Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».
план-конспект занятия по теме
Тема: Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».
Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Закрепление правильного произношения звука [Р] в спонтанной речи, при произношении слов различной слоговой структуры, употребление данных слов в предложениях. Закрепление умения определять наличие звука [Р] в словах (названиях птиц). Закрепление умения работать с предложением (составлять схему, менять слова местами, задавать вопросы к заданному слову). Закрепление умения давать полные ответы на поставленные вопросы. Повторение названий зимующих и перелетных птиц. Умение дифференцировать их. Развитие логического мышления, слухо-речевого внимания, вербальной памяти и фонематического слуха.
Воспитательные: воспитание упорства в достижении поставленной цели, повышение познавательного интереса и познавательной активности, развитие умения работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_ramkakh_nedeli_pedmasterstva.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад комбинированного вида 994
Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
в рамках недели педагогического мастерства
на тему: Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».
Учитель-логопед
Таран Ю.В.
Москва, 2014 г.
Тема: Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».
Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Закрепление правильного произношения звука [Р] в спонтанной речи, при произношении слов различной слоговой структуры, употребление данных слов в предложениях. Закрепление умения определять наличие звука [Р] в словах (названиях птиц). Закрепление умения работать с предложением (составлять схему, менять слова местами, задавать вопросы к заданному слову). Закрепление умения давать полные ответы на поставленные вопросы. Повторение названий зимующих и перелетных птиц. Умение дифференцировать их. Развитие логического мышления, слухо-речевого внимания, вербальной памяти и фонематического слуха.
Воспитательные: воспитание упорства в достижении поставленной цели, повышение познавательного интереса и познавательной активности, развитие умения работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.
Оборудование:
- Картинки зимующих и перелетных птиц.
- Аудиозаписи «Голоса птиц» для проведения слуховой разминки.
- Таблица со словами на «Кар-» (карта, карман, картофель, карусель, карета, карандаш, карамель, каравай, Карлсон), картинка Каркуши.
- Карточки для составления схем предложений.
- Разрезные картинки птиц.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Дети и логопед проходят в центр класса, становятся полукругом. Логопед выясняет знания детей о времени года Весна, весенних месяцах.
Логопед: - Ребята, посмотрите за окно и ответьте на вопрос: Какое время года наступило?
Дети: - Наступила весна.
- А какое время года было перед весной? Какое наступит после?
- Закончилась зима. Когда закончится весна, наступит лето.
- Какой сейчас месяц?
- Сейчас первый весенний месяц – март.
- Какой месяц закончился (был перед мартом)? Какой наступит после? (отвечают)
- Какие три месяца весны вы знаете? (отвечают)
- Какие признаки весны вы можете перечислить? (отвечают)
Л: Хорошо. Вы многое знаете о весне. А теперь давайте вместе покажем некоторые весенние признаки с помощью зарядки для языка.
- Артикуляционная гимнастика:
Дети вслед за логопедом повторяют серию движений артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Логопед: Итак, наступила весна, но весна ранняя, поэтому ветер дует холодный. Давайте подуем холодным ветерком себе на ладошки ССС (заборчик), ФУУУ (дудочка) – чередование 2-3 раза. А теперь, покажем, как от ветра качаются ветки у деревьев – влево/вправо (часики) – чередование 2-3 раза. А теперь подуем вверх, поднимем язык высоко-высоко (чашечка с медленным подъёмом языка вверх – к кончику носа) и подуем на носики – повторение 3-4 раза.
А ещё весной тает снег и лед, и поэтому часто слышна капель на улице, давайте покажем, как она стучит по крышам домов, по карнизам (упражнение «дятел», постукивание об альвеолы - дддд). Хорошо.
А теперь давайте еще раз подуем сильным ветерком на наш язык, но только во рту (упражнение «заведи мотор» сначала от звука Т, затем от звука Д) – повторяем 4-5 раз. Молодцы!
Закрепление правильного изолированного произнесения звуков [Р] и [Рь]:
Логопед предлагает детям по цепочке произнести звук РРРР, раскатисто. У кого из вас получится дольше произнести звук РРР? Затем в обратном порядке дети произносят мягкий вариант звука.
3. Повторение пройденного материала:
Логопед предлагает детям посмотреть на доску и назвать картинки птиц, которые весят на ней: воробей, ворона, грач, сорока, скворец, снегирь.
Л: Сядет тот из вас, кто вспомнит название любой из этих птиц.
Называют, садятся.
Характеристика птиц (перелетные и зимующие):
После того, как дети сядут на свои места, логопед предлагает им вспомнить, какие из этих птиц перелетные, а какие зимующие.
Л: Ребята, давайте вспомним, какие из этих птиц улетают на юг зимой. (Называют)
Л: А как вы думаете, почему они улетают?
Д: Они улетают, потому что им нечем питаться зимой.
Л: Скажите, а все ли птицы улетают на зиму в теплые края? Какие остаются зимовать? Как они называются?
Д: Птицы, которые не улетают на юг зимой, называются зимующие птицы (перечисляют).
Л: А чем питаются эти птицы? Нужно ли им помогать, подкармливать их? Что строят люди для этих птиц? Чем подкармливают их.
Д: отвечают.
