищу | |||||||||
- убирает посуду со стола | |||||||||
- пользуется салфеткой | |||||||||
- пользуется вилкой | |||||||||
- сервирует стол | |||||||||
2. Одевание: | |||||||||
- одевается в определенной последовательности | |||||||||
- надевает куртку, пальто | |||||||||
- расстегивает пуговицы | |||||||||
-аккуратно складывает свои вещи в шкаф | |||||||||
- чистит свою одежду | |||||||||
- не путает свои вещи с чужими | |||||||||
3. Обувание: - шнурует ботинки | |||||||||
- завязывает шнурки | |||||||||
- различает обувь на правую и левую ногу | |||||||||
- чистит обувь | |||||||||
4. Гигиенические навыки: - закатывает рукава | |||||||||
- открывает/ закрывает кран | |||||||||
- регулирует струю воды | |||||||||
- полощет рот после еды | |||||||||
- пользуется носовым платком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к олимпиадам по физике в условиях «Санаторно-лесной школы» для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Эта статья поможет учителям, которые заинтересованны в том, чтобы их ученики активно участвовали в олимпиадном движении. В статье проводится сравнительный анализ моей работы в этом направ...
Положение о порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Положениео порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» горо...
Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»
Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....
Практическая работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА.
Практическая работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА.Проводится после изучения тем "Органические вещества".Работа вызывает практический интерес к изученному.Ребята не прост...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)
В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...
Принципы организации консультационной психологической помощи родителям детей, нуждающихся в прохождении ПМПК
В рамках работы представлена характеристика этапов принятия диагноза родителями детей, нуждающихся в прохождении ПМПК, а также советы по работе с родителями таких детей...
Роль классного руководителя и специалистов сопровождения детей, нуждающихся в особой поддержке
Связь поколений X, Y, Z....