Методическая разработка урока "Послевоенное урегулирование и события в Европе"
методическая разработка по истории (10 класс)
Методическая разработка урока "Послевоенное урегулирование и события в Европе" предназначена для изчения в рамках всеобщей истории в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslevoennoe_mirnoe_uregulirovanie_v_evrope.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе
10 класс
Тип урока: урок изучения нового материала с позиции деятельностного подхода в обучении.
Средства обучения: 1) Всеобщая история. Новейшая история. XX век: Ученик для 10 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа стереотип. – М.: Просвещение: 2020.
2) Карта № 5. Территориальные изменения и новые государства в Европе после первой мировой войны
Ноутбук, проектор
4) ЭОР: Презентация «Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе»
5) Раздаточный материал
- Карточка извлечения из международных договоров (приложение 1)
- Анализ особенностей Версальско – Вашингтонской системы (приложение 2)
- Противоречия Версальско – Вашингтонской системы (приложение 3)
Цели:
Образовательные:
Охарактеризовать Версальско—Вашингтонскую систему, установить причинно- следственные связи и выяснить в чем состояла противоречивость и непрочность этой системы.
Задачи:
- Подвести итоги первой мировой войны
- Определить основные положения мирных договоров
- Дать характеристику Версальско — Вашингтонской системы
- Выяснить в чем была противоречивость мирных переговоров
Развивающие: Продолжить развитие навыков проведения анализа фактического материала при помощи компьютерных технологий.
Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности при деятельности в группе, формировать чувство толерантности, стремления к сотрудничеству, умения высказывать своё мнение, давать аргументированный ответ.
Главные понятия: Версальско-Вашингтонская система, Антанта, Четверной союз, Лига Наций.
Исторические личности: Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо, В. Вильсон.
Даты и события: 1919 г. – Парижская конференция, создание Лиги Наций, подписание мирных договоров. 1921 г. – Вашингтонская конференция.
Формы и методы работы:
1. Объяснение учителя. Объяснительно – иллюстративный.
2. Составление презентации, которая позволяет создать информационную поддержку урока.
3. Групповая работа по анализу документа на тему «Парижская конференция» и «Вашингтонская конференция». 4. Частично – поисковый и эвристическая беседа. 5. Решение проблемного задания.
Проблема: Почему Версальско — Вашингтонскую систему и итоги первой мировой войны
1914 — 1918 годов историки считают предпосылками второй мировой войны 1939 — 1945 годов?
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Демонстрация слайда № 1
II. Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи. В 1918 году закончилась самая крупная и масштабная первая мировая война.
Вспомним, события Исторический календарь Версальско — Вашингтонской системы
11 ноября 1918 г. - Компьенское перемирие положило окончание первой мировой войны (1914 — 1918гг).
18 января 1919 г. - 21 января 1920 г. - Парижская мирная конференция
28 июня 1919 г. - Версальский мирный договор
12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская конференция
На сегодняшнем уроке мы постараемся охарактеризовать Версальско-Вашингтонскую систему и выполним с вами следующие задачи (слайды 3,4)
Проблемное задание:
Почему Версальско — Вашингтонскую систему и итоги первой мировой войны 1914 — 1918 годов считают предпосылками второй мировой войны 1939 — 1945 годов?
IV. Изучение новой темы
1. Самостоятельная работа учащихся с учебником с. 81 – 83 учебника
- Слайд № 6 В первой мировой войне 1914 – 18 гг. погибло 9 млн. 226 тысяч человек военных и 1 млн. 490 тысяч человек мирных жителей. Было рано и искалечено 22 млн. человек, свыше 15 млн. человек умерло от эпидемий и голода, сколько погибло за предшествующие войны.
- Слайд № 7 Какие империи распались войны? Германской, Австро — Венгерской, Российской, Османской.
- Слайд № 8 Война начала новый период мировой истории, характеризующийся острым кризисом традиционных ценностей, революциями и гражданскими войнами в Германии, Австрии, Венгрии, Турции, февральской и октябрьской социалистической революции 1917 года.
- Слайд № 9 Назовите новые государства, появившееся на карте Европы? Появлению новых государств в Европе Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, России, Турции.
