Тема урока: "Послевоенные трудовые будни края"
план-конспект урока (11 класс) на тему
"Послевоенные трудовые будни края" урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslevoennye_trudovye_budni_kraya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Послевоенные трудовые будни края.
Цель: дать представление о трудовом подвиге жителей края в послевоенный период.
Задачи: дать сведения о том, какие лишения и трудности пережили люди после войны, рассказать об основных задачах, стоявших перед тружениками края после войны.
- развивать познавательные способности, умение выражать свое личное отношение к изучаемым событиям, подчеркнуть, что восстановление народного хозяйства можно назвать народным подвигом;
- вызвать у учащихся чувство восхищения людьми, которые трудились в тяжелейших условиях.
Оборудование: презентация по теме, карточки с заданиями.
Тип (вид) урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
1 слайд - Какую тему изучали на прошлом уроке?
- На территории нашего округа велись военные действия?
2слайд Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне. Цена этой победы для советского народа была очень высокой. Миллионы людей погибли. Города и поселки были разрушены. Разбиты заводы, фабрики, дороги, железные дороги. Вернувшимся с войны и оставшимся в живых нужно было приложить огромные усилия, чтобы возродить страну из руин. Западные специалисты считали, что восстановление разрушенной экономики займет не менее 25 лет. Советские люди трудились не жалея своих сил по 12 часов в день, и восстановить промышленность смогли за 5 лет.
О послевоенном времени, о времени трудового подвига, о том, какие изменения происходили в этот период в экономике округа и жизни людей, наш урок.
3 слайд Сообщение темы урока: «Послевоенные трудовые будни края»
III. Изучение нового материала.
4 слайд Работа с хронологической линейкой.
- О каком временном отрезке идет речь? (15 лет)
-Что же делали жители нашего округа для восстановления страны?
Задание: Чтобы ответить на этот вопрос выберите из предложенных предложений те, которые вы считаете нужными? Затем из предложенных вами ответов составим план урока.
(Каждому ученику выдаются варианты ответов, работают индивидуально)
5 слайд План.
1. Создание леспромхозов для заготовки леса
2. Ведение традиционного промысла
3. Создание рыбозаводов и рыбокомбината
4. Геологоразведочные экспедиции.
6 слайд Работа по схеме.
Итак, нужно было восстанавливать дома, заводы, железную дорогу, стране были нужны машины, станки.
- Давайте подумаем, что нужно было, для того чтобы построить дома и заводы?(лес, бетон)
Выпустить станки и машины, восстановить железную дорогу? (сталь).
- Что из перечисленного мог дать наш округ стране?(лес)
Рассказ учителя (сопровождается показом по карте)
7 слайд. Лес занимал около половины всей площади округа, как и в военное, так и в послевоенное время, был очень востребован в стране. Из леса делали брус, он шел на строительство. Из леса выпускали шпалы для железных дорог. Но для начала лес необходимо было заготовить.
-Как вы понимаете выражение «заготовить лес»?
- Как вы думаете, в каких местах велись заготовки?(в тех местах, откуда лес можно было вывезти)
Заготавливали лес по берегам реки Оби в Ханты – Мансийском, Сургутском и Октябрьском районах, а также в бассейне р. Конды (сопровождается показом по карте) . Заготовку леса вели леспромхозы. Перерабатывали – лесопильные заводы
8 слайд. Словарная работа - леспромхоз, лесопильный завод (зачитывается определение, затем слово разбирается по составу).
- Сколько частей в слове леспромхоз. Покажите на доске. Как называется слово, сложенное из нескольких частей.
Продолжение рассказа учителя.
В 1947 году заготовку леса в нашем округе вели 6 леспромхозов, а перерабатывали древесину 4 лесопильных завода. Работали лесорубы и в зной и в лютые сибирские морозы. Зимой носили фуфайки, ватные штаны. Жили в бараках. Валили лес ручным способом.
- Как вы понимаете выражение «валили лес ручным способом?»
В начале 50-х годов ситуация изменилась. Появилась новая техника, да и жизнь самих лесозаготовителей изменилась к лучшему.
Просмотр отрывка из кинофильма «Девчата»
Беседа после просмотра фильма.
- Как отмечали лучших лесозаготовителей?
-Какая новая техника появилась? (трактора, автомобили, бензопилы)
- Как вы думаете, как появление новой техники повлияло на заготовку древесины?
(выросло производство продукции)
- Как изменилась жизнь лесозаготовителей?
Учитель исправляет и уточняет ответы учащихся. Делает небольшое дополнение: в 50-е гг. на территории нашего края появились благоустроенные поселки лесозаготовителей с клубами, магазинами, школами, радиоузлами. Показывает новые поселки лесозаготовителей на карте.
Закрепление по 1 пункту плана.
- Какие предприятия занимались заготовкой и переработкой древесины?
- Какую продукцию поставляли стране?
Вывод: заготовка и переработка древесины позволили дать стране необходимый лес и улучшить социально- экономическое положение северян.
