Конспект урока по развитию связной речи в 3 классе школы I вида
план-конспект урока по теме

Журавлёва Мария Сергеевна

Конспект урока по развитию связной речи в 3 классе школы I вида

Тема: Сочинение рассказа по серии картинок «Мальчики на льду»

Цель: развитие связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование урока по развитию связной речи в 3 классе школы I вида

Тема: Сочинение рассказа по серии картинок «Мальчики на льду»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  1. Образовательно-познавательные:

-обучение составлению связного рассказа;

- обогащение словаря на материале урока;

- развитие связной монологической речи.

     2) Коррекционные:

- развитие слуха на материале урока;

-развитие мышления;

-опознавание и распознавание на слух установок, слов и предложений из текста.

  1. Воспитательные:

- воспитание внимания к речи педагога и учеников.

Ход урока:

Варианты рассказа:

I вариант. Была ранняя весна. На улице было тепло. Но снег еще лежал. Ребята пошли кататься. Горка была у реки. Никита позвал ребят выйти на лёд. Коля и Паша встали на лед. Лед треснул. Мальчики упали в воду. Другие ребята позвали на помощь. Папа Никиты  помог мальчикам выбраться.  С тех пор ребята так не поступают.

II вариант. Пришла весна. Стало тепло. Но снег еще не растаял. Мальчики захотели покататься. Ребята катались рядом с рекой. Никита предложил прокатиться по льду. Коля и Паша вышли на лед. Лед сломался. Ребята провалились в воду. Другие мальчишки позвали взрослых. Папа Никиты вытащил ребят из воды.

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организация начала урока

1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку

-Здравствуйте, ребята.

+ Здравствуйте, М.С.

- Наденьте наушники.

- Кто сегодня дежурный?

+Я сегодня дежурный.

- Кого нет в классе?

+ В классе нет Никиты и Полины.

 

II.Основная часть.

  1. Постановка учебной задачи

  1. Рассматривание картинок, определение их последовательности

  1. Определение содержания картинок

  1. Проведение словарной работы

  1. Беседа оценочного характера.

  1. Озаглавливание рассказа.
  2. Коллективное составление плана.

  1. Устное описание по каждому пункту плана.

  1. Устное описание по всему плану одним учеником.

  1. Беседа, связь с жизнью

  1. Словарно-орфографическая подготовка

I вариант.

II вариант.

Вариант III

  1. Письменная работа + дифференцированная помощь ученикам

- Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ. Кто услышал, что мы будем делать?

+ Сегодня мы будем составлять рассказ.

- Будем составлять рассказ по картинкам.

- Что мы будем делать?

+ Будем составлять рассказ по картинкам.

-Повторим вместе.

 + Будем составлять рассказ по картинкам.

- Рассмотрите картинки. Подумайте, что было сначала, потом и чем закончилось?

- Что было сначала? Иди к доске, Витя. Поставь картинку.

- Что было потом? Иди к доске, Катя. Поставь следующую картинку.

- Что было дальше? Иди к доске, Оля. Поставь следующую картинку.

- Что было в конце? Иди к доске, Юра, поставь картинку.

-Какое время года изображено?

+Весна.

-Почему вы так решили? Почему это не зима?

+У детей расстегнута одежда.

-Это начало, середина или конец весны?

+ Начало весны. Есть снег.

-Кто изображен на картинках?

+Мальчики.

+Ребята.

-Что случилось с ребятами?

+Они провалились.

-Почему ребята провалились?

+Потому что треснул лед.

- Рассмотрите первую картинку. Составьте предложения.

+ Была ранняя весна.

+ Пришла весна.

+На улице было тепло.

+ Стало тепло.

+Снег еще не растаял.

+Снег еще лежал.

+Ребята пошли кататься.

+ Мальчики захотели покататься.

+ Дети побежали кататься.

+ Горка была у реки.

+ Ребята катались рядом с рекой.

-Рассмотрите картинку, составьте предложение.

+Мальчик позвал ребят выйти на лёд.

-Скажите по-другому. Придумайте имя мальчику.

- Никита предложил прокатиться по льду.

+Мальчики встали на лед.

-Придумайте имя мальчикам и скажите по-другому.

 +Коля и Паша вышли на лед.

+ Лед треснул.

+ Лед сломался.

+ Ребята провалились в воду.

+ Мальчики упали в воду.

+ Ребята позвали на помощь.

+ Мальчишки позвали взрослых.

+ Взрослый  дядя спас ребят.

-Кто этот взрослый?

-Это папа Никиты. Кто услышал?

+Это папа Никиты.

-Составьте предложение.

+ Папа Никиты вытащил ребят из воды.

+ Папа Никиты  помог мальчикам выбраться.

+ С тех пор ребята так не поступают.

-Какой случай произошел на реке? Докажите.

… - потому что …

-Кто помог мальчикам?

-Послужило ли это уроком?

-Как можно озаглавить этот текст?

+ Мальчики на льду.

+ Мальчики и лед.

- Посмотрите на первую картинку. Как сказать одним предложением, что на ней изображено?

