Методическая раработка "Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения.", 2023г.
методическая разработка
В данном материале указаны основные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения. 18.03. 2023г.
Основной задачей специальной (коррекционной) школы является подготовка умственно отсталых учащихся к трудовой деятельности, а из этого следует воспитание у них умения самостоятельно выполнять любого рода задания.
Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.
Причем воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.
Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знания ими технологических особенностей материалов, оборудования, технологий изготовления изделий; владение комплексом производственных навыков.
Главной отправной точкой при решении поставленных проблем является положение о том, что обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими теоретических и практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя теоретические и практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.
Программы профессионально-трудового обучения построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение учащихся различным производственным операциям / умениям и навыкам / осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.
В ней есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В объяснительной записке к программе сказано, что учащиеся должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить, как они выполняются. Далее говорится о том, что необходимо научить учащихся самостоятельно выполнять несложные работы и т. д.
Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от того какими методами и приемами пользоваться.
В связи с этим стараюсь вырабатывать наиболее эффективные методы и приемы трудового обучения, направленные на развитие самостоятельности учащихся.
Основными составляющими обучения учащихся по труду являются:
- умение видеть конечный результат своей работы, т.е. выполнять анализ образца;
- умение планировать предстоящую работу, выбирать оптимальные приемы труда, способы выполнения предстоящей работы.
- осуществлять проверку качества выполненной работы;
- выполнять отчет о проделанной работе.
При формировании образа конечного результата труда проходит не только знакомство с готовым образцом, но и предлагаются различного рода задания для самостоятельной работы учащихся и для более успешного усвоения конечной цели.
Умение планировать свою деятельность - является основным компонентом обучения учащихся труду.
При планировании своей работы учащимся необходимо уметь определять последовательность обработки изделия, выполнять задание, руководствуясь словесной инструкцией / устной и письменной /, образцом, рисунком или чертежом, уметь организовать свою работу. А также очень важно воспитать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы.
Но так как учащиеся имеют нарушение и снижение регулирующей роли слова в деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти, то развитие их самостоятельности на этом этапе играет огромное значение.
Требуя от учащихся описания трудовых операций, стараюсь приучать их сознательно подходить к выполнению заданий. Дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока / как закрепление того, что они делали на уроке / или в начале следующего урока / как повторение предыдущего задания/. Этот прием использовался на уроке..
Работая с инструкционными и технологическими картами, учащиеся лучше усваивают последовательность выполнения практических заданий. Этот прием в основном использую при повторении. Учащиеся сами по картам устанавливают план действий. Работают либо с технологическими, либо инструкционными.
Также используются задания следующего вида
Развитие у учащихся умения давать словесный отчет о выполняемой работе играет свою роль в развитии самостоятельности. При этом используется схема «Говорю-делаю-говорю». После окончания практической работы учащиеся анализируют свою деятельность. И это способствует не только запоминанию детьми программного материала, но и лучшему усвоению своих действий. На этом этапе также используются технологические, инструкционные карты.
Проверка качества выполненной работы способствует сознательному усвоению своих действий и развитию самостоятельности в нахождении своих ошибок. На этом этапе учащиеся пользуются картами качества, либо сравнивают выполненную работу с образцом.
Т.о. положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения самостоятельно выполнять любого рода задания можно достичь при соблюдении следующих основных требований.
1. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи и выполнять практические задания / планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д. /. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся вспомогательных школ вообще.
2. Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному.
3. Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников вспомогательной школы /словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д./, что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"
Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...
Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...
Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации.
Выступление на семинаре директоров. Тема: "Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации"...
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...
Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".
В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....