Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации.
материал

Соломенникова Юлия Александровна (Волкова)

Выступление на семинаре директоров. Тема: "Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение метода проектной деятельности учащихся школы VIII вида в целях создания условий для их успешной социализации.

Являясь одной из основных педагогических технологий  XXI века, метод проектов занял особое место в коррекционно - развивающем обучении.           Проектная деятельность, включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов, позволяет эффективно организовать учебно - воспитательный процесс в учебных заведениях.

          Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно- ориентированном подходах в обучении, поэтому её внедрение в учебный процесс школы VIII вида является важным и необходимым.

          В основе коррекционно-развивающего обучения лежит индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Метод проектов предоставляет такую возможность.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление педагога напичкать своего подопечного стандартным набором знаний.  
Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Я в своей работе отдаю предпочтение проектам, основанным на информационных технологиях,  так как  считаю, что они многогранны, эффективны, перспективны и неисчерпаемы.

         Впервые метод проектов мною был опробован в начале учебного года.  Несколько лет назад в группе мы активно занялись бисероплетением, причём это привилось не только девочкам, но и мальчикам. Но дети росли, и я видела, что простое изготовление поделок из бисера у многих уже не вызывает особого интереса. Мы вместе с детьми попробовали создавать проекты по бисероплетению.
       Я получила первый опыт управления проектной деятельностью воспитанников, и увидела, что у детей плохо сформированы навыки работы с информацией, тяжело идет самопрезентация, на тот момент, еще не все дети владели навыками создания и управления компьютерными презентациями.
      Анализ первого опыта использования метода проектов в воспитательной работе моей группы позволил сделать следующие выводы:
- во-первых, нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность воспитанников для его достижения;
- во-вторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
            Работа над проектом оказалась настолько интересной и полезной, что возникло желание и дальше использовать этот метод в работе. С ребятами мы определились, что в следующем году будем работать над реализацией следующих мини-проектов: «Алкоголь и настроение», «Наша группа» и «Вредные привычки».
           Педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем:
           Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.
         Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.
          А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате      совместного труда побеждает коллектив класса.
          Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Внутренний результат проектной  деятельности - это накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются.
Таким образом в процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
           Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися.
          При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, я руководствуюсь известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
          Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
         Результаты работы над проектами представляем на совместных мероприятиях, представление результатов исследований во внеурочной деятельности, участие в конкурсе и др.
          Опираясь на опыт и интересы школьника, я помогаю выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
        В этом году мы совместно с детьми создали три проекта по бисероплетению «Сирень», «Вереск», «Вербена». И сейчас я хочу представить один из них.

ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Кольчугино»

«Внедрение метода проектной деятельности учащихся школы VIII вида в целях создания условий для их успешной социализации.»

                                                Воспитатель: Волкова Ю.А.

2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

Методическая раработка "Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения.", 2023г.

В данном материале указаны основные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения...