Воспитательское занятие "Царство природы".
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Павлова Людмила Михайловна.

Занятие посвящено проблемам экологии, бережному отношению к проироде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oz-tsarstvo_prirody.docx71.5 КБ

Предварительный просмотр:

          ГОУ РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная)        

общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей,

       оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

           возможностями здоровья VIII вида»

                

                          Внеклассное воспитательское занятие по экологии

                                 

                           «Царство природы»        

                                                                        Разработала:

                                                                        Павлова. Л.М.

п. Октябрьский

         2010 г.

Цели:

  1. Закрепить представление детей о живой и неживой природе, о росте и развитии растений.
  2. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
  3. Воспитывать стремление беречь и охранять природу.
  4. Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки.

  Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в самую удивительную страну, без которой ни одно живое существо не сможет обойтись ни одного дня, ни одной минутки. И жители этой страны особенные: они сама доброта, сама нежность. И впускают в свой храм – свой мир только людей с добрым намерением и хорошим настроением. Я думаю, что вы все очень добрые. А поднять настроение себе и нашим гостям поможет игра.

 (Проводится игра – дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения согласно тексту.)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Желаю счастья себе,

Всем моим друзьям и всем нашим гостям!

- Какое у вас стало настроение?

- Да, это так хорошо: пожелать счастья и здоровья всем, кто тебя окружает.

 

 Введение в тему.

- У вас прекрасное настроение, поэтому я уверена, что вы быстро сможете расшифровать название страны, куда мы с вами отправимся.

(На доске нарисованы геометрические фигуры:

        

На другой стороне доски прикрепить фигуры с буквами, они перепутаны; дети должны фигуру с буквой прикрепить на соответствующее место.)

                                                                                                                                 

Верно, мы с вами отправимся в царство природы. Послушайте стихотворение о природе нашей планеты.

Чтец. Природа планеты Земля

           Очень щедра и богата.

           Горы, леса и поля –

           Дом наш родимый, ребята.

           Солнышко рано встаёт,

           Лучиком день зажигает,

           Весело птица поёт,

           Песнею день начинает.

           Как хороши, приглядись,

           Клёны, берёзы и ёлки.

           Пенью у птицы учись,

           А трудолюбию у пчёлки.

Основная часть.

  1. Загадочное письмо.  (Раздаётся стук в дверь.)

- Ребята, пока мы слушали стихотворение, нам принесли письмо. А от кого, я не знаю. Это мы сможем узнать только тогда, когда отгадаем загадку:

1.Не живой, а передвигаюсь, не человек, а говорю.  (Робот.)

2.Сам металлический, мозг электрический.  (Робот.)

- Правильно, молодцы. Интересно, что же он хочет нам сообщить? Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Здравствуйте! Я робот – инопланетянин. Меня зовут Марик, а мою подружку Мариука. Высылаем вам наши портреты. Мы живём не планете Марс, поэтому жителей нашей планеты называют марсианами. Мы хотим узнать про вашу планету Земля. Мы слышали, что она у вас не только очень красивая, но и загадочная. Мы очень хотели бы больше узнать о вашем мире природы и надеемся, что вы нам в этом поможете. Пишите нам!»

- Ребята, а что обозначает слово «инопланетянин»?   (Житель с другой, иной планеты.)

- Давайте вспомним просьбу Марика и Мариуки, напишем им письмо, в котором расскажем о природе нашей планеты Земля, о том, как мы с вами умеем по приметам живой и неживой природы предсказывать погоду на будущее, т.е. прогнозировать.

     

         2.   Игра «Прогноз погоды».

- Давайте вспомним эти приметы:

(Воспитатель раздаёт детям листочки, где написано начало приметы, дети должны дописать конец, листы с дописанными приметами вкладывают в большой почтовый конверт.)

«На луке много одёжки – к холодной зиме».

«Вороны вьются в воздухе – к снегопаду».

«Лягушки расквакались – к дождю».

«Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету».

«Гусь стоит на одной ноге – к морозу».

«Черёмуха цветёт – холод идёт».

«Паутина стелется по растениям – к теплу».

«Комары поздней осенью – к мягкой зиме».

«Осенний иней – к сухой солнечной погоде».

«Яркие звёзды – к морозу».

        3.  Игра «Живое – неживое».

- А теперь расскажем о том, что мир природы можно разделить на две большие группы.

- Напомните, на какие две большие группы можно разделить мир природы?  (На живую и неживую природу.)

- Скажите, а чем предметы живой и неживой природы отличаются друг от друга?

Предметы живой природы:                          

1.Двигаются

2.Размножаются

3.Растут

4.Питаются

5.Дышат

(Дерево, животные, растения)

Предметы неживой природы:

1.Не двигаются

2.Не размножаются

3.Не растут

4.Не питаются

5.Не дышат

(Гора, камень, небо, луна и т.д.)

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Живое – неживое». Постарайтесь не ошибиться.   (Воспитатель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги кружочки зелёного, синего и белого цвета.)

- Если я назову предмет живой природы, вы поднимете зелёный кружок, предмет неживой природы – синий, предмет рукотворного мира, т.е. предмет, который сделан руками человека – белый кружочек.  (Карточки с этими словами вкладываем в тот же конверт: вода, рябина, стекло, бабочка, обувь, лопата, овощи, кирпич, туча, ветер, книга, белка, гора, ромашка, луна.)

4.  Потребности живых существ.

- Ребята, мы с вами знаем, чтобы все живые существа могли жить, им нужны условия для жизни, или как говорят учёные – потребности. Вспомните основные потребности всего живого на земле и назовите их (свет, тепло, место обитания, пища, защита от врагов).

- Ребята, а какое значение имеет для растений и животных чистота в лесу?  Как вы думаете? (ответы детей)

5.  Сказка «Солнечный луч».

- Давайте отправимся в лес и посмотрим, что же там происходит.  (Чтение сказки по ролям с сопровождением показа слайдов.)

В сером унылом лесу на поляне под лопухом сидели три друга: Стрекоза, Бабочка, Муравей и, вспоминая прежние счастливые времена, грустно вздыхали.

- О, -  трепетала крылышками Бабочка, - раньше здесь повсюду цвела душистая земляника, дикая малина, сладкая медуница, и мы угощались вкусным нектаром.

- А ландыши в тёмном овраге светились рассыпанным жемчугом, - прослезилась Стрекоза.

- Сколько раз, - тяжко вздохнул Муравей, - прабабушка Муравинда рассказывала, что давным-давно наш родной лес посадили дети. Тогда весело зеленели молодые деревца и люди ходили за грибами, ягодами и орехами. И не сорили.- Он погладил плачущую Стрекозу по лапке.- А сейчас такая вокруг грязь, что даже мы не можем её убрать, хотя и зовёмся санитарами леса.

Люди сегодня, - продолжала Бабочка, - только жгут костры, бросают бумагу, и весь наш лес скоро станет свалкой.

И тут со стороны мусорной кучи послышалось зловещее шипенье, из пожухлой травы выполз огромный змей.

- У-ш-ша-ша-а… Кто звал меня, повелителя С-с-свалки и царя Хаос-с-са?! Трепещ-щ-щ-ите, бука-ш-ш-шки! – Он стал подниматься над землёй, обвиваясь кольцом вокруг поляны, на которой сразу умерла трава и показалась плесень. -  Люди с-с-стали настолько бес-с-сердечны и жес-стоки, что я, Хаос-с, с-с-скоро наведу на них без-з-зумие и подчиню себе. А мои слуги – мрак и ужас-с-с – превратят мир в одну больш-ш-шую с-с-свалку!..

Маленькие друзья замерли от страха и не могли шелохнуться. А над лесом стали собираться чёрные тучи. Но вдруг они услышали:

- Не бойтесь, я здесь! – это во тьме блеснул Солнечный Луч и огненными стрелами стал разить чудище.

