"Результативность использования логопедических игр и упражнений в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"
методическая разработка по теме
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры преодолевается застенчивость, скованность которые свойственны детям с нарушением речи. Во время игры у этих детей развивается инициативность.В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №1 .
Методическая разработка
Тема: Результативность использования логопедических игр и упражнений в коррекции звукопроизношения детей с ОНР.
(Из опыта работы)
учитель – логопед Самонова Наталья Викторовна
2014год
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Исправление звуков проводится поэтапно (слайд 2). Различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. всё то, что помогает ребёнку в дальнейшем хорошо учиться.
Цель подготовительного этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Цель этапа постановки звука – добиться правильного звучания изолированного звука.
Цель этапа автоматизации звука – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Цель этапа дифференциации звука – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Работа в подготовительном этапе идёт одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (слайд 3), направление воздушной струи, развитие мелкой моторики рук(слайд 4), фонематического слуха, отработка опорных звуков.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу. Работая с детьми с общим недоразвитием речи, учителя-логопеды встречаются с рядом трудностей при формировании правильного звукопроизношения. Бывает не так трудно поставить ребенку с ОНР звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Известно, что ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук в слове после того, как повторит многократно это слово. Но механическое повторение утомляет детей, не «стимулирует» к самостоятельному употреблению слов.
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры преодолевается застенчивость, скованность которые свойственны детям с нарушением речи. Во время игры у этих детей развивается инициативность.
В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длительный и однообразный, с игрой. В логопедическом кабинете оформила уголок «Звуковая игротека» (слайд 5) и составила картотеку логопедических игр и упражнений для коррекции звукопроизношения детей с ОНР (слайд 6). Использую картотеку для индивидуальных и подгрупповых занятий, в совместной работе воспитателей и родителей. Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков. В разных играх автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на разных этапах: в словах, словосочетаниях, предложениях или в связной речи. Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития:
- для развития фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений) игры (слайд 7): «Цепочка», «Расселить по своим «квартирам», «Строители», «Домики – схемы», «Аквариум». Эти игры подобраны для Киры, Марка, Софьи и Ярослава;
- для совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи игры (слайд 8):. «Игры с парными карточками», « Закончи фразу», « Назови действие правильно», « Назови предмет (объект правильно)», «Отгадай загадку», « Расскажи скороговорку (пословицу, поговорку)» использую их для Никиты, Миланы, Вероники, Саши и других детей;
- для развития мелкой моторики игры (слайд 9) « Говорящий карандаш», «Расколдуй предметы», «Загадочные картинки», «Играем со звуками» ( зашумлённые картинки и цветные трафареты). Для всех детей.
И, кроме того, достигаются общеразвивающие цели: развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), воображения, фантазии, умения взаимодействовать в играх:. «Угадай, чего не стало», «Вспомни и назови», «Подружи слова», «Посмотри и назови», «Зевака», «Почему – Потому что!», «Выбери картинку и составь предложение» и т.д. Эти игры подобраны для всех детей. Предлагаемые игры повышают интерес детей к индивидуальным и подгрупповым занятиям, способствуют более легкому и быстрому закреплению трудных звуков в речи.
Есть и компьютерные презентации для автоматизации поставленных звуков, их эффективно использовать в своей практике. Мною разработано несколько игр для автоматизации звука «л» в словах и предложениях: «Прятки с Лунтиком» - предложения с предлогами (слайд 10), «Составь предложение» (слайд 11).
Использование наглядности в детском саду занимает одно из ведущих мест среди педагогических методов воздействия. Осуществляя работу по коррекции звукопроизношения, логопеды сталкиваются с проблемой низкого самоконтроля за поставленным звуком. Поэтому возникла потребность в разработке наглядной модели состояния звукопроизношения детей. Одной из удачных форм является «экран звукопроизношения» (слайд 12). Представленная модель экрана показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику их исправления. На «экране» видно, какие звуки у ребенка нарушены (отсутствуют или искажаются), на каком этапе находится коррекционная работа (постановка или автоматизация).
Экран является наглядным пособием для учителя-логопеда, воспитателя, родителей и детей:
- учитель-логопед создает у детей положительную мотивацию к занятиям и проводит мониторинг работы по звукопроизношению;
- воспитатели и родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (какой звук еще автоматизируется, а какой уже введен в речь);
- дети стремятся как можно скорее заполнить все окошки на своем «этаже» «родившимися» звуками, вовлекаясь незаметно для себя в коррекционный процесс.
