Методическая разработка урока "Послевоенное урегулирование и события в Европе"
методическая разработка по истории (10 класс)

Ягофарова Людмила Маратовна

Методическая разработка урока "Послевоенное урегулирование и события в Европе" предназначена для изчения в рамках всеобщей истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslevoennoe_mirnoe_uregulirovanie_v_evrope.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе

10 класс

Тип урока: урок изучения нового материала с позиции деятельностного подхода в обучении.

Средства обучения: 1) Всеобщая история. Новейшая история. XX век: Ученик для 10 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа стереотип. – М.: Просвещение: 2020.

2) Карта № 5. Территориальные изменения и новые государства в Европе после первой мировой войны

Ноутбук, проектор

4) ЭОР: Презентация «Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе»

5) Раздаточный материал

  • Карточка извлечения из международных договоров (приложение 1)
  • Анализ особенностей Версальско – Вашингтонской системы (приложение 2)
  • Противоречия Версальско – Вашингтонской системы (приложение 3)

Цели:

   

Образовательные:

Охарактеризовать Версальско—Вашингтонскую систему, установить причинно- следственные связи и выяснить в чем состояла противоречивость и непрочность этой  системы.

Задачи:

- Подвести итоги первой мировой войны

- Определить основные положения мирных договоров

- Дать характеристику Версальско — Вашингтонской системы

- Выяснить в чем была противоречивость мирных переговоров

Развивающие: Продолжить развитие навыков проведения анализа фактического материала при помощи компьютерных технологий.

Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности при деятельности в группе, формировать чувство толерантности, стремления к сотрудничеству, умения высказывать своё мнение, давать аргументированный ответ.

Главные понятия: Версальско-Вашингтонская система, Антанта, Четверной союз, Лига Наций.

Исторические личности: Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо, В. Вильсон.

Даты и события: 1919 г. – Парижская конференция, создание Лиги Наций, подписание мирных договоров. 1921 г. – Вашингтонская конференция.

Формы и методы работы:

1. Объяснение учителя. Объяснительно – иллюстративный.
2. Составление презентации, которая позволяет создать информационную поддержку урока.
3. Групповая работа по анализу документа на тему «Парижская конференция» и «Вашингтонская конференция».                                                                                                                        4. Частично – поисковый и эвристическая беседа.                                                                                            5. Решение проблемного задания.

Проблема:  Почему Версальско — Вашингтонскую систему и  итоги первой мировой войны

1914 — 1918 годов  историки считают предпосылками второй мировой войны 1939 — 1945 годов?  

 

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент

Демонстрация слайда № 1

II. Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.  В 1918 году закончилась самая крупная и масштабная первая мировая война.

Вспомним, события Исторический календарь Версальско — Вашингтонской системы

11 ноября 1918 г. - Компьенское перемирие положило окончание первой мировой войны (1914 — 1918гг).

18 января 1919 г. - 21 января 1920 г. - Парижская мирная конференция

28 июня 1919 г. - Версальский мирный договор

12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская конференция

На сегодняшнем уроке мы постараемся охарактеризовать Версальско-Вашингтонскую систему и выполним с вами следующие задачи (слайды 3,4)

Проблемное задание:

Почему Версальско — Вашингтонскую систему и  итоги первой мировой войны 1914 — 1918 годов считают предпосылками второй мировой войны 1939 — 1945 годов?

IV. Изучение новой темы

1. Самостоятельная работа учащихся  с учебником с. 81 – 83 учебника

  1. Слайд № 6 В первой мировой войне 1914 – 18 гг. погибло 9 млн. 226 тысяч человек военных и 1 млн. 490 тысяч человек мирных жителей. Было рано и искалечено 22 млн. человек, свыше 15 млн. человек умерло от эпидемий и голода,  сколько погибло за предшествующие войны.
  2. Слайд № 7 Какие империи распались войны? Германской, Австро — Венгерской, Российской, Османской.
  3. Слайд № 8 Война начала новый период мировой истории, характеризующийся острым кризисом традиционных ценностей, революциями и гражданскими войнами в Германии, Австрии, Венгрии, Турции, февральской и октябрьской социалистической революции 1917 года.
  4. Слайд № 9 Назовите новые государства, появившееся на карте Европы? Появлению новых государств в Европе Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, России, Турции.
  5. Слайд № 10 Перенос центра внешней политики в США, так как европейские державы были ослаблены первой мировой  войной 1914 – 18 гг.
  6. Слайд № 11 Реваншистские настроения Германии.