- Слайд № 10 Перенос центра внешней политики в США, так как европейские державы были ослаблены первой мировой войной 1914 – 18 гг.
- Слайд № 11 Реваншистские настроения Германии.
- Определяла расстановку сил на международной арене и закрепляла политический передел территорий стран в мире в пользу: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Сербии, Румынии.
Версальско – Вашингтонская система состояла из серии мирных договоров, определяющие позиции стран – победительниц старого света (в первую очередь: Великобритании, Франции) и нового света (США, Японии)
Слайд № 12 Парижская мирная конференция (1919 – 1921 гг.)
- Версальский мирный договор с Германией (29 июня 1919 г.)
- Сен ― Жерменский договор с Австрией (10 сентября 1919 г.)
- Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (27 ноября 1919 г.)
- Трианонский договор с Венгрией (4 июня 1920 г.)
- Севрский договор с Турцией (10 августа 1920 г.)
- Вашингтонская конференция (1921 – 22 гг.)
Вспомните стран-победителей, подсказка на экране (Великобритания, Франция, Италия, США)
Задание:
Опираясь на текст учебника и карту № 5 на цветной вкладке, заполните таблицу «Территориальные изменения после 1 мировой войны»
Учащиеся выполняют работу с дальнейшей работой по карте и озвучиванием ответов.
Версальский мирный договор с Германией (29 июня 1919 г.)
Германия поставлена на колени:
Лишилась территорий в Европе
Лишилась колоний
Лишалась боеспособной армии до 100 тысяч человек наемная армия и вооружения артиллерию, танки, авиацию и ВМФ (боевые корабли, подводный флот).
Лишалась ресурсов Саарского угольного бассейна
Выплачивала репарации 132 тысяч золотых марок.
Сен ― Жерменский договор Австрией (10 сентября 1919 г.)
Австрия
Разделилась на Австрию и Венгрию
Передала Италии Южный Тироль
Признали независимость Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии
Сокращала армию до 30 тысяч человек, вооружение.
Значительные репарации в пользу стран Антанты.
Трианонский договор с Венгрией (4 июня 1920 г.)
Венгрия
Разделилась на Австрию и Венгрию
Словакия к Чехии
Трансильвания к Румынии
Банат к Югославии
Севрский договор с Турцией (10 августа 1920 г.)
Турция
Закреплялся распад Османской империи
Лишалась боеспособной армии и вооружения
Устанавливался международный контроль над проливами
Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (27 ноября 1919 г.)
Болгария
Передача Греции Фракии
Какие Выводы можно сделать?
Таким образом, мы видим, что интересы стран входящих в состав Четверного союза
- Утраченные территории.
- Страны были разоружены у них была сокращена армия, вооружение Германия, Австрия, Турция.
- Выплачивали репарации Германия, Австрия.
- Произошли революции, вызванные тяжелым экономическим положением и разорением стран из – за войны.
- Реваншистские настроения в Германии, России (хоть и входила в состав Антанты её интересы не учитывались из – за сепаратных переговорах с Германией в Бресте (1918 г.).
Страны Антанты: Франция, Великобритания, Италия, США.
Версальский мирный договор с Германией (29 июня 1919 г.)
Франция
Возвращала у Германии Эльзас и Лотарингии утраченные в результате франко – прусской войны 1870 – 71 гг. Получала немецкие колонии Сирию, Ливан часть Того и Камеруна, репарации. Устанавливала контроль на правобережье Рейна (демилитаризованная зона).
Польша
Возвращались Познань, районы Померании, вольный город Гданьск (Данциг), получала территории Западной и Восточной Пруссии.
Версальский мирный договор с Германией (29 июня 1919 г.)
Великобритания
Получала колонии Палестину, Трансиорданию, Ирак, Танганьику.
Получала репарации.
Устанавливала контроль в демилитаризованной зоне Рейна.
Сен ― Жерменский договор Австрией (10 сентября 1919 г.)
Италия
Получила от Австрии Южный Тироль.
Получила репарации.
Устанавливала контроль в демилитаризованной зоне Рейна.
Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг.