А также для воспитателей разработан «логопедический экран работы над звукопроизношением. Он оформляется каждую неделю. Воспитатели видят над каким звуком ведётся работа и на каком этапе (слайд 13). В течении года воспитатели используют в работе игры и упражнения для закрепления поставленных звуков по перспективному плану коррекционной рабаты по исправлению недостатков произношения и картотеку игр и упражнений . Коррекционная работа состоит из трёх этапов: подготовительный, формирование звука, автоматизация звука через игры и упражнения. Эти игры и упражнения используются в индивидуальных и подгрупповых занятиях, вечерних занятиях и режимных моментах. Педагогами группы разработана картотека «Логопедическая игротека». Этот материал используется и для вечерних занятий по заданию логопеда.
Быстрота введения звука в речь зависит не толь от усилий педагогов, а от домашней ежедневной работы родителей с ребёнком. Для родителей оформила информационный стенд «Звуки речи» для консультаций, логопедических игр и упражнений в коррекции звукопроизношения (слайд 14).
Сейчас много литературы для закрепления произношения звуков в речи. Для совместной работы с родителями по закреплению произношения звуков я использую серии логопедических домашних тетрадей с играми и упражнениями, которые развивают фонематический слух, восприятие, а так же совершенствуют связную речь и грамматический строй языка, тренируют зрительную память, подготавливают руку к письму (слайд 15). Для домашних заданий использую игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик» для формировании фонетики карандашом. Ребята автоматизируют звук в слогах, словах, предложениях. Одновременно развивают навыками рисования и письма (слайд 16). Для домашних заданий я использую звукотаблицы (слайд 17). Данное практическое пособие поможет родителям в работе по исправлению дефектов звукопроизношения в качестве домашних заданий на автоматизацию и дифференциацию корректируемых звуков. Выполняя задания по звукотаблицам, дети смогут усвоить также и грамматический строй родного языка, овладеть навыками словоизменения и словообразования.
Цели:
• автоматизация, дифференциация корректируемых звуков в словах (в разной позиции), словосочетаниях, предложениях;
• развитие грамматически правильной речи (словоизменение, словообразование, согласование существительных с прилагательными, числительными);
• развитие лексического запаса;
• развитие цветового восприятия;
• развитие пространственной ориентировки;
• развитие связной речи
Работа со звукотаблицей проводится индивидуально. За один подход можно выполнять по 3 – 4 задания, по желанию ребенка можно увеличить количество заданий, выполняемых за один прием. А также я разработала памятку для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить». В памятке родителям предлагаются речевые игры и упражнения, которые они могут использовать дома при закреплении правильного произношения. При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной (часто, азартной) форме и с каким удовольствием играют дети. При этом автоматизация поставленных звуков в игре осуществляется в более сложной речевой ситуации, чем при повторении определённых слов и фраз за логопедом или воспроизведении заученных стихотворений или рассказов. Так как в игре ребёнок вынужден распределять своё внимание между контролем за правильным звукопроизношением, выполнением игровых действий и правил, работой воображения, построением самостоятельных речевых высказываний, подбором слов, грамматическим оформлением речи и выполнением мыслительных операций. Это сказывается на результатах работы. Помимо успешного достижения основных логопедических целей игры способствуют решению и других задач речевого развития и совершенствования разнообразных психических процессов ребёнка. Их использование повышает интерес к логопедическим занятиям, формирует положительный эмоциональный настрой.
Результаты обследование детей позволяют говорить о положительном влиянии использования логопедических игр и упражнений в коррекции звукопроизношения детей с ОНР:
Динамика коррекционного процесса по звукопроизношению показала (слайд 18)
Нарушение на начало года середина года на конец года
свистящие звуки 70% 59% 26%
шипящие звуки 83% 70% 49%
сонорные 98% 82% 60%
Таким образом, использование подобных игр у упражнений дает большие возможности для психо-речевой компенсации детей с общим недоразвитием речи, а именно:
- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
- успешно развивается речевая сноровка;
- обеспечивается психологический комфорт;
- дети запоминают большое количество речевого материала;
- активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление) (слайд 19).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР
Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...
Основные этапы индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизношения детей с дизартрией при ДЦП.
Основные этапы индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизношения детей с дизартрией при ДЦП....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
В Феднральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...
Методические разработки по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей»
В данной работе рассматривается проблема девиантного поведения у подростков; определяются причины его возникновения и основные принципы работы педагога с детьми, поведение которых отклоняет...
Методическая разработка «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у подростков»
Материалы для педагогов...
Использование логопедического адвент – календаря в разновозрастной группе для детей с НОДА.
Использование адвент-календаря учителем-логопедом в разновозрастной группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата помогает выполнять несколько важных задач логокоррекционной раб...