  1. Определяла расстановку сил на международной арене и  закрепляла политический передел территорий стран в мире в пользу:  Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Сербии, Румынии.

Версальско – Вашингтонская система состояла из серии мирных договоров, определяющие позиции стран –  победительниц старого света (в первую очередь: Великобритании, Франции) и нового света (США, Японии)

Слайд № 12 Парижская мирная конференция (1919 – 1921 гг.)

  • Версальский мирный договор с Германией  (29 июня 1919 г.)
  • Сен ― Жерменский договор с Австрией  (10 сентября 1919 г.)
  • Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (27 ноября 1919 г.)
  • Трианонский договор с Венгрией  (4 июня 1920  г.)
  • Севрский договор с Турцией (10 августа 1920 г.)
  • Вашингтонская конференция (1921 – 22 гг.)

Вспомните стран-победителей, подсказка на экране (Великобритания, Франция, Италия, США)

Задание:

Опираясь на текст учебника и карту № 5 на цветной вкладке, заполните таблицу «Территориальные изменения после 1 мировой войны»

Учащиеся выполняют работу  с дальнейшей работой по карте и озвучиванием ответов.

Версальский мирный договор с Германией  (29 июня 1919 г.)

Германия поставлена на колени:

Лишилась территорий в Европе

Лишилась колоний

Лишалась боеспособной армии до 100 тысяч человек наемная армия и вооружения артиллерию, танки, авиацию и ВМФ (боевые корабли, подводный флот).

Лишалась ресурсов Саарского угольного бассейна

Выплачивала   репарации 132 тысяч золотых марок.                                          

      Сен ― Жерменский договор Австрией  (10 сентября 1919 г.)

Австрия

Разделилась на Австрию и Венгрию

Передала Италии Южный Тироль

Признали независимость Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии

Сокращала армию до 30 тысяч человек, вооружение.

Значительные репарации в пользу стран Антанты.

Трианонский договор с Венгрией  (4 июня 1920  г.)

Венгрия

Разделилась на Австрию и Венгрию

Словакия к  Чехии

Трансильвания к Румынии

Банат к Югославии

Севрский  договор с Турцией (10 августа 1920 г.)

Турция

Закреплялся распад Османской империи

Лишалась боеспособной армии и вооружения

Устанавливался международный контроль  над проливами

Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (27 ноября 1919 г.)

Болгария

Передача Греции Фракии

Какие Выводы можно сделать?

Таким образом,  мы видим, что интересы стран входящих в состав  Четверного союза

  1. Утраченные территории.
  2. Страны были  разоружены у них была сокращена армия, вооружение Германия, Австрия, Турция.
  3. Выплачивали репарации Германия, Австрия.
  4. Произошли революции, вызванные тяжелым экономическим положением и разорением стран из – за войны.
  5. Реваншистские настроения в Германии, России (хоть и входила в состав Антанты её интересы не учитывались из – за сепаратных переговорах с Германией в Бресте (1918 г.).

Страны Антанты: Франция, Великобритания, Италия, США.

Версальский мирный договор с Германией  (29 июня 1919 г.)

Франция

Возвращала у Германии Эльзас и Лотарингии утраченные в результате франко – прусской войны 1870 – 71 гг. Получала немецкие колонии Сирию, Ливан часть Того и Камеруна, репарации. Устанавливала контроль на правобережье Рейна (демилитаризованная зона).

Польша

Возвращались Познань, районы Померании, вольный город Гданьск (Данциг), получала территории Западной и Восточной Пруссии.

Версальский мирный договор с Германией  (29 июня 1919 г.)

Великобритания

Получала колонии Палестину, Трансиорданию, Ирак, Танганьику.

Получала репарации.

Устанавливала контроль  в демилитаризованной зоне Рейна.

      Сен ― Жерменский договор Австрией  (10 сентября 1919 г.)

Италия

Получила от Австрии Южный Тироль.

Получила репарации.

Устанавливала контроль  в демилитаризованной зоне Рейна.

Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг.

США

«Договор четырех держав» об уважении прав каждого государства на островные владения в Тихом океане подписали Великобритания, Франция, Италия, Япония.

«Договор пяти держав» об ограничении морских вооружений подписали США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Это было первое в истории реальное ограничение вооружения.

«Договор девяти держав» затрагивал интересы Китая

Выводы

Таким образом,  мы видим, что интересы стран входящих в состав  Антанты.

  1. Произошёл раскол Антанты на три группы: Великобританию и Францию, США, Россию (понесла значительные потери, была обделенной по итогам войны).
  2. Оказались в тяжелом экономическом положении Великобритания и Франция, утратили ведущие экономические позиции, усилились позиции США (план Ч. Дауэса проценты и от стран Четверного союза, от стран Антанты).
  3. Центр политики перенесся в пользу США.
  4. Попытка мирного решения спорных международных вопросов с привлечение международного сообщества в  лице Лиги Наций.

Слайд № 15  Объясните смысл карикатуры? (РЕБЯТА ПРЕДЛАГАЮТ РАЗНЫЕ ОТВЕТЫ)

4. Класс делится на две группы, каждому ученику в группе  раздается карточка с основными положениями Версальско – Вашингтонской системы. Слайд 18.

Задание:

  • Опираясь на текст основных положений мирных договоров охарактеризовать положение стран Антанты и Четверного союза.
  • Докажите, что произошло ухудшение или улучшение позиций стран входящих в состав политического альянса?

 5. Индивидуальная работа в тетради группа 1

 Анализ особенностей Версальско – Вашингтонской  системы                                    

Задание: С опорой на  раздаточный материал проанализируйте основные положения Версальско -  Вашингтонской  системы

Выпишите в тетради в виде двух колонок:

1) положения, которые укрепляли                     2) которые делали непрочной

1, 7,                                                                                    1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10

Группа 2 Анализирует документ «ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ»

Дайте оценку и предположите интересы каких стран были ущемлены?

Какие страны вступали в состояние конфронтации, укажите причины противостояния?

Cделайте вывод.


6. Поверка выполнения задания

Итоги

Заключенные в процессе урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжёлые условия Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о которой мечтали большевики и их последователи не произошло.

V. Закрепление

7. Работа по проблеме урока:

После выполнения задания необходимо ответить на вопрос: насколько прочной и авторитетной была Версальско-Вашингтонская система?

VI. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.

Д/ з § 13, вопросы к теме

Составьте хронологическую таблицу  «Революционные события 1917-1923 гг.» Каковы были их причины? Почему большинство революций потерпели поражение?

Анализ особенностей Версальско-Вашингтонской системы

Из предложенных положений надо отобрать в одну колонку те, которые укрепляли Версальско-Вашингтонскую систему, а в другую колонку — те, которые ее делали непрочной. Объяснить свой выбор.

1. Катастрофические последствия Первой мировой войны для стран-участниц (людские потери, экономические проблемы).


2. Рост демократических движений во многих европейских странах после войны.

 
3. Тайная борьба за политическое лидерство в Европе и мире.

 
4. Стремление новых государств, появившихся после войны, к территориальному расширению.


5. Развитие национально-освободительной борьбы.


6. Стремление лидеров ведущих государств Европы усилить свою власть и укрепить свое государство.


7. Общая усталость населения всех стран-участниц от войны.


8. Стремление стран, проигравших войну, смягчить свое положение по вопросам выплаты репараций.


9. Существование на мировой арене новой политической силы — Советского Союза.


10. Развитие классовой борьбы в европейских странах.

