Доклад «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию взаимодействия с окружающей средой».
методическая разработка

Германова Людмила Валерьевна

   Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл germanova_lv_doklad.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья городского округа Отрадный»

446303, Самарская область,  г. Отрадный, ул. Жигулевская, 2а, тел/факс – 23302, 20771, otr.internat@yandex.ru

Доклад

«Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию взаимодействия с окружающей средой».

Воспитатель Германова Людмила Валерьевна

2022г.

Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни.

       Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа является концептуальной методической основой для разработки и реализации общеобразовательной организацией

собственной программы.

      Программа формирования экологической культуры разрабатывается на

основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с

учётом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и

иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации,

взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и

другими общественными организациями.

     Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

      Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к

личностным результатам освоения АООП: формирование представлений о

мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

       При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо

исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации, требующий создание соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.

      Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.

      Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

      Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является составной частью адаптированной общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных

предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.

       Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

      Основные задачи программы:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на

примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного

для человека и окружающей среды;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к

природе;

  • формирование представлений об основных компонентах культуры

здоровья и здорового образа жизни;

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формирование представлений о рациональной организации режима

дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

  • формирование установок на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся

с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровья на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу

по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния

здоровья;

  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и

простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

         Основные направления, формы реализации программы

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной организации может быть организована по следующим направлениям:

1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

2. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

3. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

4. Работа с родителями (законными представителями).

5. Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура

общеобразовательной организации включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений общеобразовательной организации экологическим требованиям, санитарным

и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания обучающихся, в том

числе  горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.

     Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих

формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни.  

      Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «Основы социальной жизни», «География», а также «Ручной труд» и «Профильный труд».

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:

  • элементарные природосберегающие умения и навыки: умения оценивать правильность поведения людей в природе; бережное отношение к природе, растениям и животным; элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • элементарные здоровьесберегающие умения и навыки:навыки личной гигиены; активного образа жизни;
  • умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность:

режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.; умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;

  • умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи; навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными.
  • навыки и умения безопасного образа жизни: навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице; умение оценивать правильность поведения в быту; умения соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов; навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности; навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми; правил безопасного поведения в общественном транспорте.
  • навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях: умения действовать в неблагоприятных погодных условиях

(соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.); умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания (порядок и правила вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны); умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).

Реализация программы формирования экологической культуры

и здорового образа жизни во внеурочной деятельности

       Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях

(социальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном, общекультурном). Приоритетными могут рассматриваться спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической составляющей).

      Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного

образа жизни. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования

обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Образовательные организации должны предусмотреть:

― организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

― регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);

― проведение просветительской работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вопросам сохранения и

укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.).

Реализация дополнительных программ

    В рамках указанных направлений внеурочной работы разрабатываются

дополнительные программы экологического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формирования основ безопасной жизнедеятельности.

     Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в рамках духовно-нравственного воспитания. Экологическое воспитание направлено на формирование элементарных экологических представлений,

осознанного отношения к объектам окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и

укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.

   Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

 Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура,

экологически безопасное поведение.  

    В качестве дополнительной программы разрабатывается и программа формирования основ безопасного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    В содержании программ должно быть предусмотрено расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на

улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.

    Разрабатываемые программы характеризует выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска

помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.

     Содержательные приоритеты программ определяются на основании учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а также особенностей региона проживания.

     При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых

усилиями всех учебных предметов базовых учебных действий, ценностных

ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы.

      В связи с этим необходимо продумать организацию системы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы поведения в типичных ситуациях.

Формы организации внеурочной деятельности:

-спортивно-оздоровительные мероприятия,

-досугово-развлекательные мероприятия,

-ролевые игры, занятия,

-развивающие ситуации,

-общественно полезная практика,

-спортивные игры, соревнования,

-дни здоровья,

-занятия в кружках,

-прогулки,

-тематические беседы,

-праздники,

-недели здорового образа жизни,

-мини-проекты,

-экологические акции,

-походы по родному краю и т.д.

Просветительская работа с родителями

Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления

здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:

-проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п.;

-организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

     В содержательном плане просветительская работа направлена на учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а также особенностей региона проживания.

    При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых

усилиями всех учебных предметов базовых учебных действий, ценностных

ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической без-

опасности человека и природы. В связи с этим необходимо продумать организацию системы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы поведения в

типичных ситуациях.

В содержательном плане просветительская работа направлена на планируемые результаты освоения программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Важнейшие личностные результаты:

  • ценностное отношение к природе;
  • бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
  • потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание

необходимости ее охраны;

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и

окружающих людей;

  • элементарные представления об окружающем мире в совокупности его

природных и социальных компонентов;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном

поведении и поступках;

  • стремление заботиться о своем здоровье;
  • готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к

природе и людям);

  • готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление

алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  •  овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе

с выполнением различных социальных ролей;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные

связи в окружающем мире;

  • овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать

решения.

Методическое обеспечение.

1. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования текст./В.Ф. Базарнов. - Томск, 1997. - 65 с.

2. Бобылева, Л.Д., Экологическое воспитание младших школьников текст. / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // «Начальная школа». - 2003. - №5. - С.64-75.

3.  Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками текст./ Т.А. Бабакова // «Начальная школа». - 1993. - №9. - С.16-20.

4. Дагбаева, Н.В. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета текст. Н.В.Дагбаева // «Воспитание школьников» - 2005. - №1. - С.22-23.

5. Данилова, М.И. Занимательная экология текст. М.И.Данилова // «Воспитание школьников». - 2005. - №5. - С.25-33.

6. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков текст: учеб.пособие / Н.С.Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М.Клемяшова, И.В.Снитко, И.В.Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формирова...

Тема: «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья »

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полно...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...