США
«Договор четырех держав» об уважении прав каждого государства на островные владения в Тихом океане подписали Великобритания, Франция, Италия, Япония.
«Договор пяти держав» об ограничении морских вооружений подписали США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Это было первое в истории реальное ограничение вооружения.
«Договор девяти держав» затрагивал интересы Китая
Выводы
Таким образом, мы видим, что интересы стран входящих в состав Антанты.
- Произошёл раскол Антанты на три группы: Великобританию и Францию, США, Россию (понесла значительные потери, была обделенной по итогам войны).
- Оказались в тяжелом экономическом положении Великобритания и Франция, утратили ведущие экономические позиции, усилились позиции США (план Ч. Дауэса проценты и от стран Четверного союза, от стран Антанты).
- Центр политики перенесся в пользу США.
- Попытка мирного решения спорных международных вопросов с привлечение международного сообщества в лице Лиги Наций.
Слайд № 15 Объясните смысл карикатуры? (РЕБЯТА ПРЕДЛАГАЮТ РАЗНЫЕ ОТВЕТЫ)
4. Класс делится на две группы, каждому ученику в группе раздается карточка с основными положениями Версальско – Вашингтонской системы. Слайд 18.
Задание:
- Опираясь на текст основных положений мирных договоров охарактеризовать положение стран Антанты и Четверного союза.
- Докажите, что произошло ухудшение или улучшение позиций стран входящих в состав политического альянса?
5. Индивидуальная работа в тетради группа 1
Анализ особенностей Версальско – Вашингтонской системы
Задание: С опорой на раздаточный материал проанализируйте основные положения Версальско - Вашингтонской системы
Выпишите в тетради в виде двух колонок:
1) положения, которые укрепляли 2) которые делали непрочной
1, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10
Группа 2 Анализирует документ «ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ»
Дайте оценку и предположите интересы каких стран были ущемлены?
Какие страны вступали в состояние конфронтации, укажите причины противостояния?
Cделайте вывод.
6. Поверка выполнения задания
Итоги
Заключенные в процессе урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжёлые условия Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о которой мечтали большевики и их последователи не произошло.
V. Закрепление
7. Работа по проблеме урока:
После выполнения задания необходимо ответить на вопрос: насколько прочной и авторитетной была Версальско-Вашингтонская система?
VI. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.
Д/ з § 13, вопросы к теме
Составьте хронологическую таблицу «Революционные события 1917-1923 гг.» Каковы были их причины? Почему большинство революций потерпели поражение?
Анализ особенностей Версальско-Вашингтонской системы
Из предложенных положений надо отобрать в одну колонку те, которые укрепляли Версальско-Вашингтонскую систему, а в другую колонку — те, которые ее делали непрочной. Объяснить свой выбор.
1. Катастрофические последствия Первой мировой войны для стран-участниц (людские потери, экономические проблемы).
2. Рост демократических движений во многих европейских странах после войны.
3. Тайная борьба за политическое лидерство в Европе и мире.
4. Стремление новых государств, появившихся после войны, к территориальному расширению.
5. Развитие национально-освободительной борьбы.
6. Стремление лидеров ведущих государств Европы усилить свою власть и укрепить свое государство.
7. Общая усталость населения всех стран-участниц от войны.
8. Стремление стран, проигравших войну, смягчить свое положение по вопросам выплаты репараций.
9. Существование на мировой арене новой политической силы — Советского Союза.
10. Развитие классовой борьбы в европейских странах.
Вашингтонская конференция (ноябрь 1921г) созвана для рассмотрения вопросов разоружения и положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не разрешенных Парижской конференцией. Участвовало 9 стран, Советская Россия не приглашена. Решения:
А) «договор пяти» об ограничении морских вооружений
Б) «договор девяти» по Китаю: его суверенитет и целостность, отказ великих держав от раздела Китая на сферы влияния, от принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» (это прежде всего интересы США и Японии).
В) признание Великобританией установления равенства своего военно-морского флота с флотом США. Версальско-Вашингтонская система – система послевоенных международных отношений на основе решений Парижской и Вашингтонской конференций.
Позитивным можно назвать: выход из войны, смягчение напряженности, признание новых принципов – права на самоопределение народов, отказ от войны как средства разрешения конфликтов.