Змей метался, шипел, извивался, обожжённый небесными искрами, но не сдавался. Бой продолжался, но, наконец, змей, обессилев, прошипел: «Это не пос-следняя наш-ша вс-стреча…» - и пропал, а тучи рассеялись.

- Ты кто? – спросил Муравей у нежданного гостя.

- Я – посланник Неба. Освещаю и согреваю землю, помогаю проклюнуться хлебному зерну и первой траве, дарю людям радость. И сражаюсь со злом и мраком. Много работы у солнечных лучей. Хотите стать нашими помощниками?

- Мы?! – воскликнули удивлённые друзья. – Мы всего-навсего насекомые и ничего не умеем.

- Это не так, и крыло бабочки имеет вес, если делаешь добро. Я сделаю так, что вы станете на своих крылышках приносить детям радость небесную, и в их головках появятся добрые мысли. Глядя на вас, малыши подумают о том, как прекрасен мир, им захочется сделать для него что-нибудь хорошее, например, убрать лес. Ведь все наши добрые и злые поступки начинаются с помыслов!

- А меня, как всегда, забыли. Я уж точно никуда не полечу, - огорчённо вздохнул Муравей.

- А ты вместе с другими муравьишками будешь убирать землю, и сора станет меньше.

- Не верится, что сейчас дети способны на великодушные дела, - возразила Бабочка.

- Дети, – какие были, такие и есть. Только перестали видеть и беречь Красоту, - вздохнул Лучик, но тут же вспыхнул ярче яркого.

- О, если бы они задумались о нашем мире, то спасли бы его от наступающего хаоса. – Пока он говорил, на поляне появилась молодая трава и распустились цветы.

- Вот и вернулась красота, как хорошо стало. Теперь я полечу дальше, очень много работы у солнечных лучей.

- Мы никогда больше не увидимся? – загрустил Муравей.

- Не печалься, - ответил Лучик. – Посмотрите на солнечное небо – и увидите меня, а я сразу вспомню о вас. Мы всегда будем вместе. Но если случится беда, я вновь появлюсь.

Всю весну и лето стайки бабочек, стрекоз и пчёл кружились, разнося на крылышках добрые помыслы. Они летали везде, где играли ребятишки. Муравьи упорно разбирали мусорные завалы, но им было тяжело справляться со свалкой…

И вот однажды наши друзья с изумлением увидели: в лес пришли дети с огромными мешками и стали убирать мусор. И всё вокруг преобразилось.

- Бывают в жизни чудеса! – воскликнул Муравей. – Лучик, ты видишь, мы победили! Они нас услышали и идут на помощь. – По листве берёз запрыгали солнечные зайчики, словно принесли привет от небесного друга. – А змей Хаос больше к нам не приползёт ни-ко-гда!

Когда вы увидите над собой кружащуюся в небе бабочку, помашите ей рукой. Быть может, это и вам привет от Солнечного Луча.

 (Автор сказки Светлана Рыбакова. Детский Журнал «Свечечка» № 11, 2009г.)

- Ребята, что же происходило в лесу? Что может случиться с природой, с лесом? Кто может спасти природу, лес?  (Ответы детей.)

6.   Физкультминутка.

- Давайте расскажем Марику и Мариуке о растительном мире нашей природы. Покажем нашим гостям, как из маленького семечка может вырасти красивый цветок.  (Звучит музыка)

Представьте себе, что сейчас солнечное лето (слайд солнечная полянка), и каждый из вас превратился в маленькое семечко. Подумайте, семечком, какого цветка вы хотели бы стать? Наступила осень. Пришла зима. Семечко долго спало в земле, ему было холодно и темно. Когда весной солнышко согрело землю, и тёплый дождик полил его, проклюнулся росточек. Он потянулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелёк, и на нём появились листочки, а затем и бутон. Всем стало понятно, что скоро на свет появится цветок. А тот не торопился, прихорашивался в бутоне. И вот однажды, когда первые лучи солнца коснулись бутона, он раскрыл свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались цветком, а он радостно кивал головой.

- Какой цветок вырос из этого семечка?  (Ответы детей.)

7.   Бережное отношение к природе.

- Для того, чтобы наша планета Земля становилась всё лучше и краше, необходимо всем людям, в том числе и нам с вами ежедневно, ежеминутно беречь как живую, так и неживую природу. Мы много говорим о бережном отношении к природе. Давайте вспомним, что нельзя делать, находясь на природе?  (Ответы детей.)

- Да правильно, молодцы.

- Природа страдает не только от рук человека, но и от явлений природы. Явления природы это наводнения, землетрясения, ураганы и т.д.

- Ребята, а что происходило у нас летом? Кто скажет?  (Ответы детей: была засуха, были пожары.)

- Да летом была засуха, было очень жарко, высохли реки, озёра, пруды, высохли деревья, растения. Но засуха, это ещё не совсем страшное. Самое страшное, это лесные пожары.

- Что нужно делать для того, чтобы не было лесных пожаров?  (Ответы детей: не разжигать костры, не оставлять после себя мусор, и т.д.)

- А ещё нельзя оставлять в лесу также бутылки, стекло, потому что через стекло может вспыхнуть огонь, а огонь уничтожает всё: сгорают деревья, животные, гибнут и птицы, загрязняется воздух – нельзя дышать, дым разъедает глаза, могут погибнуть люди и всё живое на земле. А лучше всего в  жару, в засуху, тогда, когда есть опасность, что могут возникнуть пожары, в лес не ходить.

- Мы сейчас поговорили о том, чего делать в природе нельзя. А что же тогда можно? Какой вклад по охране природы вы можете внести?  ( Ответы детей: сажать деревья, цветы,  подкармливать птиц, не выбрасывать ненужный материал, а делать из него поделки.)

8.   «Отходы – в доходы».

- Давайте покажем гостям наши поделки. Посмотрите содержимое этой корзины. Оказывается, из бросового материала, из того мусора, который валяется везде и всюду, можно делать нужные и интересные вещи. (Показать вазы из пластиковых бутылок, вазы из жестяных банок из-под пива, кормушки из пластиковых бутылок, воронки, цветочные горшочки; рассказать про консервные банки и т.д.)

Заключение.

- Вот и подходит к концу наше занятие. Я уверена, получив наше письмо и нашу посылку, наши новые друзья – Марик и Мариука много узнают о нашей планете Земля. Ведь вы все старались. Вы все молодцы, большое вам спасибо.

- Если мы с вами всегда будем помнить о том, о чём сегодня говорили, т.е. выполнять свои обязанности перед природой, она ответит нам своей любовью. Ведь человек это часть природы, разрушая природу, человек тоже может погибнуть.

Послушайте стихотворение «Человек»

Улыбнись с утра щенку,

И росинке, и цветку,

Пёстрой бабочке в лугах,

Солнцу в лёгких облаках.

Бабочка махнёт крылом,

Солнце – ласковым лучом,

И росинка вспыхнет, радуя,

Семицветной чудо - радугой.

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире красоты!

Обменявшись добротою,

Будет мир дружить с тобою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...

Воспитательское занятие, Классный час Мы - друзья природы 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

Воспитательское занятие, Классный час Что такое природа 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

"Берегите природу" воспитательский час

Цель: Формирование ответственного отношения к природе родного края.Задачи:...

Воспитательский час «Берегите природу»

Цель: Формирование ответственного отношения к природе родного края.Задачи:1.    Познакомить с правилами поведения  на природе.2.    Способствовать формированию ...

Воспитательский час "Красота природы бесценна"

Цель:- формирование патриотических чувств подростков на основе природоведческих знаний.Задача:- формирование убеждения, что красота природы бесценна, что нужно охранять родную природу  и бережно ...

Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»

Конспект  викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»...