Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно развивающих игр
методическая разработка по теме
Методические рекомендации, по предупреждению и устранению дисграфии в школьных коррекционных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gou_specialnaya_korrekcionnaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola_8_vida.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ специальная коррекционная общеобразовательная школа 8 вида №567
« Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно развивающих игр».
(Из опыта работы).
Учитель-логопед: Т.С. Новосёлова
Москва, 2009 год.
СОДЕРЖАНИЕ
- Вступление. Дисграфические ошибки.
- Причины, лежащие в основе возникновения дисграфических ошибок.
- Приёмы, виды работ, применяемые для устранения дисграфических ошибок.
4.Заключение.
«Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно-развивающих игр».
Одним из наиболее важных направлений логопедической работы в специальной коррекционной школе 8 вида является работа по преодолению дисграфии.
Часто в письменных работах учащихся встречаются специфические ошибки, т. е. ошибки не похожие на ошибки грамматического характера. Например: - пропуски букв и слогов;
- недописывание окончаний;
- внесение лишних букв или слогов в слова;
- перестановка букв или слогов;
- смешение букв или элементов букв и др.
(город – «горд», пилили – «пили», глубокая река – «голобокая река», иногда – «игонда»).
В основе возникновения стойких повторяющихся «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, аналитико-синтетических навыков и пр.
У таких учащихся часто отмечаются нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Дети, у которых несформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем отключаются от последующего хода урока.
При несформированности слухового внимания и памяти учащиеся с трудом удерживают в памяти ряд из 5-6 слов, затрудняются в воспроизведении предложений из 4-5 слов. Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращённую ко всему классу.
Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению и письму. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, образцами предложенными на доске или в учебнике.
При несформированности фонематического слуха ученики затрудняются в различении фонем родного языка: глухих и звонких, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих согласных (прыгает – «прыкает»), допускают ошибки при подборе проверочных слов (таз – «тасик»).
Отрицательно сказывается на письменной речи учащихся несформированность языкового анализа и синтеза. В письменных работах встречается большое количество ошибок:
- пропуски, недописывание букв и слогов;
- наращивание слов лишними буквами и слогами;
- перестановка букв и слогов в слове;
- слитное написание слов;
- произвольное деление слов на слоги.
При отставании в развитии лексико-грамматической стороны речи дети затрудняются в структурном построении предложения. Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении (согласованием, управлением) приводит к аграмматизму на письме.
Лексический запас детей отличается бедностью и неточностью. Количественная сторона словаря ограничена обиходно-бытовыми рамками. Нарушение качественной стороны словаря заключается в неумении правильно изменять слова по числам, падежам, временам, образовывать новые слова. Например: слова-действия – подгребает, сгребает, выгребает – могут заменить одним словом «грабит».
При несформированности пространственного восприятия в письменных работах учащихся часто встречаются ошибки на смешение элементов некоторых букв (б–д, и–ш, и–у, в–д, т–п).
Выше были раскрыты причины, лежащие в основе нарушения письменной речи. Логопедическая работа во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции и развития не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Путём подбора различных упражнений учитель-логопед воздействует на разные вышеперечисленные факторы, обуславливающие нарушения устной и письменной речи.
Как правило, умственно-отсталые дети инертны, неэмоциональны, порой проявляют негативное отношение к логопедическим занятиям. Поэтому каждый учитель-логопед находится в постоянном поиске новых приёмов, способов воздействия на учеников с целью создания положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности, повышения мотивации речи. Достижению этой цели служат игры, игровые приёмы и ситуации.
Часто логопедические занятии я провожу в нетрадиционной форме. Это может быть прогулка в сказочный лес, экскурсия в «Лесную школу», путешествие в «Страну сказок». На занятия к детям приходят сказочные герои, герои из мультфильмов, любимые игрушки. Ребята откликаются на просьбы своих кумиров и охотно с интересом выполняют предлагаемые задания. Помогают разнообразить занятия (особенно со школьниками среднего возраста) ребусы, головоломки, кроссворды.
При работе над слоговым и звуковым анализом и синтезом можно предложить игру «Составь слово». Она имеет несколько вариантов.
- Дети прочитывают предложенное слово, заменяют зачёркнутую букву на другую и составляют новое слово.
и о а
кот дым лист
у л п
стол воск сила
- В предложенном слове ученики расставляют буквы в другом порядке и называют новое слово.
п | и | л | а |
3 | 2 | 1 | 4 |
л | о | с | и |
3 | 2 | 1 | 4 |
Р | а | к | е | т | а |
3 | 2 | 1 | 4 | 5 | 6 |
- «Слово рассыпалось, буквы смешались.
Слоги и буквы совсем потерялись.
Очень прошу вас, друзья, помогите,
Буквы скорее на место верните».
е а р к
у
н п л а ч
При работе над слоговым составом слова используется игра «Шифровальщики».
Ученики читают карточку со слогами, затем из этих слогов составляют , т. е. «расшифровывают» слова.
мон-ли | ро-до-га |
«Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите и переведите»,
Расставляя слоги в предложенном порядке можно составить пословицу.
чи | чешь | ка | пе | чи | жи | есть | ла | хо | ле | не | на |
6 | 2 | 4 | 11 | 12 | 9 | 3 | 5 | 1 | 8 | 7 | 10 |
(«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».)
Работая над предлогами, предлагаю ребусы такого вида:
ка ход | па ма |
уш ка | н ос |
(Предлог является слогом или частью слова),
При проведении работы по коррекции слухового внимания, восприятия предлагаю ученикам поиграть в «Радистов».
Ученики должны определить на слух длину звукового сигнала и обозначить его точкой или тире. Логопед ударяет в бубен, то отрывисто, то плавно. Получается звук короткий, длинный.
Для коррекции зрительного внимания, пространственного восприятия, памяти предлагаются упражнения в узнавании, составлении, различении предметов, их частей, букв, слов. Используются игры, игровые приёмы «Узнай букву», «Допиши букву», «Измени букву», «Найди пару», «Дополни до целого», «Прочитай слово из полубуковок».
Д | А |
ДОРОГА | РАБОТА |
Предлагаемые виды работ позволяют вызвать интерес у учащихся, повысить эффективность логопедических занятий, тем самым способствуют более успешному решению коррекционных, развивающих и обучающих задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у обучающихся школы VIII вида
В работе представлены теоретический материал о нарушение чтения у младших школьников и практические приёмы коррекционной работы по его преодолению....
План работы, по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза (60 часов)
Дисграфия...
Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....
Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДля эффективной работы школьного логопеда...
Технология коррекционной работы по преодолению страха на занятиях по изодеятельности
преодоление страха с помощью рисунка...
Оптико-пространственные нарушения у школьников. Особенности коррекционной работы при оптической дисграфии.
Дисграфия – специфическое нарушения письма - составляет основной процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Данное нарушение является серьезным препятств...