Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно развивающих игр
методическая разработка по теме

Новоселова Татьяна Степановна

Методические рекомендации, по предупреждению и устранению дисграфии в школьных коррекционных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ специальная коррекционная общеобразовательная школа 8 вида №567

« Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно развивающих игр».

(Из опыта работы).

                                       Учитель-логопед: Т.С. Новосёлова

Москва, 2009 год.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступление. Дисграфические ошибки.
  2. Причины, лежащие в основе возникновения дисграфических ошибок.
  3. Приёмы, виды работ, применяемые для устранения дисграфических ошибок.

    4.Заключение.

«Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно-развивающих игр».

Одним из наиболее важных направлений логопедической работы в специальной коррекционной школе 8 вида является работа по преодолению дисграфии.

Часто в письменных работах учащихся встречаются специфические ошибки, т. е. ошибки не похожие на ошибки грамматического характера. Например: - пропуски букв и слогов;

                                          - недописывание окончаний;

                                          - внесение лишних букв или слогов в слова;

                                          - перестановка букв или слогов;

                                          - смешение букв или элементов букв и др.

(город – «горд», пилили – «пили», глубокая река – «голобокая река», иногда – «игонда»).

В основе возникновения стойких повторяющихся «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, аналитико-синтетических навыков и пр.

У таких учащихся часто  отмечаются нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Дети, у которых несформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем отключаются от последующего хода урока.

При несформированности слухового внимания и памяти учащиеся с трудом удерживают в памяти ряд из 5-6 слов, затрудняются в воспроизведении предложений из 4-5 слов. Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращённую ко всему классу.

Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению и письму. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, образцами предложенными на доске или в учебнике.

При несформированности фонематического слуха ученики затрудняются в различении фонем родного языка: глухих и звонких, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих согласных (прыгает – «прыкает»), допускают ошибки при подборе проверочных слов (таз – «тасик»).

Отрицательно сказывается на письменной речи учащихся несформированность языкового анализа и синтеза. В письменных работах встречается большое количество ошибок:

- пропуски, недописывание букв и слогов;

- наращивание слов лишними буквами и слогами;

- перестановка букв и слогов в слове;

- слитное написание слов;

- произвольное деление слов на слоги.

При отставании в развитии лексико-грамматической стороны речи дети затрудняются в структурном построении предложения. Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении (согласованием, управлением) приводит к аграмматизму на письме.

Лексический запас детей отличается бедностью и неточностью. Количественная сторона словаря ограничена обиходно-бытовыми рамками. Нарушение качественной стороны словаря заключается в неумении правильно изменять слова по числам, падежам, временам, образовывать новые слова. Например: слова-действия – подгребает, сгребает, выгребает – могут заменить одним словом «грабит».

При несформированности пространственного восприятия в письменных работах учащихся часто встречаются ошибки на смешение элементов некоторых букв (б–д, и–ш, и–у, в–д, т–п).

Выше были раскрыты причины, лежащие в основе нарушения письменной речи. Логопедическая работа во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции и развития не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Путём подбора различных упражнений учитель-логопед воздействует на разные вышеперечисленные факторы, обуславливающие нарушения устной и письменной речи.

Как правило, умственно-отсталые дети инертны, неэмоциональны, порой проявляют негативное отношение к логопедическим занятиям. Поэтому каждый учитель-логопед находится в постоянном поиске новых приёмов, способов воздействия на учеников с целью создания положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности, повышения мотивации речи. Достижению этой цели служат игры, игровые приёмы и ситуации.

Часто логопедические занятии я провожу в нетрадиционной форме. Это может быть прогулка в сказочный лес, экскурсия в «Лесную школу», путешествие в «Страну сказок». На занятия к детям приходят сказочные герои, герои из мультфильмов, любимые игрушки. Ребята откликаются на просьбы своих кумиров и охотно с интересом выполняют предлагаемые задания. Помогают разнообразить занятия (особенно со школьниками среднего возраста) ребусы, головоломки, кроссворды.

При работе над слоговым и звуковым анализом и синтезом можно предложить игру «Составь слово». Она имеет несколько вариантов.

  1. Дети прочитывают предложенное слово, заменяют зачёркнутую букву на другую и составляют новое слово.

  и            о          а

кот        дым      лист

    у               л       п

стол        воск      сила

  1. В предложенном слове ученики расставляют буквы в другом порядке и называют новое слово.

п

и

л

а

3

2

1

4

л

о

с

и

3

2

1

4

Р

а

к

е

т

а

3

2

1

4

5

6

  1. «Слово рассыпалось, буквы смешались.

   Слоги и буквы совсем потерялись.

             Очень прошу вас, друзья, помогите,

             Буквы скорее на место верните».

        е           а                 р       к

                                                       у

н           п           л          а      ч

При работе над слоговым составом слова используется игра «Шифровальщики».

Ученики читают карточку со слогами, затем из этих слогов составляют , т. е. «расшифровывают» слова.

мон-ли

ро-до-га

«Даны слова вам странные,

  Почти как иностранные.

  На них вы посмотрите и переведите»,

Расставляя слоги в предложенном порядке можно составить пословицу.

чи

чешь

ка

пе

чи

жи

есть

ла

хо

ле

не

на

6

2

4

11

12

9

3

5

1

8

7

10

 

(«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».)

Работая над предлогами, предлагаю ребусы такого вида:

ка

ход

па

ма

уш

ка

н

ос

(Предлог является слогом или частью слова),

При проведении работы по коррекции слухового внимания, восприятия предлагаю ученикам поиграть в «Радистов».

Ученики должны определить на слух длину звукового сигнала и обозначить его точкой или тире. Логопед ударяет в бубен, то отрывисто, то плавно. Получается звук короткий, длинный.

 Для коррекции зрительного внимания, пространственного восприятия, памяти предлагаются упражнения в узнавании, составлении, различении предметов, их частей, букв, слов. Используются игры, игровые приёмы «Узнай букву», «Допиши букву», «Измени букву», «Найди пару», «Дополни до целого», «Прочитай слово из полубуковок».

Д

А

ДОРОГА

РАБОТА

Предлагаемые виды работ позволяют вызвать интерес у учащихся, повысить эффективность логопедических занятий, тем самым способствуют более успешному решению коррекционных, развивающих и обучающих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у обучающихся школы VIII вида

В работе представлены теоретический материал о  нарушение чтения у  младших школьников  и практические приёмы коррекционной работы по его преодолению....

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДля эффективной работы школьного логопеда...

Оптико-пространственные нарушения у школьников. Особенности коррекционной работы при оптической дисграфии.

Дисграфия – специфическое нарушения письма - составляет основной процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Данное нарушение является серьезным препятств...