Но непрочность системы в силу острых противоречий:
А) тяжелое положение побежденных, прежде всего Германии
Б) перекройка границ – основа будущих споров (например, Судетская область в Чехии)
В) не привлечена к договорам Советская Россия. Она против этой системы. Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе
Г) не получили свободу колонии – создана мандатная система; продолжается национально-освободительное движение.
Эти противоречия в конечном итоге привели к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко второй Мировой войне.
ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
По условиям Компьенского перемирия (ноябрь 1918г) Германия должна была оставить все захваченные территории на западе, а ее армия – отойти за Рейн. Из Восточной Европы она должна была уйти по мере прибытия туда войск Антанты. Все военнопленные и военное имущество подлежали передаче союзникам. Для подготовки мирных договоров с побежденными созвана Парижская мирная конференция (январь-февраль 1919г). Участвовали 27 стран, руководил работой конференции Совет десяти, главную роль играли президент США В.Вильсон, премьер-министры Великобритании Л.Джордж и Франции Ж.Клемансо. Побежденные не были приглашены. Не присутствовала и Россия. Формально работа велась на основе «14 пунктов» В.Вильсона, содержавших новые принципы мировых отношений (отказ от тайной дипломатии, разоружение, самоопределение народов, обеспечение свободы торговли и мореплавания). Однако на деле сохранялись острые противоречия и борьба участников, прежде всего Англии и Франции, которые стремились получить максимальные блага от победы. Разные планы были и в отношении побежденных: наибольшие требования у Франции, которая во время войны пострадала больше других. Лозунг: «Немцы за все заплатят!»
Принято решение о создании Лиги Наций – международной организации по обеспечению мира и международной безопасности. Ее Устав содержал идеи Вильсона: отказ от войн, санкции против агрессоров. Высшие органы – ежегодная Ассамблея (все члены Лиги), между ними – Совет Лиги (постоянные члены США, Великобритания, Франция, Италия, Япония). Устав предусматривал новый институт международного права – мандатную систему, - поручение Лигой Наций управление колониями (выдать мандат) государствам, чтобы подготовить колонию к независимости. На деле мандатная система стала прикрытием передела колоний. Начало «эпохи пацифизма».
Вильсон настоял на включении Устава Лиги Наций в преамбулу (вводную часть) Версальского мирного договора. Версальский договор – главный документ послевоенного урегулирования – подписан в июне 1919г. Германия объявлялась виновницей развязывания войны и должна была понести наказание:
А) она теряла 1/8 территории. За счет этого Франция получила Эльзас и Лотарингию; Бельгия – 3 округа; Чехословакия – часть Силезии; Польша – часть Пруссии, Поморья, Познань; Дания – Северный Шлезвиг.
Б) теряла колонии
В) запрет воинской повинности
Г) армия только 100 тыс. человек на основе найма, не могла иметь подводные лодки, военную и морскую авиацию
Д) не могла иметь войска в Рейнской области (Рейнская демилитаризованная зона)
Е) репарации – возмещение причиненного противнику ущерба, установлены позже в объеме 132 млрд. золотых марок. Реальная роль Лиги Наций недостаточна (в том числе потому, что США не стали ее членом). Сенат не ратифицировал Версальский договор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.
В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...
Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).
Данную разработку можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....
Послевоенное урегулирование и революционных событий в Европе
презентация предназначена для обучающихся 11 кл...
Методическая разработка по организации образовательных событий по иностранному языку.
Данная разработка предназначена для проведения образовательных событий в 5,7, 8 классах на основе линии УМК "английскийв фокусе"авторов Ю. Ваулина, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс. В этой раз...
Методическая разработка Мастер-класса "Урок – событие, или как научиться смотреть на мир по-другому"
Методическая разработка Мастер-класса "Урок – событие, или как научиться смотреть на мир по-другому"...
Методическая разработка по проведению образовательного события «Доктрина безопасности»
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют прав...
Методическая разработка по теме "Случайное событие. Вероятность случайного события" 6 кл автор Мерзляк
Вводится понятие вероятности и понятие случайного события....