Вашингтонская конференция (ноябрь 1921г) созвана для рассмотрения вопросов разоружения и положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не разрешенных Парижской конференцией. Участвовало 9 стран, Советская Россия не приглашена. Решения:
А) «договор пяти» об ограничении морских вооружений
Б) «договор девяти» по Китаю: его суверенитет и целостность, отказ великих держав от раздела Китая на сферы влияния, от принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» (это прежде всего интересы США и Японии).
В) признание Великобританией установления равенства своего военно-морского флота с флотом США. Версальско-Вашингтонская система – система послевоенных международных отношений на основе решений Парижской и Вашингтонской конференций.
Позитивным можно назвать: выход из войны, смягчение напряженности, признание новых принципов – права на самоопределение народов, отказ от войны как средства разрешения конфликтов.
Но непрочность системы в силу острых противоречий:
А) тяжелое положение побежденных, прежде всего Германии
Б) перекройка границ – основа будущих споров (например, Судетская область в Чехии)
В) не привлечена к договорам Советская Россия. Она против этой системы. Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе
Г) не получили свободу колонии – создана мандатная система; продолжается национально-освободительное движение.
Эти противоречия в конечном итоге привели к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко второй Мировой войне.

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

        По условиям Компьенского перемирия (ноябрь 1918г) Германия должна была оставить все захваченные территории на западе, а ее армия – отойти за Рейн. Из Восточной Европы она должна была уйти по мере прибытия туда войск Антанты. Все военнопленные и военное имущество подлежали передаче союзникам. Для подготовки мирных договоров с побежденными созвана Парижская мирная конференция (январь-февраль 1919г). Участвовали 27 стран, руководил работой конференции Совет десяти, главную роль играли президент США В.Вильсон, премьер-министры Великобритании Л.Джордж и Франции Ж.Клемансо. Побежденные не были приглашены. Не присутствовала и Россия. Формально работа велась на основе «14 пунктов» В.Вильсона, содержавших новые принципы мировых отношений (отказ от тайной дипломатии, разоружение, самоопределение народов, обеспечение свободы торговли и мореплавания). Однако на деле сохранялись острые противоречия и борьба участников, прежде всего Англии и Франции, которые стремились получить максимальные блага от победы. Разные планы были и в отношении побежденных: наибольшие требования у Франции, которая во время войны пострадала больше других. Лозунг: «Немцы за все заплатят!»
       

         Принято решение о создании Лиги Наций – международной организации по обеспечению мира и международной безопасности. Ее Устав содержал идеи Вильсона: отказ от войн, санкции против агрессоров. Высшие органы – ежегодная Ассамблея (все члены Лиги), между ними – Совет Лиги (постоянные члены США, Великобритания, Франция, Италия, Япония). Устав предусматривал новый институт международного права – мандатную систему, - поручение Лигой Наций управление колониями (выдать мандат) государствам, чтобы подготовить колонию к независимости. На деле мандатная система стала прикрытием передела колоний. Начало «эпохи пацифизма».
            Вильсон настоял на включении Устава Лиги Наций в преамбулу (вводную часть) Версальского мирного договора. Версальский договор – главный документ послевоенного урегулирования – подписан в июне 1919г. Германия объявлялась виновницей развязывания войны и должна была понести наказание:
А) она теряла 1/8 территории. За счет этого Франция получила Эльзас и Лотарингию; Бельгия – 3 округа; Чехословакия – часть Силезии; Польша – часть Пруссии, Поморья, Познань; Дания – Северный Шлезвиг.
Б) теряла колонии
В) запрет воинской повинности
Г) армия только 100 тыс. человек на основе найма, не могла иметь подводные лодки, военную и морскую авиацию
Д) не могла иметь войска в Рейнской области (Рейнская демилитаризованная зона)
Е) репарации – возмещение причиненного противнику ущерба, установлены позже в объеме 132 млрд. золотых марок. Реальная роль Лиги Наций недостаточна (в том числе потому, что США не стали ее членом). Сенат не ратифицировал Версальский договор.
             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.

В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...

Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

Послевоенное урегулирование и революционных событий в Европе

презентация предназначена для обучающихся 11 кл...

Методическая разработка по организации образовательных событий по иностранному языку.

Данная разработка предназначена для проведения образовательных событий в 5,7, 8 классах на основе линии УМК "английскийв фокусе"авторов Ю. Ваулина, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс. В этой раз...

Методическая разработка Мастер-класса "Урок – событие, или как научиться смотреть на мир по-другому"

Методическая разработка Мастер-класса "Урок – событие, или  как научиться смотреть на мир по-другому"...

Методическая разработка по проведению образовательного события «Доктрина безопасности»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют прав...