Воспитательское занятие "Царство природы".
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Занятие посвящено проблемам экологии, бережному отношению к проироде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oz-tsarstvo_prirody.docx | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья VIII вида»
Внеклассное воспитательское занятие по экологии
«Царство природы»
Разработала:
Павлова. Л.М.
п. Октябрьский
2010 г.
Цели:
- Закрепить представление детей о живой и неживой природе, о росте и развитии растений.
- Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
- Воспитывать стремление беречь и охранять природу.
- Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в самую удивительную страну, без которой ни одно живое существо не сможет обойтись ни одного дня, ни одной минутки. И жители этой страны особенные: они сама доброта, сама нежность. И впускают в свой храм – свой мир только людей с добрым намерением и хорошим настроением. Я думаю, что вы все очень добрые. А поднять настроение себе и нашим гостям поможет игра.
(Проводится игра – дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения согласно тексту.)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Желаю счастья себе,
Всем моим друзьям и всем нашим гостям!
- Какое у вас стало настроение?
- Да, это так хорошо: пожелать счастья и здоровья всем, кто тебя окружает.
Введение в тему.
- У вас прекрасное настроение, поэтому я уверена, что вы быстро сможете расшифровать название страны, куда мы с вами отправимся.
(На доске нарисованы геометрические фигуры:
На другой стороне доски прикрепить фигуры с буквами, они перепутаны; дети должны фигуру с буквой прикрепить на соответствующее место.)
Верно, мы с вами отправимся в царство природы. Послушайте стихотворение о природе нашей планеты.
Чтец. Природа планеты Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает,
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки.
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.
Основная часть.
- Загадочное письмо. (Раздаётся стук в дверь.)
- Ребята, пока мы слушали стихотворение, нам принесли письмо. А от кого, я не знаю. Это мы сможем узнать только тогда, когда отгадаем загадку:
1.Не живой, а передвигаюсь, не человек, а говорю. (Робот.)
2.Сам металлический, мозг электрический. (Робот.)
- Правильно, молодцы. Интересно, что же он хочет нам сообщить? Давайте прочитаем письмо.
«Дорогие ребята! Здравствуйте! Я робот – инопланетянин. Меня зовут Марик, а мою подружку Мариука. Высылаем вам наши портреты. Мы живём не планете Марс, поэтому жителей нашей планеты называют марсианами. Мы хотим узнать про вашу планету Земля. Мы слышали, что она у вас не только очень красивая, но и загадочная. Мы очень хотели бы больше узнать о вашем мире природы и надеемся, что вы нам в этом поможете. Пишите нам!»
- Ребята, а что обозначает слово «инопланетянин»? (Житель с другой, иной планеты.)
- Давайте вспомним просьбу Марика и Мариуки, напишем им письмо, в котором расскажем о природе нашей планеты Земля, о том, как мы с вами умеем по приметам живой и неживой природы предсказывать погоду на будущее, т.е. прогнозировать.
2. Игра «Прогноз погоды».
- Давайте вспомним эти приметы:
(Воспитатель раздаёт детям листочки, где написано начало приметы, дети должны дописать конец, листы с дописанными приметами вкладывают в большой почтовый конверт.)
«На луке много одёжки – к холодной зиме».
«Вороны вьются в воздухе – к снегопаду».
«Лягушки расквакались – к дождю».
«Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету».
«Гусь стоит на одной ноге – к морозу».
«Черёмуха цветёт – холод идёт».
«Паутина стелется по растениям – к теплу».
«Комары поздней осенью – к мягкой зиме».
«Осенний иней – к сухой солнечной погоде».
«Яркие звёзды – к морозу».
3. Игра «Живое – неживое».
- А теперь расскажем о том, что мир природы можно разделить на две большие группы.
- Напомните, на какие две большие группы можно разделить мир природы? (На живую и неживую природу.)
- Скажите, а чем предметы живой и неживой природы отличаются друг от друга?
Предметы живой природы:
1.Двигаются
2.Размножаются
3.Растут
4.Питаются
5.Дышат
(Дерево, животные, растения)
Предметы неживой природы:
1.Не двигаются
2.Не размножаются
3.Не растут
4.Не питаются
5.Не дышат
(Гора, камень, небо, луна и т.д.)
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Живое – неживое». Постарайтесь не ошибиться. (Воспитатель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги кружочки зелёного, синего и белого цвета.)
- Если я назову предмет живой природы, вы поднимете зелёный кружок, предмет неживой природы – синий, предмет рукотворного мира, т.е. предмет, который сделан руками человека – белый кружочек. (Карточки с этими словами вкладываем в тот же конверт: вода, рябина, стекло, бабочка, обувь, лопата, овощи, кирпич, туча, ветер, книга, белка, гора, ромашка, луна.)
4. Потребности живых существ.
- Ребята, мы с вами знаем, чтобы все живые существа могли жить, им нужны условия для жизни, или как говорят учёные – потребности. Вспомните основные потребности всего живого на земле и назовите их (свет, тепло, место обитания, пища, защита от врагов).
- Ребята, а какое значение имеет для растений и животных чистота в лесу? Как вы думаете? (ответы детей)
5. Сказка «Солнечный луч».
- Давайте отправимся в лес и посмотрим, что же там происходит. (Чтение сказки по ролям с сопровождением показа слайдов.)
В сером унылом лесу на поляне под лопухом сидели три друга: Стрекоза, Бабочка, Муравей и, вспоминая прежние счастливые времена, грустно вздыхали.
- О, - трепетала крылышками Бабочка, - раньше здесь повсюду цвела душистая земляника, дикая малина, сладкая медуница, и мы угощались вкусным нектаром.
- А ландыши в тёмном овраге светились рассыпанным жемчугом, - прослезилась Стрекоза.
- Сколько раз, - тяжко вздохнул Муравей, - прабабушка Муравинда рассказывала, что давным-давно наш родной лес посадили дети. Тогда весело зеленели молодые деревца и люди ходили за грибами, ягодами и орехами. И не сорили.- Он погладил плачущую Стрекозу по лапке.- А сейчас такая вокруг грязь, что даже мы не можем её убрать, хотя и зовёмся санитарами леса.
Люди сегодня, - продолжала Бабочка, - только жгут костры, бросают бумагу, и весь наш лес скоро станет свалкой.
И тут со стороны мусорной кучи послышалось зловещее шипенье, из пожухлой травы выполз огромный змей.
- У-ш-ша-ша-а… Кто звал меня, повелителя С-с-свалки и царя Хаос-с-са?! Трепещ-щ-щ-ите, бука-ш-ш-шки! – Он стал подниматься над землёй, обвиваясь кольцом вокруг поляны, на которой сразу умерла трава и показалась плесень. - Люди с-с-стали настолько бес-с-сердечны и жес-стоки, что я, Хаос-с, с-с-скоро наведу на них без-з-зумие и подчиню себе. А мои слуги – мрак и ужас-с-с – превратят мир в одну больш-ш-шую с-с-свалку!..
Маленькие друзья замерли от страха и не могли шелохнуться. А над лесом стали собираться чёрные тучи. Но вдруг они услышали:
- Не бойтесь, я здесь! – это во тьме блеснул Солнечный Луч и огненными стрелами стал разить чудище.
Змей метался, шипел, извивался, обожжённый небесными искрами, но не сдавался. Бой продолжался, но, наконец, змей, обессилев, прошипел: «Это не пос-следняя наш-ша вс-стреча…» - и пропал, а тучи рассеялись.
- Ты кто? – спросил Муравей у нежданного гостя.
- Я – посланник Неба. Освещаю и согреваю землю, помогаю проклюнуться хлебному зерну и первой траве, дарю людям радость. И сражаюсь со злом и мраком. Много работы у солнечных лучей. Хотите стать нашими помощниками?
- Мы?! – воскликнули удивлённые друзья. – Мы всего-навсего насекомые и ничего не умеем.
- Это не так, и крыло бабочки имеет вес, если делаешь добро. Я сделаю так, что вы станете на своих крылышках приносить детям радость небесную, и в их головках появятся добрые мысли. Глядя на вас, малыши подумают о том, как прекрасен мир, им захочется сделать для него что-нибудь хорошее, например, убрать лес. Ведь все наши добрые и злые поступки начинаются с помыслов!
- А меня, как всегда, забыли. Я уж точно никуда не полечу, - огорчённо вздохнул Муравей.
- А ты вместе с другими муравьишками будешь убирать землю, и сора станет меньше.
- Не верится, что сейчас дети способны на великодушные дела, - возразила Бабочка.
- Дети, – какие были, такие и есть. Только перестали видеть и беречь Красоту, - вздохнул Лучик, но тут же вспыхнул ярче яркого.
- О, если бы они задумались о нашем мире, то спасли бы его от наступающего хаоса. – Пока он говорил, на поляне появилась молодая трава и распустились цветы.
- Вот и вернулась красота, как хорошо стало. Теперь я полечу дальше, очень много работы у солнечных лучей.
- Мы никогда больше не увидимся? – загрустил Муравей.
- Не печалься, - ответил Лучик. – Посмотрите на солнечное небо – и увидите меня, а я сразу вспомню о вас. Мы всегда будем вместе. Но если случится беда, я вновь появлюсь.
Всю весну и лето стайки бабочек, стрекоз и пчёл кружились, разнося на крылышках добрые помыслы. Они летали везде, где играли ребятишки. Муравьи упорно разбирали мусорные завалы, но им было тяжело справляться со свалкой…
И вот однажды наши друзья с изумлением увидели: в лес пришли дети с огромными мешками и стали убирать мусор. И всё вокруг преобразилось.
- Бывают в жизни чудеса! – воскликнул Муравей. – Лучик, ты видишь, мы победили! Они нас услышали и идут на помощь. – По листве берёз запрыгали солнечные зайчики, словно принесли привет от небесного друга. – А змей Хаос больше к нам не приползёт ни-ко-гда!
