Формирование диалогической речи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, как одно из направлений социальной адаптации слабослышащих учащихся.
презентация к уроку по теме
В данной презентации обоснована актуальность обучения навыкам ведения диалога слабослышащих детей, проанализированы речевые трудности слабослышащих детей и приемы формирования диалогической речи. Предложена актуальная для социализации тема диалогов. Проведен мониторинг и определены перспективы дальнейшей деятельности по формированию диалогической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_slukhovogo_vospriyatiya_kontrolnogo_rechevogo_materiala.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи Цель: создать систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у слабослышащих учащихся 3-5 классов. Задачи: Выявить специфику и трудности овладения слабослышащими школьниками диалогической речью. Подобрать речевой материал и определить примерный круг тем, направленных на социализацию учащихся. Предложить разнообразные способы обучения ведению диалогов разных типов и интересные формы проведения занятий по РСВ и ФП . Провести мониторинг и показать уровень результативности данной системы работы и доказать необходимость специальной коррекционной работы по формированию диалогической речи учащихся с нарушениями слуха
Актуальность
Гипотеза Использование текстов-диалогов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП с обучающимися слабослышащими школьниками должно позволить: создать условия для успешного формирования навыков устной коммуникации; повысить качество устной речи (ее восприятие и воспроизведение ); о казать положительное влияние на процесс социализации
Основные трудности при овладении диалогом слабослышащими детьми. Слабослышащие дети занимают пассивную позицию в диалоге Предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог В речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения В ответах часто ограничиваются одним словом Не умеют слушать и с трудом понимают обращенную речь Не умеют последовательно и точно излагать свои мысли Редко пользуются формами речевого этикета ограниченный словарный запас учащихся; неправильное фонетическое оформление высказывания; отсутствие умения правильно строить предложения; нарушение грамматического строя речи; неадекватное употребление слов его значению; нарушение связи слов в предложении.
Теоретические основы Подчеркивается необходимость обучения диалогической речи слабослышащих детей, определяются пути и средства обучения детей ведению диалога. Подчеркивается важная роль диалогической речи и коммуникативной компетенции слабослышащих детей в процессе их социализации. «Непосредственное общение, особенно на самых первых шагах его становления, характеризуется использованием диалогической речи » С.А. Зыков
Приемы работы над диалогом составление диалога из рассыпного текста; составление диалога по картинкам и иллюстрациям ; продолжение диалога по его началу ; вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных ); разучивание диалога при формировании произношения; ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом; составление диалога по ситуации (естественной, наглядной, воображаемой); смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка», затем они меняются ролями ); трансформация диалога по различным заданиям (изменение времени или места действия ); самостоятельное составление диалога на заданную тему; разыгрывание по ролям ; инсценировка.
Темы диалогов Моя семья Каникулы Здоровый образ жизни Планы на будущее Компьютер в моей жизни Погода Знаменитые люди Мои друзья Любимый питомец Звонки в экстренные службы Разговор в магазине Прием гостей Модель формирования диалога Первый этап - подготовительный: выбор участников диалога, определение вида диалога. Второй этап – выбор темы, определение содержания; готовность, желание, эмоциональный настрой собеседников. Третий этап – словарная подготовка. Четвертый этап – совершенствование речевого материала и непосредственно структуры диалога.
составление диалога по картинкам и иллюстрациям Девочка, что случилось? Я гуляла, бегала и упала, ободрала коленку. Где ты живешь? Мой дом далеко, а нога болит, течет кровь! Садись на велосипед, я тебя подвезу! Спасибо!
Ведение диалога в связи с событиями личной жизни - Привет - Как дела? - У меня всё хорошо. А у тебя? - У меня тоже всё хорошо. - Как ты провёл зимние каникулы? Хорошо! Мы с родителями ездили в Крым к бабушке и дедушке. А ты чем занимался на каникулах? Я был дома. Смотрел телевизор, делал уроки, гулял. Как ты встретил Новый год? - Очень весело. Мы ходили в гости. А ты? Тоже весело. К нам приходили гости, мы жарили шашлык на улице. - Что тебе подарили? - Мне подарили телефон. А тебе? - Мне подарили деньги. Хочу купить планшет. - Здорово. Я люблю Новый год. - Я тоже люблю. Ну, пока! - До встречи
Ведение диалога по плану План. Поздоровайся . Узнай , в какое время принимает нужный тебе врач. Спроси , надо ли записаться. Назови удобное для тебя время. Представься . Назови номер школы, в которой ты учишься. Домашний адрес. Попрощайся . Звонок в поликлинику
Уровень слухового восприятия контрольного речевого материала 30 фраз = 100% Для диагностики используются методика И.Г.Багровой и методика Л.П.Назаровой
Уровень внятности произношения Диагностическая методика Э.И.Леонгард (чтение 50 фонетически сбалансированных слов)
Выводы Разработана и апробирована система формирования диалогической речи слабослышащих учащихся 3-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. В рамках этой системы: уточнено содержание работы над диалогической речью; внесены темы, отражающие интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей; использованы приемы, мотивирующие общение детей; п редложены разнообразные способы обучения ведению диалога через проекты занятий по РСВ и ФП Перспективы дальнейшей деятельности Сформулировать и представить методические рекомендации для воспитателей по формированию навыков ведения диалога у слабослышащих учащихся во внеклассной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе.
Понимание диалогической речи в психологии, педагогике, лингвистике. Становление диалогической речи в онтогенезе. Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Логопедическая работа по формированию диалогической речи у детей с ОНР
В данной статье продемонстрированы результаты исследования диалогической речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также определены методы и формы работы по данному направлению....
Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В статье изучены особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлена эффективная коррекционная работа по формированию диалогической речи, ...
Развитие пассивно-активного словаря по теме "Дикие животные". Формирование диалогической речи посредством жестового языка
Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 5в класса "Особый ребенок"...
«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...
Приемы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста
В работе рассказано об условиях, в которых протекает диалог, перечисляются диалогические умения, раскрываются методы и приемы формирования диалогических умений....
Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.
Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...