Л: А какая из этих птиц наоборот прилетает к нам на зиму?
Д: Снегирь.
4. Игра «Четвёртый лишний»:
Логопед предлагает детям назвать картинки, висящие на доске.
- Грач, ворона, сорока, воробей. Л: какая картинка здесь лишняя? Почему?(отвечают)
- Воробей, ласточка, ворона, сорока. Л: какая картинка лишняя в этом ряду? Почему? (отвечают) А почему еще слово ласточка лишнее среди других слов в этом ряду? Д: В нем нет звука «Р».
- Сорока, ворона, снегирь, голубь. Л: подумайте, какая лишняя картинка? Д: снегирь, потому что он прилетает в наши края зимой.
- Слуховая разминка:
Л: А сейчас мы с вами послушаем, какие разные голоса бывают у птиц. Постарайтесь запомнить голос каждой из них.
Логопед по очереди включает записи с голосами птиц и называет каждый из них.
Л: Это поет жаворонок, а так – скворец. А вот чирикает воробей. А это кто?
Д: Это каркает ворона.
После того, как дети прослушают все записи, логопед включает их в другом порядке, а дети угадывают, голос какой птицы они услышали.
Проверка правильности выполнения задания.
6. Называние слов с различной слоговой структурой со звуком [Р]. Работа с таблицей слов на КАР-:
На доске картинка вороны.
Л: ребята, посмотрите на доску. Что это за птица? Ворона это зимующая или перелетная птица? Как ворона подает голос? Она каркает, т.е. «Кар-кар».
Сегодня ворона принесла для нас картинки со своими любимыми словами, все эти слова начинаются на слог «кар-». Сможете ли вы догадаться, какие это слова.
Дети предлагают свои варианты слов, начинающихся на слог кар-.
Картина, каракули, карандаш, карта, карапуз и т.п.
Логопед выслушивает все придуманные детьми слова, при необходимости исправляя ошибки.
7. Физкультминутка:
Мы хорошо потрудились, самое время немного отдохнуть. Но ворона нам поможет в этом:
«Две вороны»
Две вороны на дубу
Раскричались поутру:
Кар да кар, кар да кар –
Вот устроили базар!
Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак, повернуты друг к другу. Ритмично, то сжимая, то разжимая ладонь, противопоставлять первый палец четырем остальным (вороны открывают клювы). В конце физминутки развести прямые пальцы как можно шире.
8. Работа с таблицей слов, составление предложений:
Л: А теперь давайте посмотрим что за слова принесла для нас наша Каркуша.
На доске – таблица со словами на слог КАР-: карта, карман, картофель, карусель, карета, карандаш, карамель, каравай, Карлсон.
Дети называют все сова по цепочке. После этого к доске вызывается один ребенок. Ему дается картинка вороны.
Л: Ворона находится на самой первой картинке. Сейчас я буду давать команды вороне, а она будет двигаться по клеточкам: вверх, вниз, влево, вправо. Помогать ей будете вы. Когда я скажу «стоп» вы назовете мне ту картинку, на которой остановится ворона. Начали… две клеточки вниз, две клеточки вправо, одна – влево, две – вверх, стоп.
Дети называют картинку. С данным словом составляются предложения.
Данное задание несколько раз выполняется разными детьми у доски. Последний раз можно выполнить с места. Все дети будут мысленно следить за командами логопеда. После окончания задания, сверяются ответы детей, выясняется на какой именно картинке они остановили взгляд. С последним словом составляется несколько предложений.
Л: Давайте выберем одно из составленных вами предложений.
К доске вызывается ребенок, который составляет схему выбранного предложения. После этого проводится работа с детьми по данному предложению.
Л: Что мы составили?
Д: Мы составили предложение (схему предложения).
Л: Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое (второе… последнее)? Назовите слово-действие в данном предложении. Слова-предметы. На каком месте в предложении они стоят? Какой вопрос мы можем задать к этим словам? Какое слово отвечает на вопрос КТО ЭТО? Почему?
Д: Потому что это слово, которым называется живой предмет.
Л: Есть ли в предложении слово-предлог? Назовите его.
А теперь поиграем с этим предложением. Переставим местами слова и скажем его по-новому.
Дети произносят видоизмененные предложения.
Л: Обратите внимание, что смысл нашего предложения не меняется в независимости от того, как меняются местами слова в этом предложении.
10. Составление разрезных картинок:
Л: У каждого из вас на столе лежит конверт. В нем вы найдете части картинок. Соберите их.
Собирают
Л: Какие птицы у вас получились?
Дети называют птиц, объясняя перелетная это птица, или зимующая и составляют предложения, используя название птицы.
11. Итог занятия:
Л: Мы многое повторили на нашем занятии сегодня. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня.
Д: отвечают.
Л: Молодцы! Наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическое занятие в 3 классе (коррекционные классы) "Закрепление лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Зима»".
Цель: закрепление лексико-грамматических категорий....
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную актив...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»
В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...
Закрепление произношения звука Л на материале слов, предложений и в связной речи.
Конспект открытого логопедического занятия...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р на материале лексической темы "Ранняя весна"
План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р у ребенка 6 - 7 лет с ОНР (III уровень речевого развития)....