Принципы организации консультационной психологической помощи родителям детей, нуждающихся в прохождении ПМПК
статья

Нестеров Максим Викторович

В рамках работы представлена характеристика этапов принятия диагноза родителями детей, нуждающихся в прохождении ПМПК, а также советы по работе с родителями таких детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы организации консультационной психологической помощи
родителям детей, нуждающихся в прохождении ПМПК

В конце апреля 2021 года уполномоченный при президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова заявила о росте числа детей с особыми образовательными потребностями в РФ на 9,4%, при этом рост числа таких детей, обучающихся в обыкновенных классах, составил 17,4%, что, по её мнению, является показателем развития инклюзивного образования в нашем государстве. [1]

На наш взгляд, количество детей с ограниченными возможностями здоровья больше заявленного детским омбудсменом.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), целью которой является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. При этом проведение самого обследования (ПМПО) возможно только с письменного согласия родителей (законных представителей) для детей до 15 лет и с согласия самого ребенка в возрасте от 15 лет, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. [2]

Таким образом, возникают 2 вопроса:

  • как убедить родителей (законных представителей) ребенка в необходимости посетить ПМПК, если администрация образовательного учреждения, педагоги и школьный психолог видят в этом необходимость?
  • каким образом следует организовать консультационную психологическую помощь родителям детей, нуждающихся в прохождении ПМПК, для сохранения психологического здоровья семьи?

В 2017 году было проведено исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей, по результатам которого было выявлено, что при свыше 90%-ой осведомленности родителей о наличии школьного педагога-психолога только 38% получали психологическую помощь. Причём в списке причин обращений не указаны вопросы, связанные с физическим и (или) психическим развитием ребёнка. [3]

Мы взяли интервью у директоров четырёх образовательных учреждений города Саратов. По результатам интервью было выяснено, что только в 2021 году данные ОУ выдали родителям 29 рекомендаций, указывающих на необходимость пройти ПМПО. Причём 4 семьи категорически были против обследования, около 12 семей обратились за помощью в центры дополнительного образования, так и не получив заключение специалистов. По словам руководителей образовательных учреждений, большая часть родителей мотивирует свой отказ от обследования ребенка страхом перед тем, что на их ребёнка «будут показывать пальцем» как в школе, так и их ближнем окружении.

Можем утверждать, что такие проблемы встречаются не только в опрошенных четырёх школах г. Саратов. В своей статье Отрошко Г.В. опубликовал результаты анализа опросов родителей, чьих детей направили или направляют на ПМПО:

  • 10% родителей категорически против обследования,
  • 70% родителей, отказавшихся от обследования, указывают внешние причины и отказываются признавать тот факт, что их дети имеют особые образовательные потребности. [4]

В рамках данных результатов можем утверждать о необходимости организации комплексной помощи не только детям, но и их родителям. Причём такая помощь на уровне центральных ПМПК (ЦПМПК) в некоторых субъектах РФ организована. Только в Челябинской области в 2015 году специалистами ЦПМПК, помимо укрепляющих, формирующих и развивающих занятий, было проведено 6092 консультации, из которых 3198 консультаций с родителями. [5]

При этом педагоги, педагоги-психологи, администрация образовательных учреждений не всегда, на наш взгляд, способны оказать консультацию, помочь в принятии ситуации родителем и успокоить их, положительно настроить родителей и детей к обследованию. Принимая во внимание исследование Отрошко Г.В., мнение директоров опрошенных нами образовательных учреждений, можем прийти к выводу, что принятие родителями необходимости проведения ПМПО является одним из видов переживание потери, утраты.

К. Изард в своих трудах утверждал о том, что горе как переживание потери, утраты – многогранное явление, которое может быть классифицировано по объектному основанию: «Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными». [6] В рамках данной научно-исследовательской работы мы рассмотрим горе как утрату соответствующих способностей и (или) возможностей.

Для более четкого понимания, каким образом, можно оказать психологическую помощь родителям, рассмотрим стадиальные концепции переживания утраты Элизабет Кюблер-Росс, Дж. Рейнуотера и Ф.Е. Василюка. Стоит сразу признать, что данные концепции описывают в большей мере стадии принятия именно физической утраты, в точности смерти близкого человека (в концепции Элизабет Кюблер-Росс – принятие своей скорой смерти). Однако мы попробуем протрактовать данные концепции в рамках темы исследовательской работы ввиду того, что считаем отказ принять необходимость в ПМПО заключается в страхе принятия «смерти» старой жизни и начала новой с диагнозом.

