"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГРАФИИ."
учебно-методический материал по теме
Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_disgrafii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы по преодолению
нарушений письма у младших школьников
Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».
В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Последняя классификация дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии:
— артикуляторно-акустическая;
— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;
— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;
— аграмматическая;
— оптическая.
В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.
Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:
— формирование фонематического восприятия;
— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
— развитие пространственно-временной ориентации;
— развитие зрительного и слухового восприятия;
— развитие связной речи;
— развитие процессов чтения и письма.
Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависятметоды и продолжительность обучения.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.
Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала второго учебного года (2-го класса) по Программе I-IV.
Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:
— артикуляторно-акустической;
— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;
— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;
— аграмматической;
— оптической.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, но не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе (по Программе 1-4 или 1-3).
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.
При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т. д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т. д.
Особенности письменной речи у детей с дисграфией
У детей, обучающихся в массовых школах, встречаются различные формы дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Ниже представлены основные особенности письменной и устной речи детей-дисграфиков.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопро-изношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме.
При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка еще нет пока достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.
Акустическая дисграфия
Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.
Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:
— свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),
— звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),
— твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).
Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).
Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).
Дисграфия, обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.
Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:
— слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);
— сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»);
— раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).
Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:
— пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет», «мика» — «мишка», «лит» — «лист»);
— добавление гласного («палаток» — платок»);
— перестановка букв («коно» — окно»);
— пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).
Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
Аграмматизмы на письме проявляются:
— в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»);
— в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);
— в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).
При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);
— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);
— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
— зеркальное написание букв (с — е, э — е).
Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников
За основу была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....
Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно развивающих игр
Методические рекомендации, по предупреждению и устранению дисграфии в школьных коррекционных учреждениях....
Лекция по теме «Преодоление дисграфии у учащихся»
Целевая аудитория – родители учащихся начальной школы, зачисленных на программу «Преодоление дисграфии у учащихся»Форма проведения – родительское собрание на базе ГБОУ «Школа здоровья и индивидуальног...
Лекция по теме «Преодоление дисграфии у учащихся»
Целевая аудитория – родители учащихся начальной школы, зачисленных на программу «Преодоление дисграфии у учащихся»Форма проведения – родительское собрание на базе ГБОУ «Школа здоровья и индивидуальног...
Использование современных методов и приёмов коррекционнойработы по преодолению дисграфии у млаших школьников с ОНР.
Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей с ОНР в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Статистика показывает, что с каждым годом в начальных класса...
План работы, по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза (60 часов)
Дисграфия...
Семинар "Дисграфия. Приемы и методы ее преодоления"
Цель данного семинара: рассказать педагогам о различных видах дисграфических ошибок, приемах и методах их преодоления....