+Пришла весна.

+ Мальчики пошли кататься.

-Напиши, Юра, на доске. Мальчики пошли кататься.

-Что изображено на следующей картинке? Как сказать одним предложением?

+Ребята вышли на лед.

- Напиши, Юра, ниже. Ребята вышли на лед.

-Что случилось дальше? Как сказать кратко.

+Лед сломался.

+ Лед треснул.

-Запиши, Юра, лед треснул.

-Как можно назвать следующую картинку?

+Папа Никиты спас ребят.

+Папа Никиты помог ребятам выбраться.

-Запиши, Юра. Папа Никиты спас ребят.

-Посмотрите на доску, мы написали по одному  предложению к каждой картинке. Что у нас получилось?

+ План.

-Напиши, Юра, сверху, что это план.

-Давайте прочитаем наш план.

-Давайте посмотрим на наш план.

Расскажи, Оля, что происходит в той части, которую мы назвали «мальчики пошли кататься»? Смотри на слова на доске.

+ Пришла весна. Но снег еще лежал. Ребята пошли кататься. Горка была у реки.

-Повтори, Юра, что рассказала Оля.

+ Пришла весна. Но снег еще лежал. Ребята пошли кататься. Горка была у реки.

-Расскажи, Аня, что происходит в части, которая называется «ребята вышли на лед».

+ Никита предложил прокатиться по льду. Коля и Паша вышли на лед.

- О чем говорится в части под названием «лед треснул», Витя?

+ Лед треснул.

+ Ребята провалились в воду.

-Расскажи, Ира, используй другие слова.

+Лед сломался. Мальчики упали в воду.

- Расскажи, Оля, о чем говорится в части «папа Никиты спас ребят».

+Ребята позвали взрослых. Папа Никиты вытащил мальчиков. С тех пор ребята так не поступают.

-Кто может рассказать  историю по всему плану? Давай, Витя.

+ Пришла весна. Но снег еще лежал. Ребята пошли кататься. Горка была у реки. Никита предложил прокатиться по льду. Коля и Паша вышли на лед. Лед треснул. Ребята провалились в воду. Ребята позвали взрослых. Папа Никиты вытащил мальчиков. Теперь ребята так не поступают.

-Можно ли сейчас ходить по льду озер, рек, прудов? Можно ли играть на льду?

+…

Послушайте задание. На доске записаны слова…

…перепишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы.

Кто услышал, что нужно сделать?

+Нужно переписать слова, вставить пропущенные буквы.

- Закончите предложения, вставьте пропущенные слова.

-Напишите синонимы к словам на доске.

-А теперь вы запишите рассказ сами.

С чего нужно начать?

+Название.

-Правильно. Выберите название и запишите его в тетрадь.

- Что ты будешь писать в первой части, Оля? С каких слов ты начнешь?  Смотри на картинку и слова на доске.

-А теперь откройте тетради, пишите рассказ сами, смотрите на ваш план, на слова на доске.

-Сдайте тетради на проверку.

За экраном.

За экраном.

Показ указкой на соответствующие предметы, действия и опорные слова на доске.

Слова на доске:

- ранняя весна, пришла весна

-тепло, стало тепло

-не растаял, еще лежал

-мальчики, дети, ребята,

- пошли кататься, захотели покататься, побежали кататься

-горка у реки, рядом с рекой

-предложил выйти на лёд, позвал прокатиться по льду

-вышли на лед, встали на лед

-треснул, сломался

-провалились в воду, упали в воду

-другие ребята, мальчишки

- позвали на помощь, позвали взрослых

-спас  ребят,

 вытащил из воды мальчиков, помог мальчикам выбраться

-теперь, с тех пор

- так не поступают.

За экраном.

План

1. Мальчики пошли кататься.

2. Ребята вышли на лед.

3. Лед треснул.

4. Папа Никиты спас ребят.

Записать на доске наиболее подходящие варианты названии.

За экраном.

Слова на доске:

Р.бята, л.жал, п.шли, п.с.ветовали, п.звали, выт.щил, с.вет.

Пришла … Ребята пошли …

Горка была у … Никита предложил прокатиться по … Ребята упали в …

дети

позвал

упал

треснул

Обсудить все части плана.

III. Организация окончания занятия

1) Домашнее задание

(после первого урока)

2) Итог

- Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

-Ребята, чем мы сегодня занимались?

+ Составляли рассказ по картинкам.

-Молодцы. Вы хорошо занимались.

Раздать листочки с заданиями:

 Пр.шла в.сна. Р.бята п.шли к.таться. Никита пр.дл.жил пр.катиться (по)льду. Другие мальчишки пос.ветовали не ходить. Коля и Паша (не)послушались. Ребята провалились в воду. Папа Никиты выт.щил мальчик.в.

Дифференцированная оценка детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида

  Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.

Урок разработан для детей с лёгкой (F 70)  и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...

Конспект урока по развитию связной речи в 4 классе школы I вида

Планирование урока по развитию связной речи в 4 классе школы I видаТема: Описание предмета. Букет сирени.Цель: развитие связной речи....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....