Подготовка учащихся к олимпиадам по физике в условиях «Санаторно-лесной школы» для детей, нуждающихся в длительном лечении.
статья по физике по теме
Эта статья поможет учителям, которые заинтересованны в том, чтобы их ученики активно участвовали в олимпиадном движении. В статье проводится сравнительный анализ моей работы в этом направлении с одарёнными детьми из профильных классов и с больными детьми, находящимся на длительном лечении. Мой опыт доказывает, что положительный результат может получиться, если учитывть все особенности данной ситуации...
Мой педагогический стаж ─21 год. Из них 10 лет я преподавала в обычной общеобразовательной школе, 4 года в Шоде (школе одарённых детей) и в настоящее время (более 5 лет) работаю в «Санаторно-лесной школе» для детей больных туберкулёзом и нуждающихся в длительном лечении.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является подготовка детей к олимпиадам. Особенно глубоко я занималась данной проблемой в Шоде.
На протяжении всего времени я вела факультатив, мои ученики принимали активное участие в программе «Моё открытие», учились в заочной физико-технической школе при МФТИ. Мои ученики, с которыми мы вместе поднимались по лестнице знаний с 7-го по 10 класс, участвовали во всех, проводимых на тот период, олимпиадах по физике и занимали призовые места.
Конечно, когда я стала работать в «Санаторно-лесной школе», то мой энтузиазм в продвижении данной темы сначала угас. Да это и понятно! Разница колоссальная!
В Шоде учатся одарённые дети, кроме того, это здоровые дети, которые могут успешно осваивать учебную программу и заниматься углублённым изучением физики. Их девиз: Учиться!
В «Санаторно-лесной школе» ситуация с точностью до наоборот!
Здесь учатся больные дети, дети с тяжёлым заболеванием туберкулёз. Их девиз: Лечиться! И они лечатся, пьют огромное количество лекарств, что естественно отражается на их работоспособности. Ребята вынуждены пропускать занятия, так как принимают различные процедуры. У них часто болит голова, и они просто не в состоянии учиться. Дети в классах с разной подготовкой. В одном классе могут заниматься ученик АТЛ (астраханского технического лицея) и ученик сельской школы. У них разные учебники и разные программы. Много детей из детских домов и приютов. Как правило, это дети из неблагополучных семей, социальные сироты. И даже те дети, которые имеют родителей, порой не могут с ними часто видеться, так как, те проживают в сельской местности, далеко от города. Ребята находятся на лечении и соответственно на обучении от 3-х месяцев до 1,5 года.Учителю надо очень постараться, чтобы вовлечь всех в учебный процесс!Так постепенно, я выяснила, что среди учеников нашей школы есть увлечённые физикой ребята и стала готовить их к олимпиадам. Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя. Подготовка учащегося к участию в олимпиадах по физике должна включать в себя несколько составляющих. Приступая к подготовке к участию в олимпиадах по физике, нужно помнить о том, что олимпиада ─ это всего лишь интеллектуальное соревнование, которое проводится с целью повышения интереса школьников к изучению предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_olimpiadam.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся
к олимпиадам по физике в условиях
«Санаторно-лесной школы»
для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Мой педагогический стаж ─21 год. Из них 10 лет я преподавала в обычной общеобразовательной школе, 4 года в Шоде (школе одарённых детей) и в настоящее время (более 5 лет) работаю в «Санаторно-лесной школе» для детей больных туберкулёзом и нуждающихся в длительном лечении.
К сожалению, отмечаю, что у многих школьников, даже у одарённых, наблюдается снижение познавательной активности, что существенно влияет на качество знаний, тормозит развитие творческих способностей учащихся.
В школьных программах постепенно усиливается творческий аспект обучения, но в тоже время в них мало представлены средства достижения целей творческого развития учащихся, недостаточна ориентация на собственное творчество школьников.
Интерес–один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий способности. И.П. Павлов связывал проявление интереса с безусловным ориентированным рефлексом «что такое?» Этот рефлекс соответствует ситуативному интересу, который может служить мотивом деятельности. Главное в нём – новизна информации. Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
Интерес к физике станет тогда непрерывным и стойким, когда ученики научатся видеть физические процессы в самых обычных, привычных вещах, когда они будут удивляться этому обычному. Считаю, что чем раньше начать работу по формированию мотивации учебной и познавательной деятельности учащихся, тем лучше будет результат в будущем. Чтобы процесс обучения был успешным, я различными способами стараюсь прививать интерес к предмету, как на уроке, так и во внеурочное время.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является подготовка детей к олимпиадам. Особенно глубоко я занималась данной проблемой в Шоде.
Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны. Исходя из выше сказанного, можно определить следующие цели проведения олимпиад по физике:
1. Формирование интереса к предмету;
2. Выявление и поддержка наиболее талантливых ребят;
3.Развитие нестандартного мышления, творческих способностей учащихся;
4.Пропаганда научного мировоззрения;
5.Воспитание чувства ответственности, трудолюбия, патриотизма.
6.Профессиональная ориентация.
На протяжении всего времени я вела факультатив, мои ученики принимали активное участие в программе «Моё открытие», учились в заочной физико-технической школе при МФТИ. Мои ученики, с которыми мы вместе поднимались по лестнице знаний с 7-го по 10 класс, участвовали во всех, проводимых на тот период, олимпиадах по физике и занимали призовые места.
Конечно, когда я стала работать в «Санаторно-лесной школе», то мой энтузиазм в продвижении данной темы сначала угас. Да это и понятно! Разница колоссальная!
В Шоде учатся одарённые дети, кроме того, это здоровые дети, которые могут успешно осваивать учебную программу и заниматься углублённым изучением физики. Их девиз: Учиться! Классы комплектуются с учётом профильного обучения. Надо отметить, то в Шоде активную позицию занимают родители, которые имеют тесный контакт с педагогами и готовы всегда откликнуться на инициативу учителя. И, главное, ученики Шода живут дома, в семье, в нормальных условиях, где им могут помочь в любую минуту.
В «Санаторно-лесной школе» ситуация с точностью до наоборот!
Здесь учатся больные дети, дети с тяжёлым заболеванием туберкулёз. Их девиз: Лечиться! И они лечатся, пьют огромное количество лекарств, что естественно отражается на их работоспособности. Ребята вынуждены пропускать занятия, так как принимают различные процедуры. У них часто болит голова, и они просто не в состоянии учиться.
Дети в классах с разной подготовкой. В одном классе могут заниматься ученик АТЛ (астраханского технического лицея) и ученик сельской школы. У них разные учебники и разные программы. Много детей из детских домов и приютов. Как правило, это дети из неблагополучных семей, социальные сироты. И даже те дети, которые имеют родителей, порой не могут с ними часто видеться, так как, те проживают в сельской местности, далеко от города. Ребята находятся на лечении и соответственно на обучении от 3-х месяцев до 1,5 года. Без семьи, без друзей, вырванные из своей обычной жизни. Это серьёзное испытание для каждого ребёнка! Дети мечтают быстрее вылечиться и уехать домой! И школа призвана помочь детям в осуществлении этой мечты. Я понимаю, как тяжело в такой ситуации детям учиться, а ещё тяжелее учиться хорошо. Учителю надо очень постараться, чтобы вовлечь всех в учебный процесс!
Обучение в школе проходит в щадящем режиме, уроки длятся 35 минут, домашнее задание ─ минимальное. В школе работают психолог и социальный педагог, которые стремятся сократить период адаптации учащихся и проводят большую работу для создания психо-эмоционального комфорта.
Первый год моей работы был адаптационным и для меня. Я привыкала к новым условиям, присматривалась, знакомилась с опытом работы других учителей. А потом поняла, что и среди больных детей есть способные дети и надо обязательно им помогать в развитии их способностей, чтобы после выздоровления они быстро влились в свой прежний коллектив, не отстали от программы и могли на равных условиях конкурировать со здоровыми детьми. С чего же я начала?
Во-первых, я попробовала применить контрольные работы с набором задач, около которых указаны баллы. За определённое количество баллов ученик получает соответствующую оценку. Можно решить 5 задач и получить «5», а можно решить 1 задачу и тоже получить «5». Хочу признаться, что не всем ученикам такая идея понравилась, потому что в их школе это не принято. Для тех, кто не хочет экспериментировать, я предлагаю обычную контрольную работу. Тем самым я создаю ситуацию успеха и выявляю способных ребят.
Во-вторых, я предложила ребятам задачи «Проверь себя», которые позволяют им самостоятельно проверить уровень своих знаний. Выполняют они эту работу по желанию во внеурочное время. Данный вид деятельности способствует развитию самостоятельности и любознательности ребят.
В-третьх, использую различные методические приемы:
Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.
Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.
Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, консультация преподавателя.
Кроме того, с 2011года я веду кружок для учащихся 5-6 классов «Занимательная физика», на котором ребята с увлечением погружаются в удивительный «физический» мир, делают различные эксперименты и наблюдения. И это им безусловно нравится!
Так постепенно, я выяснила, что среди учеников нашей школы есть увлечённые физикой ребята и стала готовить их к олимпиадам.
Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя.
Подготовка учащегося к участию в олимпиадах по физике должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего, учащийся должен полно и всесторонне освоить материал школьной программы соответствующего класса по физике и математике без этого достичь высоких результатов при выступлении на физической олимпиаде невозможно.
Многолетний опыт проведения олимпиад по физике показывает, что участники значительно лучше справляются с теоретическими заданиями, экспериментальная подготовка наших школьников нуждается в существенном усилении.
Важной составляющей обучения решению задач должно служить их прикладное назначение! Необходимо особое внимание уделять решению экспериментальных задач. Эти задачи развивают воображение, практические навыки и умения, способствуют более глубокому осмыслению тех или иных понятий. Мною собран достаточный набор таких задач. Кроме того я составила ряд творческих лабораторных работ для учеников 7-го и 8-го классов.
Физика в школе изучается с 7 класса, а серьезное участие в олимпиаде (городской, районный тур) начинается с 9 класса. Следовательно, возникший разрыв необходимо устранить на школьном уровне. Считаю, то прививать интерес к предмету физика надо как можно раньше! В нашей школе сложилась хорошая традиция проводить предметные недели. Несколько раз мы проводили интегрированную неделю естественных наук и начальной школы. Так я вместе с учителем начальной школы проводила урок в 7 и 3 классе «Удивительное вещество-вода». Как горели глаза малышей! Не пропал бы этот огонёк к окончанию школы…
И конечно, прививать интерес к учению должен учитель.
Так как ученики нашей школы по медицинским показаниям не могут принимать участие в очных олимпиадах, то я предложила им попробовать силы в заочных конкурсах.
В 2008-2009 учебном году впервые 4 ученика приняли участие в заочной Всероссийской олимпиаде «Авангард». Основная цель олимпиады – привлечение всех заинтересованных школьников независимо от уровня их знаний к систематической учебе на заочном отделении школы «Авангард». Олимпиада
«Авангард» учреждена Министерством образования России и имеет большой практический опыт заочного обучения школьников физике и математике. Работа школы ориентирована, прежде всего, на «среднего» ученика, что позволяет оказывать реальную помощь в учебе.
Ученик 7-го класса, Чунов Азат, стал победителем и получил диплом. В этом же году 3 ученика участвовали в олимпиаде АГТУ «Абитуриент-2009», все успешно прошли I-заочный тур и были приглашены к участию в II очном туре. К сожалению, по медицинским показаниям, только один ученик 11 класса, Ишангалиев Алмаз, смог принять участие в II туре, но в III тур он не попал.
В 2009-2010 учебном году уже два ученика получили дипломы победителей в заочной Всероссийской олимпиаде «Авангард». Теперь каждый год наши ученики принимают участие, как в «Авангарде», так и в других заочных олимпиадах. И это очень радует!
Признаюсь, что я помогаю ребятам решать сложные задачи. Мы вместе разбираем трудные места, рассуждаем и потом вместе радуемся успеху. А, как по-другому их научить? Ведь обычным школьникам тоже, наверняка помогают взрослые, а наши дети изолированы от всех, и помочь им, кроме учителя, некому!
Приступая к подготовке к участию в олимпиадах по физике, нужно помнить о том, что олимпиада ─ это всего лишь интеллектуальное соревнование, которое проводится с целью повышения интереса школьников к изучению предмета. Поэтому не следует расстраиваться, если учащемуся не удалось стать победителем олимпиады по физике. В любом случае подготовка к олимпиаде позволяет
глубже освоить школьную программу, изучить дополнительные вопросы курса физики, научиться решать различные типы задач (в том числе, весьма трудных). В конечном итоге, все это принесет ощутимую пользу в плане получения хорошего образования и положительно скажется при сдаче выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в высшее учебное заведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для подготовки к олимпиаде по физике обучающихся 7-8 кл
Задания для подготовки к олимпиаде по физике обучающихся 7-8 кл.по различным темам.Тема 1. Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно....
Задания для подготовки к олимпиаде по физике
В материале представлены примерные задания (муниципального этапа олимпиады ) с решениями...
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей, находящихся на длительном лечении в больнице.
Материал предназначен учителям, воспитателям, работающим с детьми в больницах и санаториях....
Положение о порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Положениео порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» горо...
Электронные образовательные ресурсы в обучении детей, находящихся на длительном лечении
1.Дистанционное участие учащихся в уроке2.Мобильная электронная школаhttps://drive.google.com/open?id=0B2Ov7VI5SHaVbzhNTmUtZ2tNUDQ...
Задания для подготовки к олимпиаде по физике.
Задания для подготовки к олимпиаде по физике....
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)
В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...