Согласно концепции Элизабет Кюблер-Росс [7], существует 5 стадий принятия горя, каждая из которых длится определенное количество времени.

  1. Стадия «Отрицание и изоляция» сначала выражается шоковым состоянием субъекта, что, по мнению автора концепции, является механизмом защиты, позволяющим субъекту собраться с мыслями. После шокового  состояния наступает отрицание, которое впоследствии трансформируется в частичное отрицание.
  2. Стадия «Гнев» выражается в эмоциональных выпадах субъекта на окружающих его людей, выражается в попытке найти виновного в случившемся.
  3. Стадия «Торговля» характеризуется своей непродолжительностью. На этой стадии субъект пытается «торговаться» с заболеванием (в рамках нашей работы – с окружающими) с целью отсрочить принятия произошедшего
  4. Стадия «Депрессия» делится, по мнению Кюблер-Росс, на 2 этапа: реактивную и подготовительную скорбь. На первом этапе происходит рефлексия своих действий, возможно признание своих ошибок. На данном этапе субъект общителен, он желает поделиться с окружающими своими мыслями. На втором этапе происходит частичное принятие случившегося, субъект осознает неизбежность происходящего. Этот этап характеризуется молчаливостью субъекта.
  5. Стадия «Смирение». К этой стадии субъект уже выразил все свои эмоции, он готов спокойно принять происходящее как должное и начинает размышлять о грядущей смерти. В рамках нашей работы размышления о грядущей смерти заменяются на готовность начать взаимодействовать с ПМПК.

Джанетт Рейнуотер предложила концепцию [8], согласно которой принятие горя можно разделить всего на 3 стадии.

  1. Стадия шока, во время которой субъект постоянно напоминает себе о произошедшем и пытается осмыслить случившееся.
  2. Стадия горя и страдания характеризуется злобой к окружающим и (или) к себе, попытка найти виновных. Очень часто субъект пытается ответить себе на вопрос «Что было бы, если бы…», предается приятным воспоминаниям.
  3. Стадия осознания, с начала которой субъект принимает произошедшее, а затем выражает готовность к своему дальнейшему развитию, несмотря на случившееся.

Рассматривая стадиальные концепции нельзя не упоминуть о вкладе отечественного психолога Фёдора Ефимовича Василюка, который выстроил свою концепцию на основе двух парадигм: парадигме забвения и парадигме памятования. Отечественный психолог, как и его коллеги, разделил переживание горя на этапы: шок, поиск, острое горе, остаточные толчки и реорганизация, завершение. [9]

Можем увидеть, что в целом авторы концепций придерживаются единого мнения в стадиальном разделении переживания горя (утраты). На основании рассмотренных концепций опишем стадии развития эмоциональных реакций у родителей, получивших рекомендацию на прохождение ПМПО.

  1. Шок, растерянность, страх. Данный этап будем детерминировать чувством вины, беспомощностью, чувством собственной неполноценности. Опираясь на работы М.М. Семанго, Н.Я. Семаго, И.В. Нефедовой, Т.Д. Яковенко и др. [10, 11, 12, 13], можем предположить, что на данном этапе возможно начало кризиса в семье. По мнению данных авторов, постановка диагноза является спусковым крючком для ухода радости, покоя и безмятежности из многих семей.
  2. Отрицание. Эмоции на данном этапе являются своеобразным механизмом защиты, позволяющим сохранить (или попытаться сохранить) существующую стабильность в семье, вернуть радость, покой и безмятежность, которые могут исчезнуть вследствие постановки диагноза ребёнку. По мнению Т.Д. Яковенко в большинство семей начинает трансформироваться в одну из трёх моделей: модель отрицания дефекта и эмоциональной изоляции ребёнка, модель гиперопеки, модель скрытого отвержения ребёнка. [13]
  3. Подавленность (возможна депрессия). Данный этап наступает в момент понимания родителем необходимости прекращения отрицания и начала взаимодействия со специалистами. В это время состояние родителей может характеризоваться невротической симптоматикой: высоким уровнем тревожности, неуверенностью в собственных силах, сниженным фоном настроения, низкой активностью, ранимостью, подавленностью. Довольно часто фиксируется неадекватность поведения, выражающаяся в агрессивности, раздражительности, несдержанности и недоброжелательности. [13] Можем предположить, что возможно наступление депрессивных состояний, обрывы социальных контактов с окружающими, распад семьи.
  4. Принятие. Финальным этапом выступает принятие ситуации и социально-психологическая адаптация

Рассмотрим основные формы и направления взаимодействия с родителями и психотерапевтические методы, позволяющие оказать необходимую поддержку родителям на каждой стадии.

К основным направлениям и формам взаимодействия [4] педагога-психолога, педагога, администрации образовательного учреждения с родителями ребёнка, применяемыми нами в ходе практической деятельности, можем отнести:

  • консультационные беседы;
  • анкетирование и интервьюирование родителей с целью выяснения их ожиданий от взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения и ПМПК;
  • инструктирование родителей в рамках их самостоятельной работы с ребёнком;
  • проведение «родительских чаепитий» с целью создания непринужденной обстановки при обсуждении проблем и трудностей;
  • стимулирование творческой активности родителей;
  • психотерапевтические, психо-коррекционные, арт-терапевтические совместные занятия с детьми и родителями;
  • рекомендация специальной литературы по воспитанию и развитию детей, имеющих то или иное заболевание.

Опишем основные психотерапевтические методы, применяемые нами на каждой стадии работы с родителями в ходе апробации данной работы.

  1. Использование авторитета. За счёт своего авторитета сотрудник образовательного учреждения пытается донести до родителей, что их вина в произошедшем отсутствует. Важно заметить, что данный метод следует применять в момент сообщения родителям рекомендации о прохождении ПМПО до момента возникновения мыслей у родителей о наличии их собственной вины в случившемся.
  2. Нормализация.  Цель данного метода: показать, что испытываемые чувства людей в данный момент времени понятны специалисту, что похожие эмоции переживают многие люди, столкнувшиеся с данной проблемой.
  3. Новая когнитивная основа. Специалист помогает приобрести новую когнитивную основу, в которой действия родителей приобретают другое, менее стрессовое значение.
  4. Ограничение ответственности. Сотрудник образовательного учреждения с помощью данного метода ограничивает ответственность родителей в рамках сложившейся ситуации, указывая на то, что они не несут полной ответственности за произошедшее в полном объеме.
  5. Развитие рабочего сотрудничества. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день до сих пор должным образом не воспитана культура отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, сотрудники образовательного учреждения должны максимально показать свою заинтересованность в помощи родителям и их ребенку, а не в их осуждении, должны продемонстрировать активную работу в пользу их интересов.
  6. Акцентирование положительного.  Информирование родителей о необходимости проведения ПМПО часто приводит к снижению самооценки. При заниженной самооценке, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей возможности принятия правильного решения и адекватного поведения. Задача специалиста, осуществляющего консультацию, постоянно «вознаграждать» родителей, подчеркивая правильность их действий. [14]

При организации консультационной помощи перед сотрудниками образовательных учреждений стоят, как правило, две основные задачи:

  • создание психологических условий для принятия сложившейся ситуации;
  • создание психологических условий для преодоления кризисного состояния в семье.

Беседа с родителями должна носить доверительный характер. Специалистам необходимо донести информацию о возможных будущих негативных последствиях в случае, если родители не захотят проходить ПМПО, подменяя реальные проблемы объяснениями «такой возраст», «слабая мотивация», «ленивый» и т.п.

Многие родители переживают, что обучение ребёнка по специальным программам не даст ему необходимый уровень образования. Для решения данной проблемы можно

  • предоставить для ознакомления «Положение об оценивании учебных достижений обучающихся с ОВЗ в школе…»;
  • предоставить для ознакомления локальные акты, обеспечивающие участие родителей ребёнка с ОВЗ в составлении адаптированной образовательной программы для их ребёнка;
  • предоставить возможность посетить уроки в классе, реализующем адаптированную основную образовательную программу для детей с ОВЗ. [4]

Апробация данной работы подтвердила успешность именно последнего пункта. Обучающаяся 6 класса имела умственные ограничения, о чем заявляли сотрудники образовательного учреждения. Мать девочки отказывалась признавать данный факт. Весной текущего года она была приглашена нами на уроки как в обыкновенный класс, где обучалась её дочка, так и в классы, где реализуются адаптивные образовательные программы. Благодаря личной оценке качества работы педагогического состава в «специальных» классах, а также сравнительной оценке уровня работы её ребенка с уровнем работы других детей в обыкновенном классе, мать девочки пришла к выводу, что ребёнку необходимо посетить ПМПК.

