Нарушения письменной речи младших школьников.
статья по теме
В данном материале рассматриваются основные группы дисграфических ошибок письма. Приводятся примеры.
Материал будет полезен учителям начальных классов и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Специфические ошибки при письме. | 16.85 КБ |
Артикуляционная гимнастика дома. | 13.93 КБ |
Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины. | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Нарушения письменной речи младших школьников»
автор: учитель-логопед ГБОУ №6
Захаркина Н.А.
Специфические ошибки письма.
Ошибки письма, на которые следует обратить внимание.
Для обозначения нарушений письма используется термин «дисграфия».
Дисграфия – это нарушение, при котором имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).
Рассмотрим основные группы дисграфических ошибок и проиллюстрируем их примерами письма
учащихся 1-х-2-х классов.
1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б- п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш в сильной позиции звука.
Вот пример письма ученика второго класса. Ребенок пишет «бренесла» вместо «принесла», «брелетела» вместо «прилетела», «исбугались» вместо «испугались», «брогнал» вместо «прогнал».
Пример 1
«Хозяйка бренесла утятам корм. друг брелетела стреказа и утятаизбугались а храбрый Алёша брогнал стреказу..»
Замены и смешения парных звонких и глухих согласных в корне слова логопедической ошибкой не являются; замены «б» на «п», например, в слове «гриб» или «д» на «т» в слове «лодка», т.к. связаны с неумением применять правило.
2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч – щ, ц – с.
Следующий фрагмент диктанта иллюстрирует замену «ж» на «з» в слове «журавли».
Пример 2
«.. Улетели птицы на юг ласточки и зуравли ..»
3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении мягкости согласных: а-я, о-ё, у – ю, э-е, ы – и, а также пары ё-ю.
В этом примере наблюдаются частые ошибки в неправильном обозначении мягкости согласных: «лубим» - «любим»; «гулат» - «гулять»; «пос» - «пёс».
Пример 3
«.. Мы лубим гулат по лесу. Вот бежит пос…»
4. Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы «мягкий знак» на конце или в середине слова. В представленном ниже примере: «осен, дожд».
Пример 4
«Осен
Наступила осен . часто идут дожд. дует ветер…»
5.Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, - это наиболее часто встречающиеся ошибки. Они обусловлены недостаточно сформированными навыками звукобуквенного анализа. Эти ошибки также могут быть симптомом нарушения концентрации внимания, снижения работоспособности.
В представленном ниже фрагменте диктанта присутствуют:
- пропуски гласных и согласных букв: «зимий», «Ванша»;
- недописывание слова «строи» вместо «строит»; «гуля» вместо «гуляют»;
- перестановки букв «горук» вместо «горку»;
- контаминация – в одном слове слоги разных слов «детют».
Пример 5.
«.. Зимй дн. У дом гуля детют дети Ванша строи горк…»
6. Слитное написание предлогов, союзов, двух и более слов в предложении. Раздельное написание частей слова.
В данном примере проявляется неспособность к членению речевого потока, нет границ между словами (осеньвпарке, пришлаосень, детиищут). Нет точек в конце предложения. Фрагмент показывает затруднения в правописании предлогов («впарк» - «в парк», «попарку» - «по парку»).
Пример 6
осеньвпарке
«.. впарк пришлаосень Люся и Маша гуляют попарку детиищут шишки..»
7. Замены и смешения оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством отдельных элементов: б – д, п – т, у – и, ш – щ, о – а, л – м, и др.
В представленном фрагменте письма встречаются смешения строчных букв «п» - «т», «у» - «и».
Пример 7
«..В сосне дипла кто живет? В гнезде стит рыжий зверёк…»
8. Употребление неправильных форм множественного числа существительных.
(«левы», «ухи», «пени»); нарушение операции словообразования («медвежный», «волчный», «лисовый», «козлёнки»)
9. Неправильное согласование («первая сентября», «солнце светила», «вышла в дом»).
10. Нарушение предложно-падежных отношений («Мальчик пришел от дома»).
При наличии в письменных работах учащихся указанных видов ошибок желательно обратиться к учителю-логопеду за консультацией.
Такие нарушения письменной речи без специальной коррекции не исчезают, а также приводят к неуспеваемости детей.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.
автор-составитель: учитель-логопед
ГБОУ № 6 Захаркина Н. А.
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания.
Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.
В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.
Предлагаем вам несколько несложных упражнений из артикуляционной гимнастики!
ЧАСИКИ
Влево – вправо,
Влево - вправо
Мой язык скользит лукаво.
ЗАБОРЧИК
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
БЛИНЧИК
Язык широкий положи
И спокойно удержи.
ГАРМОШКА
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой.
Гармонист ты неплохой.
МАЛЯР
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведем вперед - назад-
Наш маляр работе рад.
БАРАБАНЧИК
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу.
СТУПЕНЬКИ
Язычок пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
ИНДЮШАТА
Рот я чуть приоткрываю
Язычок приподнимаю.
На губу положу,
По губе им повожу.
ГРИБОЧЕК
Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз и вся учёба.
КАЧЕЛИ
Рот открыт. Губы в улыбке.