- Как вы думаете, что наш округ давал стране кроме леса?
9 слайд. Особое место в округе занимали традиционные занятия коренного населения.
Заготовка пушнины традиционный вид занятия коренного населения. Заготовка пушнины была актуальна как во время войны, так и после нее.
- Почему? (Пушнина продавалась за границу, и на эти деньги в стране закупался необходимый товар)
10 слайд Оленеводство – тоже традиционный вид занятия коренного населения.
– Почему? (Мясо оленя очень полезно, из его шкуры можно многое сделать)
- Как вы понимаете хантыйскую пословицу: «Олень есть – жизнь есть?
Физминутка.
11 слайд Коррекционное задание: «Промысловые породы рыбы».
- Вставьте в кроссворде пропущенные гласные и прочитайте название промысловых рыб нашего округа.
Учитель. Добыча рыбы и рыбопереработка в округе и в военное время и послевоенное – занимала ведущее место. Но война резко негативно отразилась на состоянии рыбной промышленности в округе. Промышленное оборудование и техника износились настолько, что вылов рыбы и производство рыботоваров заметно сократились. Выловом рыбы занимались колхозные артели и бригады. Перерабатывали рыбу рыбозаводы. В начале 1950 г. в округе насчитывалось 7 рыбозаводов и 2 рыбоконсервных комбината.
Сообщение учащихся о Сургутском рыбокомбинате (опережающее задание).
Перед сибиряками ставилась задача: увеличить вылов рыбы, расширить консервное производство, наладить выпуск другой продукции. Деревянные постройки Сургутского рыбокомбината пришли в негодность. Нужно было построить новые цеха и склады.
Обрести современный флот и береговую технику. С этими задачами сибиряки справились. Было построено новое здание рыбоконсервного комбината. В начале 1960-х годов начал работать новый консервный цех. Наладили выпуск другой продукции: пельменей, рыбных пирогов, копченой рыбы. Предприятие обрело современный флот и береговую технику.
Закрепление по 2 пункту плана.
- Как назывались предприятия, которые занимались добычей и переработкой рыбы?
- Какую продукцию они выпускали?
Итак, сибиряки выполнили задачи, обеспечили страну рыбой, мясом, пушниной. 125-ти работникам рыбной промышленности округа были вручены государственные награды в 1958 г.
В 50 – е годы в округе шли интенсивные геологоразведочные работы на нефть и газ. О том, как жили и работали геологи на территории округа в послевоенное время, узнаете, прочитав текст.
Работа с текстом, комментирование по ходу чтения
сопровождается показом слайдов, на которых фотографии г. Сургута 50-х - нач. 60-х гг.
- Кода высадилась геологоразведывательная экспедиция?
- Кто ее возглавил?
- Что нового узнали о Сургуте того времени?
Итак, геологоразведочные работы на нефть и газ увенчались успехом. 21сентября 1953 г. было открыто первое газовое месторождения в районе поселка Березово. Гораздо позже в 60- е годы открыто первое промышленное месторождение нефти в Кондинском районе – Шаимское.
Учитель. Хотелось бы также отметить, что в округе в 50-е годы была сдана первая телефонная линия Ханты – Мансийск – Октябрьское. Были открыты новые аэродромы. К началу 60-х годов в округе было более 20 пассажирских судов. Началось автобусное движение в Ханты – Мансийске, в Сургуте и Березове курсировало 20 автобусов.
Вывод по 4 пункту плана: округ менялся, появлялись новые промышленные предприятия. Появились места досуга и отдыха, транспорт.
IV. Первичное закрепление материала.
Карточки с заданиями.
Вывод по теме: послевоенный период был для северян временем интенсивного труда, благодаря которому они достигли значительных успехов в улучшении своего социально – экономического положения и тем самым заложили основу для резкого роста экономики края в дальнейшем.
V. Подведение итогов, выставление оценок.
- Какую тему изучали на уроке?
- Какие вопросы есть по теме?
VI. Домашнее задание: приготовить сообщение по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме: «Практическая направленность трудового воспитания», Изготовление макета «Перекресток» ПДД
Практическая направленность трудового воспитания...
Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...
Доклад по теме: "Пути формирования трудовых умений и навыков"
В своём докладе я осветила какие существуют принципы для формирования трудовых умений и навыков....
УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ: "Изменение ландшафтов на территории края"
Разраьртка урока с презентацией....
Обобщающий урок "Послевоенное обустройство мира"
Обобщение по теме «Послевоенное обустройство мира»Урок - ролевая игра проводится по типу международной конференции глав держав после Первой мировой войныЦель урока: повторить содержание мирных д...
Презентация по истории Нижегородского края на тему Промышленно - торговые центры Нижегородского края .
Презентация по истории Нижегородского края для 7-го класса....
Методическая разработка урока "Послевоенное урегулирование и события в Европе"
Методическая разработка урока "Послевоенное урегулирование и события в Европе" предназначена для изчения в рамках всеобщей истории в 10 классе...