При этом важно понимать, что более эффективная работа будет выстраиваться только в том случае, если сотрудники образовательного учреждения планомерно подведут родителей к необходимости обращения в ПМПК. Для этого необходимо изначально определить уровень понимания родителями характера проблем и трудностей ребёнка в обучении, а также уровня адаптации семьи к ним.

Для аргументированности своей позиции специалисты образовательного учреждения должны провести анализ проблем, выявить, когда и при каких обстоятельствах впервые были замечены отклонения. Данная работа подразумевает тесное взаимодействие педагога-психолога, педагога и администрации образовательного учреждения. При общении с родителями и информировании о результатах аналитической деятельности можно предложить им привести собственные примеры наблюдений за ребёнком. При такой беседе родители, скорее всего, примут позицию образовательного учреждения.

На наш взгляд, родителям необходимо ознакомиться с одной из памяток для родителей (законных представителей) по подготовке к прохождению ПМПК детьми. [15]

Зачастую личность специалиста, оказывающего консультационную помощь, выступает одним из важных и основных механизмов влияния на принятие того или иного решения родителями. Соответственно, данное консультирование является сложной профессиональной задачей, к выполнению которой необходимо готовиться как молодым специалистам, так и специалистам со стажем, анализируя не только проблемы ребенка, но и ситуацию в семье в целом для выстраивания грамотной, продуктивной беседы.

Благодаря успешному выполнению своих профессиональных обязанностей сотрудники образовательного учреждения не только помогут ребёнку и родителям посмотреть правде в глаза, но и помогут социализировать «проблемного» ребёнка, предоставить ему возможность в своей дальнейшей самореализации как полноправного члена общества и сохранить психологическое здоровье в семье.

Список используемой литературы:

1. В России выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья // РИА Новости – URL: https://ria.ru/20210430/deti-1730713092.html (дата обращения: 16.07.2021).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" от 20.09.2013 № 1082 // Российская газета. - 2013 г. - № 30242

3. Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Том 9. – № 4. – C. 1–11 doi: 10.17759/psyedu.2017090401

4. Отрошко Г.В. О работе с родителями, отказывающимися от обследования ребёнка в условиях ПМПК // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – 
№6-5. – С. 26-29.

5. Бушуева Л.А., Кондакова О.Н., Эберт В.В. Организация комплексной помощи детям и их родителям в условиях центральной ПМПК Челябинской области // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – №2 (13). – С. 33-37.

6. Шефов С.А. Психология горя. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.

7. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – Издательство АСТ, 1969 (пер. AST Publishers, 2021). – 360 с.

8. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом – 2-е изд. М.: Прогресс, 1993, 360 с.

9. Бурина Е.А. Основные подходы к изучению утраты // Интерактивная наука. – 2016. – №6. – С. 54-56.

10. Нефедова И. В., Скворцов И. А., Ночевка Л. А., Дедов Н. П. Личностные особенности и динамика психоэмоционального состояния матерей при лечении ребенка с психоневрологической инвалидностью // Исцеление. – М., 1995. – Вып. 2.

11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002

12. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

13. Яковенко Т.Д. Современные подходы к организации взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогических комиссий с родителями // Вестник педагогических инноваций. - 2015. - №2 (38). - С. 51-57.

14. Как объяснить родителю о необходимости ПМПК для его ребенка. // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/02/kak-obyasnit-roditelyu-o-neobkhodimosti-pmpk-dlya-ego-rebenka (дата обращения: 18.07.2021).

15. Памятка для родителей (законных представителей) по подготовке к прохождению ПМПК детьми // Управление образования Администрации города Симферополя URL: https://clck.ru/WEP8t (дата обращения: 18.07.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...

«Рекомендации родителям по подготовке к прохождению ПМПК».

Данная статья содержит подробные рекомендации для родителей по подготовке к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии....

Психологическое сопровождение родителей детей, посещающих группу кратковременного пребывания.

В статье рассматривается значение ГКП в современной России, формы, методы, задачи групп, взаимодействие с родителями, представлены некоторые упражнения в работе с детьми....

"Психологическая помощь для детей в случаях суицидального ориентированного поведения" - памятка

Памятка предназначена для обучающихся в случае возникновения необходимости психологической помощи при суидидальном ориентировании несовершеннолетнего....

Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ

Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ...

Методы и технологии социально-психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ, обучающихся в ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".

Давно общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качественного и многостороннего взаимодействия семьи и школы. Тем более, такая зависимость очень вел...

Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ

Презентация для выступления с докладом на заседании методического объединения по теме "Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ&q...