Широкий язык поднимается к верхней губе,
затем опускается к нижней губе.
ЛОШАДКА
Рот широко я открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок
И раздаётся щелчок.
ЧАШЕЧКА
Улыбаюсь, рот открыт.
Там уже язык стоит.
К зубкам подняты края-
Вот и «чашечка» моя.
ШАРИК
Щёки надую и выпущу пар
И запыхчу, как большой самовар.
ГОРКА
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз.
Надеемся, что предложенные упражнения помогут Вам и вашему любимому ребенку провести время дома с пользой!
Предварительный просмотр:
Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины
Захаркина Н.А.
учитель-логопед ГБОУ №6 г. Санкт-Петербург.
По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит к неуспеваемости и сопутствующим переживаниям.
В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Рассмотрим возможные проблемы и попытаемся выявить причины этих трудностей.
1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.
Причины:
-Недоразвитие фонематического восприятия.
-Слабая концентрация внимания.
2. Пропуск букв, недописывание слов и предложений
Причины:
-Недостаточность звукобуквенного анализа
-Неустойчивость внимания
-Сниженная работоспособность (астеническое состояние)
3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов
Причины:
-Несформированность умения производить звукобуквенный анализ, выделять слово из речевого потока
4. Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных
Причины:
-Недоразвитие фонематического восприятия
-Недостаточность звукового анализа
-Отсутствие ориентации на звуковую структуру слова
5. Неразличение на письме сходных по начертанию букв
Причины:
-Недостаточность зрительного анализа
6. Недоговаривание, добавление звуков
Причины:
-Недоразвитие фонематического восприятия
-Недостаточность звукового анализа
7. Лишняя вставка букв, удваивание букв
Причины:
-Несформированность звукобуквенного анализа
-Невнимательность
8. При списывании - пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах
Причины:
-Недостаточность зрительного анализа
-Недостаточность звукобуквенного анализа
9. Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами
Причины:
- Трудности при выделении слова из предложения, разделении слов
-Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза
-Пространственные отношения не абстрагируются от предметов
10. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова
Причины:
-Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов
11. Побуквенное чтение
Причины:
-Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов
12.Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.
Замена букв по пространственному сходству
Причины:
- Недостаточность зрительного анализа
-Недостаточное развитие пространственных представлений
-Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами буквы
13. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.
Причины:
-Не усвоено понятие «рабочая строка»
-Нарушена тонкая моторика.
-Не сформированы зрительно-двигательные координации
-Недостаточное развитие пространственных представлений
14. При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней
Причины:
- Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз
-Недостаточно развиты пространственные представления
-Неустойчивость внимания
15. Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр
Причины:
- Недоразвитие мелкой моторики
-Нарушение зрительно-моторной координации
-Несформированность дифференцированных зрительных образов букв.
-Неправильный выбор образца при написании буквы
16. Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш
Причины:
-Недоразвитие мелкой моторики
-Несформированность определенных личностных качеств
17. Очень медленный темп письма
Причины:
-Недостаточное развитие мелкой моторики
-Трудности в произвольном управлении движениями
-Инертность нервных процессов
18. Искажение почерка (нестабильность графических форм)
Причины:
-Недостатки зрительно-моторной координации
-Недостаточность зрительного анализа
-Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
19. Сложности при переводе звука в букву и наоборот
Причины:
- Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношение
-Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы
20. Неправильное чтение похожих по начертанию букв
Причины:
-Недоразвитие пространственных представлений
21. Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво
Причины:
-Недостатки в развитии кратковременной памяти
-Недостаточное владение произвольным запоминанием
-Слабая концентрация внимания
22. Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда
Причины:
-Недостаточное развитие кратковременной памяти
-Недостаточное владение произвольным запоминанием
23. Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв)
Причины:
-Недостаточность зрительного анализа
-Недостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв
24. Тремор (дрожание руки) при письме
Причины:
-Трудности в произвольном управлении мелкой моторикой
-Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)
25. Потеря строки при чтении
Причины:
-Неустойчивость произвольного внимания
26. Возрастание ошибок к концу работы
Причины:
-Постепенная утрата контроля.
-Недостаточность саморегуляции
-Нарушение функции внимания.
-Астеническое состояние.
27. Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему
Причины:
-Не усвоены соответствующие правила
-Трудности в применении правила
28. Затруднения в употреблении заглавной буквы
Причины:
-Не усвоено правило.
-Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.
-Широкая иррадиация нервного возбуждения.
29. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений
Причины:
-Неспособность вычленять предложение из текста.
-Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
30. Ограниченный словарный запас
Причины:
-Недостаточное развитие процессов памяти.
-Слабая познавательная активность.
Любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет.
А без выявления причин невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости. На помощь в решении проблем приходит логопедический пункт.
Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Если причины неуспеваемости вовремя не выявить, дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе, то это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"
Ведущая педагогическая идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...
Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения
Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...
«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»
Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при со...
Диагностика устной и письменной речи младших школьников
диагностика учащихся младших классов с использованием нейропсихологических МЕТОДОВ,разработанная на основе методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. Нейропсихоло...
Презентация "Ошибки письменной речи младших школьников с ОВЗ"
Коррекционная педагогика...