Когда вы увидите над собой кружащуюся в небе бабочку, помашите ей рукой. Быть может, это и вам привет от Солнечного Луча.
(Автор сказки Светлана Рыбакова. Детский Журнал «Свечечка» № 11, 2009г.)
- Ребята, что же происходило в лесу? Что может случиться с природой, с лесом? Кто может спасти природу, лес? (Ответы детей.)
6. Физкультминутка.
- Давайте расскажем Марику и Мариуке о растительном мире нашей природы. Покажем нашим гостям, как из маленького семечка может вырасти красивый цветок. (Звучит музыка)
Представьте себе, что сейчас солнечное лето (слайд солнечная полянка), и каждый из вас превратился в маленькое семечко. Подумайте, семечком, какого цветка вы хотели бы стать? Наступила осень. Пришла зима. Семечко долго спало в земле, ему было холодно и темно. Когда весной солнышко согрело землю, и тёплый дождик полил его, проклюнулся росточек. Он потянулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелёк, и на нём появились листочки, а затем и бутон. Всем стало понятно, что скоро на свет появится цветок. А тот не торопился, прихорашивался в бутоне. И вот однажды, когда первые лучи солнца коснулись бутона, он раскрыл свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались цветком, а он радостно кивал головой.
- Какой цветок вырос из этого семечка? (Ответы детей.)
7. Бережное отношение к природе.
- Для того, чтобы наша планета Земля становилась всё лучше и краше, необходимо всем людям, в том числе и нам с вами ежедневно, ежеминутно беречь как живую, так и неживую природу. Мы много говорим о бережном отношении к природе. Давайте вспомним, что нельзя делать, находясь на природе? (Ответы детей.)
- Да правильно, молодцы.
- Природа страдает не только от рук человека, но и от явлений природы. Явления природы это наводнения, землетрясения, ураганы и т.д.
- Ребята, а что происходило у нас летом? Кто скажет? (Ответы детей: была засуха, были пожары.)
- Да летом была засуха, было очень жарко, высохли реки, озёра, пруды, высохли деревья, растения. Но засуха, это ещё не совсем страшное. Самое страшное, это лесные пожары.
- Что нужно делать для того, чтобы не было лесных пожаров? (Ответы детей: не разжигать костры, не оставлять после себя мусор, и т.д.)
- А ещё нельзя оставлять в лесу также бутылки, стекло, потому что через стекло может вспыхнуть огонь, а огонь уничтожает всё: сгорают деревья, животные, гибнут и птицы, загрязняется воздух – нельзя дышать, дым разъедает глаза, могут погибнуть люди и всё живое на земле. А лучше всего в жару, в засуху, тогда, когда есть опасность, что могут возникнуть пожары, в лес не ходить.
- Мы сейчас поговорили о том, чего делать в природе нельзя. А что же тогда можно? Какой вклад по охране природы вы можете внести? ( Ответы детей: сажать деревья, цветы, подкармливать птиц, не выбрасывать ненужный материал, а делать из него поделки.)
8. «Отходы – в доходы».
- Давайте покажем гостям наши поделки. Посмотрите содержимое этой корзины. Оказывается, из бросового материала, из того мусора, который валяется везде и всюду, можно делать нужные и интересные вещи. (Показать вазы из пластиковых бутылок, вазы из жестяных банок из-под пива, кормушки из пластиковых бутылок, воронки, цветочные горшочки; рассказать про консервные банки и т.д.)
Заключение.
- Вот и подходит к концу наше занятие. Я уверена, получив наше письмо и нашу посылку, наши новые друзья – Марик и Мариука много узнают о нашей планете Земля. Ведь вы все старались. Вы все молодцы, большое вам спасибо.
- Если мы с вами всегда будем помнить о том, о чём сегодня говорили, т.е. выполнять свои обязанности перед природой, она ответит нам своей любовью. Ведь человек это часть природы, разрушая природу, человек тоже может погибнуть.
Послушайте стихотворение «Человек»
Улыбнись с утра щенку,
И росинке, и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
Бабочка махнёт крылом,
Солнце – ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя,
Семицветной чудо - радугой.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою,
Будет мир дружить с тобою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...
Воспитательское занятие, Классный час Мы - друзья природы 1-2 класс
Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....
Воспитательское занятие, Классный час Что такое природа 1-2 класс
Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....
"Берегите природу" воспитательский час
Цель: Формирование ответственного отношения к природе родного края.Задачи:...
Воспитательский час «Берегите природу»
Цель: Формирование ответственного отношения к природе родного края.Задачи:1. Познакомить с правилами поведения на природе.2. Способствовать формированию ...
Воспитательский час "Красота природы бесценна"
Цель:- формирование патриотических чувств подростков на основе природоведческих знаний.Задача:- формирование убеждения, что красота природы бесценна, что нужно охранять родную природу и бережно ...
Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»
Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»...