"Некоторые аспекты дезадаптации младших школьников"
статья по теме

Варвара Александровна Фирсова

В пуюликации освещены такие вопросы как : что такое дезадаптация, её причины и методы коррекции. Статья будет интересна и полезна учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты дезадаптации младших школьников.

Проблему школьной дезадаптации следует отнести к числу наиболее острых педагогических и социальных проблем современности. В  последнее время, по наблюдению различных ученых, происходит рост процентного соотношения дезадаптированных детей в школе по сравнению с адаптированными (примерно 60% к 40%).

Понятие «школьная адаптация» стало  недавно использоваться психологами для описания проблем и трудностей, возникающих у детей разного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием, прежде всего,  связаны отклонения в учебной деятельности и затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками. Кроме того, большинством отечественных и зарубежных психологов к проявлениям дезадаптации относятся такие явления как:  агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решения, повышенная возбудимость, частые эмоциональные расстройства, завышенная самооценка, побеги из школы и дома, лживость, заметная уединенность, разговор с самим собой.   Эти отклонения не обязательно связаны с психическим или умственным состоянием ребенка, данные явления возникают и у абсолютно здоровых детей. Ведь первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результатом этого процесса выступает система качеств, умений и навыков, обеспечивающих успешность нового вида деятельности – школьного обучения. Если этого не происходит, то начинают образовываться  неадекватные механизмы приспособления ребенка к окружающему миру,  которые неизбежно влекут за собой такие  явления как нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтные отношения с одноклассниками и учителями, повышенный уровень тревожности и агрессии. Показателем наличия школьной дезадаптации выступают также  различные формы школьных неврозов и другие психогенные заболевания, возникающие в период школьного обучения (сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, повышенная потливость, дрожание пальцев рук).

 Одна из главных причин дезадаптации, особенно в младших классах, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из благополучной семьи, где он не испытывает никаких отрицательных переживаний, то такому ребенку не страшна дезадаптация. Другая причина состоит в том, что любые трудности в учебе и поведении осознаются детьми, прежде всего, через отношение к ним учителя. Негативное отношение педагога к учащемуся способно спровоцировать сложности в адаптации ребенка к школьным условиям. Процесс адаптации неразрывно связан и с мотивационным компонентом личности. Так как познавательная сфера у большинства детей даже к концу первого учебного года находится еще на низком уровне, то в этот период первостепенное значение как раз и приобретает мотивация младших школьников. Большое место в структуре мотивов ребенка занимают узколичные мотивы благополучия, престижа и желания получать отличные отметки. Широкие социальные мотивы (долга, ответственности) пока еще отсутствуют. Все это осложняет процесс адаптации ребенка к школьному обучению. Как правило,  не всегда удовлетворяются существующие мотивационные потребности учащегося начальной школы, а,  не имея их широкого спектра, ребенок чувствует себя дискомфортно в  новых условиях школьного обучения. Кроме того, процесс адаптации и мотивации ребенка в этот период тесно связан со структурой межличностного общения. Навыки общения у младших школьников, как правило, тоже недостаточно развиты. Есть дети с пониженной социальной активностью, медлительные, склонные к одиночеству и размышлениям. Бывает и противоположная картина, когда ребенок непоседлив, активен, общителен. Здесь уже играют роль и природные задатки темперамента и особенности семейного воспитания, наличие или отсутствие братьев и сестер, умение применять навыки семейного общения в другой социальной среде. При обычной организации школьной жизни межличностные отношения младших школьников носят  довольно аморфный характер. Часть детей, пытаясь адаптироваться к среде, начинает использовать не совсем удачные стратегии поведения в  отношениях со сверстниками (ябедничать учителю, подлизываться к одноклассникам, хулиганить, вести себя откровенно демонстративно). Кроме того, межличностные отношения в начальной школе строятся на эмоциональной основе и имеют четко выраженную парную связь,  (то есть, если Маша дружит с Дашей, то уже дружить с Олей ни Даша, ни Маша не будут.) Такое явление неизбежно приводит к усложнению и затягиванию процесса адаптации, так как известно, что наличие множества коммуникативных связей значительно облегчает процесс вхождения в новую среду.

Согласно психологическим исследованиям, основным содержанием школьной дезадаптации является состояние эмоционального дискомфорта. Как правило, факторами, вызывающими это состояние, выступает неверный педагогический подход к ребенку, с одной стороны, и низкий социальный статус и отрицательное отношение одноклассников, с другой. В свою очередь, оба этих фактора приводят к трудностям во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, к нежеланию подчиняться школьным нормам и правилам, к ослаблению учебной мотивации. Данную цепочку последствий продолжает нарушение поведения и школьная неуспеваемость. Часто в финале обнаруживается психический стресс ребенка, приводящий к нарушению в его психическом развитии. Дезадаптация ребенка в школе отрицательно влияет и на адаптацию его в других сферах жизни. Отсюда возникает необходимость своевременного выявления и возможной коррекции дезадаптивных проявлений личности. Существует множество методик для определения уровня адаптации ребенка, как проективных, так и всевозможных тестов и опросников. Трудность в работе с младшими школьниками при диагностике заключается в том, что при ответах на вопросы дети, обычно пишут или говорят не то, что думают на самом деле, а то, что, как им кажется, хотел бы услышать от них учитель. Именно поэтому предпочтительнее использовать в работе с младшими школьниками проективные методики (рисунок лесной школы, рисунок человека под дождем, Дом-Дерево-Человек и т.п.), во многом ориентированные на диагностику глубинных, неосознаваемых состояний личности. Сложность проективных методик заключается в их интерпритации. Здесь требуется большой опыт психолога в работе с данным видом тестов, дабы избежать значительной доли субъективизма при оценке результата. После проведения исследования и обработки полученных данных, встает вопрос о выявлении причин и коррекции дезадаптивных проявлений.

Если формой прояления дезадаптации является неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности (сложность в усвоении абстрактных понятий, неумение оперировать цифрами, нежелание делать уроки, трудности в обучении) то причинами может быть недостаточное интеллектуальное или психическое развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны взрослых. В качестве коррекционных мероприятий обычно проводятся беседы с ребенком и родителями. Если формой проявления является неспособность ребенка произвольно управлять своим поведением (непоседлив, невнимателен на уроке, хулиганит на перемене), то причиной этого часто выступает неправильное воспитание в семье, отсутствие правил и запретов. Коррекция проводится в виде работы с семьей и педагогом, с целью предотвращения неправильных форм реагирования на поведение ребенка и выработки стратегии нужного воспитания, с учетом особенностей школьника. Проявление дезадаптации в неспособности выдерживать темп школьной жизни зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Коррекция проводится путем выработки совместно с родителями и педагогами оптимального режима нагрузки ученика с учетом его психосоматических особенностей.  Школьный невроз (боязнь школы, неумение отделить себя от семьи и войти в новую среду) как форма проявления дезадаптации имеет своей причиной гиперопеку родителей. Коррекция в данном случае проводится путем групповых занятий с ребенком и семейной терапии. Своевременно выявленная дезадаптация, позволяет избежать многих проблем. В частности, любой из ее факторов  представляет непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах. Именно на интеллект в младшем школьном возрасте падает основная нагрузка, так как для успешного овладения учебной деятельностью необходим достаточно высокий уровень развития мышления, внимания, памяти, речи. Приобретенный  в период дошкольного детства запас элементарных знаний служит предпосылкой успешного усвоения изучаемых в школе предметов. В этой связи даже легкое нарушение интеллектуальных функций затрудняет процесс обучения ребенка в школе. В случае же задержки психического развития, дезадаптация практически неизбежна. Значительные трудности при адаптации испытывают дети с различными нейродинамическими нарушениями, наиболее часто проявляющиеся синдромом гипервозбудимости или противоположным явлением психомоторной заторможенности. Поэтому немалую роль в успешной адаптации к школе играют и личностные,  характеорологические особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как ситуация обучения, прежде всего носит коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения ребенка. Данные качества формируются, прежде всего, в процессе семейного воспитания. Для адаптации ребенка в школе необходимы, прежде всего, успешно пройденные начальные этапы семейной социализации. Связь процесса адаптации и особенностей семейного воспитания иллюстрирует следующий пример. В ноябре 1999 года среди учащихся 5-х классов московской школы № 39 было проведено исследование уровня адаптации детей к школе. Была обнаружена явная зависимость между социометрическим статусом ребенка, особенностями личностной сферы, семейным воспитанием и уровнем адаптации. У респондентки К.В. – ученицы 5 класса в возрасте 10 лет был выявлен низкий уровень школьной адаптации и внешняя мотивация к учебе. По результатам рисуночных тестов у К.В. была выявлена конфликтная ситуация в семье,  большая зависимость от родителей, особенно матери,  озабоченность взаимодействиями со средой, ревность к старшему брату,  тревожность, недостаток эмоционального тепла в домашней обстановке, постоянное акцентирование травмирующего момента прошлого, связанного с семейными отношениями. Похожие симптомы были обнаружены и у остальных респондентов с низким уровнем адаптации к школе. Отсюда возникает потребность в более пристальном внимании,  прежде всего,  семьи к проблеме школьной дезадаптации. При стремительно меняющемся темпе сегодняшней жизни, многим взрослым людям порою сложно правильно сориентироваться в новых жестких условиях, можно представить каково же детям адаптироваться к жизни  в ХХ1 веке.

Педагог-психолог школы №338 г. Москвы

Фирсова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения

Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается  в оказании  помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства,...

"Некоторые аспекты деятельности педагога-концертмейстера с младшим хором"

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она побуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возв...

Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...

Некоторые аспекты реализации современной системы оценивания качества математической подготовки школьников на ступени ООО

Особенность  ФГОС нового  поколения   -  деятельностный  характер,  который  ставит  главной  задачей  развитие  личности  учащегося....

Некоторые аспекты культуры здоровья школьников

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты культуры здоровья школьников и использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка....