КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ (Гильбух) Опросник «Мой класс»
опыты и эксперименты ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ (Гильбух)
Опросник «Мой класс»
Может использоваться во II - VII классах.
Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).
Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:
Суммы баллов:
степень удовлетворенности (У) — 10;
степень конфликтности (К) — 9;
степень сплоченности (С) — 12.
Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.
При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.
Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»
Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):
Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» — балл 1, а при ответе «Нет» — балл 3.
По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.
Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.
В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 — для удовлетворенности, 9 — для конфликтности, 12 — для сплоченности.
Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).
Бланк опросника «Мой класс»
Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня | Обведи кружочком свой ответ | Для учителя | |
1. Ребятам нравится учиться в нашем классе | да | нет | 3 |
2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом | да | нет | 1 |
3. В нашем классе каждый ученик — мой друг | да | нет | 1 |
4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы | да | нет | О 1 |
5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками | да | нет | 3 |
6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу | да | нет | О3 |
7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу | да | нет | 1 |
8. Многие дети в нашем классе любят драться | да | нет | 3 |
9. Все ученики в нашем классе — друзья | да | нет | О3 |
10. Некоторые ученики не любят свой класс | да | нет | |
11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем | да | нет | 1 |
12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу | да | нет | 3 |
13. Наш класс веселый | да | нет | |
14. Дети в нашем классе много ссорятся | да | нет | |
15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья | да | нет |
Тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель»
Может быть использован начиная с III класса. Вариант в скобках используется в средних и старших классах. Каждому ученику предлагается бланк со следующими незаконченными предложениями:
Описанный тест принадлежит к категории проективных. В тестах этой категории стимулы, ни которые должен реагировать испытуемый, специально подбираются как можно более неопределенные. Это-то как раз и побуждает испытуемых в своих ответах выражать ("проецировать") свои, порой самые сокровенные, мысли, чувства, настроения. Таков и данный тест. С его помощью можно определить настроения учеников, степень их удовлетворенности школьной жизнью, психологический климат в классе и т.п.
При обобщении результатов тестирования по каждому незаконченному утверждению определяется процент учеников, чьи ответы отразили положительные установки, оценки и настроения, и процент учеников, чьи ответы по данному вопросу выразили отрицательные установки. Затем определяется количество вопросов, по которым более 50 процентов учеников выразили положительные установки. Этот показатель и используется при оценке уровня нравственного развития учащихся сравниваемых классов, а также прогресса, достигнутого в этом отношении определенным классом за более или менее продолжительный отрезок времени (не менее одной учебной четверти).
1. Я учусь наилучшим образом, если_______________________________________
______________________________________________________________________
2. Я больше всего счастлив, когда мой учитель (мои учителя)__________________
______________________________________________________________________
3. В нашем классе совместная работа с одноклассниками является______________
______________________________________________________________________
4. Мой учитель (учителя) думает (думают), что я ___________________________
______________________________________________________________________
5. Когда я задаю вопросы, мой учитель (учителя)___________________________
______________________________________________________________________
6. Когда я теряюсь, мои учитель (учителя)__________________________________
______________________________________________________________________
7. Hаш класс является___________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Больше всего в своём учителе (своих учителях) мне нравится________________
______________________________________________________________________
9. Когда я хорошо справляюсь с заданием, мои учитель (мои учителя)__________
______________________________________________________________________
10. Меньше всего в моем классе мне нравится_______________________________
______________________________________________________________________
11. Только мои учителя__________________________________________________
12. Больше всего в моем классе мне нравится_______________________________
_____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты внедрения новых речевых технологий.Конспект урока литературы в 11 классе «Тайны поэтического ремесла».
Статья содержит краткое описание опыта работы по внедрению новых речевых технологий.В качестве примера предлагается конспект урока литературы в 11 классе с использованием лингвопоэтического анализа и...
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»
• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)....
Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
Краеведение в дополнительном образовании (из опыта работы)....
Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"
laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...
"Профессиограмма педагога музыкальной школы и некоторые аспекты технического развития учащихся".
Фундаментом техники пианиста является контакт с клавиатурой. В прошлые годы, выступая с методическим докладом "Работа с начинающими" и на проведённых открытых уроках я поделилась своим опыто...
Диагностическая методика уровня формирования творческих способностей детей (2 младшая группа, средняя группа)
С помощью данной диагностической методики можно выявить уровень сформированности творческих способностей у детей 2 младшей группы и средней группы на начало и конец года....
Духовно-нравственное развитие младших школьников
Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную ...